<<< К началу повести

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2006-2017)

Владимир Высоцкий в Ленинграде
(продолжение)

- 1962 год -

        Глава будет весьма короткой, поскольку нет информации, приезжал ли Высоцкий в том году в Ленинград. Конечно, как исполнитель одной из главных ролей в фильме "713-й просит посадку" он должен был быть на премьере фильма, которая состоялась 5 марта 1962 г. в кинотеатре "Ленинград", но был в это время на гастролях в Свердловске с Театром миниатюр.

        Будущий партнёр Высоцкого по Театру на Таганке А.Васильев через много лет вспоминал:

        "Впервые я увидел Высоцкого в фильме "713-й просит посадку". Я пришёл из-за Отара Коберидзе, с которым нас когда-то столкнула судьба... Кошмарный фильм – искусственная история о добре и зле... И там был единственный живой человек – какой-то парень очень здорово сыграл маленькую ролишку морского пехотинца. Я тогда узнал, что роль сыграл Высоцкий, но потом забыл эту фамилию. Совершенно забыл".*29

        Любопытная деталь: несмотря на весьма примитивный сюжет, этот фильм в год выпуска занял 13-е место по прокату, его посмотрели 27,9 млн. зрителей.

- 1963 год -

        Историю одного из приездов Высоцкого в Ленинград рассказала И.Кочарян в интервью журналисту В.Перевозчикову:

        "Как-то Лева уезжал В Ленинград, делать какие-то пробы. А Толя Утевский и Володя поехали его провожать. Предупредили меня, что приедут ночевать сюда, потому что Толян жил уже довольно далеко. Сказали: "Иннуля, не волнуйся, проводим и приедем ночевать. Дверь не запирай". Я и не запирала. Поезд ушёл где-то около двенадцати ночи... Час – их нет, два – их нет, и никто не звонит... Вдруг утром звонок из Ленинграда. Оказывается они в Ленинграде – Володя, Лева и Толян.
        – Почему и как?
        – Пришли провожать, сели в поезд. Поговорили. "А почему бы нам не съездить в Ленинград?" – "Ну давайте съездим". Вот и поехали. Всё было очень просто".*30

        Эти воспоминания подтверждаются другим участником событий, А.Утевским:

        "Лёва уезжал в Ленинград – у него там были дела. Мы с Володей собрались его проводить. Договорились с Инной, что вернёмся переночевать, поскольку я жил уже на другой квартире, довольно далеко от вокзала. И Володя решил остаться со мной за компанию. Поехали втроём на Ленинградский вокзал, посадили Лёвушку в вагон, потом посмотрели друг на друга и так нам захотелось в Питер... Случайно подвернулись билеты и мы всей честной компанией отправились на берега Невы. Только утром позвонили Инне, которая, конечно, волновалась, ждала..."*31

        По воспоминаниям ныне покойной И.Кочарян, описываемое событие произошло в 1963 году, когда Л.Кочарян готовил "Голубой огонёк" 1964 года. Я позвонил А.Утевскому и спросил его мнение.

        "Вы знаете, мы ездили в Ленинград очень часто. Я не могу Вам точно сказать, когда был именно этот случай, я просто не помню", – ответил он.*32

- 1964 год -

        Эта "ленинградская" глава жизни Высоцкого тоже недлинная, и, хотя, разумеется, нельзя исключить, что Высоцкий неоднократно приезжал в этом году в Ленинград (как мы только что имели возможность убедиться, факт частых визитов Высоцкого в северную столицу подтверждён А.Утевским), имеется весьма сомнительная информация лишь об одном таком приезде.

        Сразу скажем: описанное в этой главе пока что подтверждения не имеет. Однако мой принцип: если существует в литературе рассказ о некоем событии, о нём надо упомянуть, а потом оценить правдоподобность описанного.

        Уже цитировавшийся выше К.Шмелёв разыскал женщину, которая, по её словам, присутствовала в 1964 году на одном из "левых" ленинградских концертов Высоцкого. Однажды Алла Константиновна (так зовут эту даму) возвращалась из института домой в вагоне метро. К ней подошёл молодой человек: "Не хотите ли, говорит, девушка, сходить со мной на концерт одного московского певца?!" Алла видела этого юношу впервые, но согласилась сразу. А Володя (так звали нового поклонника) доверил Алле страшную тайну.
        Знаете, сказал он ей, об этом концерте нельзя никому рассказывать, московский актёр жутко засекречен, его преследует Комитет (ну Вы, Алла, сами понимаете), поэтому о концерте – никому, адрес забудьте, я потом Вас провожу домой необычным путём, чтобы избежать слежки".*33

        В результате всей этой конспирации девушка Алла попала на концерт какого-то человека, певшего блатные песни (фамилию его ей так и не сказали), которые ей не понравились. Высоцкого она увидела в 1969 г. на концерте в Доме культуры объединения им. Свердлова, где она работала, и признала в нём солиста с "квартирника" пятилетней давности.

        Нужны ли комментарии? Фамилию свою мемуаристка назвать оказалась, что, в общем, понятно – ведь этот бред мог прочесть кто-то из знакомых, потом стыда не оберёшься... Подводя итог, можно сказать, что о выступлениях Высоцкого в Ленинграде в 1964 г. пока достоверно ничего не известно.

        Петербурженка Л.Сыркина рассказала мне о совместном концерте Высоцкого и ленинградского барда Е.Клячкина.
        "Этот концерт состоялся на Петроградской стороне рядом с Домом культуры Ленсовета, – вспоминала она в беседе, состоявшейся 7 апреля 2007 года. – Именно не в самом Доме культуры, а в здании напротив. Зал был маленький, а народу собралось очень много. Милиция даже образовала живой коридор и по этому коридору проходили зрители. В основном, пел Высоцкий. Клячкин тоже пел, но, кажется, он тогда не был таким уж популярным, он ещё только начинал. Ну и кроме того, Клячкин был свой, местный, а мы старались проникнуть на выступление, в первую очередь, московских "звёзд".
        М.Ц. – Не могли бы Вы припомнить хотя бы примерно дату того концерта? Было ли это, когда "Таганка" впервые приехала на гастроли в Ленинград?
        Л.С. – Нет, это было раньше. Я окончила институт в 1962 году, а мы на то выступление бегали ещё студентами. Скорее всего, это был 1960-й год. Это совершенно точно было до первых гастролей "Таганки".

- 1965 год -

"Таганка" в Ленинграде

Во время гастролей в Ленинграде,
апрель 1965 г.         Первые в истории театра на Таганке гастроли были короткими – две недели, с 10 по 25 апреля. Театр выступал на сцене ДК им. Первой пятилетки. (И в дальнейшем, приезжая в Ленинград, таганцы играли именно на этой площадке.)

        Москвичи привезли четыре спектакля, Высоцкий участвовал во всех четырёх – "Добром человеке из Сезуана", "10 днях, которые потрясли мир", "Герое нашего времени" и "Антимирах". В двух первых его роли были маленькими и незаметными (главные роли в этих спектаклях, – соответственно, лётчика Янг Суна и Керенского, – Высоцкий сыграет гораздо позднее), так что совершенно естественно, что ленинградская критика молодого актёра вовсе и не заметила. "Герой нашего времени" и вообще был спектаклем неудачным и шёл на сцене "Таганки" недолго.

        Иное дело – "Антимиры". Здесь Высоцкий не просто играл, но и пел – и это уже тогда привлекало внимание. Кажется, Высоцкий здесь ещё равный среди равных ("Хочется сказать о песнях. В.Высоцкий, А.Васильев, Б.Хмельницкий поют просто, естественно, безупречно акцентируя смысл, так, как будто сами эти слова сочинили"), но уже появляется фраза, выделяющая его из общего ряда: "В.Высоцкий великолепно читают "Оду клеветникам"".*34

        Другой информации о выступлениях Высоцкого в спектаклях "Таганки" в Ленинграде нет. До того момента, когда ленинградцы будут ночевать в очередях, чтобы увидеть Высоцкого в роли "Гамлета", оставалось ещё семь лет...

        В мемуарной литературе о Высоцком есть указание на то, что песню "На границе с Турцией или с Пакистаном..." он написал по дороге на гастроли. Режиссёр Л.Буслаев, бывший в то время актёром "Таганки", вспоминал в беседе с высоцковедом Б.Акимовым:

        "Помню, на гастролях в Ленинграде Володя показал нам песню "На нейтральной полосе". Выступали мы в ДК имени Первой пятилетки, а жили в гостинице "Комсомольская" (обратим внимание на эти слова – ещё один ленинградский адрес Высоцкого, – М.Ц.). Вот он и говорит: "Ребята, хочу вам песню показать. Я её прошлой ночью сочинил (а мы предыдущую ночь как раз в поезде ехали из Москвы). Он именно так и сказал – это я хорошо помню, – и прямо с утра на репетиции её спел. Песня совсем свежая была, ещё не устоявшаяся. В тот день его постоянно просили, и он то в антракте, а то и вообще во время спектакля (это был первый наш спектакль – "10 дней...") между своими картинами её исполнял".*35

        Первый гастрольный спектакль "Таганки" состоялся 10 апреля 1965 г. Таким образом, если Л.Буслаев всё помнит точно, значит "Нейтральная полоса" была создана в ночь на это число.

        Любопытно, что во время гастролей в Ленинграде Театр на Таганке не только показывал спектакли, но и начал репетиции нового. 22 апреля состоялась первая репетиция "Павших и живых", в котором Высоцкому сперва досталась роль поэта М.Кульчицкого, а в дальнейшем, после ухода из театра Н.Губенко, он получил и с успехом исполнил роль С.Гудзенко.

        В Ленинград для участия в работе над спектаклем приехали поэт-фронтовик Д.Самойлов и его друг литературовед Б.Грибанов.

        "Во время работы над спектаклем мы и познакомились, – вспоминал Д.Самойлов. – Это было, как ни странно, так. Я узнал, что он играл и репетировал в "Павших и живых", а мы приехали сюда, в Ленинград. И любимовский театр приехал. Тогда он ещё начинался, шумел... И вот мы стоим у гостиницы "Октябрьская", и вдруг Володя говорит мне: "Давид Самуилович, хотите, я Вам спою?" Я даже ещё не знал (ну, на сцене-то он пел), что у него есть песни. Я говорю: "Конечно, Володя! Вот... Коньяку купили, пошли... Вот тогда я впервые услышал его песни".*36

        Уральский высоцковед Сергей Дёмин ещё в 1980-х гг. обратился с письмом к Б.Грибанову с просьбой рассказать о той встрече с Высоцким.

        Когда мы работали над "Павшими и живыми", то общались с Володей только на репетициях. Никакой близости между нами не было. Наверное, сказывалась разница в возрасте. Для нас с Д.Самойловым Володя был просто одним из актёров театра, хотя и явно выделялся своим талантом.
        Помню, что году, наверное, в 63-м Любимов вызвал нас с Самойловым в Ленинград (на самом деле – в апреле 1965 г. – М.Ц.), где театр находился на гастролях. Как-то вечером в наш номер в гостинице пришёл Володя с гитарой и сказал, что хотел бы спеть нам свои собственные песни.
        Должен признаться Вам, что на нас с Самойловым они большого впечатления не произвели. Причин тому, думаю, две. Во-первых, Володя тогда ещё явно не нашёл себя в песне. Всё это отдавало самодеятельностью. А во-вторых, мы тогда находились под обаянием песен Окуджавы и Галича. Так что, к стыду своему, должен покаяться, что тогда мы не разглядели в Высоцком огромный талант".

Первые концерты

        Вот как в жизни получается: первый в жизни москвича Высоцкого сольный публичный концерт состоялся не в родном городе, а в Ленинграде. Точнее, концертов было два, что явствует из его собственноручной записи в книге почётных гостей кафе "Молекула" Института высокомолекулярных соединений АН СССР:

        "Дважды был в кафе "Молекула". Очень приятно, что в другом городе можно чувствовать себя, как дома.
        Не думайте, прослушав мои песни, что я сам "такой" – отнюдь нет!
        С любовью
        Высоцкий. 20 апреля 1965 г. ХХ век".
*37

        Казалось бы, странная запись, да? Почему, в самом деле, люди должны были подумать, что он "такой"?

        Ситуацию проясняют короткие воспоминания присутствовавшего на концерте Д.Кантора: Ленинград, кафе ''Молекула'',
20.04.1965 г.

        "Дело было в закрытом кафе "Молекула", предназначенном только для сотрудников института.
        Непосредственность, обаяние, особая мужественность и страсть, с которой Высоцкий исполнял свои первые песни "Татуировка", "Их было восемь", "Серебряные струны", "Штрафные батальоны" покорили сердца слушателей (мемуариста подвела память: из упомянутых им песен на концерте прозвучали только "Штрафные батальоны" и "Их было восемь", – М.Ц.). Конечно, он пел с надрывом, но через маску "лагерника" возникал образ реального человека, вписанного в историю своей многострадальной страны, в её трудный послевоенный быт.
        Концерт уже подходил к концу. Высоцкий так вжился в свой образ, что кто-то из зрителей не выдержал и спросил: "Володя, ходят слухи, что Вы сидели в тюрьме, это правда?"
        Оценив всю нелепость вопроса после рассказа о своей учёбе в школе-студии МХАТ, он рассмеялся..."*38

        Справедливости ради надо заметить, что на фонограмме концерта вопрос зрителя не звучит, но это не значит, что его не было, поскольку тот, кто записывал выступление, явно экономил плёнку и записал только песни, удалив все авторские комментарии.

        Рассказ вызывает доверие. Теперь делается понятным, почему Высоцкий сделал именно такую запись в книге почётных гостей кафе.

        Помимо выступлений в кафе "Молекула", в тот приезд Высоцкий выступал ещё на нескольких сценах в Ленинграде. В компании с актёрами "Таганки" он принял участие в концерте в ленинградском лектории общества "Знание". Информация об этом выступлении минимальная. Московский журнал "Вагант" (1992 г., № 11, стр.8), представляя статью филолога Т.Ланиной, сообщил, что она была организатором того выступления. Собирая материал для этой книги, я разыскал Татьяну Валентиновну и попросил её поделиться воспоминаниями. Вот что она рассказала:

        "Ситуация была такая. Приезд "Таганки" к нам в город блокировался, и никем другим, как самым крупным режиссёром Ленинграда, не буду называть его фамилию. Хотя делалось это в какой-то степени корректно, но людям из театрального мира всё это было весьма очевидно.

        В общем, была ситуация некоего полубойкота, и поскольку я была с давних лет лектором общества "Знание", я предложила им устроить вечер. Мне было предложено прочитать лекцию, а потом пригласить актёров, которые что-то сыграли бы из спектаклей.
        Я оказалась в сложной ситуации. Формат лекции – 45 минут, а зал был битком набит, негде было ни сесть, ни встать. Я прекрасно понимала, что пришли не меня слушать, а чтобы увидеть актёров. В процессе моей лекции кто-то из слушателей мне прислал записку: "Вы говорите очень интересно, но мы ждём актёров".
        Вот так проходил этот вечер: сперва моя лекция, а затем – сцены из спектаклей "Таганки".*39

        В группе актёров "Таганки" Высоцкий выступил в те дни в Ленинградском театре комедии. Это выступление состоялось случайно. Как рассказывал 11 февраля 1990 г. высоцковеду Б.Акимову известный ленинградский бард Е.Клячкин, петь в театре должен был он один, но, познакомившись с таганскими артистами на их спектакле, предложил поехать на выступление вместе. (Эта информация была опубликована в самиздатовском сборнике "Белорусские страницы", вып. № 45, Минск, 2006 г., стр.68.)

        О сольном выступлении Высоцкого, проходившем в те дни, рассказал мне Ю.Шаров, живущий ныне в столице Карелии Петрозаводске. В 1965 году он, студент ЛЭТИ им. Ленина, слушал Высоцкого, когда тот выступал у них в институте.

Ленинградские "квартирники"

        "Квартирник" – слово, практически ушедшее из языка вместе со временем, его породившим. Так называлось выступление "поющего" поэта на чьей-нибудь квартире. Почему же на квартире? Да потому, что получить сцену для выступления удавалось не всем и не всегда...

        В апреле 1965 г. у Высоцкого таких "квартирников" было несколько. О них рассказывают очевидцы.

        "В однокомнатной квартире на проспекте Смирнова, которую недавно получил актёр Ремененко, мы собрались после спектакля, – вспоминает балетмейстер К.Ласкари (московский высоцковед Л.Черняк позднее уточнил в беседе с К.Ласкари, что описанное им происходило дома у актёра А.Демьяненко, – М.Ц.)
        Мы – это хозяин дома с женой, Володя Высоцкий, Маша Полицеймако, Коля Губенко, Боря Хмельницкий и ещё... не помню, к сожалению, кто – но так много, что пришлось сидеть на полу. "Таганка" в Ленинграде гастролировала впервые.
        Из-под свитера Высоцкого выглядывала тельняшка, бёдра охватывал широкий ремень с медной бляхой. Он пел...
        А на нейтральной полосе цветы –
        Необычайной красоты...

        (логично, что К.Ласкари запомнилась эта песня – как мы уже видим, это была самая последняя из написанных Высоцким на тот момент. Присутствовавшие слышали её впервые, оттого и запомнилась, – М.Ц.)
        И я подумал: весь вечер работал, пел, играл, носился по сцене, и ещё – сейчас... Какое же надо иметь титаническое здоровье? Какую лужёную глотку? Много пел. Ему подсказывали первую строку, а он, наклоня голову, поджав губы и сделав смешную, загадочную мину, улыбаясь, начинал новую песню...
        Уходили под утро. Дружные, пьяные счастьем актёрской молодости и очарованием города.
        Люблю тебя, Петра творенье!
        Вот это да! – стихотворенье,

        выкрикнул Володя и расхохотался. Поливочная машина отбросила нас к стене дома".*40

        В те же дни состоялся ещё один "квартирник". Слово присутствовавшему на нём В.Попову: В гостях у Г.Рахлина. 
Ленинград, апрель 1965 г.

        "В доме у директора поэтического книжного магазина на улице Союза печатников Геннадия Моисеевича Рахлина в середине 60-х часто собиралась любящая литература молодёжь....
        В мае 1965-го (на самом деле – в апреле, – М.Ц.) на гастроли приехал из Москвы Театр на Таганке. О нём мы тогда ничего не знали... Вторым был спектакль "Антимиры" на стихи Вознесенского, и все мы приобрели билеты, так как предполагалось, что поэт вместе с актёрами будет выступать со сцены. После спектакля Рахлин пригласил Вознесенского к себе. Тот согласился и попросил разрешения прихватить с собой несколько человек из театра. Геннадий Моисеевич не возражал. Рассчитывая, что Вознесенский вечером будет читать стихи, я захватил магнитофон, чтобы их записать.
        Пришедшие с Юрием Любимовым актёры были обычными ребятами, многим из нас – ровесниками. Их специально никто не представлял и внимания на них особого не обращали. Когда первый круг застолья подходил к концу, Любимов обратился к одному из актёров: "Володя, спой что-нибудь".
        Тот взял гитару и сказал: "Песня Галича".
        Галича к тому времени я знал, его песни мне нравились, и когда этот Володя запел, я на всякий случай включил магнитофон. После "гадов-физиков" пошли без объявления "Штрафные батальоны", "На нейтральной полосе", "Антисемиты", "Я вырос в ленинградскую блокаду" и другие. Компанию, слышавшую в этих стенах немало замечательных стихов, песни восхитили. Я с трудом пытался погасить восторг и смех, чтобы не мешали записи.
        Одно место в пении Володи заставило меня насторожиться. Он пел: "За хлеб и воду и за свободу спасибо нашему совейскому народу..." Вот это нестандартное "совейский" показалось знакомым – недавно у меня появилась плёнка нового исполнителя Высоцкого (имя мне известно не было), который среди различных, явно чужих песен пел: "а я – простой совейский заключённый..." У Володи получалось так же. И когда мы с ним вышли покурить, я, выразив ему своё восхищение, заметил:
        – А знаешь, твоё пение похоже на исполнение Высоцкого.
        – А я Высоцкий и есть, – сказал он и улыбнулся".*41

        Сегодня история кажется невероятной, но не забудем – это был апрель 1965-го...

        О том же вечере вспоминает присутствовавший на нём В.Ковнер, ныне проживающий в США:

        "Рахлин в то время постоянно приглашал массу всяких людей. Как правило и в основном, поэтов. Когда приехал Театр на Таганке, Рахлин пригласил Любимова и попросил меня его привезти. Насколько я помню, в этот день был спектакль "Добрый человек из Сезуана".
        Я взял такси и ждал окончания спектакля. Любимов сказал, что он хочет взять с собой нескольких актёров. Я помню, что в первой машине поехали сам Любимов, директор театра и Элла Левина, завлит "Таганки". Потом я вернулся назад и забрал актёров. Там были Высоцкий, Смехов, Золотухин и жена Высоцкого Людмила. Может быть, был ещё кто-то, я уже не помню, но эти четверо были точно.
        Все для начала выпили, поговорили. Там прозвучала фамилия Высоцкого. Мы ещё не разобрались тогда, кто есть кто, и почему-то подумали на директора театра, что это он Высоцкий.
        Один из наших ребят шутя спросил, не тот ли он Высоцкий, который блатные песни поёт. У нас были уже записи песен в исполнении Высоцкого. Песен самого Высоцкого у нас не было, а именно чужие песни в его исполнении.
        И вот в какой-то момент Любимов сказал ему: "Володя, спой песню, которую ты в поезде написал". У нас были с собой магнитофоны на всякий случай. Я помню, что я всё размышлял, записывать или не записывать...
        Высоцкий начал с Галича, с "Песни про физиков", и, поскольку Галича я уже знал, то включил магнитофон. Потом он спел "Штрафные батальоны" и не переставая пел минут сорок-сорок пять.
        Было два оригинала записи. Одна из плёнок была моя, другая – Славы Попова, который уже умер. Мы много раз эти записи переписывали".*42

        Как видим, воспоминания почти полностью совпадают, за исключением того, что В.Ковнер не помнит присутствия в доме у Г.Рахлина поэта А.Вознесенского.

        Как считают специалисты, фонограмма, имеющая кодовое название "Девчонка" – это и есть запись у Рахлина в апреле 1965 г. Название фонограмме присвоено потому, что в исполнении "Нейтральной полосы" Высоцкий поёт: "капитанова девчонка жить решила вместе...", в отличие от всех прочих известных исполнений, где поётся: "капитанова невеста..."

        Ещё об одной встрече в домашней обстановке рассказывает её участник, известный бард А.Городницкий:

        "Он (Высоцкий, – М.Ц.) через Женю Клячкина пригласил меня на один из первых спектаклей Таганки. Я помню, это было возле ДК 1-й пятилетки (ул.Декабристов), он шёл с гитарой к служебному входу, и я его окликнул (в лицо я его уже знал). Он обернулся и я подошёл к нему. Он сказал: "Ой, я так рад, Саша, с Вами познакомиться (мы ещё на "Вы" тогда были). Хорошо бы нам завтра-послезавтра собраться и у Жени Клячкина посидеть". И действительно через дня два мы собрались у Жени в переулке Антоненко, в его квартире, номер дома не помню. Мы собрались, в общем-то, втроём, но с нами был ещё кто-то (по-моему, жена Жени). Кто-то ведь и ещё был, вот, на записи слышен женский голос, кто это – сейчас уже не помню. Мы собрались специально, чтобы поговорить о песнях. Сидели мы часа полтора, пели песни..."*43

        Другая квартирная встреча, в которой участвовал Высоцкий, была на квартире у Р.Лебедева и Л.Красиковой. О ней ленинградскому журналисту В.Желтову рассказала присутствовавшая там балерина А.Осипенко, бывшая жена ленинградского актёра Г.Воропаева, с которым Высоцкий на следующий год снимался в "Вертикали". Встреча проходила 1 мая 1965 г. в доме № 51/13 по Новочеркасскому проспекту.

        По словам А.Осипенко, "какого-то яркого впечатления от его пения у меня не осталось. Совру, если скажу, что тогда всё вертелось вокруг Высоцкого. Володя не пил. Не знаю, был ли он "подшит" или просто был, что называется, в завязке. Да и вообще Высоцкий показался мне очень замкнутым, даже мрачным человеком. В его поведении чувствовалось некоторое напряжение. Допускаю, что сказывался комплекс неполноценности, когда все вокруг пьют, а тебе нельзя.
        В силу того, что я была за рулём, я тоже не употребляла спиртного. И ближе к утру, часа так в четыре, хозяева, а возможно, и Воропаев, попросили меня отвезти Высоцкого в гостиницу "Октябрьская". (Это мне непонятно: Высоцкий, как и все артисты "Таганки", жил в гостинице "Комсомольская", о чём упоминал В.Буслаев, воспоминания которого я цитировал выше. Может быть, он ехал к кому-то? – М.Ц.)
        Володя попросил меня покатать по городу, показать ему не парадный Ленинград, не тот, что показывают каждому приезжему. Я люблю свой город и очень хорошо знаю его. Возила я их (с Высоцким была какая-то спутница, – М.Ц.) и к Новой Голландии, и на Кировские острова, показывала какие-то свойственные только нашему городу переулочки. Показала Петербург Достоевского, места, где Володя Наумов снимал "Скверный анекдот" по Достоевскому.
        Не могу сказать, что Высоцкий воспринимал виденное: "Ах, ах, ах!" Нет, спокойно, но с интересом. На Крестовском острове подвезла к дому, где до революции находился офицерский бордель. Володе захотелось заглянуть внутрь. Мы вошли в парадное. Там ещё сохранился камин, помещение, где размещались апартаменты бандерши. Поднялись на второй этаж – длинные коридоры и множество дверей, за которыми досматривали сны ленинградцы, возможно, даже не подозревающие, что прежде их тесные комнатушки были меблирашками".*44

        Возможно, А.Осипенко и позабыла бы о тех нескольких часах, проведённых в обществе Высоцкого, если бы не одно обстоятельство: он очень уговаривал её не уходить от Г.Воропаева. Брак, тем не менее, распался.

- 1966 год -

        Если предыдущая глава заканчивается упоминаем Г.Воропаева, то эта – весьма короткая главка – должна открываться этим же именем.

        Г.Воропаев был актёром Театра комедии в Ленинграде. В 1966 г. вместе с Высоцким он снимался в "Вертикали" и, по словам Воропаева, жили они с Высоцким в одном номере гостиницы "Иткол" в Приэльбрусье. (Режиссёр фильма С.Говорухин рассказывал, что с Высоцким в номере жил он, но в данном случае это несущественно.)

        Именно с участием в картине Г.Воропаева связано то, что "Вертикаль" частично озвучивали на "Ленфильме", хотя снимался фильм на Одесской киностудии. "Я был занят в театре, Николай Павлович (Акимов, главный режиссёр Театра комедии, – М.Ц.) не отпустил меня", – вспоминал Г.Воропаев.*45

        Таким образом, устанавливается, что в конце 1966 г. Высоцкий приезжал – возможно, что неоднократно – в Ленинград, останавливался у Г.Воропаева.

        "Я жил тогда у площади Льва Толстого, на Большом проспекте, дом 79. На пятом этаже. В коммуналке. Огромная такая квартира – комнат восемь или девять, человек шестнадцать!.. Мои соседи его уже хорошо знали и любили, хотели видеть. Когда я им сказал, что это Высоцкий, они шли ко мне, и мы с ним пели. Ночевал он у меня – "Ленфильм"-то рядом. А ещё я возил его к своим знакомым. Они стол организовали. С питьём. Ещё знакомых пригласили. В три магнитофона намеривались записывать. Ему там не понравилось: они-то пьют, ему предлагают, а ему нельзя. Недолго мы там пробыли".*46

Продолжение следует.

Перейти на другие страницы повести:  1  2  3  4  5   6  7  8  9  10   _______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Цит. по ж. "Вагант", Москва, 1992 г., № 4 (29), стр.9.
  2. Цит. по кн. "Живая жизнь", Москва, 1988 г., стр.88.
  3. Цит. по кн.: А.Утевский. "На Большом Каретном...", Москва, 1992 г., стр.86.
  4. Цит. по фонограмме беседы от 18.02.2006 г.
  5. Цит. по газ. "Ваш Тайный советник", Санкт-Петербург, № 2 (33), 21.01.2002 г., стр.27.
  6. Ю. Голубенский. "Воздержавшихся нет", газ. "Смена", Ленинград, 20.04.1965 г., стр.4.
  7. Цит. по ж. "Студенческий меридиан", Москва, 1989 г., № 4, стр.47.
  8. Цит. по фонограмме выступления Д.Самойлова в Доме писателей им. Маяковского. Ленинград, декабрь 1983 г.
  9. Цит. по фотографии автографа в ж. "Вагант", Москва, 1995 г., №№ 11-12, стр.20.
  10. Цит. по газ. "АиФ-Нижнее Поволжье", Астрахань, 1995 г., № 29, стр.4.
  11. Цит. по фонограмме беседы 11.02.2006 г.
  12. Цит. по кн. "Старатель", Москва, 1994 г., стр.207.
  13. Цит. по газ. "Вечерний Петербург", 24.01.1998 г., стр.1.
  14. Цит. по фонограмме беседы 29.06.2004 г.
  15. Цит. по ж. "Вагант", Москва, 1993 г., №№ 9-10 (46-47), стр.21.
  16. Цит. по газ. "Комсомольская правда в Петербурге", № 134/30 (23079), 25.07.2003 г., стр.16.
  17. Цит. по газ. "Санкт-Петербургские ведомости", 25.01.1995 г.
  18. Там же.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум