- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 2.06.2014 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2014)

Владимир Высоцкий в Жданове

Во время выступления в манеже «Азовсталь».
Жданов (теперь –Мариуполь), 16 марта 1973 г. 
Фото Игоря Карпенко (Мариуполь)

        История пребывания Владимира Высоцкого в Мариуполе, называвшемся в 1948-1989 гг. Ждановым, очень краткая и составляет всего один день. 16 марта 1973 года Высоцкий дал в городе несколько концертов и, видимо, в тот же день возвратился в Донецк.

        Казалось бы, история полностью прозрачная и никаких неясностей не содержащая. Однако, это только на первый взгляд. На главный вопрос – сколько же раз выступил Высоцкий в Жданове? – ответа пока нет. Впрочем, ответов нет и на многие другие вопросы...

        До нынешнего времени предпринималось несколько попыток обобщить все имеющиеся данные о том, что происходило с Высоцким во время его краткого пребывания в Жданове. Наиболее полную информацию собрала Ирина Омельченко. Её работа была опубликована в 1999 году в журнале "Вагант-Москва". Со времени публикации той статьи прошло 15 лет, были найдены ранее неизвестные свидетели интересующих нас событий.

        Начнём знакомиться с опубликованными материалами, касающимися пребывания Высоцкого в Жданове, в порядке их появления в печати.

        По моим данным, первой публикацией в этом ряду были краткие воспоминания журналиста Виктора Вереникина:
        "Я тогда работал в редакции городской газеты, и мы, четверо журналистов, (выделено мной – М.Ц.) решили встретиться с Владимиром Семёновичем перед концертом в ДК "Искра". Он только приехал из Донецка, готовился к выступлению. В комнате был один. На столе стояла чашка кофе, рядом с ним – гитара. Разговор начался с того, что он рассказал о встрече с донецкими альпинистами, знакомыми по фильму "Вертикаль".
        Мы спрашивали о песнях, как они создавались. Кто-то посетовал, что, мол, трудно достать его пластинки, вышедшие после фильма. Он ответил с улыбкой: "Ещё труднее было их выпустить". При упоминании о книге стихов сказал: "Никто не против, но никто и не берётся публиковать".*1

        Позднее В.Вереникин неоднократно делился воспоминаниями о той памятной для него встрече. Появлялось больше деталей:
        "Прибыл Высоцкий в наш город 16 марта 1973 года в составе группы актёров Театра на Таганке. Ими было проведено несколько встреч на различных предприятиях Жданова. Но многие хотели встретиться только с Владимиром Семёновичем, поэтому его выступления были, в основном, сольными. Их всего было три. Два из них состоялись во Дворце культуры "Искра" "Азовмаша" и одно – в легкоатлетическом манеже металлургического комбината "Азовсталь". В "Искре" Высоцкий выступал в 10 и 14 часов, в манеже – вечером".

        Запомним эти слова В.Вереникина. Здесь впервые упомянуты места выступлений, общее их количество и время начала концертов. Потом мы сопоставим эти данные с информацией других свидетелей, а пока сосредоточимся на рассказе мемуариста об интервью, которое дал Высоцкий.

        "В то время я работал корреспондентом газеты "Приазовский рабочий". Вместе с коллегой Н.Табаковым мы решили до начала первого концерта в ДК встретиться с Высоцким и взять у него интервью. К нашей группе присоединился корреспондент газеты "Ждановский машиностроитель" В.Косарев, и в таком составе мы решили идти на встречу с актёром. (Таким образом, журналистов осталось трое – М.Ц.) Копия буклета выпущена в марте 2013 г., 
когда в Мариуполе отмечали 40-летие приезда Высоцкого в их город. 
Оригинал хранится в ГКЦМ В.Высоцкого
        ...Разговор шёл, в основном, о его творчестве и о том, что его всячески притесняют. Высоцкий говорил, что не может опубликовать 100 своих лучших песен, в титрах фильмов, где он пел, почти всегда убирали его фамилию как автора текста и музыки, из многих картин песни вообще вырезали. Чтобы вышли его пластинки-"миньоны" ему пришлось идти на приём к министру культуры СССР Фурцевой. Он рассказывал также о своих планах, новых песнях и фильмах... По-моему, беседа велась без записи на магнитофон".*2

        В конце встречи Высоцкий дал автографы всем присутствующим и сделал автограф для читателей "Приазовского рабочего", который В.Вереникин надеялся опубликовать вместе с интервью, но ни то, ни другое напечатать не удалось. Копия буклета выпущена в марте 2013 г., 
когда в Мариуполе отмечали 40-летие приезда Высоцкого в их город. 
Оригинал хранится в ГКЦМ В.Высоцкого

        В 2005 г. В.Вереникин вновь публикует свои воспоминания ("Как Владимир Высоцкий давал автограф "Приазовскому рабочему" // газ. "Приазовский рабочий", Мариуполь. 2005 г. 24 июля), но на этот раз он указывает, что среди тех, кто вместе с ним разговаривал с Высоцким перед концертом, вдобавок к уже упоминавшимся Н.Табакову и В.Косареву, были журналисты из заводской многотиражки "Ждановский машиностроитель" А.Балджи и В.Гришкевич. Как видим, теперь журналистов стало пятеро...

        Я позвонил ветерану мариупольской журналистики А.Балджи и попросил поделиться воспоминаниями об интервью, взятом у Высоцкого.
        "Да какое там интервью, – отмахнулся Анатолий Яковлевич, – просто мужской трёп. Минут двадцать говорили "за жизнь". Мы пошли с Вереникиным, потому что мы все работали рядом, а не потому, что планировали беседу опубликовать у себя в газете".*3 На вопрос, записывалась ли беседа на магнитофон, уверенно ответил, что нет. Насчёт фотографий сказал, что, кажется, снимки делал присутствовавший на встрече с Высоцким фотограф "Ждановского машиностроителя" Виктор Хаджинов. (Теперь собеседников Высоцкого стало уже шестеро...)

        Возникает вполне логичный вопрос: так сколько же всё-таки журналистов общалось с Высоцким перед его первым выступлением в Мариуполе? Похоже, ответа на этот вопрос мы так и не получим...

        Как бы то ни было, интервью (или, если угодно, "разговор за жизнь" с неясным числом присутствующих) за кулисами ДК "Искра" действительно было: это подтверждено и воспоминаниями, и датированным автографом Высоцкого. Вернёмся, однако, к вопросу, сколько же состоялось концертов. Как мы помним, В.Вереникин говорил о трёх выступлениях. Сравним эту информацию с той, что известна нам из других источников.

        Концерты Высоцкого анонсировала газета "Приазовский рабочий", причём сделала это дважды – 13 и 14 марта 1973 года: "16 марта в манеже "Азовсталь" состоится встреча с актёрами театра и кино с участием В.Высоцкого и исполнителей эстрадных песен. Начало концертов в 15, 18, 21 час. Билеты продаются во дворцах культуры "Искра", "Азовсталь" и в кассе манежа".

        На каких именно исполнителей эстрадных песен намекала газета, так и осталось непонятным, но, в любом случае, ясно, что изначально билеты продавались на три концерта.

        О трёх дополнительных концертах в ДК "Искра" вспоминает Лидия Байкова, в то время работавшая заместителем директора ДК:
        "За день или за два до концерта вечером позвонили из Донецка. Я лично говорила с представителем филармонии. А утром 16 марта началось настоящее столпотворение и страшный ажиотаж. Назначено было три концерта – в 9, 11 и 13 часов. Все они состоялись. Людей было настолько много, что билетов не хватило.
        ...После третьего концерта выйти на улицу было невозможно: вокруг дворца – огромная толпа, оба выхода забиты людьми. Я вызвала милицию. Они приехали, машину подогнали прямо к двери служебного входа, встали по обе стороны, образовав коридор от выхода из дворца до машины. Высоцкий пробежал по этому коридору, сел в машину и уехал".*4

        Работавший в то время в администрации легкоатлетического манежа Иосиф Мачавариани рассказал о концертах в манеже. "За неделю до концертов приехал представитель Донецкой филармонии, и я лично подписал договор на три концерта. Все они состоялись и были проведены вовремя. Сцена располагалась в южной части манежа, а всё остальное пространство было занято рядами стульев. Я помню, что в общей сложности на трёх концертах Высоцкого побывало примерно семь тысяч человек.
        ...Высоцкий между своими выступлениями отдыхал в моём кабинете. Я помню, что он приехал очень уставший, сушил одежду и обувь (добирался в город с большими трудностями, кажется, в районе Волновахи их застала непогода.) И мы общались весь вечер. Высоцкий шутил, несмотря на сильную усталость, рассказывал анекдоты. Это был простой общительный человек".*5

        Кажется, главный анекдот и основная шутка заключаются в том, что Высоцкий сушил одежду и обувь. Вряд ли милицейская машина, на которой он приехал из "Искры" в манеж, была кабриолетом с открытым верхом... Да и Волноваха расположена от Мариуполя в 62 километрах. Поневоле начинаешь с некоторым недоверием относиться к словам мемуариста...

        Обратимся теперь к воспоминаниям очевидцев, побывавших на концертах Высоцкого в Жданове. Их имена известны благодаря мариупольцам супругам Георгию и Галине Гаевским, которые любезно согласились предоставить мне собранную ими информацию.

        Инженер-конструктор Виталий Третьяков побывал на концерте в ДК "Искра". "Кинули клич – профсоюзная и комсомольская организации, – коллективно идём на концерт. Разбились на группы. Мы ждали Высоцкого с головного входа, а его подвезли на машине к служебному входу. В зале мы сидели в первых пяти рядах, с правой стороны, отведённой для администрации. Время – часов 11 дня. Людей в зал набилось очень много. Начало концерта было с задержкой. Когда начал петь, по залу прокатился блатной шепоток, но Высоцкий оборвал его: "Я даю концерт, и просьба не мешать" (как-то в этом роде.) Заранее мы подготовили для вручения ему несколько букетов, один из них вручала моя жена, мы сидели раздельно. Концерт длился часа полтора. К каждой песне Высоцкий давал пояснение. Рассказывал, что для того, чтобы узнать больше о жизни в стране, проехал её всю до Владивостока".*6

        Воспоминания Нелли Третьяковой во многом совпадают с тем, что рассказал её муж, повышая, естественно, ценность обоих свидетельств: "На концерте в ДК "Искра" я сидела далековато от сцены и переживала, как же я вручу цветы Высоцкому. Цветы я не покупала, букет роз мне поручили преподнести наши комсомольцы. Было два или три букета. В первую же паузу я поднялась на сцену, подошла к Высоцкому. Очень хорошо разглядела его. Наверное, он почувствовал моё разочарование – меня поразили маленькие глазки, рыжие реснички, весь конопатый – простоватый вид. Он небрежно бросил мой букет на стул. На сцене было два стула, Высоцкий пел то сидя, то стоя у микрофона, то ногу на стул ставил. Когда в начале концерта ропот в зале послышался, он сразу одёрнул: "Начинаем работать". И потом стоило ему только поднять руку, устанавливалась тишина".*7

        Ещё с пятью очевидцами мне удалось поговорить самому – и снова благодаря супругам Гаевским, предоставившим мне нужные номера телефонов, за что я им очень благодарен.

        Бывший инженер-конструктор "Азовмаша" Георгий Никаро-Карпенко побывал на концерте Высоцкого в манеже "Азовсталь". "Это такое не очень высокое здание, в котором поставили стулья, а на одном его конце сделали постамент типа сцены, но без занавеса. Концерт был из двух частей. Сначала выступали артисты Театра на Таганке – Зинаида Славина, Виталий Шаповалов и Борис Хмельницкий, потом был небольшой перерыв и вышел Владимир Семёнович. Я на концерт взял с собой камеру, но по закону подлости что-то там заклинило и ничего не получилось. Очень жалею – лучше б я взял с собой фотоаппарат. А мой племяш как раз фотоаппарат и взял, и сбоку сделал несколько снимков. Во время выступления в манеже «Азовсталь».
Жданов (теперь –Мариуполь), 16 марта 1973 г. 
Фото Игоря Карпенко (Мариуполь)
        Концерт был... Ну, обычный концерт, ничего особенного там не было, но учитывая, что мы Высоцкого никогда не видели, это было событием. Я думаю, первое и второе отделение было меньше часа каждое. Что именно он пел, я уже сейчас не скажу, но помню "Я не люблю манежи и арены" и "Порвали парус". А в "Искру" было попасть невозможно – там же зал маленький. Туда можно было попасть только через знакомых, а в манеже было несколько тысяч мест. В городе никаких афиш не было, просто передавалась информация по "сарафанному радио"".*8

        Игорь Карпенко, автор упомянутых выше фотографий, сказал мне: "Я снимал фотоаппаратом "Зоркий-6", потом сам их и напечатал. Народу было страшно много, весь манеж был забит. Из песен, которые в тот вечер пел Высоцкий, помню "Считай по-нашему, мы выпили не много..." Тогда это для меня была лучшая песня. Актёров с "Таганки" я, честно говоря, не помню. Кажется, там был один Высоцкий".*9

        Вот так устроена человеческая память. Дядя и племянник сидели рядом, но только один из них помнит, что на сцену, кроме Высоцкого, выходили и другие актёры.

        Евгений Шульженко был на концертах на обеих площадках в Жданове, где выступал Высоцкий. "Актёры с "Таганки" выступали на обоих концертах – и в "Искре", и в манеже. Просто не много они показывали: ну там пара диалогов – и всё, а всё остальное время на сцене был Высоцкий. В "Искру" я попал со своей сестрой, потому что её молодой человек не захотел идти, а на "Азовсталь" билеты я брал сам. Приём был отличный. Все хотели его увидеть, услышать – в те времена нас зрелищами не баловали.
        Что мне запомнилось – это очень быстрый темп концертов. На записки Высоцкий отвечать отказался, петь по просьбам тоже отказался. Тогда мне это не понравилось. По набору песен концерты не отличались, как-то всё шло по одной программе".*10

        Е.Шульженко – единственный, кто говорит о присутствии таганских актёров в ДК "Искра". Спишем это на аберрацию памяти: через 41 год подобные ошибки вполне простительны.

        Виктор Кошелец, бывший радист ДК "Искра", Высоцкого не только слушал, но и записывал. "Я сделал великую глупость, – сказал он мне, – я повырезал тексты и оставил только песни. Там был богатейший текст, рассказы Высоцкого о себе... Выкрик из зала помню: "В тюрьме тебе место!" Какая-то "подсадная утка" парткомовская... Зал затих... Высоцкий остановился и сказал: "Что, некому там дать ему по голове?" И тут же крикуна из зала выкинули. Тот, который выкинул, сел на место – и Высоцкий продолжил прямо с того аккорда, на котором прервался. Я не думал, что все эти детали будут со временем большущей ценностью.
        У нас было, кажется, два концерта. Я сделал записи с обоих, потом скомпоновал себе, сделал набор песен. Запись у меня не сохранилась. Ко мне приезжал парень из Донецка, расспрашивал о Высоцком. Я дал ему свои записи, он покрутил и вернул, сказал, что это всё у него есть. Значит, той моей записи там не было.
        В "Искре" Высоцкий выступал один, других актёров там не было. Его на такси привезли и потом на такси же и увезли".*11 (Такси – это, конечно, не милицейская машина, но, в целом, слова Л.Байковой о том, как именно попал Высоцкий в легкоатлетический манеж, подтверждаются – через Волноваху его точно не возили.)

        Эпизод с репликой Высоцкого, безусловно, весьма ярок. И как же он по-разному запомнился присутствующим!

        Слесарь-сборщик Анатолий Сидоров сказал так: "Я подавал записку с просьбой исполнить "У неё на окне растёт герань" – это из ранних, там ещё слова нецензурные. Проследил – записка дошла. Высоцкий прочитал её и сунул в карман. Песню по просьбе не исполнял. С балкона тоже кто-то кричал, требуя исполнить любимую песню. Высоцкий потом не выдержал и говорит: "Что, некому там дать ему по голове?""*12

        Упомянутый выше В.Вереникин изложил свою версию эпизода: "После каждой песни звучали аплодисменты. Правда, не обошлось без инцидента. С одного из балконов какой-то тип (по-моему, пьяный) закричал Высоцкому, что, мол, тебе место в лагере, или что-то в этом роде. Но когда он попытался что-то крикнуть второй раз – его быстренько вывели. Высоцкий на это происшествие никак не отреагировал".*13

        Даже такой простой и запоминающийся эпизод очевидцы описывают по-разному. Что уж говорить о количестве концертов и, тем более, о времени их проведения! Тот же А.Сидоров утверждает, что в "Искре" было два концерта, причём сам он был на первом – который начинался часов в 5 или в 6 вечера. Аргументация простая: рабочий день у него заканчивался в 15.20, так что на концерт он успевал свободно.

        С мнением А.Сидорова относительно времени начала первого концерта в "Искре" согласен и Матвей Кошеватский, в то время – рабочий одного из цехов завода "Азовмаш". "Артисты Театра на Таганке выступали прямо в инструментально-штамповом цехе. Мой товарищ работал там мастером. Он мне звякнул с утра и сказал: "У нас сейчас будет бесплатный концерт для рабочих". Там действительно выступали актёры, но без Высоцкого. Был Хмельницкий и ещё какой-то парень и девушка.
        В этот же день, но позднее, был концерт в "Искре". Как мне помнится, концерт начался в шесть часов. Я после работы забежал домой, а жил я далековато, переоделся и поехал на концерт. Наша задача – помимо того, чтобы увидеть и услышать Высоцкого, – была в том, чтобы пригласить Высоцкого к нам в туристический клуб, где я был инструктором. К нам все барды Союза приезжали – Клячкин, Вихорев, Дольский и другие. Они давали официальный концерт в "Искре", а потом мы, инструктора турклуба, собирались в маленьком подвальчике, и они нам там пели.
        И вот в антракте мы вчетвером пошли к Высоцкому. Поздоровались. Я когда на него вблизи посмотрел, то не поверил, что это Высоцкий. Какой-то он был бледный, замученный, уставший. Мы ему начали объяснять, что у нас большая секция туризма, обещали ему заплатить. Он говорит: "Ребята, не могу никак. За мной тут надзор. У меня вот 16 песен, и я даже не могу поменять их местами. А уж выйти куда-то ночью и дать кому-то концерт – никак не могу".
        Потом поговорили о туризме, об альпинизме. У ребят, которые со мной пришли, оказались с Высоцким общие знакомые – донецкие альпинисты, помогавшие при съёмках фильма "Вертикаль". (Эта деталь полностью совпадает с тем, что рассказывал журналист В.Вереникин, чьи воспоминания я цитировал выше – М.Ц.)
        Потом я протянул ему программку, которая к этому концерту была выпущена. – "Подпишешь?" – "Подпишу. Как тебя зовут?" – Я говорю: "Матвей". – "Да, интересное имя". И он начал подписывать программку – и прямо там, где его фото было. Я говорю: "Только по морде не пиши". – Он говорит: "Не морда, а лицо". – Я говорю: "По-украински это морда". – Он мне: "Ты, видать, ушлый хлопец".
        Сколько концертов было в "Искре", я не помню, а в легкоатлетическом манеже, кажется, было два выступления".*14

        Чем больше очевидцев, тем меньше ясности... Непонятно уже не только, сколько концертов дал Высоцкий и в котором часу они начинались, но и где продавались билеты и по какой цене.

        Анатолий Сидоров, рабочий: "Был на концерте в ДК "Искра", хотел воочию увидеть Высоцкого. Билет купил в кассе без труда, выбрал ряд поближе. Цена не смутила – рубль или полтора".*15

        Николай Бубенков, инженер-конструктор: "Билеты на концерт в ДК "Искра" достал легко, желающих особенно не было: рабочий день, надо было отпрашиваться, да и цены по тем временам довольно высокие".*16

        Юрий Дедов, инженер: "В кассах и в городе билеты нигде не продавались. Мне посоветовали люди знающие, что надо зайти в горисполком, там в каком-то отделе сидел любитель Высоцкого, и он распространял билеты, которые вполне можно было купить простому инженеру. Сейчас прикину... Рублей пять".*17

        Таким образом, ситуация запутана до предела. Но, оказывается, и это ещё не всё! Как рассказывал И.Мачавариани, чьи воспоминания цитировались выше, в перерыве между концертами второй секретарь горкома попросил Высоцкого выступить прямо на территории завода. Что ответил Высоцкий, мы не знаем, но о концерте на заводе не упоминает больше никто.

        Леонид Мордущенко, сотрудник Донецкой филармонии, ездивший в 1973 году в Москву, чтобы договориться с Высоцким о концертах в Донецке, рассказал: "В Жданове Владимиру Высоцкому из общежития "химиков", а это вредное производство, где работали осуждённые, принесли в "дипломате" деньги, чтобы он выступил у них. Он спросил у меня: "Что делать? Не хочу упускать такую возможность". У "химиков" он, конечно, выступил. "Деньги сближают людей", – говорил Высоцкий".*18

        Насчёт сближения на почве денег мнения могут быть разные, но то, что воспоминания Л.Мордущенко очень близки к мемуарам барона Мюнхгаузена, лично у меня сомнений нет.

        Вот такая удивительная история с географией. Чем больше погружаемся мы в выяснение деталей событий, связанных с визитом Высоцкого в Жданов 16 марта 1973 года, тем дальше отодвигается от нас истина. Так иногда бывает...

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. "16 марта 1973 года..." Материал подготовил В.Брадов // газ. "Комсомолец Донбасса". 1987 г. 20 декабря. Стр. 8.
  2. "Высоцкий в Жданове". Материал подготовил А. Синицын // ж. "Горизонт", Тула. 1997 г. № 1. Стр. 17.
  3. Фонограмма беседы от 11.04.2014 г.
  4. Омельченко И. "Год Высоцкого в Мариуполе" // ж. "Вагант-Москва". 1999 г. №№ 1-3. Стр. 48.
  5. Там же. Стр. 51.
  6. Информация Г.и Г. Гаевских (Мариуполь).
  7. Информация Г. и Г. Гаевских (Мариуполь).
  8. Фонограмма беседы от 6.04.2014 г.
  9. Фонограмма беседы от 6.04.2014 г.
  10. Фонограмма беседы от 6.04.2014 г.
  11. Фонограмма беседы от 6.04.2014 г.
  12. Информация Г. и Г. Гаевских (Мариуполь).
  13. "Высоцкий в Жданове". Материал подготовил А. Синицын // ж. "Горизонт", Тула. 1997 г. № 1. Стр. 17-18.
  14. Фонограмма беседы от 13.03.2013 г.
  15. Информация Г. и Г. Гаевских (Мариуполь).
  16. Информация Г. и Г. Гаевских (Мариуполь).
  17. Телесюжет в программе "Семь дней". Мариуполь. 2013 г. 25 января.
  18. Локтионов В., Яковлев В. "С Владимиром Высоцким – по Донецкой земле". Донецк. 2004 г. Выпуск № 5. Стр. 16.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум