На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
на этом сайте публикуется впервые - 13.03.2019 г.
первоначальная редакция статьи опубликована в альманахе "В поисках Высоцкого",
Пятигорск, № 34, сентябрь 2018 г.
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2019)
Лола Евгенина
Информации о Лоле Павловне Евгениной, одной из девятнадцати выпускников Школы-студии МХАТ 1960 года, очень мало. До тех пор, пока несколько лет назад Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого не опубликовал протоколы студии за период 1956-1960 гг., мы и вовсе знали только её имя – строкой в списке выпускников.
К моменту зачисления в Студию Л. Евгенина уже была профессиональной актрисой, работала на периферии. В Школу-студию МХАТ её приняли сразу на 3-й курс. Случай не уникальный: в 1955 г. на 3-й курс был принят Леонид Броневой, в 1957 г. на 2-й курс студии поступил Евгений Евстигнеев. Оба получили всесоюзную известность, поэтому все детали их биографий, – включая информацию о театральных училищах, которые они окончили, – хорошо известны. С Л. Евгениной ситуация иная, поэтому о её жизни и работе до поступления в Школу-студию информации нет вовсе.
Впервые в протоколах Школы-студии имя Л. Евгениной упоминается 26 мая 1958 г. На тот момент она ещё не была официально зачислена в Студию и пребывала на положении вольнослушательницы. Преподаватель М. Ковалева отмечает её успехи. И добавляет: "Нельзя предположить, что она только в этом году начала заниматься".*1
К 1 июля актриса сдала все экзамены и зачёты в объёме программы учебного плана актёрского факультета и была официально переведена в число студентов Студии. Первыми студенческими работами Л. Евгениной стали роли Сарры в отрывке из "Иванова", Брюнетки в отрывке из пьесы Н. Погодина "Мой друг" и Настасьи Филипповны в сценах из романа "Идиот".
Отзывы преподавателей были самые наилучшие. Анализ протоколов заседаний кафедры Мастерства актёра убедительно свидетельствует: ни один студент курса, за исключением В. Большакова, таких оценок не удостаивался. Г. Герасимов и А. Карев отмечают, что исполнение им "очень понравилось". Н. Чушкин пошёл даже дальше: "Евгенина – Настасья Филипповна – меня поразила. Это настолько интересно, что для неё стоит расширить показ".*2 В. Прокофьев отметил: "На меня произвела очень большое впечатление Евгенина в роли Настасьи Филипповны. Мне кажется, что это образец настоящего искусства – очень живого, органичного. Я видел, как она смотрела, как она воспринимала, как она пропускала через себя. При скупости внешних выражений чувствовалась глубина, и я чувствовал в этом Достоевского".*3 По итогам зимней сессии Л. Евгенина получила именную стипендию им. И. Москвина.
К окончанию 3-го курса восторги преподавателей несколько поутихли, появились критические высказывания. На собрании педагогов от 8 мая 1959 г. Е. Саричева отмечает: "Евгенина – с момента её приёма слышу, что все ею восторгаются, но меня она не заражает. Работает великолепно, но в ней есть что-то необаятельное, нет радости от её искусства".*4 В том же ключе высказалась и А. Кобзева: "Великолепно работает, большая профессионалка, но у неё злой, замкнутый глаз, девушка без взора, ей будет это страшно мешать".*5 В. Виленкин высказался так: "Евгенину не принимаю. Её отметили бы старики МХАТ по отношению к делу, за профессиональность, но больше всего принимаю её в Змеюкиной. Мне кажется, она настоящая комедийная актриса и у неё совершенно отсутствует настоящий драматический нерв".*6
Интересно, что мнения однокурсников Е. Евгениной во многом совпадают с мнением преподавателей, что бывает отнюдь не всегда. М. Добровольская в своих воспоминаниях пишет так:
"Лола Евгенина пришла к нам, когда мы уже были на третьем курсе и были уже крепко сбитым коллективом. Она уже была взрослым, сложившимся человеком и, как нам казалось, опытной артисткой. Конечно, нам принять её за "свою", а ей пробиться к нам было очень сложно. Первая её работа на 3-ем курсе – Сарра в 1-ом акте "Иванова" с Ромой Вильданом в роли Иванова, Колей Моховым в роли доктора Львова, Валей Никулиным в роли Шабельского и Володей Высоцким в роли Боркина. Мы были придирчивы в оценке, – умно, точно, крепко но... за душу не хватало... И так всё, что ни делала Лола – от героини в "Вешних водах" Тургенева до вдовушки Поповой в "Медведе" Чехова. С хорошей фигурой, с яркой внешностью. Хорошо танцевала и пела, играла на гитаре, но нам не хватало искренности и обаяния. А вот акушерка Змеюкина в паре с телеграфистом Большаковым была бесспорно великолепна! Яркая, эксцентричная, озорная и обаятельная! По-видимому, Лоле нужна была для раскрытия острая характерность..."*7
"Лола была на несколько лет старше нас, – сказала мне Розалия Савченко, – она уже поиграла в областном театре и в ней уже был профессионализм. То есть, у неё были какие-то свои наработанные вещи. Может быть, несколько провинциальный профессионализм. Она могла на сцене легко заплакать, например. Как мне помнится, на сокурсников она особого впечатления не произвела, но надо учесть, что все были сосредоточены на себе. Держалась она корректно, но ни с кем из девушек не сходилась. Дружила только с Витей Большаковым".*8
Вместе с Большаковым и ещё одним выпускником курса Анатолием Ивановым Лола Евгенина по распределению оказалась в Новосибирском театре "Красный факел". О дальнейшей профессиональной судьбе актрисы ничего не известно. В начале 2000-х гг. она жила в Москве. Я созванивался с ней два раза, но мои попытки расспросить её о студенческих годах закончились практически ничем...
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|