На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
Дата публикации – 5.12.2010 г.
О Владимире Высоцком вспоминает Елена Павловна ПОПЕНКО
Е.П. – Вы знаете, я же поступала в Школу-студию МХАТ на тот курс, где учился Володя Высоцкий. Дошла до третьего тура, а потом из Парижа вернулся Павел Владимирович Массальский,*1 который набирал курс. А я была невысокая, пухленькая, а читала героические вещи. Рабиндраната Тагора, например.
Массальский послушал и сказал: "Тут нет единства формы и содержания", – и не взял. Для меня это было страшным ударом. Радомысленский*2 ко мне подошёл, говорит: "Леночка, это он из Парижа вернулся, ещё не отошёл. Вы приходите в августе, у нас будет дополнительный набор".
Вместо этого я пошла домой и решила покончить жизнь самоубийством, но пока я решала, каким способом это лучше сделать, вдруг пришла Луиза Неделько*3 – она потом на курсе с Володей училась – и потащила меня сдавать документы в ГИТИС, куда меня и приняли.
Я очень дружила с Луизой, и во время учёбы часто приходила на их курс. Там выступал Святослав Рихтер.*4 Дело в том, что он перед тем, как выступать с новой программой, обкатывал её на студентах. В Школе-студии был хороший инструмент, он там выступал. И Володя Высоцкий тоже ходил на эти концерты слушать Рихтера.
А потом мы с Володей встретились в Театре имени Пушкина. Пригласил нас Борис Иванович Равенских.*5 Он принял театр и набирал молодёжь. Из МХАТа он взял Володю Высоцкого, Валю Бурова,*6 Леночку Ситко,*7 а из ГИТИСа он пригласил Тамару Лякину,*8 меня и Леонарда Варфоломеева,*9 который стал потом народным артистом и работал в Челябинском театре.
Когда мы пришли, нас, молодых актёров, естественно, сразу стали вводить в спектакли. И вот в "Аленьком цветочке" Володю ввели на Лешего, а меня – на Кикимору. Там было два состава актёров. Во взрослом составе Кикимору играла Ксения Александровна Куприна,*10 а Торстенсен*11 играл Лешего, а в молодом составе, значит, – Володя Высоцкий и Лена Попенко.
Володя мне говорил: "Ты представляешь, какая ирония судьбы... Меня когда-то мама за руку водила на этот "Аленький цветочек", а теперь я в этом спектакле играю".
Мы много времени проводили с Володей именно в связи с этим спектаклем – играли, репетировали, ожидали выхода на сцену. Володя придумывал частушки для Лешего. Мы с ним придумали, что у нас роман такой лесной, так что Леший ухаживал за Кикиморой.
М.Ц. – И что, эти частушки были официально введены в спектакль?
Е.П. – Вы знаете, никто ничего не вводил. Он просто пел – и всё, и никому не было дела, мы там импровизировали каждый раз.
М.Ц. – Это были его тексты или фольклорные?
Е.П. – Я не знаю. Может быть, его тексты, но на основе фольклора.
М.Ц. – Ничего из этих текстов Вам не запомнилось?
Е.П. – Ну, если б было знать тогда...
М.Ц. – Помимо "Аленького цветочка", Высоцкий же играл и во взрослых спектаклях...
Е.П. – Он начинал репетировать ту роль, которую потом получил Раутбарт*12 в "Свиных хвостиках". Борис Иванович (Равенских, – М.Ц.) с ним работал. Потом произошла неприятная история – Володя пришёл на репетицию пьяный. Как сейчас помню, было это после возвращения с гастролей в Риге в верхнем репетиционном зале. Борис Иванович сразу возмутился и от роли его отставил. А в это время в театре появился Раутбарт. Он до этого работал в свердловском Театре оперетты (на самом деле – в Омском драматическом театре, – М.Ц.)
Приехал он с семьёй, поселились мы все в четырёхкомнатной квартире в доме на проспекте Мира, напротив Рижского вокзала, которую отдали под общежитие. Там в одной комнате жили мы с Тамарой Лякиной, в другой – Юрий Горобец*13 и Лин Варфоломеев, а две комнаты занимал Раутбарт с семьёй.
У Раутбарта была очаровательная мама – такая седенькая старушка, которая заплетала на ночь косички. Перед сном она считала нужным постучать к нам в комнату, где мы с Тамарой уже спали без задних ног. – "Девочки, Вы спите? Я хотела пожелать вам спокойной ночи!"
Володя в этой квартире бывал у нас в гостях, так что эту историю мы ему рассказывали.
М.Ц. – Со "Свиными хвостиками" у Высоцкого ничего не вышло, но Равенских вводил его на другие роли. Самой крупной была роль в пьесе "Дневник женщины". Вы помните этот спектакль?
Е.П. – Да, помню эту пьесу, и я там играла. В главной роли была Скопина,*14 а ставил спектакль Петров.*15 Помню, мы все веселились, когда он во время репетиции кричал из зала: "Тьма!" – и свет вырубался. Это была очень интеллигентная пара – и Скопина, и Петров. Володю я в спектакле, честно говоря, не помню, потому что на сцене мы вместе не встречались
М.Ц. – Каким Вам запомнился Высоцкий в то время?
Е.П. – Володя увлекался в те времена блатными песнями, но человек был славный, добрый, тактичный. Понимаете, нас же воспитывали тогда по-особому... В театре у нас работал Борис Петрович Чирков.*16 Он такой взрослый, известный, народный... А я к нему подходила – он вставал. Я ему: "Ну что Вы, Борис Петрович! Сидите, пожалуйста!" А он: "Нет-нет, я так не могу".
М.Ц. – Как говорят, Фаина Георгиевна Раневская*17 очень благоволила к Высоцкому...
Е.П. – Она ко всем нам, молодым, благоволила. В ней был нерастраченный запас доброты и нежности.
М.Ц. – После ухода из Театра имени Пушкина Вы встречались с Высоцким?
Е.П. – Встречалась два раза. Сначала в Москве, я пошла смотреть "Гамлета", а в антракте зашла к нему за кулисы. Он был очень по-доброму ко мне настроен, но пожаловался: "Очень горло болит". Вот это запомнилось. А второй раз я видела его в Ставрополе, где тогда работала. Это было летом 1978 года. Володя проводил то, что среди артистов называется "чёс". Он давал множество концертов в городском цирке.
На одном из этих концертов я была с сыном Сашей. Зашла за кулисами. Володя был очень доброжелательный, но очень усталый. Сказал, что устал от концертов очень. Я ему сказала: "Володя, может быть, ты голоден? Может быть, тебе домашней пищи хочется? Заходи к нам". Только потом я поняла, что он и не мог зайти, настолько он был востребован каждую минуту, настолько он был нарасхват...
2.12.2010 г. Беседу вёл Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2010)
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|