- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 14.12.2017 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2017)

Анатолий Иванов

Анатолий Иванов.
Фото - на сайте kino-teatr.ru         Актёрская судьба этого сокурсника Владимира Высоцкого была неудачной и весьма короткой. Короткой оказалась и его жизнь. Информацию о нём пришлось собирать буквально по крохам. Наиболее подробно рассказала об А. Иванове его сокурсница Марина Добровольская:

        "Анатолий Иванов – наш красавец – синие глаза, белозубая улыбка, волнистая светлая шевелюра и детский румянец во всю щёку… Толя пришёл в Студию после службы на флоте".*1

        Кстати, именно в этом качестве оказался А. Иванов упомянутым в раннем стихотворении Высоцкого "Маяк":

                Есть у нас один моряк,
                Он нам часто про маяк
                Много говорил и не стесняясь.
                Как устроен тот маяк,
                Как он действует и как
                Всем судам дорогу объясняет.
*2

        Продолжает М, Добровольская:
        "Он был высок, широкоплеч и ходил по-матросски вразвалочку. Толя уже много, где побывал и много чего повидал, но был наивен и необыкновенно добр и безотказен. Его можно было попросить о чём угодно, и он обязательно сделает. Все персонажи, которых он исполнял, были такими же, как он. Особенно хорошо удался ему Алёша в сценах из романа "Братья Карамазовы".*1

        Нужно отметить, что руководитель курса П. Массальский это мнение не разделял. В протоколе заседания кафедры мастерства актёра от 17 мая 1960 г. отмечено, что он "обращает внимание на небрежность в гриме у Иванова, который играет Алёшу из рук вон плохо".*3

        Если судить по протоколам Школы-студии МХАТ, то надо признать, что восторгов от его работы у преподавателей не было никогда. С самого начала все отмечают плохую сценическую речь и отсутствие общей культуры, которое ему очень мешало во время студенчества. В этом смысле, видимо, показателен случай, рассказанный М. Добровольской:

        "Однажды на экзамене (это было после второго или третьего семестра) я получаю записку через Лену Ситко, которую у меня из рук выхватывает Поль (преподаватель зарубежной литературы в Школе-студии МХАТ – М,Ц.) и читает. Записка от Толи Иванова: "Марина! Срочно напиши краткое содержание "Дон-Кихота"". Поль говорит: "Она-то напишет, но вы-то что себе думаете, вы видели эту книжку?.. Но вообще-то это очень интересный вопрос. Ну-ка, идите, поговорим с вами". И Поль начинает его допрашивать. "Ну, кто написал книгу?" "Сервантес". "А, Сервантес, да-а"… Долго, долго, с подсказками выясняет, что Сервантес ещё и писал стихи. "А, драмы, трагедии, комедии?.. А-да, он для театра писал… А какую вы знаете пьесу"? И Толе подсказывают: "Нумансия". Он отвечает. Поль (манерно говоря): "Да, "Нумансия", совершенно верно, да-да-да. Ну и что же это, – комедия или трагедия"? Толя, видя улыбающегося Поля, тоже начинает улыбаться: "Комедия, да". И тут Поль, словно превращается в свирепого льва, и надвигается на Толю: "И смешная"??!! Толя в испуге восклицает: "Нет, нет, нет! Не очень!""*1

        Интересно, что Высоцкий и Иванов могли бы после распределения оказаться в одном театре. Московский высоцковед В. Тучин цитирует письмо главного режиссёра Ивановского областного драматического театра С. Гейнгольда в адрес Школы-студии МХАТ, написанное 26 апреля 1960 г.: "Просим сообщить возможность направления на работу в наш театр выпускников Вашей школы тов. Иванова, Высоцкого, Никулина и Вильдан. В связи с отъездом театра на гастроли хотелось бы получить ответ не позднее 15 мая".*4

        17 мая того же года аналогичное письмо было отправлено из Калининградского областного драмтеатра: "Просим направить на работу выпускников Вашего училища: 1. Комратова, 2. Неделько, 3. Высоцкого, 4. Мохова, 5. Иванова".*5

        В результате ни в Иваново, ни в Калининград А. Иванов распределён не был, а отправился вместе со своими однокурсниками Виктором Большаковым и Лолой Евгениной в новосибирский театр "Красный факел". Затем последовала работа в Рижском русском драматическом театре. В 1963-1965 гг. А. Иванов – актёр Ленинградского малого драматического театра. Данных о его работе в качестве актёра после этого нет. Видимо, в середине 1960-х гг. А. Иванов решил, что он добьётся большего на другом поприще. Студенты школы-студии МХАТ в овцеводческом совхозе под Павлодаром (Валентин Никулин, Геннадий Ялович, Марина Добровольская, Роман Вильдан, Анатолий Иванов, Владимир Высоцкий, Валентин Буров, Луиза Неделько, студентка Консерватории певица Зоя Вышкарёва). 
Павлодарская область, июнь 1958 года. Фото Владимира Комратова.
Опубл. на сайте радиостанции «Эхо Москвы»

        "В группе, ездившей на целину (группа студентов Школы-студии МХАТ летом 1958 г. ездила с концертами по Павлодарской области Казахстана – М.Ц.), Толя был бригадиром и уже тогда проявил свои недюжинные администраторские способности, – пишет М,Добровольская. – ...Вернулись мы в конце июля загорелые, обветренные и довольные. План концертов мы перевыполнили, а под конец Толя Иванов умудрился сделать даже два или три платных концерта. Так что и грамоты получили, и чуток заработали.
        Во всех наших тогдашних мечтах о своём театре Толе Иванову неизменно отводилась роль директора. Он мог со всеми обо всём договориться, ему не могли ни в чём отказать ни начальники, ни простые люди. Последний раз я встречалась с ним в Ленинграде летом 1975 г., когда МХАТ, будучи на гастролях, играл несколько спектаклей во Дворце Культуры Первой Пятилетки. Толя Иванов был директором этого огромного Дворца".*1

        Любопытно, что Геннадий Ялович, бывший студент того же курса Школы-студии МХАТ, говорил об А, Иванове практически в тех же выражениях, что и М. Добровольская:
        "Толя – это мечтаемый наш директор, совершенно замечательное существо, необыкновенной красоты парень, блондин с голубыми глазами. Но с актёрским делом у него как-то не получилось. Он потом в Ленинграде был директором этой "Пятилетки" (ДК им. Первой пятилетки – М.Ц.). ...Он должен был быть директором в нашем театре, мы его очень любили".*6

        Точная дата смерти Анатолия Андреевича Иванова неизвестна. Об обстоятельствах его кончины рассказал в интервью Б. Акимову и В. Тучину его однокурсник Валентин Буров:
        "Вышел однажды из дому и не дошёл до работы. Тревогу забил остановившийся у них тогда друг, когда тот не вернулся домой. Через три дня его нашли в морге среди неопознанных".*7

        Примерно так же рассказал Г. Ялович:
        "Вдруг – не идёт директор, день его нет, два... А он идеальной дисциплины, если даже выпивал, то звонил, а тут нет его и нет. Пошли к нему домой – квартира закрыта, его нет. Так его и не нашли, пока не приехал его брат или... не помню, кто из его родственников, и Толю привезли из морга. Умер прямо на бегу, без документов, без всего – сердечко подвело… Это после Володи, в 80-е годы уже было".*6

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Добровольская М. "На нашем курсе был культ дружбы" // в кн. "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 664-683.
  2. Цит. по кн. "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая В двух частях. Часть вторая". Москва 2013 г. стр. 157.
  3. Цит. по кн. в кн. "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая В двух частях. Часть первая". Москва 2012 стр. 474.
  4. Тучин В. "Владимир Высоцкий. Летопись жизни. 1938-1960 гг." в сб. "Белорусские страницы" вып. 6. Минск 2002 г. стр. 137.
  5. Там же, стр. 139.
  6. Ялович Г. "Начались занятия, и каждый день – счастье..." // в кн. "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 627-663.
  7. Цит. по сб. "Белорусские страницы" вып. 43. Минск 2006 г. стр. 16.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум