- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела "Статьи, рецензии"
Форум

Перейти к другим частям:    
Часть I. Романсы и песни         
Часть II. "Блатной" и городской "фольклор"         
Часть III. Песни и зонги для театра и кино         
Комментарии        
Приложение I. Фрагменты и заглавия        
Приложение II. Приписываемые песни         

публикуется впервые - 18.12.2008 г. - 14.09.2009 г. (новая редакция - 25.07.2011 г.)

Андрей Сёмин (Москва)
(Copyright © 2008-2011)

«Чужие» песни Владимира Высоцкого


Часть
III.  Песни и зонги для театра и кино

 

 

<Для сп. Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана», 1964>

http://taganka.theatre.ru/history/performance/d obriychelovekizsezuana/

http://www.taganka.org/html/stuecke/dobryjalt.htm

 

 

62.                                                      Зонг о дыме

 

Сл. - Б.Брехт, пер. Б.Слуцкого («Песня о дыме», 1941, пер. 1957).

Муз. - А.Васильев и Б.Хмельницкий.

 

Дед:                     «Покуда не стала

Вся голова седая,
Я думал, что разум
П
робиться мне поможет.
Теперь уж я знаю,
Что мудрость никакая
Голодный желудок
Н
аполнить не сможет.

 

И вот я говорю:

Хор:                                            "Забудь про всё!
Взгляни на серый дым:
Все холоднее холода,
К которым он уходит -
Вот так и ты пойдешь за ним!"»

 

Муж:                   «Три шкуры сдирают

За честную работу.
Я поглядел и выбрал
Кривой окольный путь.
Но нашему брату
И
здесь не дали ходу -
Теперь я не знаю,
Куда мне свернуть?

 

И вот я говорю:

Хор:                                            "Забудь про всё!
Взгляни на серый дым:
Все холоднее холода,
К которым он уходит -
Вот так и ты пойдешь за ним!"»

 

Мальчик:            «Надежды - не для старых,

Надеждам нужно время,
Чтоб их создать сначала,
Чтоб их разбить потом...»

Племянница:      «Для юных - двери настежь,

Но мы путями всеми
Ч
ерез любые двери
В Ничто пойдём!»

 

Хор:                                            «И вот я говорю:

"Забудь про всё!
Взгляни на серый дым:
Всё холоднее холода,
К которым он уходит -
Вот так и ты пойдешь за ним!"»

 

 

63.                                                      День святого Никогда

 

Сл. - Б.Брехт, пер. Б.Слуцкого («Песня о дне святого Никогда», 1941, пер. 1957).
Муз - А.Васильев и Б.Хмельницкий.

 

В этот день берут за глотку зло,
В этот день всем добрым повезло:
И хозяин, и батрак -
Все вместе шествуют в кабак,
В день святого Никогда
Тощий пьёт у жирного в гостях.

 

Речка свои воды катит вспять,
Все добры, про злобных - не слыхать.
В этот день все отдыхают,
И никто не понукает -
В день святого Никогда
Вся Земля, как рай, благоухает!

 

В этот день ты будешь генерал!
Ну, а я бы в этот день летал...
Ванг уладит всё с рукой,
Ты же обретёшь покой -
В день святого Никогда,
Женщина, ты обретёшь покой!

 

Мы уже не в силах больше ждать!
Потому-то и должны нам дать - <да, дать! ->
Людям тяжкого труда
День святого Никогда,
День святого Никогда,
День, когда мы будем отдыхать!

 

 

<Для сп. Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир», 1965>

http://taganka.theatre.ru/history/performance/10days/

http://www.taganka.org/html/stuecke/tendays.htm

 

 

64.                                          Песня о Дрентель-генерале

 

Сл.: основа - Н.Морозов, Д.Клеменц, «Тайное собрание (по городским слухам)», <1879>; заключительное четверостишие - происхождение и авторство не установлено.
Муз. - А.Васильев, Б.Хмельницкий, В.Высоцкий.

 

Ох, как в третьем отделеньи
П
о царёву повеленью
Храбрый Дрентель-генерал
Всех жандармов собирал,
Для промывки ихней глотки
Раздавал по рюмке водки,
По полтиннику дарил,
Речь такую говорил -

ох, говорил!

 

«Подозрительные литца
Расплодилися в столитце,
И бунтуют, и мутят,
И меня убить хотят!
Уж вы, синие мундиры,
Обыщите все квартиры -
От царя дана нам власть:
Знай, тащи, ребята, в часть!
Если где сопротивленье -
В морду бей без промедленья:
Сам, мол, Дрентель-генерал
О
твечает за скандал! -

ох, за скандал!

 

Но, исполнены печали,
Голубые отвечали:
«Ах, отец ты из отцов,
Генерал ты Дрентелёв,
Показали бы примерно,
Как тебе мы служим верно,
Да сумнительно, вишь, тут -
Сохрани Господь, убьют!» -

Ох, убьють!

 

На такое заявленье
Молвил Дрентель без смущенья:
«Всем отрядом, душ хоть в триста,
Навались на нигилиста!
Навалитесь на него -
И не пикнет ничаво!
И не пикнет ничаво -

Ох, ничаво

 

И пошли у нас в столитце
Р
ыскать синих веренитцы -
Хочет доблестная рать
Всю столицу перебрать.
Рыли, рыли, били, били -
Всё же всех не перебили!
Показали мы им - вот! -
Опрокинули господ! -

Оп-па! Ча-ча-ча!

 

 

65.                                          <Как четвёртого числа>

 

Сл. - происхождение и авторство полностью не установлено.

Муз. - А.Васильев и Б.Хмельницкий ?

 

Как четвёртого числа
Нас нелёгкая несла
Смуту унимать...
Рано утром нас будили,
Не кормили, а поили
Водкою одной.

 

Много силы у солдата,
Но давить родного брата -
Можно лишь спьяна́.
Подготовив понемногу,
Повели нас в путь-дорогу -
К Невскому пошли.

 

Вышли мигом на свободу,
Видим: тысячи народу,
Весь народ шумел.
Здесь и вольный, и военный,
И бродяга, и почтенный -
Все шумели тут.

 

Сперьва начали студенты,
Подхватили тилигенты -
Пособил народ.
Храбрый Клейгельс-генерал,
Да всё подале удирал
И
с коня кричал:

 

«Стреляй, солдат, в кого велят,
Стреляй в отца, в родного брата,
Убей жену, убей детей,
Лишь помни памятку солдата!
Попы тебя благословят:
«Убей, греха не будет!»
Они не врут, коль говорят -
Бог вашу службу не забудет!»

 

Кутерьма затем стряслася,
Свалка, драка началась -
Бросились и мы.
Ах, солдатская ты доля! -
Как была бы наша воля -
Разве ж мы б пошли?

 

Постой же, товарищ, опомнися, брат! -
Ты кровью облит человека!
Не смоешь её уж ничем ты, солдат,
Не смоешь ту кровь и вовеки!
Зачем ты винтовку свою зарядил?
В какого врага ты стреляешь?
Без жалости брата родного убил -
Детишек его избиваешь!?

 

Как пришли домой мы в роту,
Принесли одну заботу
О
своём грехе.
Ох, отцы вы командиры! -
Опоганили мундиры,
Чистые досель...

 

 

66.                                                      Частушки

 

Сл. - происхождение и авторство полностью не установлено.

Муз. - традиционная.

 

Раньше с Борею гуляла,
А таперя с Федею -
Мы пойдём сегодня в залу,
Поглядим комедию!

 

Я матросик, я матрос,
Расскажу я публике,
Эх, как служили мы, кронштадцы,
Молодой республике.

 

А мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

 

Ой, ты, Ваня-Ванечка,
Да не стои́ ты с Манею -
Проходи в президиум,
Начинай собранию!

 

А вона барыня стоит
Д
а знает себе цену -
Ей не в публике ходить,
А прям идтить на сцену!

 

Разметался паровик,
Залилася птичка -
Мой милёнок меньшевик,
А я большевичка.

 

Хватит шляться по фойе -
Проходи-ка в залу:
Хочешь пьесу посмотреть,
Так смотри сначалу!

 

Во семнадцатом году
Д
а революция была -
Да моя милка с перепугу
Поросёнка родила!

 

Мине милый изменил -
Я упала да ляжу,
Да и упала, и сказала:
«Хоть убей, буду ляжать

 

Мы шли, шли, шли,
На камушек сели,
Одну девку целовали,
А вторую - съели!

 

А мой милёнок в Кремль попал,
Да ему Сталин руку жал -
Да это, значит, у милка
Работящая рука!

 

 

67.                                                      Зонг о властях

 

Сл. - Б.Брехт, «Три параграфа Веймарской конституции», пер. - Е.Эткинд, монтаж текста - В.Высоцкий.
Муз. - А.Васильев, Б.Хмельницкий, В.Высоцкий.

 

Власть исходит от народа.
Но куда она приходит?
И откуда происходит?
До чего ж она доходит?

 

Что за митинг? Живо слазьте!
Кто-то спрашивает что-то,
Задаёт вопросы кто-то
П
очему-то, отчего-то.

 

Тут, конечно, дали власти
Очередь из пулемёта!..
И тогда свалился кто-то,
Как-то сразу отчего-то
П
овалился наземь кто-то...

 

Власти ходят по дороге.
Кто лежит там на дороге?
Кто-то протянул тут ноги,
Труп какой-то на дороге!

 

Э-э, да это ведь народ!

 

 

68.                                          <На Перовском на базаре>

 

Сл. и муз. первоисточника - Л.Зингерталь, «На толчке Одессы-града шум и тарарам...», середина 1920-х гг.

 

На Перовским на базаре

шум и тарарам.

Продаётся всё, что надо -

барахло и хлам.

Бабы, тряпки и корзины,

толпами народ,

Бабы, тряпки и корзины

заняли проход.

 

- Есть газеты!

- Семечки калёныя!

- Сигареты!

- А кому лямон?

- Есть вода, холодная вода!

Пейтя воду, воду, господа!

 

Брюква, дыни, простокваша,

морс и квас на льду,

Самовары, щи и каша -

всё в одном ряду!

И спиртного там немало:

что ни шаг - буфет.

<Ну> что сказать насчёт спиртного?

- Недостатку нет!

 

Вот сидит, согнувши спину,

баба, крепко спит,

А собачка к <н>ей в корзину

сделала визит.

Опрокинула корзину,

и торговка - в крик:

- <Ну> всё проклятая скотина

съела в один миг!

 

Вдруг раздался на базаре

крик: «Аэроплан!»

В лавке ктой-то постарался -

вывернул карман.

- Ой, ратуйтя,

граждане хорошия!

Из карману <мне, бля,>

вытащили гро́ш<и>!

 

- <Ну> так табе и надо! Не будь такой болван!

<И> нечего табе глазеть на ероплан!

 

 

69.                                                                  Поле

 

Сл. - Д.Самойлов, «Солдатская песня» («Вот поле, поле, поле...») из рукописного сборника «Зрелость: Книга стихов. 1955-1958».

Муз. - А.Галич или А.Аграновский ?

 

Ах, поле, поле, поле,
Ах, поле, поле, поле!
А что растёт на поле? -
Одна трава, не боле.

 

А что летит над полем,
А что летит над полем?
Летят над полем пули,
Ещё летят снаряды.
А кто идёт по полю?
Военные отряды.

 

Идут они по полю
С
гранёными штыками -
Потом прижмутся к полю
Холодными щеками.
Потом прижмутся к полю
Холодными щеками.

 

А что потом на поле?
А что потом на поле?
Одна трава - не боле,
Одна трава - не боле...

 

 

<Для сп. Театра на Таганке «Павшие и живые», 1965 >

http://taganka.theatre.ru/history/performance/pavshieijiv ie/

http://www.taganka.org/html/stuecke/pavschije.htm

 

 

70.                                                      Песня-зонг о десяти ворчунах

 

Сл. - перифраз распространённой в Европе детской народной песенки-считалки анонимным немецким автором-антифашистом, пер. - ?

Муз. - В.Высоцкий.

 

Собра́лись десять ворчунов, -
Есть чудаки везде ведь, -
Один сказал, что Геббельс врёт,
И их осталось девять.

 

Решили девять ворчунов:
«Теперь болтать мы бросим!»
Один стал молча размышлять -
И их осталось восемь.

 

Гуляли восемь ворчунов,
Кругом - лесная сень.
Один вдруг что-то записал -
И их осталось семь.

 

Семь ворчунов зашли в кафе
Чего-нибудь поесть,
Один скривился: «Вот бурда!» -
И их осталось шесть.

 

Шесть ворчунов шли на парад,
Один хотел отстать,
Его заметил штурмовик -
И их осталось пять.

 

Пять ворчунов сидели раз
У
одного в квартире,
Он Мендельсона заиграл -
И их уже четыре.

 

Сошлись четыре ворчуна
В
здыхать о лучшем строе,
Но чей-то вздох подслушал сын -
И их осталось трое.

 

Три ворчуна бульваром шли,
Плелись едва-едва,
Один в затылке почесал -
И их осталось два.

 

Два ворчуна берут «Майн кампф», -
Давай, мол, поглядим, -
Один, устав читать, зевнул, -
И их уже один.

 

Ворчун вот эту песню спел -
Его могли повесить,
Но лишь отправили в Дахау -
Там встретились все десять.

 

Адольф решил: «Ну, им капут!
Не будут куролесить
Но ворчуны - и там, и тут;
Их - миллион раз десять,

Их - миллионов десять,

Их - миллионов десять...

 

 

71.                                                      Каждый четвёртый

 

Сл. - Анатолий Вертинский, из поэмы «Реквием», 1965 г.; пер. с белорус. - Галина Куренёва, монтаж текста - В.Высоцкий.

Муз. - А.Васильев, Б.Хмельницкий.

 

В годы минувшей войны погиб
каждый четвертый белорус.

(Из документа)

 

Ой, хотела меня мать
За четвёртого отдать...

(Из народной песни)

 

После Победы стало светло,
Гремели салюты гордо,
Но не сидел за победным столом
К
аждый четвёртый.

 

Я иду, ты идёшь,
А он - не идёт,
Он -

мёртвый.

Я пою, ты поёшь,
Только молчит
К
аждый

четвёртый...

 

Долго вдовы ждали мужей,
Матери ждали своих сыновей -
Не знали они, что мёртвый
К
аждый четвёртый.

 

Помним потери свои и сейчас,
Счёт этот помним несчётный.
О, как нам не хватает вас,
Каждый четвёртый!

 

 

72.                                                      Дорога

 

Сл. - Ю.Левитанский.
Муз. - А.Васильев, Б.Хмельницкий ?

 

Сто тысяч дорог позади -
Далёко, далёко, далёко...
А что там ещё впереди?
Дорога, дорога, дорога.

 

Ты сердце своё успокой -
Напрасна, напрасна тревога.
У нас просто адрес такой -
Дорога, дорога, дорога.

 

Я выйду живым из огня,
А если погибну до срока,
Останется после меня
Дорога, дорога, дорога...

 

 

<Для сп. Театра на Таганке «Антимиры», 1965>

http://taganka.theatre.ru/history/performance/antimiri/

http://www.taganka.org/html/stuecke/antimiry.htm

 

 

73.                                                      <Пролог и Эпилог>

 

Сл. - А.Вознесенский.

Муз. - А.Васильев, Б.Хмельницкий ?

 

Баллотируются герои!
Время ищет себе герольда.
Слово всем - мудрецам и дурням -
Марш под музыку!

 

Дышит время, дышит время, дышит время!

 

Дышит время, разинув урны
Избирательные и мусорные.

 

Микрофоны и объективы
В
сё фиксируют объективно,
Это будет не эпатаж,
А протокольный репортаж!

 

————

 

Дышит время...

 

Художник первородный -
Всегда трибун,
В нем дух переворота
И
вечно - бунт.

 

Мир - не хлам для аукциона,
Люди мы, а не имярек.
Все прогрессы реакционны,
Если рушится человек
...

 

 

74.                                                      <Оза>

 

Литературно-музыкальная композиция В.Смехова и В.Высоцкого по поэме А.Вознесенского «Оза», 1964, гл. IV, II и VI.

Муз. - В.Высоцкий.

 

Вместе:                                      Роботы,

роботы,

роботы

речь мою прерывают.

 

Толпами автоматы
топают к автоматам,
сунут жетон оплаты,
вытянут сок томатный,

 

некогда думать, некогда,
в офисы как в вагонетки,
есть только брутто, нетто -
быть человеком некогда!
быть человеком некогда!
быть человеком...

Высоцкий:                                                              некогда!

 

Смехов:                        А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны?
И душу удалят, как вредные миндалины?

 

Ужели и хорей, серебряный флейтист,
погибнет, как форель погибла у плотин?
Ужели и любовь не модна, как камин?
Аминь?

 

А почему ж тогда, заполнив Лужники,
мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?                          *
И радостно и робко в нас души расцветают...

 

Вместе:                                      Роботы,

роботы,

роботы-ы-ы

речь мою прерывают.

 

Смехов:                      -    Не узнаю окружающего!

Высоцкий:                 -    Не узнаю!

Смехов:                      -    Нет, вещи остались теми же...

Высоцкий:                 -    А-а, да!..

Смехов:                      -    ...но частицы их, мигая, изменяли очертания...

Высоцкий:                 -    ...словно лампочки иллюминации на Центральном телеграфе.

У циклотрона...

Смехов:                      -    ...толпилась...

Высоцкий:                 -    ...очередь.

Смехов:                      -    Проходили...

Высоцкий:                 -    ....профилактику!

Смехов:                      -    Людей...

Высоцкий:                 -    ...разбирали...

Смехов:                      -    ...и...

Высоцкий:                 -    ...собирали...

Смехов:                      -    ...собирали...

Высоцкий:                 -    ...разбирали...

Смехов:                      -    ...собирали...

Высоцкий:                 -    Выходили обновлённые!.. люди...

Смехов:                      -    Ха! У одного ухо, например...

Высоцкий:                 -    Ухо? Ух, ух ты!..

Смехов:                      -    ...было привинчено ко лбу с дырочкой посредине вроде зеркала отоларинголога... Ухо-горло-нос....

Высоцкий:                 -    «Ещё это ты - счастливец! - утешали его. - Удобно для замочной скважины!..

Смехов:                      -    Ага!

Высоцкий:                 -    ...И слышно, и видно... одно... време́нно!».

Смехов:                      -    А эта требовала жалобную книгу.

Высоцкий:                 -    «А мине, - говорит, - и сердце!... Сердце, - говорит, - забыли положить! <Напихали> серой, вон, всякой всячины...»

Сердце ей, бля, забыли положить!... Давно забыли ей...

Смехов:                      -    И что?

Высоцкий:                 -    Тогда он двумя пальцами выдвинул ей грудь, точно правый ящик письменного стола, вложил туды что-то - и задвинул обратно!

Смехов:                      -    Есть идея!

Высоцкий:                 -    Какая у тебя ещё идея?

Смехов:                      -    Если разрезать земной шар по экватору...

Высоцкий:                 -    Прямо так вот по экватору?

Смехов:                      -    ...и вложить одно полушарие в другое, как половинки яичной скорлупы...

Высоцкий:                 -    Кошмар! <Тогда что?>

Смехов:                      -    Вот...

Высоцкий:                 -    Интересно!

Смехов:                      -    Да-а... Конечно, придется спилить...

Высоцкий:                 -    Что спилить?

Смехов:                      -    Башню...

Высоцкий:                 -    Какую?

Смехов:                      -    Эйфелеву...

Высоцкий:                 -    Зачем?

Смехов:                      -    Чтоб она не проткнула поверхность в районе Австралийской низменности.

Высоцкий:                 -    Ах, да! Да ну это - Бог с ней, с башней, <ничего страшного>. Не имеет значения! Подумаешь! - была башня - и нету...

Смехов:                      -    Правда, половина человечества погибнет...

Высоцкий:                 -    Да, но зато другая, лучшая половина вкусит радость эксперимента!

Смехов:                      -    И только на сцене Президиум собрания Дома литераторов сохранял...

Высоцкий:                 -    Полллл-порря́!...

Смехов:                      -    Что?

Высоцкий:                 -    Полный порядок!

Смехов:                      -    А... Шестнадцать его членов сияли как... яйцы в аппарате для просвечивания яиц. Они были круглы...

Высоцкий:                 -    Ага...

Смехов:                      -    ...и поэтому одинаковы со всех сторон. И только у одного над столом вместо тулови́ща торчали ноги, подобно трубам перископа...

Вместе:                      -    Но этого никто не замечал!

Смехов:                      -    Докладчик выпятил грудь. Но голова его, как у целлулоидного пупса, была повернута вперёд затылком.

Высоцкий:                 -    «Вперёд, к новому искусству!» -

Смехов:                                                                                   ...призывал докладчик.

Все соглашались.

Вместе:                      -    Но где - перёд??!.. А?..

Никто! Ничего! Не замечал!

Высоцкий:                 - <Ну да ладно!..>

 

Смехов:                        -    В час отлива возле чайной
я лежал в ночи печальной,
говорил друзьям об Озе
и величье бытия...                                                                   **

Высоцкий (поёт):        -    Но внезапно чёрный ворон
примешался к разговорам -
вспыхнув синими очами,
он сказал:

«А на фига?!»

 

Смехов:                        -    Я вскричал: «Мне жаль вас, птица,
человеком вам родиться б,
счастье высшее - трудиться,
полпланеты раскроя...»
Он сказал:

Высоцкий:                                             -    А... на фига, так?..

 

Смехов:                        -    Будешь ты - великий ментор,
бог машин, экспериментов,
будешь бронзой монументов...

Высоцкий:                                             -    Ну да!..

Смехов:                        -    ...знаменит во все края́-а-а...
Он сказал:

Высоцкий:                                             -    А на... фюга?!..

 

Смехов:                        -    Уничтожив олигархов...

Высоцкий:                                             -    <Отстань!..>

Смехов:                        -    ...ты настроишь агрегатов...

Высоцкий:                   -    Агрегатов, да! Уничтожу!..

Смехов:                                                                  -    Всё равно!..

...демократией заменишь
короля...

и... или, например...

холу-у-я́-а-а...

Он сказал:

Высоцкий:                                             -    А на... на... А... зачем?!..

 

Смехов:                                                                  -    Нет... Тогда я ему сказал...

Я сказал: «А хочешь,

в конце концов -

будешь

спать в заброшенной избушке...

Высоцкий:                   -    Да...

Смехов:                        -    ...утром пальчики девичьи...

Высоцкий:                   -    Ну?

Смехов:                                        -    Что - «ну»?!

Будут класть на губы вишни!..

Высоцкий:                   -    Любопытно!

Смехов:                        -    Глушь такая!..

Высоцкий:                   -    А?

Смехов:                             -    ...что не слышна

ни хвала... но и ни хула!..
Он ответил:

Высоцкий (поёт):                                  -    Всё - мура!

 

Раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
мчишься ты в автомобиле,
Но машина-то без руля!
Оза, Роза ли, стервоза -
как скучны метаморфозы!
В ящик рано или поздно...
Жизнь была - а...

на фига?!..

 

Смехов:                        -    Как сказать ему, подонку,
что живём не чтоб подохнуть -
чтоб губами тронуть чудо
поцелуя и ручья!
Чудо жить - необъяснимо.
Кто не жил - что спорить с ними?!
Можно бы -

Вместе:                                                     да на фига?!

 

 

75.                                                       Ода сплетникам

 

Сл. - А.Вознесенский, 1958.

Муз. - В.Высоцкий.

 

Я славлю скважины замочные!
Клевещущему - исполать!
Все репутации подмочены -
Трещи, трёхспальная кровать!

 

У, сплетники! У, их рассказы!
Люблю их царственные рты,
их уши, точно унитазы,
непогрешимы и чисты.

 

И версии урчат отчаянно
в лаборатории ушей,
что кот на даче у Ошанина
сожрал соседских голубей,
что гражданина А в редиске
накрыли с балериной Б...

 

Я жил тогда в Новосибирске
В
блистаньи сплетен о тебе.

 

Как пулемёты, телефоны
меня косили наповал.
И, точно тенор - анемоны,
я анонимки получал.

 

Междугородние звонили.
И голос, пахнущий ванилью,
шептал, что ты опять дуришь,
что твой поклонник толст и рыж.
Что таешь, таешь льдышкой тонкой
в пожатьи пышущих ручищ...

 

Я возвращался.

На Волхонке

лежали чёрные ручьи.
И всё оказывалось шуткой,
насквозь придуманной виной,
и ты запахивала шубку
и пахла снегом и весной.

 

Любимая, Наташа, чудо,
чистейшая среди клевет,
чем траурнее пересуды,
тем чище твой высокий свет!

 

Та ложь становится гарантией
твоей любви, твоей тоски...
Орите, милые, горланьте!..
Да здравствуют клеветники!
Смакуйте! Дергайтесь от тика!

 

Но почему так страшно тихо?
Тебя не судят, не винят,
и телефоны не звонят...

 

 

76.                                                      Песня акына

 

Сл. - А.Вознесенский, 1971.

Муз. - В.Высоцкий.

 

Не славы и не коровы,
не тяжкой короны земной -
пошли мне, Господь, второго,
чтоб вытянул петь со мной.

 

Прошу не любви ворованной,
не милости на денёк -
пошли мне, Господь, второго,
чтоб не был так одинок.

 

Чтоб было с кем пасоваться,

аукаться через степь,

для сердца, не для оваций,

на два голоса спеть.

 

Чтоб кто-нибудь меня понял, -
не часто, ну хоть разок, -
из раненых губ моих поднял
царапнутый пулей рожок.

 

И пусть мой напарник певчий,
забыв, что мы сила вдвоём,
меня, побледнев от соперничества,
прирежет за общим столом.

 

Прости ему - он до гроба
одиночеством окружён.
Пошли ему, Бог, второго -
такого, как я и он...

 

 

77.                              <Вступления к юбилейным спектаклям>

 

Сл. - авторы не установлены.

Муз. - А.Васильев и Б.Хмельницкий ?

 

«Антимиры» - 200

 

Век двадцатый, спектакль двухсотый -
Ух, везёт нам, ух везёт нам!

 

Двести раз мы здесь умирали,
Нас прикладывали морально -
Не печальтесь: мы живы всё-таки,
Приглашаем вас на двухсотый!

 

Быть актёром сегодня хлопотно -
Раньше хаяли, нынче хлопают.
Проиграть двести раз для нас -
Значит выиграть двести раз!

 

Мы вам <"радость"> покажем, <сварим> -
Вам, <хохмача>, инфаркт подарим,
И споём над душой усопшей -
Приглашаем вас на двухсотый!

 

А тех, кто дуба грозит и бычится -
Приглашаем на наш двухтысячный!

 

 

«Антимиры» - 300

 

К ветру свежему, к ветру свежему
Р
витесь в будущее из прошлого!
Начинались театры с вешалки -
Наш театр начинается с площади!

 

Был и сотый, потом двухсотый -
Приглашаем на наш трёхсотый!
Проиграть триста раз для нас -
Значит выиграть триста раз!

 

Нас воротит от звезд трёхсортных -
Приглашаем на наш трёхсотый!
Кто - гитарой, а кто - трещёткой
Приглашаем на наш трёхсотый!

 

Венька Смехов - ух, горазд! -
Смог без смены триста раз!
А Сева с Колей -
Меньше, что ли?

 

Мы не дети, чтоб мямлить соскою!
Ну-ка, Славина, ну-ка, Высоцкий!

 

Станиславские, Мейерхольды,
Поглазейте из грозных рам:
Нас мотает, как мореходов
П
о отчаяннейшим морям!

 

К ветру свежему, к ветру свежему
Р
витесь в будущее из прошлого.
Начинались театры с вешалки -
Наш театр начинается с площади!

 

Нас старухи крестят: «Антихристы!
Стих расхристанный - <хил>, расхристанный!»

Мы не дети, чтоб мямлить соскою -
Приглашаем на наш трёхсоцкий!

 

Ну, а тех, кто грозит и бычится -
Приглашаем на наш трёхтысячный!

 

К ветру свежему, к ветру свежему!..

 

 

«Антимиры» - 400

 

Хор наш поёт напев любимый,
Ви́на полились рекой -
К нам приехал наш любимый
Андрей Андреич дорогой!

 

Четыреста, четыреста, четыреста -
Порывисто? - Порывисто!
Задиристо? - Задиристо!
Сатиристо? - Сатиристо!

 

Театр - не развлеченье, а чистилище!
Пусть шлангами плеснут прожектора -
Четыреста, четыреста, четыреста! -
По всем, кто шушера и мишура.

 

Мы не гордимся полными аншлагами,
Хоть минусами их не назовёшь -
Гордимся очистительными шлангами,
Сбивающими ханжество и ложь!

 

Четыреста, четыреста, четыреста -
<Святилище? Святилище!
Судилище?
Cудилище!
Шумилище? Шумилище!>

 

С тех пор иные стали знаменитыми.
<О>, юность - да за эти свитера,
Чтоб мы не превратились в заменители,
Суровые палят прожектора!

 

Представим, что в партере мест четыреста;
Отсюда, сдав пальто на номерок,
Загадочно, порывисто, придиристо
Ч
етыреста следят антимиров.

 

А те, какие зайцами протырились -
Четыреста четырежды четыреста!

 

А будущее свесилось с балкона,
Глядит через внимательную тьму -
Мы лишь к нему выходим на поклоны
И
, если поклоняются ему.

 

Четыреста, четыреста, четыреста,
Четыреста, четыреста, четыреста.

 

Театр - не развлеченье, а чистилище!
<Святилище? Святилище!
Судилище? Судилище!
Шумилище? Шумилище!>

 

А те, кто недоверчив вицмундиристо -
Пожалуйте на тысячу четыреста!

 

 

«Антимиры» - 500

 

По дощечке по тесовой
Мы выходим суеверно:
Пятисотый, пятисотый -
Мы волнуемся, как первый!

 

Искусство - не скучища,
Оно переворот -
Полтыщи, полтыщи,
Пятьсот, пятьсот, пятьсот!

 

В нас глядят из темнотищи
Н
е сплошные <именитые> -
Есть <у тыщи>, есть у тыщи
И вторая половина!

 

Кричали нам: «Потише
Шептали нам: «Постой!»
Полтыщи, полтыщи,
Пятьсот, пятьсот, пятьсот!

 

<При луне и ягодице>
Важны обе половины,
Берегите ваши лица,
Лица портятся от грима.

 

Логичное постигши
П
ри помощи острот -
Полтыщи, полтыщи,
Пятьсот, пятьсот, пятьсот!

 

Дураки - народ особый,
С ними надобно вниманье -
Им повторим пятисотый
Д
ля взаимопониманья!

 

Искусство - не скучища,
Оно переворот -
Полтыщи, полтыщи,
Пятьсот, пятьсот, пятьсот!

 

 

«Антимиры» - 600

 

Актёры устали, не так ли,
От ругани и почёта
Н
о время считает спектакли
По высшему счёту!

 

Есть, есть, есть
Высший счёт -
Шесть, шесть, шесть
Сот, сот, сот!

 

Оставимте личные счёты
И
бред, перебранки -
Живи по священному счёту.
<Танго> Таганки!

 

Есть, есть, есть
Высший счёт -
Шесть, шесть, шесть
Сот, сот, сот!

 

К чему высекать нас из мрамора?
Не надо пытаться нас высечь!
Охвачено «Антимирами»
Полтысячи тысяч!

 

Есть, есть, есть
Высший счёт -
Шесть, шесть, шесть
Сот, сот, сот!

 

Наш зритель полумиллионный,
Стоящий у входа,
Суди нас без слёз умилённых
П
о высшему счёту!

 

 

<Для сп. Театра на Таганке «Берегите ваши лица», 1970>

http://taganka.theatre.ru/history/performance/bereg ite_vashi_liza/

http://www.taganka.org/html/stuecke/beregiteliza.htm

 

 

78.                                                      <Берегите ваши лица>

 

Сл. - А.Вознесенский ?

Муз. - Б.Хмельницкий, В.Высоцкий, А.Васильев.

 

Осень,

облетающие листья -

Оземь

календарные страницы.

Очень

может всякое случиться,

Просим:

берегите ваши лица!

 

Время

обрывает наши лица -

В общем,

иногда они и лишни, -

В осень

и в иные катаклизмы

Просим:

не теряйте ваши лица!

 

Осень.

Отлетающие птицы.

Гонит

режиссёр на репетиции.

Трудно

нам, актёрам, воплотиться -

В гриме

пропадают наши лица.

 

Участь

у актёров жить в герое,

Учишь

всё чужое и чужое,

Просто

есть опасность раствориться -

Просим:

пощадите наши лица!

 

Постным

маслом трите ваши бицепсы,

С пользой

служат обе ягодицы,

Ну и прочее

в хозяйстве пригодится.

Просим:

берегите ваши лица!

 

Осень.

Мы прозренья не дождались.

Очи

отуманены дождями.

Воды

затопляют очевидцев.

Просим:

берегите ваши лица!

 

Осень

на турнирные таблицы

Вносит

коррективы олимпийцам -

Верхний

может снизу очутиться.

Просим:

сохраняйте ваши лица!

 

Боссы,

у очков протрите линзы,

В боксе

прикрывайтесь левой снизу,

Даже

не индивидуалисты -

Тоже

берегите ваши лица!

 

Слёзы

не роняйте запоздало -

С возу

что упало, то пропало.

Поздно

бегать к маме и в полицию -

Сами

берегите ваши лица.

 

[Осень

кружит листья и рассудок,

Косит

нас гриппозная простуда.

Вносим

вирус в ноздри и глазницы.

Просим:

берегите ваши лица!

 

Осень

проверяет наши лица.

Свойство

есть у лиц - перемениться.

Осень -

переполнены больницы.

Просим:

берегите ваши лица!]

 

Поиск

наш успехом не увенчан -

Проще

взять живых мужчин и женщин.

После

этой странной репетиции

Просим -

покажите ваши лица!

 

Вовсе

мы и не подозревали,

Совесть -

ваши лица в этом зале.

Гости

и эпохи очевидцы,

Просим:

покажите Ваши лица!

 

 

79.                                                      <Поэмимы>

 

Сл. - по: А.Вознесенский, «Песенка из спектакля», 1972 (?)

Муз. - Б.Хмельницкий, В.Высоцкий.

 

Вы пришли на именины -
Поэмимы, па-па-поэмимы!
Мамы - рифмы, папы - мимы,
Получились поэмимы!

 

Было б грустно,

не пойми мы,

В чём искусство, в чём искусство

поэмимы:

Снимем гримы,

срежем маски,

Средства - мини,

сердца - макси!

 

Обними меня,

подними меня,

пойми меня,

Но свободно - но свободно! - без нажима.
Наше имя, наше имя -

поэмима, поэмима!

 

Мы живём, меняя позы,
Спины гнём, в мечтах парим мы,
Но поймём довольно поздно,
Что свершаем поэмимы.

 

От араба до еврея,
От рожденья до поминок
Время, время, время, время
Нам диктует поэмима.

 

Космонавт в тиши кабины
С
овершает поэмимы,
Пляшет банщик вроде джинна -
Поэмима, поэмима...

 

Удивляйте,

удивляясь!

Может быть, лицо проступит
Ч
ерез инди-

видуальность

Новых жестов и поступков.

 

Сбросьте скользкие сапожки,
Ремесло - на вид невинно:
Ошибёшься - расшибёшься!
Беспощадна поэмима!

 

Обывателю - как мина,
Поэмима, поэмима.
От любимой к нелюбимой
Мы порхаем поэмимой.

 

Опусти меня,

сними меня,

пойми меня,

Но свободно, без нажима!
Наше имя, наше имя -

поэмима, поэмима!

 

...Мы сегодня вам сыграем
поэмиму с левым крайним!
Шайбу, шайбу, давай шайбу!..

 

 

80.                                                      <Востокозапад>

 

Сл. - по: А.Вознесенский, «Морская песенка», 1967

Муз. - Б.Хмельницкий и В.Высоцкий ?

 

Я в географии слабак,
но как на заповедь
ориентируюсь на знак
Востокозапад.

 

Всё тот же огненный желток,
что скрылся за борт,
он одному сейчас - восток,
другому - запад.

 

Одним - восходит,
другим - заходит.

 

Ты целовался да утра,
а кто-то запил.
Тебе пришла, ему - ушла:
Востокозапад.

 

[К тебе заходит -
его захочет.]

 

Опять ничтожеству везёт:
ползёт, потея,
не понимая, что тот взлёт -
его паденье.

 

Он тем угоден,
Кого уходят.

 

А ты, художник, сам себе
Востокозапад,
Крути орбиты в серебре,
чтоб мир не зябнул.

 

Пускай судачат про твои
паденья, взлёты -
Нерукотворное твори,
жми обороты.

 

Страшись, художник, подлипал
и страхов ложных -
Работай! Ты их всех хлебал
Большою ложкой!

 

 

81.                                                      Роща

 

Сл. - А.Вознесенский, 1968

Муз. - Б.Хмельницкий, В.Высоцкий, А.Васильев

 

Не трожь человека, деревце,
костра в нём не разводи.
И так в нём такое делается -
Боже, не приведи!

 

Не бей, человека, птица,
ещё не открыт отстрел.
Круги твои - ниже, тише.
Неведомое - острей.

 

Неопытен друг двуногий.
Вы, норка и колонок,
снимите силки с дороги.
чтоб душу не наколол.

 

Не возвращайте прошлого,
он в этом не виноват.
Не надо, вольная рощица,
к домам его ревновать.

 

Такая стоишь тенистая,
с начёсами до бровей -
травили его, освистывали,
ты-то хоть не убей!

 

Отдай ему в воскресенье
все ягоды и грибы,
пожалуй ему спасение,
спасением погуби.

 

 

82.                                          Вальс при свечах

 

Сл. - А.Вознесенский, 1967

Муз. - Б.Хмельницкий, В.Высоцкий, А.Васильев

 

Любите при свечах,
танцуйте до гудка,
живите - при сейчас,
любите - при когда?

 

Ребята - при часах,
девчата при серьгах,
живите - при сейчас,
любите - при всегда.

 

Причёски - на плечах,
щека у свитерка,
начните - при сейчас,
очнитесь - при всегда.

 

Носите свитера!
Гусары пили джин,
Имели кивера,
Но не имели джинс.

 

Как в тыща восемьсот
Д
венадцатом году,
В двухтысячном всплакнёт
Пацанка на мосту,

 

Но пулею с плеча
Стрелка случайного
Погашена свеча,
Свеча венчальная!

 

И те же голоса.
Мне твои серые
Неверные глаза
Нужней, чем верные.

 

Зелёные в ночах
такси без седока...
Залётные на час,
останьтесь навсегда!

 

Любите при свечах,
танцуйте до гудка,
живите - при сейчас,
любите - при когда?

 

Любите при свечах...

 

 

83.                              <Хор безликих, пессимистов и оптимистов>

 

Сл. - А.Вознесенский ?

Муз. - Б.Хмельницкий и В.Высоцкий ?

 

Лист, лист, лист,
бьёт о парапет.
Лиц, лиц, лиц -
нет, нет, нет.

 

Шли, шли, шли -
ни к чему ирония! -
лишь, лишь, лишь
лица проворонили.

 

Цикл, цикл, цикл
Репетиционный.
Цирк, цирк, цирк -
где же лица оные?

 

Слышь, слышь, слышь,
где же наши носики?
Лишь, лишь, лишь
на плечах вопросики.

 

Где,

где,

где,

где?

Где?

Нет,

нет,

нет!..

 

Очень плохо без лица -
как наседке без яйца.

 

Не проглотишь вируса,
Шляпу не напялишь,
Не сфотографируешь
карточку на паспорт...

 

Мощное новаторство!
Кому платить за авторство?

 

Хорошо нам без лица.
Ни одни министры
у такого хитреца
не узнают мысли!

 

И не мыться утром,
сэкономить пудру!
Не узнают без лица,
не намылят морду.

 

Лил, лил, лил
Ливень без конца.
Сквозь подводный ил
не видать лица.

 

Где, где, где
наши очертанья
Может быть, в воде
Скрыты лица тайные?

 

[Жар, жар, жар!
Пожалей, пожалуйста!
Шар, шар, шар,
шар земной в пожарищах.

 

Жар, жар, жар -
мир как кипятильник.
В пар, в пар, в пар
вас не превратили?

 

Жар, жар, жар.
Страшно испариться!
Жаль, жаль, жаль!
Где же наши лица?]

 

В вас, в вас, в вас!
Из-под ваших век,
губ, щёк, глаз
Б
ьет двадцатый век.

 

Зрители Москвы
И
со всех концов,
Вы, вы и вы -
Времени лицо!

 

Роль, роль, роль -
У маэстро хлопотно.
Зритель, Вы - герой,
А мы, актёры - хлопаем!

 

Время-колесо
Вас не поковеркало?
Зритель, ты лицо,
А мы, актёры - зеркало!

 

 

<Для сп. Театра на Таганке «Гамлет», 1971>

http://taganka.theatre.ru/history/performance/hamlet/

http://www.taganka.org/html/stuecke/gamlet.htm

 

 

84.                                                      Гамлет

 

Сл. - Б.Пастернак, «Гамлет», 1946
Муз. - В.Высоцкий

 

Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске -
Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи
Т
ысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси!

 

Но продуман распорядок действий
И
неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить - не поле перейти!

 

 

85.                   <Из к/ф «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Мосфильм», 1976>

 

Сл. - Ю.Дунский, В.Фрид и А.Митта ?

Муз. - А.Шнитке ?

 

Когда ярится океан,
Свирепым гневом обуян,
И, озираючись окрест,
Ты не поймёшь, где норд, где вест -
Доверься карте звездной,
Плывя над чёрной бездной!

 

 

86.                   <Из к/ф «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия, 1979>

 

Сл. и муз. - А.Вертинский, «Лиловый негр», 1916 г.

 

Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушёл Ваш китайчонок Ли?
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем вы ушли.

 

[Последний раз я видел Вас так близко,]
По тёмным улицам Вас мчал авто...
А может быть, в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр вам подавал манто.

_______________________________________________

Перейти к другим частям:    
Часть I. Романсы и песни         
Часть II. "Блатной" и городской "фольклор"         
Часть III. Песни и зонги для театра и кино         
Комментарии        
Приложение I. Фрагменты и заглавия        
Приложение II. Приписываемые песни         

Форум