- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

на этом сайте публикуется впервые - 2.04.2019 г.
первоначальная редакция статьи опубликована в альманахе "В поисках Высоцкого",
Пятигорск, № 34, сентябрь 2018 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2019)

Георгий Епифанцев

Георгий Епифанцев. 1966 г. Фото Г. Тер-Оганесова

        Курс Школы-студии МХАТ, выпущенный в 1960 году, не дал отечественному искусству такое созвездие имён, как многие другие курсы, но по числу трагических судеб он наверняка занимает одно из первых мест. Среди тех, кому Судьба щедрой мерой отмерила талант, но не позволила этот талант реализовать, находится и Георгий Епифанцев. Актёр театра. Артист кино. Поэт. Художник. Драматург, создавший сорок пьес и инсценировок. Переводчик с церковнославянского пьесы Феофана Прокоповича в стихах. Автор моноспектакля о крещении Руси. И при этом – нигде, ни в чём, ни в одной ипостаси не добившийся того успеха, которого добивались многие его коллеги по искусству, одарённые в гораздо меньшей степени.

        Георгий Семёнович Епифанцев родился 31 мая 1939 г. в посёлке Камыш-бурун, расположенном в промышленной зоне города Керчь. По окончании школы приехал в Москву и с первой попытки поступил в Школу-студию МХАТ. Правда, поначалу было похоже, что задержится там он ненадолго – об этом свидетельствуют протоколы заседаний кафедры Мастерства актёра.

        Преподаватель И. Тарханов отмечал: "Рот Епифанцева кажется беззубым. У него не речь, а гул. Этот студент кажется профнепригодным".*1 Незадолго до окончания первого года обучения не в пользу студента высказался и руководитель курса П. Массальский: "Епифанцев много сделал для себя, но целесообразно ли оставлять в Школе-студии этого студента? Он, по-видимому, патологичен, такие люди не нужны на курсе".*2 В итоге, на экзамене по актёрскому мастерству Г. Епифанцев получил "три с минусом" и чудом остался на курсе.

        Постепенно ситуация меняется. В середине второго курса ректор студии В. Радомысленский отмечает: "Огромные успехи у Епифанцева, исчезла его шепелявость".*3 К середине третьего курса у педагогов исчезают все сомнения в профессиональной пригодности студента. На обсуждении результатов экзамена в середине третьего курса преподаватель В. Монюков сказал: "Епифанцев. Это событие, что произошло с ним. Два года на него смотрели, и вдруг с таким великолепным глазом, живого – это молниеносная ясность. Это огромная педагогическая заслуга".*4 Георгий Епифанцев в к/ф ''Фома Гордеев''

        2 апреля 1959 г. Г. Епифанцев был освобождён от занятий в Школе-студии в связи с утверждением его на заглавную роль в кинофильм "Фома Гордеев". Предполагалось, что после окончания съёмок он продолжит учёбу во ВГИКе, но уже 17 сентября того же года он был восстановлен на 4-м курсе "с обязательством сдать академическую задолженность в течение месяца".*5

        Об этом эпизоде из жизни молодого актёра упоминает в своих записках его однокурсница М. Добровольская:
        "Жора Епифанцев на 3-м курсе ходил по киностудии им. Горького в зимние каникулы и увидел, что режиссёр Марк Донской начал подготовку к съёмкам "Фомы Гордеева". Он открыл дверь в комнату группы и говорит: "Вы кого пробовали"? "Да у нас уже утверждён Рыбников". Он говорит: "Да вы чего?! Я – Фома Гордеев! Где режиссёр?!" Он был увлечён Горьким и вообще "оп чём разговор!" Он – настоящий купеческий сынок, он – как волгарь, хотя и родом из Керчи. Донской взял Жору и не ошибся. И мы же вернули Жору Епифанцева в Студию после съёмок в "Фоме Гордееве"! Его не хотели возвращать на наш курс, а мы пошли все вместе к папе Вене (так мы звали ректора В.З. Радомысленского) и сказали: "Мы не будем без него заканчивать студию! Он талантливый, он всё сдаст!" И он всё сдал блестяще, он же умница был необыкновенный".*6

        Когда обучение, едва не завершившееся для Г. Епифанцева отчислением из Студии после первого курса, подходило к концу, ректор В. Радомысленский упомянул Г. Епифанцева в числе выпускников, которых можно рекомендовать во МХАТ. Несмотря существовавший приказ о том, что студенты, снимавшиеся в кино, не могут быть приняты в труппу Художественного театра, герой этих заметок всё-таки был туда зачислен – случай почти уникальный.

        Казалось, жизнь начала улыбаться молодому актёру, но... Когда схлынула первая волна эйфории, оказалось, что ролей во МХАТе у него практически нет. Г. Епифанцев принимает решение перейти в Театр на Таганке, где уже выходил на первые роли его однокурсник Владимир Высоцкий, но и там с ролями было небогато – удалось сыграть лишь несколько эпизодов в пьесе "Десять дней, которые потрясли мир". К тому же, актёр был не согласен с методами Юрия Любимова, и в 1967 г. он возвращается во МХАТ.

        Как начинающий драматург Г. Епифанцев надеялся на "Экспериментальный театр-студию молодых артистов", созданный в конце 1963 г. Театром руководили Е. Радомысленский и Г. Ялович. В начале 1966 г. там начали репетицию его пьесы "Оглянись во гневе". В тот же год его пьеса "У моря моего детства" была принята на телевидение. В обе пьесы предполагалось включить песни Высоцкого, но в результате обе постановки не состоялись, а "Экспериментальный театр", где Г. Епифанцев был завлитом, вскоре вообще прекратил своё существование. Георгий Епифанцев в т/ф ''Угрюм-река''

        Работа в театре по-прежнему не радовала, но зато улыбнулась удача в кино. В 1967 г. режиссёр Ярополк Лапшин приступил к съёмкам фильма "Угрюм-река" по роману В. Шишкова. Изначально на роль Прохора Громова был утверждён другой актёр, который уже начал сниматься, но сломал ногу. Режиссёр пригласил на съёмки Епифанцева.

        "Угрюм-река" – четырёхсерийный телевизионный фильм. Актёра Епифанцева узнала вся страна. Узнавание приятно грело тщеславие и давало надежды на последующие хорошие роли. Увы, их не было. В кино после "Угрюм-реки" наиболее заметной стала роль Александра Привалова в фильме Я. Лапшина "Приваловские миллионы", в театре же самой крупной ролью на долгие годы осталась роль оружейника Просперо в спектакле "Три толстяка".

        "Епифанцев – актёр несправедливо забытый, – сказала мне народная артистка России Ольга Широкова. – Когда я пришла во МХАТ, я его сразу выделила для себя. Это был очень мощный человек с огромной шевелюрой волос, распахнутый миру. Помимо актёрского, у него ещё был и дар живописца. Я в первый год работы в театре жила в общежитии актёрском. И вот однажды я захожу в комнату Любы Стриженовой и просто обмираю – все стены разрисованы какими-то немыслимыми деревьями, цветами. Совершенно сказочные такие картины – это Жора нарисовал.
        Когда я смотрела фильм "Угрюм-река", меня поразила его индивидуальность – настоящий исконно русский человек. Казалось бы, после "Угрюм-реки" его должны были просто расхватывать...
        Мы вместе с ним играли в "Трёх толстяках", где у меня была роль Суок, и на поклоны он выносил меня на плече. Очень хороший был спектакль, я его любила. Жора бы мог очень много сделать, но, к сожалению, остался совершенно нереализованным. Он мог бы стать не только "звездой" экрана, но и "звездой" театра, но не стал. Почему так получилось? Трудно сказать. В те годы про МХАТ говорили, что это кладбище талантов. В театре же важно попасть в струю. Епифанцев не попал. Нет, ну какие-то роли он играл, конечно, но я абсолютно не могу сейчас вспомнить их".*7

        "Жора был невероятно одарённым человеком, – сказал мне заслуженный артист России Сергей Десницкий. – Помимо того, что он был прекрасным актёром, – о его мастерстве можно судить по фильмам, которые остались после него, – он ещё был замечательным художником. В своей однокомнатной квартире он устраивал вернисажи и туда собирался цвет интеллигенции Москвы. Работы он, в основном, не продавал, а дарил. Кроме того, он писал стихи очень любопытные. Писал пьесы, которые должны были идти в студии молодёжной, но студия развалилась и пьесы не пошли.
        В театре судьба у Жоры складывалась не самым лучшим образом. У него не было ни одной яркой роли в Художественном театре. Он перешёл к Любимову на Таганку, но пробыл там совсем недолго, отношения с Юрием Петровичем не сложились, и он вернулся обратно во МХАТ. Играл в "Трёх толстяках", потом получил роль в "Сталеварах". Это был спектакль постановочный, а актёрски там трудно кого-то вспомнить. Из всего спектакля я запомнил только одну реплику Евгения Евстигнеева: "Пельмени без водки едят только собаки", – больше ничего не помню. В "Марии Стюарт" мы с Жорой в очередь играли роль Кента, но это крохотная, эпизодическая роль, тут нечего рассказывать.
        Жорину инсценировку по роману "Мастер и Маргарита" под названием "Бал при свечах" поставил Владимир Прудкин. Он шёл на малой сцене МХАТ. С этим спектаклем ездили по городам и весям Советского Союза и зарабатывали деньги. В этих поездках Жора тоже играл там какую-то роль, хотя в спектаклях на сцене МХАТ он не участвовал.
        А вообще – трагическая судьба. Очень талантливый человек остался не реализован. В советском театре таких случаев было много".*8

        О последних годах жизни актёра рассказывает его жена Татьяна Епифанцева:
        "Три года работал над переводом пьесы в стихах "Владимир" Феофана Прокоповича. Перевод давался ему с огромным трудом. Чтобы адекватно переложить на русский язык церковнославянский с элементами украинского диалекта, пришлось обложиться кучей словарей, книгами по истории Древней Руси, прочесть летописи, консультироваться с филологами и профессиональными переводчиками. Но Епифанцев мечтал поставить моноспектакль к тысячелетию крещения Руси.
        Ефремов обнадёжил: "Действуй, готовь постановку для показа худсовету". Я взяла на себя всю сценографию, сшила облачение князя Владимира, корону смастерила из пустой консервной банки из-под селёдки, украсила её битыми ёлочными украшениями. Жора нарисовал триптих "Владимир", он горел этой идеей. Худсовет в целом спектакль одобрил, сделав несколько замечаний. Но Ефремов Жору тормознул: "Я собираюсь ставить "Вишнёвый сад" сыграешь у меня Прохожего, а потом вернёмся к твоему "Владимиру"". Епифанцев жаловался: "Я ему Владимира всея Руси, а он мне какого-то Прохожего".
        Тем временем Жорин знакомый, сибирский бизнесмен, зарегистрировал как свою дочернюю компанию "Духовный театр Епифанцева", дав ему возможность выступать самостоятельно. Жора объяснил во МХАТе, что больше не испытывает творческого удовлетворения от работы, и подал заявление об уходе. Он выпустил афишу, стал ездить с моноспектаклем "Владимир. Крещение Руси" по российским городам и весям, был сам себе режиссёром, актёром, сам подбирал музыку".*9

        Времена, однако, настали такие, что народу стало не до театра – и Епифанцев уходит из искусства, становится рыночным торговцем. По словам Т. Епифанцевой, "торговля шла успешно, Жора гордился, что меряет стопки денег линейкой, лень было считать. Пил он исключительно коньяк "Наполеон", закусывал икрой. Так продолжалось около года".*10

        Вечером 27 июля 1992 г. при переходе через железнодорожные рельсы Георгий Епифанцев был сбит проходящим поездом. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Цит. по "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая в двух частях. Часть первая". Москва. 2012 г. стр. 65.
  2. Там же. Стр. 100.
  3. Там же. Стр. 205.
  4. Там же. Стр. 353.
  5. Там же. Стр. 435.
  6. Добровольская М. "Моя студия, мой курс". Полностью не опубл. Исп. с разрешения автора.
  7. Фонограмма беседы от 25.08.2018 г.
  8. Фонограмма беседы от 7.08.2018 г.
  9. Епифанцева Т. "Страсти по Георгию" // ж. "Караван историй" № 12. 2015 г. декабрь.
  10. Там же.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум