- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 12.03.2015 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2015)

Владимир Высоцкий
в Донецкой области

        Данная статья заканчивает цикл, начатый работами "Высоцкий в Жданове", "Высоцкий в Горловке" и "Высоцкий в Макеевке". Статьи этого цикла не претендуют на открытие ранее неизвестных фактов, они пишутся для систематизации информации о приездах Высоцкого в Донецкую область в период с 1970-го по 1977-й г. Эта информация (за исключением той, что приводится в книге Д.Карапетяна "Между словом и славой. Воспоминания") содержится, в основном, в городских газетах, книге, выпущенной очень ограниченным тиражом, столь же малотиражных самиздатовских сборниках, и практически недоступна широкому кругу любителей Высоцкого.

        О первом приезде Высоцкого в Донецк знают, наверное, все, кто хоть в какой-то степени интересуется его биографией. Первым об этом написал донецкий краевед Дмитрий Носов ещё в 1990 г. Информацию он получил от Валентина Нетребы, который в 1970 году заведовал студией звукозаписи. Д.Карапетян, В.Высоцкий, Б.Чернуха, А. и В. Нетреба. 
Донецк, 23 августа 1970 г. Фото Владимира Федоренко (Донецк)

        "Это произошло в конце августа 1970 года. Около одиннадцати часов утра вблизи театра остановился "Москвич". Из машины вышли двое мужчин и направились в студию (звукозаписи – М.Ц.). Первый – среднего роста, в кожаной куртке, из-под которой виднелась водолазка. Это был Высоцкий.
        Представившись заведующему, он попросил репертуар студии. Увидев названия своих песен, улыбнулся. Потом попросил пригласить тогдашнего редактора музыкальных передач Донецкого телевидения Бориса Андреевича Чернуху. Нетреба хорошо знал редактора, позвонил ему".*1

        После этого краевед пообщался с Б.Чернухой. Приведу отрывок из его рассказа:

        "Как-то в августе 1970 года мне позвонил знакомый из Москвы и попросил оказать содействие артисту, который собирает материал для киносценария. Я пообещал, сказал: пусть заезжает на студию звукозаписи, что рядом с театром. И вот мне звонит Валентин Александрович (Нетреба – М.Ц.). Я сразу отправился в студию. Там и познакомились. Сначала заговорили о Донецке. Потом Владимир Семёнович стал рассказывать, что собирает материалы для киносценария о революции, что хочет в фильме исполнить роль батьки Махно. Вот и ездит на "Москвиче" по тем местам, где действовали махновцы, которые и к Юзовке не раз подступали. Из Донецка поедет в Гуляйполе, чтобы там встретиться со старожилами, разыскать фотоснимки атамана, да вот машина барахлит, нужно достать кое-какие запчасти. Брат Валентина Нетребы Александр, который тоже работал в студии звукозаписи и присутствовал при разговоре, обещал помочь".*2 В.Высоцкий, Б.Чернуха, А. и В. Нетреба. 
Донецк, 23 августа 1970 г. Фото Владимира Федоренко (Донецк)

        Встреча закончилась фотографированием на память. Снимки сделал Владимир Федоренко, который в беседе с Д.Носовым подтвердил, что Высоцкий собирался играть роль Махно.

        А.Нетреба сообщил краеведу, что вместе с Высоцким они отправились в автомагазин, где тот приобрёл запчасти для "Москвича". "Переночевав в гостинице, куда устроились не без помощи Александра (Нетребы – М.Ц.), Владимир Семёнович и его спутник выехали в Гуляйполе. Что произошло дальше, Александр не знает".*3

        Теперь же обратимся к воспоминаниям Д.Карапетяна, опубликованным в его книге. По его словам, сценарий о Махно задумывал вовсе не Высоцкий, а он сам, но хотел, чтобы Высоцкий сыграл роль атамана. Тот идеей заинтересовался, но в Донецк ему надо было по другой причине. Он нуждался в деньгах, а некий делец из Донецка обещал большую сумму, если Высоцкий запишется на студии в Донецке.

        "Пошли искать нашего заказчика, человека из ателье звукозаписи. По тому адресу, что он нам оставил, его не оказалось. Куда он пропал – никто не знал (или не говорил). Таким образом, вся эта затея с заработком рухнула, можно сказать, на корню. Ребята из студии захотели сняться на память вместе с Высоцким. Позвали фотографа из соседнего ателье, и тот щёлкнул нас всех на пленэре".*4

        Далее Д.Карапетян пишет, что они с Высоцким решили попробовать устроиться в гостиницу, но проходивший мимо человек, актёр Волгоградского драмтеатра, который в те дни гастролировал в Донецке, предложил москвичам заночевать на квартире, куда устроили его самого на время гастролей. Те согласились и вечером слушали, как актёр, оказавшийся ещё и бардом, пел им свои песни.

        При сравнении двух источников выявляются серьёзные разночтения. Лично я склоняюсь к версии Д.Карапетяна. Во-первых, совершенно немыслимо предположить, что он придумал историю с пригласившим их на ночлег актёром, вместо того, чтобы просто сказать, что они ночевали в гостинице. Во-вторых, абсолютно непонятно, чем же Б.Чернуха помог (или даже чем он мог помочь) в сборе материалов о Махно.

        Через много лет участники встречи с Высоцким и Карапетяном в студии звукозаписи – Александр Нетреба, Владимир Федоренко и Борис Чернуха снова вспоминали о тех событиях. Их рассказы опубликованы в книге Г.Бацалёва, В.Набокова и О.Попельницкого "Владимир Высоцкий: – Махнём к Махно?!" (Высоцкий и Донбасс. Часть первая: август 1970), вышедшей в 2012 г. в Донецке тиражом 100 экземпляров. Эти рассказы дополняют воспоминания Д.Карапетяна и рассказ Д.Носова. В.Высоцкий, В.Федоренко и Д.Карапетян. 
Донецк, 23 августа 1970 г.

        Как оказалось, они с Высоцким были в студии звукозаписи дважды – 22 августа и на следующий день, когда и были сделаны фотографии. Решающим доказательством является хранящийся у В.Федоренко автограф Высоцкого.

        ""Володе от Володи. 23 августа 70". Рядом роспись и ниже той же рукой: "ХХ век". Шариковой ручкой с синей пастой. Притом что, за исключением этого дня, никогда больше В.Федоренко с Высоцким не встречался, можем смело утверждать, что фотографии его датируются именно 23 августа".*5

        А.Нетреба припомнил, что Высоцкий не оставлял надежды всё-таки заработать денег в Донецке. "Высоцкий спросил относительно ещё какой-нибудь студии, где можно записаться. Объяснили ему, что имеется звукозапись в Кировском районе города. Это в направлении Марьинки и Запорожья. На следующий день отправились с ним туда".*6 "Помню, что эта поездка ничего нам не дала, хотя мы к предполагаемому месту расположения киоска студии звукозаписи приехали. В общем, повернули назад".*7

        До сих пор воспоминания очевидцев дополняли друг друга и помогали складывать целостную картину короткого пребывания Высоцкого в Донецке. Есть однако в упомянутой книге ещё воспоминания Б.Чернухи. Оно уже относится к области фантастики. Похоже, мемуарист настолько уверовал в то, что он действительно помогал Высоцкому разыскивать материалы о Махно, что решил немного расширить воспоминания. Теперь, по его словам, оказывается, что Высоцкий приезжал в Донецк без Карапетяна – в июне и июле 1970 года, много общался с Б.Чернухой, неоднократно посещал Гуляйполе...

        Мемуарист даже указывает точный день своего знакомства с Высоцким – 4 июня 1970 г. После этого, по его словам, Высоцкий появился через два-три дня, поскольку ездил на поиски очевидцев махновского движения. На самом же деле, Высоцкий участвовал в спектаклях "Таганки" 5, 6, 7 и 9 июня. Дальнейший разбор "воспоминаний" Б.Чернухи вряд ли нужен.

        Следующий приезд Высоцкого в Донбасс состоялся в марте 1973 года. Идея пригласить Высоцкого принадлежала директору Донецкой филармонии И.Бадаянцу. Об этом журналисту Г.Бацалёву рассказали члены семьи И.Бадаянца.

        "Шёл 1973 год. В г. Донецке ежегодно выступали почти все знаменитые певцы той поры. В коллективе городской филармонии росла уверенность в необходимости пригласить и Владимира Высоцкого.
        Его песни звучали почти в каждом доме. Они тревожили душу, заставляли думать. Что касается автора, то о нём ходили самые разнообразные слухи. Говорили, творчество Высоцкого подлежит запрету.
        Тем не менее, директор Донецкой филармонии Иван Петрович Бадаянц поддержал идею о проведении его выступлений. Связались с Высоцким, который ответил согласием. По Донецку были расклеены афиши, шла нормальная подготовка к гастролям, когда Ивана Петровича вызвали в обком КПСС.
        Темой разговора явился предстоящий приезд Высоцкого. Директору предложили отменить мероприятие. Однако И.Бадаянц стоял на своём, упирая на то, что билеты на концерты были распроданы моментально, а сам Высоцкий официально работает как артист в Театре на Таганке и снимается в кино. В результате он взял ответственность на себя – и был строго предупреждён о том, что если во время гастролей возникнут какие-либо эксцессы, прозвучат вульгарные песни и т.п., к нему будут применены самые решительные меры, вплоть до снятия с должности".*8

        Практической работой по организации гастролей Высоцкого занимался заместитель директора филармонии Леонид Мордущенко, о чём он через много лет с удовольствием вспоминал:

        "В начале 1973 года я поехал в Москву с определённой целью – встретиться с Высоцким и уговорить его приехать в Донецк, чтобы дать несколько концертов. Горел план по Донецкой областной филармонии, а Высоцкий был тем человеком, который мог здорово помочь в деле его спасения.
        Через отца актёра Бориса Хмельницкого, работавшего администратором в театре-студии киноактёра, я вышел на Владимира Высоцкого, и он согласился поехать в Донецк, но не с сольными концертами, так как не имел на это соответствующего разрешения, а с некоторыми актёрами своего театра и от имени московского театра на Таганке.
        Что касается Юрия Любимова, то в его адрес было составлено конфиденциальное письмо о том, что актёр Владимир Семёнович Высоцкий с такого-то по такое-то число находится в Донецке, где вместе с актёрами театра на Таганке работает от имени театра.
        Было не просто тогда организовать концерты Владимира Высоцкого в Донецке. Соответствующие службы дотошно проверяли документы, ведь что скрывать, деньги были немалые. На Володе мы здорово план выполнили. Я полгода потом жил спокойно, после того, как он уехал.
        ...Владимир Высоцкий написал заявление о приёме на работу в Донецкую филармонию. Для чего это делалось? Это давало возможность покупать у него права на некоторые песни, а Владимиру Высоцкому получать большие гонорары. При оформлении на временную работу в Донецкую областную филармонию в 1973 году, кроме Высоцкого, заявление также написали Борис Хмельницкий, Зинаида Славина, Виталий Шаповалов, Анатолий Васильев и Алла Демидова".*9 После выступления в НИИ. 
Донецк, март 1973 г.

        Помимо официальных выступлений Высоцкого, состоялся концерт на тренировочной базе донецкого "Шахтёра" в посёлке Кирша.

        Как вспоминал заведующий административным отделом Донецкого обкома КПСС Николай Каледин, о встрече с Высоцким он договорился через работников областного управления культуры. "Разумеется, накануне согласовал этот вопрос с директором областной филармонии Иваном Бадаянцем, который выступал организатором гастролей, а также получил "добро" от первого секретаря Донецкого обкома Владимира Дегтярёва. Вечером, после концерта Владимира Семёновича на сцене драмтеатра, на котором, кстати, присутствовали многие руководители области, меня провели к нему за кулисы. Я представился, а потом говорю: "У нас вся команда – Ваши поклонники. Но ребята сейчас "закрыты" на базе, готовятся к матчам, на ваших концертах побывать никак не смогут. Не могли бы Вы выступить перед ними прямо там, на базе?" Он сразу оживился: "Перед спортсменами? С удовольствием!" На следующий день у него было запланировано несколько концертов по области. Мы договорились, что утром за ним в гостиницу заедет машина областной филармонии, повезёт сразу на базу "Кирша", подождёт, сколько нужно, а уже оттуда – по графику. Договорившись, я позвонил Олегу Петровичу (Базилевичу – прим. авт.), чтобы назавтра готовились к приёму гостя".*10

        Цитировавшийся выше Л.Мордущенко добавляет: "В марте 1973 года, накануне нашей поездки с Владимиром Высоцким на загородную базу футбольной команды "Шахтёр", администратор этой команды Леонид Островский передал мне 500 рублей для Высоцкого, чтобы встреча с ним состоялась. Деньги я спрятал под брюки в носок на случай внезапной проверки. Старшим тренером в команде был Владимир Сальков, и мы с ним дружили. Через него и была организована встреча с Владимиром Высоцким. На базе футболистов никто его не записывал. Они Володе заплатили – это конечно. Мяч, подаренный ими, он оставил моему сыну. Мяч с автографами для Высоцкого был выполнен покойным художником, немцем, Сергеем Оттовичем Гофманом, работавшем на стадионе "Шахтёр". Надпись звучала так: "Владимиру Высоцкому – от футболистов команды "Шахтёр", г. Донецк. 1973"".*11

        Внесём две поправки. Во-первых, бывшие игроки "Шахтёра" подтверждают, что фонограмма выступления Высоцкого существовала, и, во-вторых, упомянутый В.Сальков был начальником команды, а старшим тренером – Олег Базилевич. Ему и слово:

        "Когда нам сообщили, что завтра на базу приедет Владимир Высоцкий, не трудно представить себе нашу реакцию. Ведь он тогда уже был легендой, мы все жили его творчеством. Перед выступлением я попросил нашего массажиста Владимира Ткаченко размять Высоцкому кисть. Володя сразу предупредил, что сможет нам уделить не более 40 минут, поскольку у него в тот день было запланировано ещё несколько концертов. Но в итоге наше общение затянулось более чем на час".*12

        "На "Кирша" Высоцкий выступал в небольшом кинозальчике, который на время превратился в концертный, – вспоминает незрячий массажист "Шахтёра" В.Ткаченко. – Ребята рассказывали, что сначала он прогулялся по территории базы, потом попросил минералки – судя по всему, ночь выдалась тяжёлая... А ещё "заправился" чашкой кофе с коньяком. Олег Базилевич, бывший тогда главным тренером "Шахтёра", попросил, чтобы я размял Владимиру кисть. До сих пор помню пальцы барда! Особенно большой правой руки, который был – сплошная мозоль. Ведь Высоцкий по струнам бил, как и жил, – нещадно".*13

        О пребывании Высоцкого на тренировочной базе "Шахтёра" вспоминает лучший футболист той команды Виталий Старухин:

        "Я был на той памятной встрече с Владимиром Высоцким на загородной базе 12 марта 1973 года.
        Высоцкий вышел к футболистам, сказал, что спешит в Краматорск, и поэтому быстренько споёт кое-что из своих песен. Ещё он спросил: "Все ли тут "свои" из присутствующих?" – и добавил, что он исполнит то, что официально не поёт.
        Запись выступления производилась, и была у покойного футболиста "Шахтёра" Володи Сафонова. Была запись и у меня, но куда-то пропала".*14

        Обратим внимание на некоторую нестыковку в воспоминаниях Н.Каледина и В.Старухина. По словам футболиста, выступление Высоцкого на базе состоялось 12 марта, и что он, вроде бы, собирался ехать в Краматорск. Этого быть не могло, поскольку 12 марта Высоцкий выступал сначала в донецком драмтеатре имени Артёма, затем в Макеевке, а вечером снова дал концерт в Донецке. Н.Каледин сообщает, что о поездке на базу он договаривался с Высоцким после концерта в драмтеатре. Таким образом, дата 12 марта не точная, а вот в остальном В.Старухин прав: у Высоцкого действительно должно было быть выступление в Краматорске.

        "О приезде Высоцкого я договорился через работников облуправления культуры, – вспоминает основатель клуба авторской песни Юрий Миленин. – Согласовал визит к нам и с организатором гастролей в Донбассе – директором областной филармонии Иваном Бадаянцем. Вроде бы, не возражал и первый секретарь обкома Владимир Дегтярёв. После концерта певца в донецком драмтеатре меня на минуту проводили за кулисы. И мы договорились с Владимиром Семёновичем о времени и дате приезда".

        Но вскоре Юрий Тимофеевич испытал горькое разочарование. Взволнованный начальник городского отдела культуры Эдуард Стеценко, сославшись на решение горкома КПСС и отдела КГБ, предупредил о невозможности приезда барда, приведя такой их "аргумент": "Нам только этого антисоветчика не хватало!"*15

        В других городах области таких проблем Высоцкий не испытывал. Помимо выступлений в Горловке, Макеевке и Жданове, о которых рассказывается в соответствующих статьях, и многочисленных выступлений в Донецке (о них речь пойдёт чуть ниже), он выступил в ДК химического завода в городе Константиновка. Как вспоминает присутствовавший на концерте Игорь Ростовский, "в первом отделении выступали артисты театра Сатиры из популярной тогда телепередачи "Кабачок 13 стульев". Во втором отделении на сцену вышел Высоцкий. Его представлял конферансье. Одет Высоцкий был в тёмные брюки и тёмную водолазку. Большая гитара висела наперевес на ремне. Жаль только, что в то время у нас, мальчишек, не было ещё звукозаписывающей аппаратуры. Но вокруг сцены и в оркестровой яме сидели взрослые парни с магнитофонами. ...По проходам зрительного зала, по центральному и вдоль сцены, ходил фотограф и постоянно делал снимки".*16

        Мемуарист на тот момент учился в 9 классе и, пожалуй, этим можно объяснить тот факт, что он, по всей вероятности, спутал артистов Театра на Таганке с артистами театра Сатиры. В остальном же воспоминания И.Ростовского представляют безусловную ценность.

        Как сообщил мне известный донецкий высоцковед Владимир Яковлев, И.Ростовский писал ему, что существует неподтверждённая пока информация, что в тот же день, что и в Констаниновке, Высоцкий выступал в расположенной неподалёку Дружковке. Теоретически это весьма вероятно – расстояние между этими городами всего 22 километра, – но никаких подтверждений тому, что Высоцкий действительно там побывал, пока нет.

        В Донецке Высоцкий, в основном, выступал в драмтеатре имени Артёма, где концерты проходили 12, 13, 14 и 15 марта. Почему-то обнаружено особенно много свидетельств зрителей, побывавших на втором концерте 12 марта. Все мемуаристы сходятся на том, что в первом отделении выступали артисты "Таганки", а во втором – сам Высоцкий, который опаздывал после концерта в Макеевке. Полагаю, что по такой же схеме – с Высоцким во втором отделении – проходили и все прочие выступления в драмтеатре.

        А вот в оперном театре Высоцкий выступал один. По воспоминаниям А.Буракова "имело место выступление Владимира Высоцкого в оперном театре Донецка, на котором присутствовал второй секретарь ЦК Компартии Украины".*17

        "Помню, на то выступление выдавались пригласительные билеты, которые некоторые товарищи потом перепродавали по цене 5 рублей за один. В связи с этим был своего рода скандал, потому что ОБХСС устроило проверку в зале на предмет того, кто находится в этом помещении", – вспоминала Н.Шапран".*18

        О своей встрече с Высоцким однажды рассказал известный украинский писатель Владимир Кондратьев:

        "Весной 73-го, когда я работал инженером-конструктором в одном из институтов, мне позвонил товарищ по Донецкому политеху Владимир Гулик. И ошарашил новостью: нам, "однокашникам", предложил пообщаться с Высоцким на загородной даче своего отца, большого тогдашнего начальника, человек из нашей студенческой компании (я бы предпочёл не называть фамилию). Годы учёбы в ДПИ были ещё свежи в памяти, так что собралось нас человек десять самых близких приятелей по вузу", – делится воспоминаниями Владимир Викторович.
        Ехали красиво – три представительные "Волги", а хвостиком – "Москвич". В последний и впрыгнул Кондратьев.
        "Въехали в Волновахский район, свернули в лесок, – продолжает писатель. – Остановились в тихом месте. Шикарный дом, милиционеры с ну очень приветливыми лицами. Один катил по двору бочку, как мне шепнули, с уникальным крымским вином, которого в магазинах не сыщешь. Я так понял, что с хозяином дачи и его товарищами Владимир Семёнович уже пообщался. А теперь, значит, пришло время нас, молодых... Уже когда шли по двору, увидел барда. Он в беседке разговаривал с парой-тройкой солидного вида мужчин. Был в светло-серых брюках, светлой рубашке с короткими рукавами. Лёгкую курточку держал в руках... Нас провели на веранду, где четыре девушки и двое мужчин заканчивали сервировку. Стол был шикарный – чёрная и красная икра, осетрина, мяса видимо-невидимо, ещё какая-то вкуснятина ресторанная. Всё вокруг обставлено вьющимися цветами.
        Едва войдя на веранду, Высоцкий улыбнулся, поднял руку и сказал: "Я вас всех приветствую! И сразу предупреждаю – петь не буду".
        "Мы, конечно, немного приуныли, – признаётся Владимир Викторович. – Как вдруг появляется один из мужчин, бывших с бардом в беседке. С гитарой. И спрашивает: "Владимир Семёнович, куда её?" Он вздохнул и отвечает: "Давай сюда!" И сразу спел "Штрафные батальоны". Так, как умел, – до мурашек по спине. Продирающе. Ударил последний аккорд, усмехнулся: "Обещал же не петь... А не могу – когда вижу гитару, рука сама тянется".
        По словам Кондратьева, Высоцкий тогда выпил всего рюмку коньяка. Поел немного фруктов. И очень искренне отвечал на вопросы недавних студентов.
        "Особенно мне запомнилось, как он объяснял, каким образом сочетает бардовскую и актёрскую деятельность. "Песни и роли друг друга дополняют, – рассказывал Владимир Семёнович. – Я когда песни произвожу на свет, тоже нахожусь в определённой роли. Если в неё не войду – песни не будет. Набренчать на гитаре может кто угодно, а вот создать образ – совсем другое дело". А потом усмехнулся: "У меня и жизнь так сложилась, что она – сплошная игра". Мы спрашиваем: "А когда же бываете самим собой?" Он на это: "Когда меня никто не видит".
        Общение длилось чуть более получаса. Но запомнилось на всю жизнь".*19

        Говоря о том, что действительно было с Высоцким, иногда приходится говорить и о том, чего не было. Сейчас речь пойдёт именно о таком случае. В 1991 году Николай Сальков, бывший корреспондент ТАСС, работавший одно время редактором радиостанции "Романтик" донецкого областного телерадиокомитета, опубликовал в донецкой газете большой материал о том, как он брал интервью у Высоцкого для "Романтика", да вот беда – обком запретил пускать передачу в эфир.

        "В моей памяти навсегда остался декабрьский вечер 1972 года. Донецк был тогда взбудоражен песнями Высоцкого. Попасть в те дни в театр имени Артёма было практически невозможно: билеты распроданы мгновенно, причём тем людям, которые всё могут достать даже из-под земли. Это, конечно, угнетало и самого Высоцкого, и приехавшую с ним Марину Влади. Об этом они сказали с горечью во время беседы".*20

        Дальше можно не читать. Мало того, что журналист перепутал и год приезда Высоцкого в Донецк, и время года, так он ещё зачем-то "завёз" в Донбасс Марину Влади. Чего не сделаешь ради звонкой фразы...

        Последний раз Высоцкий оказался в Донбассе в мае 1977 года, его концерты проходили в Донецке, Дзержинске, Горловке, Макеевке, Константиновке и Енакиево. Возможно, были выступления в других городах, но пока это точно не известно. Согласно заключённому договору с Донецкой областной филармонией, гастроли начались 16 мая, но ни об одном состоявшемся в тот день выступлении я на данный момент не знаю. Во время выступления в драмтеатре им. Артёма. 
Донецк, май 1977 г. Фото Алексея Смирнова (Донецк)

        Особенностью этих гастролей Высоцкого было то, что, помимо выступлений от филармонии, он работал и от общества "Знание". "Концерты от этой общественной организации проходили только в Донецке. Это выступления актёра в ДК им.Калинина, в студенческом клубе Донецкого мединститута, в Донецком политехникуме. Возможно, были и другие", – пишет В.Яковлев".*21

        О концертах Высоцкого в Макеевке и Горловке я рассказал в соответствующих статьях, а сейчас проанализируем, что нам известно о выступлениях Высоцкого в других городах области.

        Два выступления в Дзержинске были анонсированы в выпуске городской газеты "Дзержинский шахтёр" от 17 мая, причём в анонсе Высоцкий был назван заслуженным артистом РСФСР. Предполагалось, что концерты пройдут в 10 и 12 часов 19 мая, но, как пишет исследователь О.Попельницкий, концерты состоялись "с некоторым смещением во времени суток. Условно говоря, прошли утренний и предвечерний концерты. Можно представить, сколько учащихся сбежало тогда с уроков и занятий, дабы попасть во Дворец (концерты проходили в ДК "Украина" – М.Ц.) к Высоцкому! Да и взрослым правдами и неправдами приходилось отпрашиваться с работы, переносить смены, договариваясь с руководством, и всё ради того, чтобы воочию увидеть своего едва ли не самого любимого исполнителя".*22

        Информация В.Яковлева позволяет внести некоторые дополнения. "Концерты начались позже запланированного времени, так как В.Высоцкий задержался в Горловке. Поэтому первое выступление началось в 13:20, а второе – в 16:00. В перерыве между концертами В.Высоцкий осмотрел ДК "Украина" и посетил городской музей (в здании ДК). В книге отзывов он сделал запись: "Желаю процветания городу, дворцу, музею и всем жителям добра"".*23

        По словам О.Попельницкого, на обоих концертах Высоцкий исполнил не более десятка песен. Его концерты в области явно шли по сокращённой программе. 8 песен на фонограмме, сделанной И.Ростовским в Константиновке, столько же на трёх полных фонограммах концертов в донецком Дворце спорта "Дружба". Примерно то же количество песен прозвучало и в Енакиево, где Высоцкий выступал 18 мая. Анонс тех выступлений помещён в газете "Енакиевский рабочий" от 17 мая. Анонсировалось два концерта – в 10 и 12 часов, – в клубе "Металлург".

        Присутствовавший на одном из концертов Анатолий Мацкив вспоминал: "Билет стоил 1 рубль. Высоцкий опоздал на второе отделение (в первом работал вокально-инструментальный ансамбль – М.Ц.), несколько раз начинал играть ансамбль, но зрители начинали топать, свистеть, кричали: "Высоцкого давай!" Потом вышел конферансье, сказал, что они не могли найти наш ДК. Потом вышел Высоцкий и сразу начал петь про "Маз", который по уши увяз".*24

        Другой зритель, Борис Бекерман, написал мне так: "В первом отделении пел ансамбль – "Пламя" или "Алые маки", я сейчас не могу вспомнить. Зрители с нетерпением ждали Высоцкого. После небольшого перерыва он вышел на сцену, спел без объявления первую песню, сказал: "Это чтобы вы поняли, что к вам именно Высоцкий приехал, а не кто-то другой". Потом он спел ещё 6 песен, сказал, что у него их более шестисот и остальные он споёт в следующий раз.
        Мы с женой и другие зрители шли на Высоцкого, и в афише был только Высоцкий, насколько я помню. Выступление ВИА в первом отделении было неожиданным. Это выступление казалось затянутым, зрители выкрикивали: "Высоцкий!" Выступление Высоцкого продолжалось минут 35. Маленькие реплики между песнями были. С одной стороны, зрители были рады увидеть и услышать легенду, а с другой стороны, были недовольны коротким выступлением и чувствовали себя обманутыми в какой-то степени".*25

        О двух концертах в Константиновке первым коротко написал цитировавшийся выше Игорь Ростовский. Точную дату он не помнит, предполагает, что выступления были 15 или 20 мая. Как мы помним, первый день гастролей был 16 мая, а вот 20-го у Высоцкого (как и во все прочие гастрольные дни) были выступления в Донецке во второй половине дня, – утро оставалось свободным, так что выступления его в этот день в Константиновке вполне вероятно.

        "В городе были афиши, – вспоминает И.Ростовский. – Два концерта проходили с ВИА "Красные маки" (на самом деле – "Алые маки" – М.Ц.) в Доме культуры завода "Октябрь". Я был на втором концерте. Высоцкий выступал в первом отделении, и ему подыгрывали три электрогитариста".*26

        Через много лет журналист В.Березин разыскал тех, кто видел Высокого в Константиновке в 1977 году. Из их рассказов родилась газетная заметка. Приведу её в сокращении.
        "Интересно, что Владимир Семёнович, хотя и вёл себя скромно и непритязательно, всё же попросил сделать два одолжения: чтобы в гримёрном помещении был диван, где бы он мог отдохнуть перед и между концертами, а также самовар и цейлонский чай (в то время дефицит). Руководство ДК "разбилось в лепёшку", но выполнило условия артиста. Для чего пришлось "тащить" диван из квартиры одного из сотрудников, проживающего рядом.
        Откуда принесли самовар, и где Кушнир (директор ДК "Октябрь" – М.Ц.) достал цейлонский чай, до сих пор остаётся загадкой.
        Зал на тысячу мест был заполнен до отказа. Даже многим работникам ДК не хватило места, и они стояли в проходах. Многие пришли с магнитофонами. Слушали и смотрели на одном дыхании. Единственное, что мешало зрителям и артистам, так это склонный к полноте наглый фотограф, всё время "крутившийся" вокруг Высоцкого, и "щёлкавший" его на сцене. Своей спиной и крупной нижней частью туловища он загораживал артиста от зрителей. Наконец-то сам Владимир Семёнович не выдержал и неожиданно резким и громким аккордом спугнул фотографа со сцены".*27

        В Донецке большинство выступлений Высоцкого в этот приезд проходило во Дворце спорта "Дружба". Все они были анонсированы в газете "Советский Донбасс", в выпуске от 16 мая. Предполагалось, что гастроли закончатся 20 мая, но, видимо, очень уж успешно они шли, поэтому Высоцкий задержался в городе на один день и дал ещё три концерта: два – в драмтеатре им. Артёма и один – в "Дружбе".

        Помимо официальных выступлений, Высоцкий, по информации В.Яковлева, выступал ещё в нескольких НИИ Донецка. Ни общее число концертов, ни места их проведения пока не известны. Ещё одно выступление прошло в летнем кинотеатре у реки Кальмиус. Пел Высоцкий и в донецком клубе альпинистов "Донбасс", о чём рассказал неутомимому краеведу Д.Носову мастер спорта Борис Сивцов. Во время интервью Л.Рубинштейну для газеты «Комсомолец Донбасса». 
Донецк, Дворец спорта «Дружба», май 1977 г.

        "Мне повезло достать билет на первое выступление Высоцкого в "Дружбе". Во время концерта подал ему записку, спросил, может ли он выступить у нас в клубе. Побаивался, что откажет. В антракте подошёл к нему. "Донецкие альпинисты? Они же помогали во время съёмок фильма "Вертикаль"! Обязательно буду".
        Договорились встретиться на следующий день сразу после концерта. Утром оповестили членов клуба. В назначенное время пришло человек сто, некоторым негде было сидеть – стояли.
        Владимир Семёнович шутил, смеялся, вспоминал эпизоды съёмок фильма, которые проходили в Приэльбрусье, рассказывал, как рождались песни спортивного цикла. Потом, взяв гитару, начал петь..."*28

        Видимо, вечером 21 мая Высоцкий вылетел в Москву. Как сказал цитировавшийся выше Л.Мордущенко, "Володю, когда он улетал в Москву, я привёз к зданию нового, а не старого аэропорта (между ними довольно приличное расстояние). Это для того, чтобы избежать ненужных ему встреч, ведь поклонники не всегда ведут себя корректно".*29

        В Москве Высоцкий пробыл лишь неделю, 28 мая он уже вылетел в Париж. Его напряжённая жизнь продолжалась.

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Носов Д. "Мечта Высоцкого" // газ. "Вечерний Донецк", 1990 г. 1 сентября.
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Карапетян Д. "Между словом и славой". Москва. 2002 г. стр. 186.
  5. Бацалёв Г., Набоков В., Попельницкий О. "Владимир Высоцкий: – Махнём к Махно?!" (Высоцкий и Донбасс. Часть первая: август 1970). Донецк. 2012 г. стр. 44.
  6. Там же, стр. 39.
  7. Там же, стр. 41.
  8. О В.Высоцком вспоминает cемья Бадаянц. Интернет-сайт "ВЫСОЦКИЙ: время, наследие, судьба" - http://otblesk.com/vysotsky/badaj-.htm.
  9. "С Владимиром Высоцким – по Донецкой земле-5. Сборник воспоминаний и других материалов". Сост. Локтионов В., Яковлев В. Донецк – Комсомольское (Донецкой обл.) 2004 г. стр. 13-14.
  10. Владимир Высоцкий в гостях у "Шахтёра". Интернет-сайт "Сегодня.ua" - http://sport.segodnya.ua/football/vladimir-vycotskij-v-hoctjakh-u-shakhtera.html, 27.01.2009 г.
  11. "С Владимиром Высоцким – по Донецкой земле-5. Сборник воспоминаний и других материалов". Сост. Локтионов В., Яковлев В. Донецк – Комсомольское (Донецкой обл.) 2004 г. стр. 15.
  12. Владимир Высоцкий в гостях у "Шахтёра". Интернет-сайт "Сегодня.ua" - http://sport.segodnya.ua/football/vladimir-vycotskij-v-hoctjakh-u-shakhtera.html, 27.01.2009 г.
  13. Владимира Высоцкого "спасали" в Донецке и увековечили в Торезе. Интернет-сайт "Donbass.ua" - http://donbass.ua/news/culture/2013/01/25/vladimira-vysockogo-spasali-v-donecke-i-uvekovechili-v-toreze.html, 25.01.2013 г.
  14. "С Владимиром Высоцким – по Донецкой земле-5. Сборник воспоминаний и других материалов". Сост. Локтионов В., Яковлев В. Донецк – Комсомольское (Донецкой обл.) 2004 г. стр. 22.
  15. Владимира Высоцкого "спасали" в Донецке и увековечили в Торезе. Интернет-сайт "Donbass.ua" - http://donbass.ua/news/culture/2013/01/25/vladimira-vysockogo-spasali-v-donecke-i-uvekovechili-v-toreze.html, 25.01.2013 г.
  16. Ростовский И. "Концерты Высоцкого в городе Константиновка" // ж. "Горизонт", Тула 1999 г. №№ 3-4, стр. 31.
  17. "С Владимиром Высоцким – по Донецкой земле-5. Сборник воспоминаний и других материалов". Сост. Локтионов В., Яковлев В. Донецк – Комсомольское (Донецкой обл.) 2004 г. стр. 10.
  18. Там же, стр. 23.
  19. Владимира Высоцкого "спасали" в Донецке и увековечили в Торезе. Интернет-сайт "Donbass.ua" - http://donbass.ua/news/culture/2013/01/25/vladimira-vysockogo-spasali-v-donecke-i-uvekovechili-v-toreze.html, 25.01.2013 г.
  20. Сальков Н. "В эфир не выпускать..." // газ. "Вечерний Донецк" 1991 г. 13 марта. Стр. 3-4.
  21. Яковлев В. "С Владимиром Высоцким – по Донецкой земле". г. Комсомольское (Донецкая обл.) 2001 г. стр. 23.
  22. Попельницкий О. "Владимир Высоцкий: к 40-летию гастролей в Донбассе" // газ. "Дзержинский шахтёр", г.Дзержинск. 2013 г. 22 марта.
  23. Яковлев В. "Новые факты о гастролях Владимира Высоцкого в Донецкой области" // ж. "Горизонт", Тула. 1998 г. №№ 2-3 стр. 24.
  24. Информация сайта Odnoklassniki.ru Группа "Енакиевцы – и этим всё сказано!!"
  25. Электронное письмо Б.Бекермана Марку Цыбульскому от 17 ноября 2014 г.
  26. Ростовский И. "Концерты Высоцкого в городе Константиновка" // ж. "Горизонт", Тула. 199 г. №№ 3-4, стр.32.
  27. Березин В. "Здесь охотно встречают героев, но в могилу сперва упекут..." // газ. "Провинция", Константиновка. 2008 г. 23 января.
  28. Носов Д. "Кiлька зустричей" // газ. "Радянська Донеччина" 1989 г. 9 июля. Пер. с украинского – В.Яковлева.
  29. "С Владимиром Высоцким – по Донецкой земле-5. Сборник воспоминаний и других материалов". Сост. Локтионов В., Яковлев В. Донецк – Комсомольское (Донецкой обл.) 2004 г. стр. 33.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум