- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела "Статьи, рецензии"
Форум

Перейти к другим частям:    
Часть I. Романсы и песни         
Часть II. "Блатной" и городской "фольклор"        
Часть III. Песни и зонги для театра и кино        
Комментарии        
Приложение I. Фрагменты и заглавия        
Приложение II. Приписываемые песни         

публикуется впервые - 18.12.2008 г. - 14.09.2009 г. (новая редакция - 25.07.2011 г.)

Андрей Сёмин (Москва)
(Copyright © 2008-2011)

«Чужие» песни Владимира Высоцкого

 

Предлагаемый материал представляет собой своеобразный песенник. В нём собраны тексты всех известных на сегодняшний день в фонограммах исполнения В.Высоцким (самостоятельно или в составе «хора») песен, автором которых он не является.

 

Принято считать, что В.Высоцкий «чужих» песен, по сравнению со своими собственными, исполнял довольно мало. Однако это не совсем так. Если число песен Высоцкого, зафиксированных (полностью или хотя бы в виде фрагмента) на фонограммах авторского исполнения или записанных другими артистами при непосредственном участии поэта, составляет чуть более 430, то количество «чужих» песен на фонограммах полного или частичного исполнения их Высоцким приближается к сотне. Это отнюдь не малая доля.

 

Тексты всех песен приводятся так, как они были спеты Высоцким - в основу публикации положены соответствующие расшифровки фонограмм. Следует отметить, что практически все тексты отличаются от текстов «первоисточников» - где-то в более, где-то в менее существенном объёме. Естественно, что Высоцкий мог просто не знать оригинала некоторых песен, а исполнил их в том виде, в каком они дошли до него самого, или так, как вспомнил к случаю. Однако ряд исполнений Высоцким «чужих» песен, хотя бы просто вследствие их количества, нельзя считать случайным. К тому же, отдельные тексты носят явные следы «исполнительской правки» Высоцкого, собственной его поэтической интерпретации и трактовки формы и содержания.

 

Эти случаи вызывают наибольший интерес, поскольку позволяют с некой другой стороны заглянуть во внутренний мир поэта, увидеть какие-то дополнительные черты его образа мыслей, новые оттенки мировосприятия.

 

Весь материал условно разбит на три части - «Романсы и песни», «"Блатной" и городской "фольклор"», «Песни и зонги для театра и кино». Условность такого разделения очевидна - авторы значительной части «фольклорных» произведений хорошо известны, тогда как авторы многих популярных романсов и песен, по содержанию явно не подходящих к определению «блатной» (относящийся к преступной среде) или «городской» (рождённый и бытующий среди жителей городских окраин) фольклор, наоборот, забыты и трудно установимы «за древностию лет». Кроме того, в отношении многих текстов нет никаких комментариев исполнителя, а, стало быть, нет и однозначного объяснения, почему они оказались спеты и записаны Высоцким - то ли это произошло «просто так», без повода, то ли песня была вспомнена не случайно, а как предназначавшаяся, скажем, для какого-либо театрального спектакля или кинофильма.

 

Составитель предлагаемого «песенника» попытался снабдить все приводимые тексты возможными комментариями - по персоналиям авторов слов и музыки соответствующих «первоисточников» песен, по времени записей, количеству фонограмм и вариантам исполнения их В.Высоцким и т. д.

 

В данной работе весьма существенную помощь оказали Яков Петрушенко (Сан-Франциско, США), Илья Нуретдинов (Эгем, Великобритания), Светлозар Ковачев (София, Болгария), Николай Цанков (Ботевград, Болгария), Виталий Рыбин (Нью-Йорк, США), Владимир Чейгин (Санкт-Петербург), Александр Бабенко (Ялта, Украина), Евгений Донченко (Москва), Лариса Симакова (Москва), Антон Шипилов (Москва), Виктор Любишкин (Москва), Сергей Дёмин (Дегтярск) и многие другие участники интернет-форумов «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» и «Высоцкий на "Куличках"», которым выражаю искреннюю и глубокую благодарность. Особая признательность (заочно) и высокая оценка за труд - Андрею («Энди») Иванову (Москва), чьи скрупулёзные расшифровки фонограмм В.Высоцкого широко использовались мною, наряду с собственными.

А.Сёмин

 

 

Часть I.     Романсы и песни

 

 

1.                                                        Цыганочка

 

Сл. - по мотивам стихотворений А.Григорьева 1857 г. «О, говори хоть ты со мой...» и «Цыганская венгерка», вариаций текста с напевов Саши Макарова, Дины Дурбин и др.

Муз. - И.Васильев ?

 

Поговори хоть ты со мной,
Гитара семиструнная!
Вся душа полна тобой,
А ночь такая лунная!

 

Эх, раз, раз, да ещё раз,
Да ещё много-много раз!

 

На горе стоит ольха,
А под горою - вишня.
Полюбил цыганку я -
Она замуж вышла.

 

В чистом поле - васильки <вам>,
Дальняя дорога.
Сердце стонет от тоски <вам>,
А в глазах - тревога.

 

У меня жена была,
Она меня любила,
Изменила только раз,
А потом решила:

 

«Эх, раз, раз, да ещё раз,
Да ещё много-много раз!»

 

Если вас целуют раз -
Вы, наверно, вскрикнете.
Эх, раз и ещё раз,
А потом привыкнете...

 

 

2.                                                        <Очи чёрные>

 

Сл. - по мотивам двух романсов - на ст. «Чёрные очи» Е.Гребёнки («Очи чёрные, очи страстные!..», ок. 1843 г.), с вариациями текста с напева Ф.Шаляпина, и «Скатерть белая...» на ст. неустановленного автора.

Муз. - Ф.Герман («Hommage-Valse», Оpus 21 - вальс «Дань уважения» или «Величальный»), в обработке С.Гердаля (1884 г.) и Л.Ржецкой (1930-е г.г.).

 

Скатерть белая залита вином,
Все гусары спят непробудным сном -

Лишь один не спит, пьёт шампанское
В
озле табора да цыганского.

 

«Поцелуй меня, ты мне нравишься,
Поцелуй меня - не отравишься,
Поцелуй меня, потом я тебя,
Потом вместе мы поцелуемся.

 

Очи чёрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные!
Как люблю я вас, как боюсь я вас, -
Знать, увидел вас я не в добрый час!

 

Как увижу вас, очи чёрные,
Мне мерещатся ночи тёмные.
Очи чёрные, очи страстные,
Очи жгучие да прекрасные!

 

По обычаю, да по русскому,
По обычаю петербургскому,
Не могу я жить без шампанского
Д
а без табора да без да цыганского.

 

Очи чёрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные!
Как люблю я вас, как боюсь я вас, -
Знать, увидел вас я не в добрый час!»

 

 

3.                                                        <Утро туманное>

 

Сл. - И.Тургенев, «В дороге», ноябрь 1843 г.

Муз. - А.Абаза.

 

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

 

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно, так нежно ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

 

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

 

 

4.                                                        <Караван>

 

Сл. - Б.Тимофеев, «Караван», ок. 1927 г.

Муз. - Б.Прозоровский.

 

Мы странно встретились и странно разойдёмся,
Улыбкой нежною роман окончен наш.
Но, если в памяти мы к прошлому вернёмся,
То скажем: «Это был мираж».

 

Так иногда в томительной пустыне
Я вижу образы прекрасных чудных стран,
Но это призраки. И снова небо синее,
И вдаль бредёт усталый караван.

 

Пусть для меня всё призрачно, туманно,
Как этих чудных глаз застенчивый обман.
Мы странно встретились, и ты уйдешь нежданно,
Как вдаль уходит караван.

 

Так иногда в томительной пустыне
Я вижу образы прекрасных чудных стран,
Но это призраки. И снова небо синее,
И вдаль уходит караван.

 

 

5.                                                        * * *

 

Сл. - И.Анненский, «Среди миров», 3 апреля 1909 г., Царское Село.

Муз. - А.Вертинский.

 

Среди миров, в сиянии светил
О
дной звезды я повторяю имя -
Не потому, что я её любил,
А потому, что мне темно с другими.

 

И если мне на сердце тяжело,
Я у неё одной ищу ответа -
Не потому, что от неё светло,
А потому, что с ней не надо света.

 

 

6.                                                        * * *

 

Сл. - В.Чуевский, ок. 1868 г.

Муз. - П.Булахов, обр. В.Сабинина.

 

Гори, гори, моя звезда,
Звезда любви приветная,
Ты у меня одна заветная -
Другой не будет никогда.

 

Твоих лучей неясной силою
В
ся жизнь моя озарена.
Умру ли я - ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда...

 

 

7.                                                        <Нищая>

 

Сл. - П.-Ж.Беранже, пер. Д.Ленского, «Нищая», до 1844 г.

Муз. - А.Алябьев.

 

Зима, метель, и в крупных хлопьях,
Кружась, на землю снег вали<т>.
У входа в храм одна в лохмотьях
Старуха нищая сидит.

 

{И, подаянья <ожидая>,
Она всё тут с клюкой своей,
И ночью… и зимой - босая.

Подайте милостыню ей,}

Так дайте ж милостыню ей!

 

Когда она на сцене пела -
Париж в восторге был от ней,
Она соперниц не имела!..
Так дайте милостыню ей,
Так дайте ж милостыню ей!

 

 

8.                                                        <У камина>

 

Сл. - С.Гарин (Гарфильд), «У камина» («Ты сидишь молчаливо и смотришь с тоской...», «Ты сидишь в будуаре и смотришь с тоской...»), ок. 1901 г.

Муз. - Я.Пригожий или П.Баторин ?

 

Ты сидишь одиноко и смотришь с тоской,
Как печально камин догорает,
Как в нём яркое пламя то вспыхнет порой,
То внезапно опять угасает.

 

Наша жизнь, наша жизнь - это тот же камин,
Где сгорают все лучшие грёзы.
А проходит любовь - в сердце холод и дым,
На душе лишь страданья и слёзы.

 

Погоди ещё миг - и не будет огней,
Что тебя так ласкали и грели,
А останется груда дымящих углей,
Что ещё догореть не успели...

 

 

9.                                                        * * *

 

По мотивам двух романсов из репертуара Ю.Морфесси - «Обидно, досадно» В.Бакалейникова на сл. А.Кусикова (ок. 1916 г.) и «Мы только знакомы» («Спокойно и просто») Б.Прозоровского на сл. Л.Пеньковского (ок. 1924 г.)

 

Обидно, эх, досадно
Д
о слёз и до мученья,
Что в жизни так странно
Мы встретились с тобой.

 

Развязка - как сказка,
Завязка - страданье,
Но пропасть разрыва
Л
егла между нами.
Но пропасть разрыва
Л
егла между нами,
Мы только знакомы -
Как странно, как странно!

 

Обидно, эх, досадно
Д
о слёз и до мученья,
Что в жизни так поздно
Мы встретились с тобой.

 

 

10.                                                      * * *

 

Сл. - Ивевцов ?, 30-е (?) годы.

Муз. - ?

 

Она сказала: «Не люблю!»
А он сказал: «Не может быть!»
Она сказала: «Я не пью!»
А он сказал: «Мы будем пить!»

 

Когда же выпили вино,
Она сказала: «Дорогой,
Закройте шторою окно!»
А он сказал: «Пора домой!»

 

 

11.                                                      * * *

 

Сл. и муз. - М.Анчаров, 1964.

 

Она была во всём права,
И в том, чего не делала,
А он считал, что он не прав,
И были губы белые.

 

И были чёрные глаза...

 

 

12.                                                      <Девушка из Нагасаки>

 

Сл. - по мотивам стихотв. В.Инбер «Он юнга. Родина его Марсель...», до 1922 г.

Муз. - П.Марсель ?

 

Он - капитан, и родина его - Марсель.
Он обожает споры, шум и драки,
Он курит трубку, пьёт крепчайший эль
И
любит девушку из Нагасаки.

 

У ней следы проказы на руках,
У ней татуированные знаки,
И вечерами джигу в кабаках
Т
анцует девушка из Нагасаки.

 

У ней такая маленькая грудь,
И губы - губы, алые, как маки.
Уходит капитан в далёкий путь,
И любит девушку из Нагасаки.

 

Кораллы алые, как кровь,
И шелковую блузку цвета хаки,
И пылкую, и страстную любовь
В
езёт он девушке из Нагасаки.

 

Вернулся капитан издалека,
И он узнал, что джентльмен во фраке
О
днажды, накурившись гашиша,
Зарезал девушку из Нагасаки.

 

У ней такая маленькая грудь,
И губы - губы, алые, как маки.
Уходит капитан в далёкий путь,
Не видев девушки из Нагасаки.

 

 

13.                                                      <Сиротка>

 

Сл. - по мотивам стихотв. С.Есенина «Сиротка» («Маша - круглая сиротка...»), 1914.

Муз. - ?

 

Злая мачеха у Маши
О
тняла её наряд,
Ходит Маша без наряда,
И ребята не глядят.

 

Ходит Маша в сарафане,
Сарафан весь из заплат,
А на мачехиной дочке
Серьги с яхонтом горят.

 

Ты стояла у крылечка,
А кругом мела пурга...
Я <б> в награду твои слёзы
З
аморозил в жемчуга!

 

 

14.                                                      <Колыбельная Земле>

 

Сл. - по мотивам стихотв. Н.Агнивцева «Чёртова колыбельная» («В облачно-солнечной лужице...»), 1921.

Муз. - ?

 

В маленькой солнечной лужице,
Взоры богов веселя,
Маленьким шариком кружится
Чёрный комочек - Земля.

 

Бедная, жалкая доля твоя,
С маленьким счастьем и маленькой мукою.
Бедненький шарик Земля,
Ну дай, я тебя убаюкаю.

 

Ты же вздремни, обо всём позабудь,
Грёзам во власть отдайся.
И вот ты сквозь дымчатый млечный путь
М
чишься к любимому Марсу.

 

Он не обнимет, не встретит тебя
И
не шепнет о любви бесконечной.
И ты уходишь, любя,
Путь вновь зовёт тебя млечный.

 

Вертишься ты в бесконечности,
Годы веками встают.
Ты, видно, устала от вечности.
Ба́юшки, ба́ю-баю́.

 

Горькое горе впитала в себя -
Слёзы и стоны тому порукою.
Бедненький шарик Земля,
Ну дай, я тебя убаюкаю, -

ба́ю-бай!

 

 

15.                                                      * * *

 

Авторы не установлены.

 

Тёмная ночь

молчаливо потупилась,

Звёзды устало

зарылись во мглу.

Ну, что ты там шепчешь?

«Вздохнуть бы, измучилась.

Милый, поверь мне,

больше я не могу!»

 

Ветер поёт

свою песнь бесполезную,

Где-то ручей

молчаливо журчит,

Ночь молчаливо

распласталась над бездною,

Голос твой тихо

и странно звучит.

 

Всё затихает,

и не знаю, проснусь ли я,

Слышится сердца

прерывистый стук,

Силы приходят,

и снова - конвульсия.

Ночь, тишина,

всё затихло вокруг.

 

 

16.                                                      * * *

 

Сл. и муз. - Б.Вахнюк, «Глаза» («Я понимаю, как смешно...»), начало 60-х.

 

Глаза - то лукаво блестят,
То смотрят сердито,
То тихонько грустят
О
ком-то незабытом.

 

Я понимаю, как смешно
И
скать в глазах ответ,
В глазах, которым всё равно,
Я рядом или нет.

 

Но я дождусь такого дня, -
Хоть рядом нет ребят, -
Ты жить не сможешь без меня,
Не сможешь, а пока

 

Глаза - то лукаво блестят,
То смотрят сердито,
То тихонько грустят
О
ком-то незабытом.

 

 

17.                                                      * * *

 

Авторы не установлены.

 

Полумрачная комната,

дым папирос,

Слабо шкала

приёмника светится.

Тихий блюз раздирает

нам душу до слёз,

Винный запах

по комнате стелется.

 

Я к тебе подхожу

и целую тебя,

Нежно касаясь

сухими губами,

А ты подымаешь

лицо своё

И смотришь измученными

глазами.

 

Я знаю тебя

всего три часа,

Ну, а через пять,

вероятно, забуду,

И эти твои

с синевою глаза,

Вероятно, другому

моргать уже будут.

 

А наутро, проснувшись

с больной головой,

Ты забудешь мои

поцелуи и ласки,

И теперь ты идёшь

по дороге иной

И другому уж строишь

лукавые глазки.

 

 

18.                                                      * * *

 

Сл. - Д.Маркиш, ок. 1962 г.

Муз. - В.Высоцкий ?

 

Мечется стрелка спидометра,
Деревья падают замертво.
В синих глазах твоих, женщина,
Растёт зелёное зарево.

 

Нам - зелёная улица
П
о площадям любви.
На скорости лучше целуются
Раскалённые губы твои.

 

И нога - на педали газа,
И на счётчике - сотня миль,
И дрожит, как хрустальная ваза,
Стороной обойдённая пыль.

 

Эй, вперёд, мы там ещё не были!
Шлагбаум приготовил взмах.
Нас с тобой охраняет небо,
Ветер у нас в головах.

 

И кто же будет упрямою
В
одном повороте от рая?
На баранке одна рука моя,
Тебя обнимает другая...

 

 

19.                                                      * * *

 

Сл. - Д.Маркиш, ок. 1962 г.

Муз. - В.Высоцкий ?

 

Мир - такой кромешный,
Он и летом, и зимою снежный.
Человек идёт по миру,
Человек хороший, грешный,
Кто твой бог, кто твой кумир, о, человек?! -
Ты и сам не знаешь,
И в пути страдаешь,
Дорогой мой человек!

 

Слушай, мальчик Ваня:
В этой жизни все - цыгане.
Отцветёт он и увянет,
Или вновь цветком он станет...
Может, сына ты оставишь на земле,
Может, так вернёшься к мраку...
Парой синих маков
Р
асцветут глаза твои.

 

 

20.                                                      Тихорецкая

 

Сл. - М.Львовский, «На Тихорецкую», ок. 1939 г.

Муз. - М.Таривердиев.

 

На Тихорецкую состав отправится,
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, глаза печальные.

 

Я у окошечка сижу, не грустная,
И только корочка в руке арбузная.
Ну что с девчонкою такою станется?
Вагончик тронется - перрон останется.

 

Начнёт выпытывать купе курящее
П
ро моё прошлое и настоящее -
Навру с три короба, пусть удивляются:
Кто провожал меня - их не касается.

 

Откроет душу мне матрос в тельняшечке,
Как одиноко жить ему, бедняжечке,
Сойдёт на станции и не оглянется.
Вагончик тронется, а он останется.

 

 

21.                                                      * * *

 

Сл. - Я.Смеляков, «Если я заболею», 1949.

Лит. версия и муз. - Ю.Визбор.

 

Если я заболею, к врачам обращаться не стану,
Обращусь я к друзьям - не сочтите, что это в бреду.
Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом,
В изголовье повесьте упавшую с неба звезду.

 

Я шагал напролом, никогда я не слыл недотрогой.
Если <ж> ранят меня в справедливых тяжёлых боях -
Забинтуйте мне голову русской лесною дорогой
И
оденьте меня одеялом в осенних цветах.

 

От полей и от гор веет свежестью, веет простором.
Как увидишь - почувствуешь: вечно, ребята, живём!
Не больничным от вас ухожу я, друзья, коридором,
А уйду я, товарищи, сказочным млечным путём...

 

 

22.                                                      * * *

 

Сл. и муз. - Н.Матвеева, «Ветер», 1960-1961.

 

Какой большой ветер
Н
апал на наш остров! -
С домишек сдул крыши,
Как с молока пену.
И, если гвоздь к стенке
П
ригнать концом острым,
Без молотка сразу
В неё он сам влезет.

 

Ох, какой ветер,
Какой злой вихорь!
Аж корешок редьки
И
з грядки <в>он вырвал!
И, подкатив боком
К
соседнему саду,
В чужую влез гряд<к>у
И там опять вырос.

 

А шторм угнал в море
У
рыбаков шлюпки,
И рыбакам с горя
Не раскурить трубки.
А раскурить надо,
Да вот зажечь спичку -
Как налету взглядом
О
становить птичку.

 

Ох, какой вихорь,
И нету с ним сладу!
А ты сидишь тихо,
А ты сидишь рядом,
И никаким ветром
Тебя невмочь стронуть -
Скорей Нептун слезет
С
о своего трона.

 

 

23.                                                      Иволга

 

Сл. и муз. - И.Кохановский, начало 1962.

 

Как у Волги иволга, как у Волги таволга,
Обожгло крапивою, вспомнилось недавнее,
Как тебя, счастливую, вёл по лугу за руку,
Подпевая иволге, обрывая таволгу.

 

Помнишь по-над берегом наши песни за́темно?
Отчего ж не бережно берегли, что найдено?
Неужели на меже это было найдено,
И неужели нами же это всё раскрадено?

 

Где ж ты, лето красное, где ж вы, ночки быстрые?
Осень зреет астрами, обсыпает листьями.
Осень вновь ненастная, да и ты неласкова,
И как будто мыслями не со мной, а с листьями.

 

Поле взмокло ливнями, почерствело травами,
Реже слышно иволгу, и завяла таволга.
Это всё недавнее или всё старинное,
Как у Волги таволга, как у Волги иволга?

 

 

24.                                                      Бабье лето

 

Сл. - И.Кохановский, начало 1962 г.

Муз. - В.Высоцкий ?

 

Клёны выкрасили город
Колдовским каким-то цветом -
Это скоро, это скоро,
Бабье лето, бабье лето.

 

Что так быстро? Тают листья.
Ничего мне не понятно!
А я ловлю, как эти листья,
Наши даты, наши даты.

 

А я кружу напропалую
С
самой ветреной из женщин!
А я давно искал такую -
И не больше, и не меньше.

 

Только вот ругает мама,
Что меня ночами нету,
Что я слишком часто пьяный
Бабьим летом, бабьим летом.

 

А я забыл, когда был дома,
Спутал ночи и рассветы.
Это омут, ох, это омут -
Бабье лето, бабье лето.

 

 

25.                                                      * * *

 

Сл. и муз. - Г.Шпаликов, 1961 г.

 

Ах, утону я в Западной Двине
И
ли погибну как-нибудь иначе -
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.

 

Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и горькие обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды!

 

Я никогда не ездил на слоне,
И мне не приносили передачи.
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.

 

 

26.                                                      * * *

 

Сл. и муз. - Б.Окуджава, «До свидания, мальчики» (посв. Б.Балтеру), 1958.

 

<А>х, война, что ж ты сделала, подлая?
Опустели все наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.

 

Сапоги - ну куда от них денешься? -
И зелёные крылья погон...
До свидания, девочки, девочки -
Мы сведём с ними счёты потом...

 

Эх, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разруха и дым.
Наши девочки платьица белые
Р
аздарили сестрёнкам своим.

 

Сапоги - ну куда от них денешься? -
И зелёные крылья погон...
До свидания, девочки, девочки -
А мы сведём с ними счёты потом.

 

Говорят, что терять уж вам нечего,
Что бредёте войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

 

 

27.                                                      * * *

 

Сл. и муз. - П.Леонидов ?

 

Отгремели раскаты боёв,
Зацветают ромашки во рвах.
Рано слушать ещё соловьёв.
Может, рано ещё забывать?

 

Сколько тёплых сказали мы слов
О
погибших! Слова - лишь слова.
Отгремели раскаты боёв...
Не должны ничего забывать.

 

Снял мундир - всё равно ты солдат:
Сердце то же, и красная кровь...
Раны вёснами часто болят.
Рано слушать ещё соловьев!

 

Мы в огне закалялись боёв,
В космос мы научились летать,
Чаще слушаем мы соловьёв...
Всё равно - не должны забывать!

 

Помнить! Это - не только слова.
Память - сжать её крепче в кулак!
Люди! Мы - не степная трава,
Забывать не должны мы никак.

 

Помнить Курск, и Орёл, и Ростов -
Ничего не должны забывать!
"К испытаниям новым готов!" -
Не сказать должен ты - доказать!

 

 

28.                                                      Песня эмигранта

 

Авторы не установлены.

 

Я помню старый, старый дом,
Густой заросший сад,
И, чтоб побыть в краю родном,
Готов мильон пройти преград.

 

Качает мерно над столом
Зелёный абажур,
Как будто старый верный друг
Нам говорит: «Бонжур

 

И первую любовь твою
Я вспоминаю столько раз,
Когда от холода дрожу
П
од звёздным небом Монпарнас.

 

Париж, Париж -
Во сне и наяву.
Но ты не сможешь заменить, Париж,
Мне никогда Москву.

 

 

29.                                                      Про физиков

 

Сл. и муз. - А.Галич, «Про маляров, истопника и теорию относительности», 1962.

 

Чувствуем с напарником - ну и ну!
Ноги прямо ватные, всё в дыму.
Чувствуем, нуждаемся в отдыхе -
Что-то нехорошее в воздухе.

 

Взяли «Жигулёвского» и «Дубняка»,
Третьим пригласили истопника,
Выпили, добавили ещё раза -
Тут нам истопник и раскрыл глаза

 

Про ужасную историю,
Про Москву и про Париж,
Как наши физики проспорили
Ихним физикам пари.

 

Всё теперь на шарике вкось и вскочь,
Шиворот-навыворот, набекрень:
<А> что мы с вами думаем - день, то - ночь,
А что мы с вами думаем - ночь, то - день.

 

И рубают финики лопари,
А в Сахаре снегу невпроворот -
Это гады-физики на пари
Р
аскрутили шарик наоборот.

 

Где полюс был - там тропики,
А где Нью-Йорк - Нахичевань,
А что мы с вами люди, а не бобики -
Им на это начихать.

 

Кончил ту историю истопник.
Чувствую, напарник буквально сник:
«Раз такое дело, - <говорит он>, - гори огнём!
Больше мы малярничать не пойдём!»

 

Взяли в полуклинике булютень -
Больше нас работою не морочь! -
<Ну> что тут за работа, если ночью - день,
А потом опять - не день, а ночь?

 

Ведь при всей квалификации
З
десь возможен перекос -
<Ведь> это ж, братцы, радиация,
А не просто - купорос!

 

Пятую неделю я не сплю с женой,
Пятую неделю я хожу больной,
<И> тоже и напарничек мой плачется -
Дескать, он отравленный начисто.

 

И лечусь «Столичною» лично я,
Чтоб совсем с ума не стронуться -
Истопник сказал: «Столичная»
Очень хороша от стронция!

 

И не верится, не верится,
Что минует нас беда.
А шарик крутится да вертится,
Да<к> всё время - не туда.

 

 

30.                                                      * * *

 

Авторы не установлены.

 

Умные люди сидят по домам,
Умные люди глядят в телевизер -
Бегаем мы по размытым полям,
Шарик катаем то верхом, то низом.

 

Друг и защитник толкнул головой -
Еду на чём-то в штрафную площадку...
В.Маяковский не пробовал сам -
Только советы давал для порядку.

 

Шарик летит, и летит, и летит,
Надоть его мне сыграть головою...
..........................................

 

Ох, ты, защитник, защитничек мой,
Я уж тебе отмассирваю ножку,
Я уж <тя ужалю, родной, подагрóй>,
Так, что тебя понесут по дорожке.

 

Грубые люди сидят по домам,
Грубые люди глядят в телевизер -
Бегаем мы по размытым полям,
Шарик катаем то верхом, то низом.

_______________________________________________

Перейти к другим частям:    
Часть I. Романсы и песни         
Часть II. "Блатной" и городской "фольклор"        
Часть III. Песни и зонги для театра и кино        
Комментарии        
Приложение I. Фрагменты и заглавия        
Приложение II. Приписываемые песни         

Форум