- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 10.08.2017 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2017)

Три попытки Владимира Высоцкого.
(Высоцкий в театре им. Пушкина)

        О том, что после окончания Школы-студии МХАТ Высоцкий получил распределение в московский театр имени Пушкина, читающая публика узнала ещё в конце 1980-х гг., то есть, на самой заре высоцковедения. Заслуга в этом принадлежит Борису Акимову и Олегу Терентьеву, авторам документальной повести "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы", которая с продолжениями публиковалась в московском журнале "Студенческий меридиан" в 1987-1990 гг. Владимир Высоцкий в театре им. Пушкина, 1962 г.

        С тех пор к нашим знаниям о том периоде жизни Высоцкого добавлено было немного, но, как оказалось, существует целый пласт информации, который до читателя не дошёл, а содержится она именно в фонограммах бесед Б. Акимова с актёрами театра имени Пушкина.

        Интервью в тексте повести использовались в отрывках. Многое не вошло по причине недостатка места, некоторые факты и любопытные подробности не были включены из-за соображений цензуры, а ряд бесед и вовсе при публикации не использован. В этой главе, с разрешения Б. Акимова, я буду использовать полные фонограммы взятых им интервью, и прочие источники информации, которые стали доступны после создания повести "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы", так что даже очень хорошо знакомые с биографией Высоцкого люди найдут для себя неизвестные детали.

        Одна из таких деталей – приглашение Высоцкого в театр имени Пушкина. До сих пор в литературе не подвергалось сомнению, что приглашение было получено от нового на тот момент главного режиссёра театра Бориса Равенских. Как оказалось, это не совсем так, о чём рассказывает заслуженная артистка России Елена Ситко, принятая в театр одновременно с Высоцким: Валентин Буров, Елена Ситко и Владимир Высоцкий возле служебного входа театра им. Пушкина, май 1962 г.
Фото А. Стрельникова
        "Будем последовательны. Нас всех – Высоцкого, Портера, Бурова, Ситко – отобрал прежний главный режиссёр театра Туманов Иосиф Михайлович в январе 1960-го, посмотрев репетицию нашего спектакля "На дне". Потом уже Равенских смотрел наши чеховские водевили. Помню, мы вышли в фойе, он попросил нас выстроиться по росту, мне сказал, что я у него буду западной героиней. Не помню, что он сказал Высоцкому. Спросил: "Будете у меня работать?" Это потому, что на тот момент он ещё не был назначен главным режиссёром, нас оформляло старое руководство театра".*1

        Диплом об окончании Школы-студии МХАТ Высоцкий получает 20 июня 1960 г, а уже 24-го пишет заявление на имя директора театра имени Пушкина Ф. Станешникова с просьбой о зачислении на работу актёром. (Совсем скоро директором театра станет М. Зайцев. Таким образом, подтверждаются слова Е. Ситко о том, что молодые актёры были оформлены прежним руководством.) Через несколько дней Б. Равенских накладывает резолюцию: "Срочно в ОК с 1.07".*2 Приказ по театру № 81, параграф 2 гласит: "Товарища Высоцкого В.С. зачислить в качестве актёра с 1 июля с.г. с окладом 750 рублей,.. предоставив ему на июль месяц отпуск без сохранения содержания в связи с нахождением театра в отпуске".*2

        Рассказывает народная артистка РСФСР Людмила Скопина:
        "Я помню, что однажды я пришла на репетицию и меня попросили рассказать об истории театра молодым только что принятым в труппу актёрам. Я актриса с опытом и люблю людей просматривать. Первое впечатление моё о Высоцком было, что это необычайно самостоятельный, абсолютно независимый человек и очень хваткий. Меня поразил его взгляд – страшно пронзительный и очень точный. Вот это осталось в памяти от первой встречи с ним".*3

        Е. Ситко: "Потом театр уехал на гастроли в Ригу, Равенских приехал туда и стал с каждым из нас знакомиться".*1

        Тамара Лякина, ныне народная артистка России, добавляет:
        "В Ригу на гастроли мы поехали не для репетиций, никого из молодых актёров никуда не вводили. Просто мы были взяты затем, чтобы знакомиться с труппой, с репертуаром театра, чтобы проникнуться, как говориться, духом и атмосферой".*4

        Театр имени Пушкина Высоцкий выбрал, главным образом, по одной причине: Б.Равенских был единственным режиссёром, который соглашался брать его на работу вместе с женой, актрисой Изой Жуковой, которая закончила Школу-студию МХАТ двумя годами ранее и уже успешно работала в киевском театре имени Леси Украинки.

        Е. Ситко: "Володя обговорил с Равенских работу Изы в театре, и тот ему обещал твёрдо – это было при мне. Между ними состоялся примерно такой диалог:
        – Борис Иванович, мне надо вместе с женой.
        – Я её возьму.
        – Но вы понимаете, это серьёзно. Её просто так срывать нельзя, она там в ведущем репертуаре.
        – Володя, я даю слово... Но потом он своё слово нарушил, и Иза осталась без работы".*1

        Первый раз на сцене театра имени Пушкина Высоцкий появляется 9 сентября 1960 г. в почти бессловесной роли шофёра Кости в комедии Валентины Левидовой "Трёхминутный разговор". На тот момент эта ныне абсолютно забытая пьеса была популярной, ставилась во многих театрах страны, её текст даже неоднократно издавался отдельной книгой.

        "Спектакль "Трехминутный разговор" – история о том, какой непростой и ответственный выбор совершает каждый человек после окончания школы, о том, как сложно молодому человеку или девушке, такой как героиня пьесы – Ляля, найти себя в жизни. Но, даже если выбор сделан, нужно ещё объяснить окружающим и дорогим для тебя людям, что ты идёшь своей дорогой".*5

        Как рассказал в интервью актёр театра имени Пушкина Юрий Ильчук, он там играл Игоря Викентьевича, а Высоцкий – роль шофёра Кости. "Это была в большой сцене очень маленькая эпизодическая роль, и я, честно говоря, даже не припомню сейчас, что же он там конкретно делал. Молодые ребята часто друг друга подменяли в таких сценах, и сейчас трудно восстановить в памяти эти эпизоды".*6

        Формально говоря, Высоцкий в первые же месяцы своей работы в театре оказался занят чуть ли не в половине репертуара театра, но все роли были не крупнее первой. 15 сентября он появляется в бессловесной роли фотокорреспондента в комедии итальянского драматурга Альдо де Бенедетти "Доброй ночи, Патриция!"; 17 сентября состоялся первый выход в роли красноармейца Ляшенко в сатирической пьесе Б. Горбатова "Дорога жизни"; 27 сентября он был введён в массовку в комедии А. Толстого "Изгнание блудного беса"; 7 октября впервые участвовал – и снова в бессловесной роли игрока в кости – в пьесе "Белый лотос" по мотивам древнеиндийской пьесы Шудраки "Глиняная повозка"; 15 октября – в эпизодической роли начальника отдела кадров в пьесе И. Дворецкого "Трасса". То есть, занятость была, а ролей не было.

        Наверное, со всеми этими безликими ролями Высоцкий готов был бы примириться, если бы главный режиссёр остался верен своему обещанию и дал ему главную роль, на которую, собственно, и приглашал его.

        Вспоминает народная артистка России Иза Высоцкая, первая жена Владимира Семёновича:
        "Володю после окончания студии приглашало несколько театров. "Современник" – кажется, но не могу утверждать. Театр имени Маяковского – совершенно точно. Но Володя ставил условие, чтобы мы работали вместе, поэтому не случился театр Маяковского, к которому Высоцкий относился очень уважительно, с большим интересом. Театр Пушкина был слабый театр. Туда только что пришёл Равенских. Он согласился взять нас обоих. Я прилетала, кажется, в мае на первое знакомство.
        С Равенских у меня не сложилось... Я не поняла его юмора, он не понял моей безапелляционности, моей резкости. Мне показалось, что он не очень красиво разговаривает со мной. В итоге Володя не попал в хороший, стабильный театр, а остался в театре, который принёс ему много-много огорчений.
        Он получил сразу роль в "Свиных хвостиках" (пьеса чешского драматурга Я. Дитла – М.Ц.). Роль председателя колхоза, которому где-то 50-55 лет. Мы как-то испугались с Володей, он был совсем юный, мальчик такой румяный, забавный. Тем не менее, он загорелся: сразу – центральная роль. И очень скоро после распределения ролей Равенских пригласил прекрасного актёра Раутбарта. А Володя в этом спектакле ходил из кулисы в кулису с барабаном".*7

        О ситуации с распределением ролей в том спектакле рассказывает Е. Ситко:
        "Меня брали на этот спектакль на роль Вендулки, Высоцкого – на Ржапека, а Портер должен был играть Франтишека. По каким причинам он нас всех снял с ролей – Берёзова, Ситко, Портера, Высоцкого, – непонятно. Он даже не видел показа. Для меня это было потрясением, я заболела самым серьёзным образом. Для меня это была колоссальная травма, поэтому всё, что связано со "Свиными хвостиками", я не знаю. Берёзов выбрасывался с балкона, не помню, как мы его втащили обратно".*1 В. Раутбарт в роли Ржапека. Спектакль ''Свиные хвостики'', 1962 г.

        Справедливости ради надо сказать, что П. Берёзов начинал репетировать роль Ржапека до Высоцкого, да и начинал работу над спектаклем другой режиссёр – В. Власов. Однако Б.Равенских снял режиссёра с постановки, а актёра – с роли, и перераспределил роли сам. Потом он, как мы видели, поменял своё решение снова, пригласив В. Раутбарта и оставив Высоцкого не у дел, а его жену без работы.

        Как рассказал участник того спектакля Валентин Буров, "Володя выходил в массовке, где собирались как бы все жители деревни. Он с барабаном ходил – там были такие музыкальные проходы. Потом ещё в парикмахерской сидел. Все эти эпизоды были в начале, потом спектакль развивался без массовых сцен".*8

        На премьере спектакля, которая состоялась 7 февраля 1961 г., был товарищ Высоцкого по Школе-студии МХАТ Р. Вильдан, который потом вспоминал:
        "Высоцкий бил в тарелки и делал это так лихо в этом деревенском оркестре, что явно выделялся среди всех. После премьеры он подбежал ко мне и спросил: "Правда, я здесь самый лучший?""*9

        Самой крупной ролью Высоцкого в период его первого пребывания в Театре имени Пушкина стала роль Лешего в пьесе по сказке С. Аксакова "Аленький цветочек". Вряд ли он очень хотел играть Лешего, но, во всяком случае, там хоть был текст и было, где показать свои способности.

        "Володя очень оригинально играл Лешего, с присущими ему, может быть, даже элементами хулиганства. Так что в этом смысле он ввёлся достойно. Тогда он был молодым ещё артистом и, сыграв Лешего, показал себя великолепным характерным актёром", – сказал партнёр Высоцкого по спектаклю заслуженный артист РСФСР Степан Бубнов.*10

        Заслуженная артистка России Елена Попенко, впоследствии долгие годы служившая в Тульском драматическом театре, была принята в театр имени Пушкина одновременно с Высоцким.
        "Когда мы пришли, нас, молодых актёров, естественно, сразу стали вводить в спектакли, – рассказывала она мне. – И вот в "Аленьком цветочке" Володю ввели на Лешего, а меня – на Кикимору. Там было два состава актёров. Во взрослом составе Кикимору играла Ксения Александровна Куприна, а Торстенсен играл Лешего, а в молодом составе, значит, – Володя Высоцкий и Лена Попенко.
        Володя мне говорил: "Ты представляешь, какая ирония судьбы... Меня когда-то мама за руку водила на этот "Аленький цветочек", а теперь я в этом спектакле играю".
        Мы много времени проводили с Володей именно в связи с этим спектаклем – играли, репетировали, ожидали выхода на сцену. Володя придумывал частушки для Лешего. Мы с ним придумали, что у нас роман такой лесной, так что Леший ухаживал за Кикиморой".*11

        Е. Ситко, чьи воспоминания цитировались выше, тоже запомнила тот спектакль и роль Высоцкого в нём.
        "Там гримы были изумительные. Фактически это была ещё та постановка, что делалась Ваниным (первый художественный руководитель Театра им. Пушкина – М.Ц.), поэтому были чудные, сказочные гримы. Сцена была очень интересная. Кикимору, например, играла Ксения Александровна Куприна. Кикимора у неё была с французским прононсом, это было очень смешно. А Баба-Яга у нас была с еврейским акцентом, потому что роль исполнял актёр, игравшей раньше в еврейском театре. Мы просто умирали со смеху! И тут выходил Вова Высоцкий – в лаптях, с гримом на голове. Прелестные были сцены!"*12

        Несмотря на определённый успех в сказочной роли, перспектив Высоцкий для себя не видел. Да и отношения с Б. Равенских оставляли желать лучшего. Наверное, в этом были виноваты оба, но один был главным режиссёром, а другой – исполнителем крошечных ролей, так что спор шёл на на равных... В конце сентября 1961 г. Высоцкий пишет заявление об увольнении по собственному желанию. Приказ № 142 по Театру имени Пушкина извещает о его увольнении с 27 числа. Первая попытка Высоцкого достичь успеха на сцене театра подошла к концу.

        Недолго поработав в Московском театре миниатюр, попробовав без успеха поступить в "Современник", Высоцкий снова возвращается в Театр им. Пушкина. 4 мая 1962 г. он пишет заявление на имя директора театра М. Зайцева. Директор накладывает резолюцию: "Оформить на договор с 4 мая из расчёта 75 рублей в месяц".

        Высоцкого не зачисляют в труппу театра, а всего лишь заключают с ним трудовое соглашение до 1 августа 1962 г. В нём отмечено, что в случае, если артист выполнит все условия соглашения, оно может быть продлено.

        Высоцкий снова вошёл на роль Лешего, о чём рассказал его приятель того времени актёр Александр Стрельников:
        "Основным атрибутом этой роли была старая хламида, которую, по-моему, с 50-х годов и поныне так и не сменили – только периодически пришивали к ней "грибы" и "мох", обрывавшийся в процессе игры. Актер надевал лапти, исподнее белье типа солдатского, а поверх – эту самую хламиду. Играть в ней было сущим наказанием: жарко, душно. А Володе она к тому же была велика – размеров на пять больше. Но он героически в ней кувыркался.
        Он хорошо играл: если Торстенсен (первый исполнитель роли Лешего на сцене театра им. Пушкина – М.Ц.) играл очень академично, то Володя, наоборот – здорово двигался. И когда он появлялся на сцене, то в зале был полный восторг".*13

        Режиссёр ввёл Высоцкого и в репетиции нового спектакля, но роль опять – как уже стало привычно ему в этом театре, – была без слов.

        Вспоминает А. Стрельников:
        "Я хорошо помню, что у него была маленькая роль в спектакле "Романьола" (автор этой антифашистской пьесы итальянский драматург и режиссёр Луиджи Скуарцина.– М.Ц.). Там есть сцена на выставке, где немецкий атташе и японский консул совершают проход по вернисажу. Они останавливаются возле скульптуры женщины, сделанной в авангардистской манере, и японский консул вроде бы не может понять, что это – женщина. Затем следует какое-то узнавание, и он изображает это без слов, но очень смешно. Такой вот коротенький эпизод. Роль немецкого атташе репетировал Леонид Броневой, а японского консула – Володя.
        Но этот спектакль репетировали долго. Его премьера состоялась только в следующем сезоне – 31 декабря 1962 года. К тому времени Володи в театре уже не было".*14

        В те же майские дни Высоцкий получил маленькую роль Журина в готовящемся спектакле по пьесе К. Финна "Дневник женщины". В этой роли, согласно информации из сборников "Театрально-концертная Москва", Высоцкий выступил три раза – на премьере 23 мая, затем 26-го и 30-го. После этого театр уехал на гастроли по Уралу и там Высоцкий сыграл свою первую серьёзную роль.

        А. Стрельников: "В спектакле "Дневник женщины" Володя играл роль шофера Саши – простого хорошего парня, который любит свою невесту. Одним словом, работяга – никаких особо отрицательных качеств у него не было. Это роль не эпизодическая, она проходит через всю пьесу. Высоцкий появляется там в пяти картинах (в первом действии – в двух, во втором – в трёх), так что у него был законченный образ.
        Репетировал спектакль текущий режиссёр Н. В. Петров – очень оригинальный и интересный человек. В отличие от Равенских, он шёл другими путями в постановке спектакля: в первую очередь он докапывался до сути произведения и дальше уже шёл по существу – за мизансценами не гнался, а ставил актёрам конкретные задачи и добивался их выполнения. Он целиком полагался на актёров, давал им свободу импровизации, и поэтому, думаю, Володе удалась его роль".*13

        Е. Ситко: "Он играл Сашу, его партнершей была Е. Ерохина. Володя был очень хорош в этой роли. Он там даже играл на гитаре и пел песню:
                Думы мои, думочки, – дамочки
                и сумочки,
                Я впервые в жизни потерял
                покой.
                Ах, любовь-отрада, ах, любовь-досада,
                Что ты, что ты делаешь
                с людьми порой...

        Но это песня не его – она туда специально была написана. Как раз сцена, где он поёт, была просто концертной, и её обычно играли в шефских концертах – она очень подходила для этого. (Текст песни написал М. Лисянский, а музыку – А. Долуханян – М.Ц.) Фактически у него это была единственная приличная роль в нашем театре, все остальное – вводы и эпизоды".*1

        9 июля Высоцкий пишет из Свердловска Л. Абрамовой: "Был дебют в "Дневнике женщины". Играл! Сказали, что я так и буду играть и в Москве тоже. Поздравляли".*14

        В другом письме, отправленном через несколько дней, Высоцкий сообщает: "Вчера играли "Дневник женщины" по телевидению. Я принял душ, похудел, побрился, волосы цигейкой и, говорят, был неотразим".*14 Программка гастролей театра им. Пушкина на Урале. 1962 г.

        Так случилось, что гастроли Театра им. Пушкина в июле 1962 г. были по тем же городам, что и гастроли Театра миниатюр в феврале того же года. И закончились они для Высоцкого столь же плохо…

        Хоть и пишет он жене в письме, процитированном выше: "Я не пью, я – агнец божий, я – праведник", но до праведника ему было очень далеко. "Нарушения режима" с приятелем и соседом по номеру А. Стрельниковым продолжались в течение всех гастролей.

        Вспоминает С. Бубнов:
        "Это на гастролях в Челябинске было. Зайцев был директором, а я был предместкома. Нас вызвал директор гостиницы и сказал: "Чтоб немедленно, в 24 часа, этих артистов – Высоцкого и Стрельникова, – не было! Вы посмотрите, что они сделали с номером!"
        Мы зашли. Стол, на столе газетка постелена. На газетке – селёдка, килька. Окна были заклеены почему-то, но они как-то ухитрились и с той стороны окон наклеили кильки. На стене – пейзаж из килек. Номер был загваздан – это страшное дело! Зайцев ушёл, я дождался, когда появятся Высоцкий и Стрельников, и сказал: "Выдраить номер надо так, чтоб он сверкал! Иначе – в 24 часа – вон из города". И через два часа номер действительно сверкал. И их в гостинице оставили".*10

        Правда, для Высоцкого это было лишь недолгой отсрочкой. Продолжает свой рассказ С. Бубнов:
        "Володя пришёл на репетицию "Дневника женщины", вышел на сцену и так плашмя и упал и на карачках уполз в кулису. А в это время стоял Зайцев и сказал: "Всё! Вон! Билет ему – и вон!""*10

        Народный артист России Юрий Горобец:
        "Володя раз в Свердловске пришёл поддатый на спектакль, но поскольку роль у него была небольшая, то его допустили играть. Но Борис Иванович его предупредил, у них на эту тему состоялся серьёзный разговор. Потом мы переехали в Челябинск, так он в таком состоянии пришёл играть, что его просто не пустили на сцену. И тут же Борис Иванович распорядился: "Взять ему билет и отправить в Москву".
        Мы пошли уламывать Бориса Ивановича, уговаривать его. Тамара Лякина, я, ещё кто-то... Ну, уговорили мы его. Слава Богу, что это было уже ближе к окончанию гастролей, оставалось сыграть два или три спектакля. Равенских согласился в Москву его не отправлять, а дать доиграть. Мы вернулись в Москву, а после отпуска Володя в театр не вернулся. Но приказа об увольнении не было, удалось уговорить главного режиссёра не делать этого".*15

        Т. Лякина: "Периодически Равенских отстранял Володю от репетиций и спектаклей, но через несколько дней обычно сам же возвращал его обратно. Последний раз Володя ушёл от нас, когда театр был на гастролях в Челябинске, – это сразу после Свердловска, в июле 1962 года".*4

        Прав Ю. Горобец – трудовое соглашение с Высоцким было расторгнуто 17 июля 1962 года, и действительно это было после возвращения театра в Москву. А вот Т. Лякина неправа – у Высоцкого было ещё одно возвращение в театр.

        Третья попытка закрепиться в труппе театра оказалась ещё короче, чем вторая, и продолжалась чуть больше месяца. Как сообщает высоцковед В. Тучин, изучавший документы театра им. Пушкина, имеющие отношение к работе там Высоцкого, первый спектакль с его участием после возвращения состоялся на сцене Театра им. Маяковского 7 апреля 1964 г. Помощник режиссёра Шапиро записывает: "После большого перерыва роль Журина исполнил артист Высоцкий".*16 15-го апреля другой помощник режиссёра сообщает: "Спектакль "Романьола" прошёл очень хорошо технически и с большим подъёмом актёрски. В первый раз роль чёрнорубашечника играл артист Высоцкий".*16

        По данным В. Тучина, за апрель 1964 г. Высоцкий 6 раз выходил на сцену в "Дневнике женщины" и два раза – в "Романьоле". Что было дальше, пока неизвестно. Документа об очередном увольнении Высоцкого из театра в архиве нет, но очевидно, что Высоцкого в театре не стало не позднее первой декады мая. Согласно данным "Театрально-концертной Москвы" (а это весьма ненадёжный источник, поскольку театры подавали туда информацию заранее, а после вполне могли бы замены в актёрских составах), Высоцкий играл в "Дневнике женщины" ещё два раза – 2-го и 7-го мая. В обоих случаях он указан как исполнитель малюсенькой роли Федько. Если так, то это была уже третья роль Высоцкого в том же спектакле.

        В конце концов, Высоцкий нашёл свой театр, своего режиссёра и сыграл свои роли, но обида на первого режиссёра осталась. Вспоминает актриса театра им. Пушкина Кира Жаркова:
        "Однажды мы с театром были на гастролях, а Высоцкий и Сева Абдулов в этом городе выступали с концертами. Мы жили в одной гостинице. Однажды мы просто на ходу поговорили и вот он мне рассказал, что когда Равенских уже работал в Малом театре (он перешёл туда в 1970 г. – М.Ц.), Володя смотрел там спектакль, потом зашёл за кулисы и Равенских звал его работать в Малом. А Володя сказал: "Нет. Не пойду". И когда он это рассказывал, я почувствовала, что он всё ещё был очень обижен".*17

        На этом первый – очень неудачный – этап театральной карьеры Владимира Высоцкого подошёл к концу. До приёма на работу в Театр на Таганке, где он станет ведущим актёром и проработает до конца жизни, оставалось менее пяти месяцев…

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Фонограмма интервью Б. Акимова с Е. Ситко. 7.01.1988 г.
  2. Цит. по Тучин В. "В. Высоцкий. Летопись жизни. Часть 1. 1938-1960 гг." в сб. "Белорусские страницы". Вып. 6. Минск. 2002 г. стр. 146 и 150.
  3. Фонограмма интервью Б. Акимова с Л. Скопиной. 23.03.1988 г.
  4. Фонограмма беседы Б. Акимова с Т. Лякиной. 23.12.1987 г.
  5. http://www.tuz-saratov.ru/theatre/shows/index.php?SECTION_ID=251&ELEMENT_ID=2469
  6. Фонограмма беседы Б. Акимова с Ю. Ильчуком. 23.12.1987 г.
  7. Фонограмма беседы Б. Акимова с И. Высоцкой. 14.09.1987 г.
  8. Фонограмма беседы Б.Акимова с В. Буровым. 4.12.1987 г.
  9. Цит. по Тучин В. "Владимир Высоцкий. Летопись жизни. Часть 2. 1961-1962 гг." в сб. "Белорусские страницы" Вып. 7. Минск 2002 г. стр. 10.
  10. Фонограмма беседы Б. Акимова с С. Бубновым. 23.12.1987 г.
  11. Фонограмма беседы М. Цыбульского с Е. Попенко. 2.12.2010 г.
  12. Фонограмма беседы М. Цыбульского с Е. Ситко. 24.10.2009 г.
  13. Фонограмма беседы В.Тучина с А. Стрельниковым. 29.02.1988 г.
  14. Абрамова Л. "Факты его биографии". Москва. 1991 г. стр. 56 и 58.
  15. Фонограмма беседы М. Цыбульского с Ю. Горобцом. 7.11.2010 г.
  16. Цит. по Тучин В. "Владимир Высоцкий. Летопись жизни. Часть IV. 1964 г. январь-июнь" в сб. "Белорусские страницы" Вып. 13. Минск 2003 г. стр. 77 и 84.
  17. Фонограмма беседы Б. Акимова с К. Жарковой. 5.06.1988 г.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум