- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 25.04.2007 г.

Алексей Краснопёров (Россия, Ижевск)
(Copyright © 2007)

"НЕТ, РЕБЯТА, ВСЕ НЕ ТАК..."
"Цыганская песня и русский романс в творчестве Владимира Высоцкого"
(Опыт художественного исследования)
(Продолжение)

          В 1968 году Владимир Высоцкий снимается в фильме "Опасные гастроли", для которого пишет и несколько песен,предназначенных по сюжету как для собственного исполнения,так и для других персонажей. В том числе для знаменитого в 60-70-е годы дуэта Рады и Николая Волшаниновых Высоцкий сочиняет самую свою цыганскую "Цыганскую песню": "Камнем грусть висит на мне,в омут меня тянет..." Это,конечно, стилизация, но стилизация великолепная, снайперски-точная! Это и подражание, очень явственны здесь, на наш взгляд, мотивы "Песни цыганки" Якова Полонского. Но эта песня представляется нам гораздо более значительным произведением, учитывая духовную сущность Владимира Высоцкого и обстоятельства его личной жизни. Чтобы подкрепить свое утверждение, нам придется процитировать это произведение полностью:
                                           Камнем грусть висит на мне, в омут меня тянет.
                                           Отчего любое слово больно нынче ранит?
                                           Просто где-то рядом встали табором цыгане
                                           И тревожат душу вечерами.
                                 И, как струны, поют тополя.
                                 Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля!
                                 И звенит, как гитара, земля.
                                 Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля!
                                           Утоплю тоску в реке, украду хоть ночь я,  -
                                           Там в степи костры горят и пламя меня манит.
                                           Душу и рубаху - эх! - растерзаю в клочья, 
                                           Только пособите мне, цыгане!
                                 Прогуляю я все до рубля.
                                 Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля!
                                 Пусть поет мне цыганка, шаля.
                                 Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля!
                                           Все, уснувшее во мне, струны вновь разбудят, 
                                           Все поросшее быльем да расцветет цветами!
                                           Люди добрые простят, а злые - пусть осудят,  -
                                           Я, цыгане, жить останусь с вами.
                                 Ты меня не дождешься, петля!
                                 Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля!
                                 Лейся, песня, как дождь на поля.
                                 Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля...
                                                      (1968)
          В фильме "Опасные гастроли" в исполнении Р. и Н.Волшаниновых эта песня прозвучала как вставной концертный номер и не более того. В авторском же варианте она, конечно, не могла не быть песней трагической и философской одновременно. Здесь важно помнить, что именно в этот год творчество Высоцкого было подвергнуто резкой и тенденциозной критике в печати и он долго не мог выступать с концертами. Общественно-политическая обстановка в стране характеризовалась усилинием тотолитаризма, советские войска вошли в Чехословакию, что вызвало негативный резонанс в мире ко всему советскому. В этом же году Высоцкий создает (практически одновременно с "Камнем грусть висит на мне...") программные свои стихотворения "Охота на волков" и "Банька по-белому". Личные, житейские, обстоятельства складываются тяжело, но тем не менее Высоцкий, вслед за А.Полежаевым, остается "другом радостного дня".
          В том же 1968 году Высоцкий пишет еще три, практически разных, песни, объединенных как музыкальным ритмом "цыганочки", так и общим тематическим сюжетом. И, что еще более интересно, к ним примыкает ранее цитировавшийся нами текст 1966 года:  "Сколько лет, сколько лет - все одно и то же..."  Чтобы не вдаваться в детальный литературоведческий анализ означенных текстов, просто приведем их в определенной сюжетной последовательности
                                           Ни кола, ни двора, 
                                           И ни рожи с кожей, 
                                           И друзей ни хера,  
                                           Да и быть не может.
                                                     (1966)
                                 Ох, инсайд! Для него - что футбол, что балет,
                                 И всегда он играет по правому краю!
                                 Справедливости в мире и на поле нет -
                                 Потому я всегда только слева играю.
                                           Ничего! Я немножечко повременю, 
                                           И пускай не дают от команды квартиру -
                                           Догоню - я сегодня его догоню, 
                                           Пусть меня не заявят на первенство миру!
                                                ("Песня про правого инсайда", 1968)
                                 У нее все свое - и белье, и жилье.
                                 Ну а я ангажирую угол у тети.
                                 Для нее - все свободное время мое.
                                 На нее я гляжу из окна, что напротив.
                                           И пока у меня в ихнем ЖЭКе рука, 
                                           Про нее я узнал очень много нюансов:
                                           У нее старший брат - футболист "Спартака", 
                                           А отец - референт в министерстве финансов.
                                 У нее, у нее на окошке герань, 
                                 У нее, у нее занавески в разводах.
                                 У меня, у меня на окне ни хера,  -
                                 Только пыль, только толстая пыль на комодах.
                                           Ничего, я куплю лотерейный билет, 
                                           И тогда мне останется ждать так недолго.
                                           И хотя справедливости в мире и нет, 
                                           По нему обязательно выиграю "Волгу".
                                                ("Несостоявшийся роман", 1968)
                                 То ли - в избу и запеть, 
                                 Просто так, с морозу, 
                                 То ли взять да помереть
                                 От туберкулезу, 
                                           То ли выстонать без слов, 
                                           А может - под гитару?.
                                           Лучше - в сани рысаков
                                           И уехать к "Яру"!
                                 Сколько лет счастья нет, 
                                 Впереди - все красный свет!
                                 Недопетый куплет, 
                                 Недодаренный букет...
                                      Бред!
                                           Без нее, вне ее
                                           Ничего не мое -
                                           Невеселое житье,  
                                           И былье - и то ее...
                                                              Ё-мое!
                                                   (1968)
          Последний текст представляет собой традиционную "цыганочку" и обращен к жене Высоцкого - французской киноактрисе,звезде мирового кино Марине Влади. Может быть поэтому в ней так много традиционно русских фольклорно-песенных образов. Вот что пишет об этой песне современная исследовательница Т.А.Гавриленко в своей статье "Образ песни в поэтическом мире Высоцкого": "...Горечью и отчаянием окрашены светлые душевные порывы в стихотворении "То ли в избу - и запеть..." В этом тексте особенно насыщенная "песенная среда", в которой важны как ритмы, так и смысловые акценты и образно-поэтический строй. Все это вместе отсылает названное произведение и к русской народной песне "Ой, мороз, мороз...", и к незатейливому шлягеру ("Налей-ка рюмку, Роза, я с мороза"), и к плясовым ритмам, и к поэтической традиции Фета ("о, если б без слова спознаться душой было можно...", а у Высоцкого: "выстонать без слов"), и к стилизации цыганской темы - "Что- то грустно, взять гитару..." Особую остроту этой уникальной исповеди-стону придает образ звезды, по какой- то невероятной случайности выпавшей удачи, о чем поведано с обнаженной самоиронией, с беспощадной художественной правдивостью: "Отдохнуть бы, продыхнуть \\ Со звездою в лапах!"
          Звезда как символ счастья входит в песню Высоцкого посредством нескольких пересекающихся ассоциативных смыслов, накопленных литературно-песенной традицией. Здесь и Е.Баратынский с его мудрой проницательностью ("Себе звезду избрал ли ты?") и "Среди миров" И.Анненского, и романс П.Булахова на слова В.Чуевского "Гори, гори, моя звезда..., с его пронзительным очарованием! Особенно важны в данном случае строки: "Ты будешь вечно незакатная \\ В душе измученной моей" и "Твоих лучей небесной силою вся жизнь моя озарена..." Однако основная часть строф стихотворения "То ли в избу - и запеть..." организована ритмом "Песни бобыля" И. Никитина; при этом персонажи двух этих произведений здесь явно ассоциативно связаны".
          Для нас же важно, что в этой песне, во-первых, снова появляются кони, возникшие ранее в песне "В сон мне - желтые огни...", и звучит мотив недопетого куплета, который через несколько лет станет так смертельно-необходимо допеть не просто герою песни "Кони привередливые", но и самому Владимиру Высоцкому.
          Прежде чем мы перейдем к характеристике такого мощного смысловаого текста как "Кони привередливые",   совершенно необходимо, следуя хронологическому принципу, остановиться еще на нескольких песнях Высоцкого, которые тоже, как ни странно, имеют непосредственное отношение к исследуемой нами теме.
          В 1969 году для одного из забытых ныне фильмов "Один из нас" Владимир Высоцкий пишет "Романс": "Она была чиста, как снег зимой..." Как это часто бывало в творчестве поэта, песня в фильм не вписалась, потому что представляла собой некий синтез не просто романса (жанра в те годы весьма нелюбимого официальными лицами),  но романса одновременно цыганского, русского, "жестокого" и даже сентиментально-мещанского.
          Позднее, в 1979 году, Высоцкий "вручит" этот "Романс" своему персонажу Свидригайлову в спектакле Театра на Таганке "Преступление и наказание" по роману Ф.М.Достоевского. То есть, здесь мы опять соприкасаемся с 19 веком, с поэтической традицией. Вот что поет Свидригайлов голосом и под гитару Высоцкого:
                                           Она была чиста, как снег зимой.
                                           В грязь соболя! Иди по ним по праву.
                                           Но вот мне руки жжет ее письмо -
                                           Я узнаю мучительную правду.
                                             ..........................................................
                                           Подумал я: дни сочтены мои -
                                           Дурная кровь в мои проникла вены.
                                           Я сжал письмо, как голову змеи, 
                                           Сквозь пальцы просочился яд измены.
                                           Не ведать мне страданий и агоний, 
                                           Мне встречный ветер слезы оботрет, 
                                           Моих коней обида не нагонит,
                                           Моих следов метель не заметет.
                                                               (1969)
          Это все подступы к теме "Коней привередливых". К коням,недопетому куплету,о которых мы говорили ранее, добавились два новых образа - метель и встречный ветер. Вот так исподволь, практически незаметно, пунктиром выстраивается прелюдия к "Коням...".
          В архиве В.С.Высоцкого сохранились наброски песен для неосуществленного спектакля по сказкам Бориса Шергина. Среди них мы находим и набросок "Цыганочки", зафиксированный и в авторском исполнении:
                                 Заживайте, раны мои, 
                                 Вам два года с гаком!
                                 Колотые, рубаные, 
                                 Дам лизать собакам.
                                           Сиротиночка моя,  
                                           Губки твои алы!
                                           Вмиг кровиночка моя
                                           Потечет в бокалы!
                                              (1969-1970)
          К этому тексту примыкает еще один отрывок, зафиксированный в авторском исполнении. К сожалению,  фонограмма очень низкого качества и текстологами Высоцкого этот текст до конца не расшифрован. Приведем этот отрывок так, как он представлен в одном из любительских сборников Высоцкого:
                                           Вина налиты, карты розданы, 
                                           Камни срезаны и отточены.
                                           Свечи поданы, хлеба вогнуты
                                           И срока все давно отсрочены.
          Вышеприведенные отрывки были использованы Владимиром Высоцким в 1971 году при создании песни "Страшный сон очень смелого человека, или Мои похорона". Интонационно и мелодически эта песня автором решена в ритме "цыганочки", а сюжетно - в форме сказки, причем сказки недоброй и недетской:
                                 Безопасный, как червяк, 
                                 Я лежу, а вурдалак
                                 Со стаканом носится -
                                 Сейчас наверняка набросится.
                                 Еще один на шею косится -
                                 Ну, гад, он у меня допросится!
                                           Кровожадно вопия, 
                                           Высунули жалы,  
                                           И кровиночка моя
                                           Полилась в бокалы.
                                                     (1971)

Продолжение следует.

Перейти на другие страницы статьи:  1  2  3  4  5   6  7  8   _______________________________________________


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум