На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
публикуется впервые - 2.06.2014 г.
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2014)
Владимир Высоцкий в Жданове
История пребывания Владимира Высоцкого в Мариуполе, называвшемся в 1948-1989 гг. Ждановым, очень краткая и составляет всего один день. 16 марта 1973 года Высоцкий дал в городе несколько концертов и, видимо, в тот же день возвратился в Донецк.
Казалось бы, история полностью прозрачная и никаких неясностей не содержащая. Однако, это только на первый взгляд. На главный вопрос – сколько же раз выступил Высоцкий в Жданове? – ответа пока нет. Впрочем, ответов нет и на многие другие вопросы...
До нынешнего времени предпринималось несколько попыток обобщить все имеющиеся данные о том, что происходило с Высоцким во время его краткого пребывания в Жданове. Наиболее полную информацию собрала Ирина Омельченко. Её работа была опубликована в 1999 году в журнале "Вагант-Москва". Со времени публикации той статьи прошло 15 лет, были найдены ранее неизвестные свидетели интересующих нас событий.
Начнём знакомиться с опубликованными материалами, касающимися пребывания Высоцкого в Жданове, в порядке их появления в печати.
По моим данным, первой публикацией в этом ряду были краткие воспоминания журналиста Виктора Вереникина:
"Я тогда работал в редакции городской газеты, и мы, четверо журналистов, (выделено мной – М.Ц.) решили встретиться с Владимиром Семёновичем перед концертом в ДК "Искра". Он только приехал из Донецка, готовился к выступлению. В комнате был один. На столе стояла чашка кофе, рядом с ним – гитара. Разговор начался с того, что он рассказал о встрече с донецкими альпинистами, знакомыми по фильму "Вертикаль".
Мы спрашивали о песнях, как они создавались. Кто-то посетовал, что, мол, трудно достать его пластинки, вышедшие после фильма. Он ответил с улыбкой: "Ещё труднее было их выпустить". При упоминании о книге стихов сказал: "Никто не против, но никто и не берётся публиковать".*1
Позднее В.Вереникин неоднократно делился воспоминаниями о той памятной для него встрече. Появлялось больше деталей:
"Прибыл Высоцкий в наш город 16 марта 1973 года в составе группы актёров Театра на Таганке. Ими было проведено несколько встреч на различных предприятиях Жданова. Но многие хотели встретиться только с Владимиром Семёновичем, поэтому его выступления были, в основном, сольными. Их всего было три. Два из них состоялись во Дворце культуры "Искра" "Азовмаша" и одно – в легкоатлетическом манеже металлургического комбината "Азовсталь". В "Искре" Высоцкий выступал в 10 и 14 часов, в манеже – вечером".
Запомним эти слова В.Вереникина. Здесь впервые упомянуты места выступлений, общее их количество и время начала концертов. Потом мы сопоставим эти данные с информацией других свидетелей, а пока сосредоточимся на рассказе мемуариста об интервью, которое дал Высоцкий.
"В то время я работал корреспондентом газеты "Приазовский рабочий". Вместе с коллегой Н.Табаковым мы решили до начала первого концерта в ДК встретиться с Высоцким и взять у него интервью. К нашей группе присоединился корреспондент газеты "Ждановский машиностроитель" В.Косарев, и в таком составе мы решили идти на встречу с актёром. (Таким образом, журналистов осталось трое – М.Ц.)
...Разговор шёл, в основном, о его творчестве и о том, что его всячески притесняют. Высоцкий говорил, что не может опубликовать 100 своих лучших песен, в титрах фильмов, где он пел, почти всегда убирали его фамилию как автора текста и музыки, из многих картин песни вообще вырезали. Чтобы вышли его пластинки-"миньоны" ему пришлось идти на приём к министру культуры СССР Фурцевой. Он рассказывал также о своих планах, новых песнях и фильмах... По-моему, беседа велась без записи на магнитофон".*2
В конце встречи Высоцкий дал автографы всем присутствующим и сделал автограф для читателей "Приазовского рабочего", который В.Вереникин надеялся опубликовать вместе с интервью, но ни то, ни другое напечатать не удалось.
В 2005 г. В.Вереникин вновь публикует свои воспоминания ("Как Владимир Высоцкий давал автограф "Приазовскому рабочему" // газ. "Приазовский рабочий", Мариуполь. 2005 г. 24 июля), но на этот раз он указывает, что среди тех, кто вместе с ним разговаривал с Высоцким перед концертом, вдобавок к уже упоминавшимся Н.Табакову и В.Косареву, были журналисты из заводской многотиражки "Ждановский машиностроитель" А.Балджи и В.Гришкевич. Как видим, теперь журналистов стало пятеро...
Я позвонил ветерану мариупольской журналистики А.Балджи и попросил поделиться воспоминаниями об интервью, взятом у Высоцкого.
"Да какое там интервью, – отмахнулся Анатолий Яковлевич, – просто мужской трёп. Минут двадцать говорили "за жизнь". Мы пошли с Вереникиным, потому что мы все работали рядом, а не потому, что планировали беседу опубликовать у себя в газете".*3 На вопрос, записывалась ли беседа на магнитофон, уверенно ответил, что нет. Насчёт фотографий сказал, что, кажется, снимки делал присутствовавший на встрече с Высоцким фотограф "Ждановского машиностроителя" Виктор Хаджинов. (Теперь собеседников Высоцкого стало уже шестеро...)
Возникает вполне логичный вопрос: так сколько же всё-таки журналистов общалось с Высоцким перед его первым выступлением в Мариуполе? Похоже, ответа на этот вопрос мы так и не получим...
Как бы то ни было, интервью (или, если угодно, "разговор за жизнь" с неясным числом присутствующих) за кулисами ДК "Искра" действительно было: это подтверждено и воспоминаниями, и датированным автографом Высоцкого. Вернёмся, однако, к вопросу, сколько же состоялось концертов. Как мы помним, В.Вереникин говорил о трёх выступлениях. Сравним эту информацию с той, что известна нам из других источников.
Концерты Высоцкого анонсировала газета "Приазовский рабочий", причём сделала это дважды – 13 и 14 марта 1973 года: "16 марта в манеже "Азовсталь" состоится встреча с актёрами театра и кино с участием В.Высоцкого и исполнителей эстрадных песен. Начало концертов в 15, 18, 21 час. Билеты продаются во дворцах культуры "Искра", "Азовсталь" и в кассе манежа".
На каких именно исполнителей эстрадных песен намекала газета, так и осталось непонятным, но, в любом случае, ясно, что изначально билеты продавались на три концерта.
О трёх дополнительных концертах в ДК "Искра" вспоминает Лидия Байкова, в то время работавшая заместителем директора ДК:
"За день или за два до концерта вечером позвонили из Донецка. Я лично говорила с представителем филармонии. А утром 16 марта началось настоящее столпотворение и страшный ажиотаж. Назначено было три концерта – в 9, 11 и 13 часов. Все они состоялись. Людей было настолько много, что билетов не хватило.
...После третьего концерта выйти на улицу было невозможно: вокруг дворца – огромная толпа, оба выхода забиты людьми. Я вызвала милицию. Они приехали, машину подогнали прямо к двери служебного входа, встали по обе стороны, образовав коридор от выхода из дворца до машины. Высоцкий пробежал по этому коридору, сел в машину и уехал".*4
Работавший в то время в администрации легкоатлетического манежа Иосиф Мачавариани рассказал о концертах в манеже. "За неделю до концертов приехал представитель Донецкой филармонии, и я лично подписал договор на три концерта. Все они состоялись и были проведены вовремя. Сцена располагалась в южной части манежа, а всё остальное пространство было занято рядами стульев. Я помню, что в общей сложности на трёх концертах Высоцкого побывало примерно семь тысяч человек.
...Высоцкий между своими выступлениями отдыхал в моём кабинете. Я помню, что он приехал очень уставший, сушил одежду и обувь (добирался в город с большими трудностями, кажется, в районе Волновахи их застала непогода.) И мы общались весь вечер. Высоцкий шутил, несмотря на сильную усталость, рассказывал анекдоты. Это был простой общительный человек".*5
Кажется, главный анекдот и основная шутка заключаются в том, что Высоцкий сушил одежду и обувь. Вряд ли милицейская машина, на которой он приехал из "Искры" в манеж, была кабриолетом с открытым верхом... Да и Волноваха расположена от Мариуполя в 62 километрах. Поневоле начинаешь с некоторым недоверием относиться к словам мемуариста...
Обратимся теперь к воспоминаниям очевидцев, побывавших на концертах Высоцкого в Жданове. Их имена известны благодаря мариупольцам супругам Георгию и Галине Гаевским, которые любезно согласились предоставить мне собранную ими информацию.
Инженер-конструктор Виталий Третьяков побывал на концерте в ДК "Искра". "Кинули клич – профсоюзная и комсомольская организации, – коллективно идём на концерт. Разбились на группы. Мы ждали Высоцкого с головного входа, а его подвезли на машине к служебному входу. В зале мы сидели в первых пяти рядах, с правой стороны, отведённой для администрации. Время – часов 11 дня. Людей в зал набилось очень много. Начало концерта было с задержкой. Когда начал петь, по залу прокатился блатной шепоток, но Высоцкий оборвал его: "Я даю концерт, и просьба не мешать" (как-то в этом роде.) Заранее мы подготовили для вручения ему несколько букетов, один из них вручала моя жена, мы сидели раздельно. Концерт длился часа полтора. К каждой песне Высоцкий давал пояснение. Рассказывал, что для того, чтобы узнать больше о жизни в стране, проехал её всю до Владивостока".*6
Воспоминания Нелли Третьяковой во многом совпадают с тем, что рассказал её муж, повышая, естественно, ценность обоих свидетельств: "На концерте в ДК "Искра" я сидела далековато от сцены и переживала, как же я вручу цветы Высоцкому. Цветы я не покупала, букет роз мне поручили преподнести наши комсомольцы. Было два или три букета. В первую же паузу я поднялась на сцену, подошла к Высоцкому. Очень хорошо разглядела его. Наверное, он почувствовал моё разочарование – меня поразили маленькие глазки, рыжие реснички, весь конопатый – простоватый вид. Он небрежно бросил мой букет на стул. На сцене было два стула, Высоцкий пел то сидя, то стоя у микрофона, то ногу на стул ставил. Когда в начале концерта ропот в зале послышался, он сразу одёрнул: "Начинаем работать". И потом стоило ему только поднять руку, устанавливалась тишина".*7
Ещё с пятью очевидцами мне удалось поговорить самому – и снова благодаря супругам Гаевским, предоставившим мне нужные номера телефонов, за что я им очень благодарен.
Бывший инженер-конструктор "Азовмаша" Георгий Никаро-Карпенко побывал на концерте Высоцкого в манеже "Азовсталь". "Это такое не очень высокое здание, в котором поставили стулья, а на одном его конце сделали постамент типа сцены, но без занавеса. Концерт был из двух частей. Сначала выступали артисты Театра на Таганке – Зинаида Славина, Виталий Шаповалов и Борис Хмельницкий, потом был небольшой перерыв и вышел Владимир Семёнович. Я на концерт взял с собой камеру, но по закону подлости что-то там заклинило и ничего не получилось. Очень жалею – лучше б я взял с собой фотоаппарат. А мой племяш как раз фотоаппарат и взял, и сбоку сделал несколько снимков.
Концерт был... Ну, обычный концерт, ничего особенного там не было, но учитывая, что мы Высоцкого никогда не видели, это было событием. Я думаю, первое и второе отделение было меньше часа каждое. Что именно он пел, я уже сейчас не скажу, но помню "Я не люблю манежи и арены" и "Порвали парус". А в "Искру" было попасть невозможно – там же зал маленький. Туда можно было попасть только через знакомых, а в манеже было несколько тысяч мест. В городе никаких афиш не было, просто передавалась информация по "сарафанному радио"".*8
Игорь Карпенко, автор упомянутых выше фотографий, сказал мне: "Я снимал фотоаппаратом "Зоркий-6", потом сам их и напечатал. Народу было страшно много, весь манеж был забит. Из песен, которые в тот вечер пел Высоцкий, помню "Считай по-нашему, мы выпили не много..." Тогда это для меня была лучшая песня. Актёров с "Таганки" я, честно говоря, не помню. Кажется, там был один Высоцкий".*9
Вот так устроена человеческая память. Дядя и племянник сидели рядом, но только один из них помнит, что на сцену, кроме Высоцкого, выходили и другие актёры.
Евгений Шульженко был на концертах на обеих площадках в Жданове, где выступал Высоцкий. "Актёры с "Таганки" выступали на обоих концертах – и в "Искре", и в манеже. Просто не много они показывали: ну там пара диалогов – и всё, а всё остальное время на сцене был Высоцкий. В "Искру" я попал со своей сестрой, потому что её молодой человек не захотел идти, а на "Азовсталь" билеты я брал сам. Приём был отличный. Все хотели его увидеть, услышать – в те времена нас зрелищами не баловали.
Что мне запомнилось – это очень быстрый темп концертов. На записки Высоцкий отвечать отказался, петь по просьбам тоже отказался. Тогда мне это не понравилось. По набору песен концерты не отличались, как-то всё шло по одной программе".*10
Е.Шульженко – единственный, кто говорит о присутствии таганских актёров в ДК "Искра". Спишем это на аберрацию памяти: через 41 год подобные ошибки вполне простительны.
Виктор Кошелец, бывший радист ДК "Искра", Высоцкого не только слушал, но и записывал. "Я сделал великую глупость, – сказал он мне, – я повырезал тексты и оставил только песни. Там был богатейший текст, рассказы Высоцкого о себе... Выкрик из зала помню: "В тюрьме тебе место!" Какая-то "подсадная утка" парткомовская... Зал затих... Высоцкий остановился и сказал: "Что, некому там дать ему по голове?" И тут же крикуна из зала выкинули. Тот, который выкинул, сел на место – и Высоцкий продолжил прямо с того аккорда, на котором прервался. Я не думал, что все эти детали будут со временем большущей ценностью.
У нас было, кажется, два концерта. Я сделал записи с обоих, потом скомпоновал себе, сделал набор песен. Запись у меня не сохранилась. Ко мне приезжал парень из Донецка, расспрашивал о Высоцком. Я дал ему свои записи, он покрутил и вернул, сказал, что это всё у него есть. Значит, той моей записи там не было.
В "Искре" Высоцкий выступал один, других актёров там не было. Его на такси привезли и потом на такси же и увезли".*11 (Такси – это, конечно, не милицейская машина, но, в целом, слова Л.Байковой о том, как именно попал Высоцкий в легкоатлетический манеж, подтверждаются – через Волноваху его точно не возили.)
Эпизод с репликой Высоцкого, безусловно, весьма ярок. И как же он по-разному запомнился присутствующим!
Слесарь-сборщик Анатолий Сидоров сказал так: "Я подавал записку с просьбой исполнить "У неё на окне растёт герань" – это из ранних, там ещё слова нецензурные. Проследил – записка дошла. Высоцкий прочитал её и сунул в карман. Песню по просьбе не исполнял. С балкона тоже кто-то кричал, требуя исполнить любимую песню. Высоцкий потом не выдержал и говорит: "Что, некому там дать ему по голове?""*12
Упомянутый выше В.Вереникин изложил свою версию эпизода: "После каждой песни звучали аплодисменты. Правда, не обошлось без инцидента. С одного из балконов какой-то тип (по-моему, пьяный) закричал Высоцкому, что, мол, тебе место в лагере, или что-то в этом роде. Но когда он попытался что-то крикнуть второй раз – его быстренько вывели. Высоцкий на это происшествие никак не отреагировал".*13
Даже такой простой и запоминающийся эпизод очевидцы описывают по-разному. Что уж говорить о количестве концертов и, тем более, о времени их проведения! Тот же А.Сидоров утверждает, что в "Искре" было два концерта, причём сам он был на первом – который начинался часов в 5 или в 6 вечера. Аргументация простая: рабочий день у него заканчивался в 15.20, так что на концерт он успевал свободно.
С мнением А.Сидорова относительно времени начала первого концерта в "Искре" согласен и Матвей Кошеватский, в то время – рабочий одного из цехов завода "Азовмаш". "Артисты Театра на Таганке выступали прямо в инструментально-штамповом цехе. Мой товарищ работал там мастером. Он мне звякнул с утра и сказал: "У нас сейчас будет бесплатный концерт для рабочих". Там действительно выступали актёры, но без Высоцкого. Был Хмельницкий и ещё какой-то парень и девушка.
В этот же день, но позднее, был концерт в "Искре". Как мне помнится, концерт начался в шесть часов. Я после работы забежал домой, а жил я далековато, переоделся и поехал на концерт. Наша задача – помимо того, чтобы увидеть и услышать Высоцкого, – была в том, чтобы пригласить Высоцкого к нам в туристический клуб, где я был инструктором. К нам все барды Союза приезжали – Клячкин, Вихорев, Дольский и другие. Они давали официальный концерт в "Искре", а потом мы, инструктора турклуба, собирались в маленьком подвальчике, и они нам там пели.
И вот в антракте мы вчетвером пошли к Высоцкому. Поздоровались. Я когда на него вблизи посмотрел, то не поверил, что это Высоцкий. Какой-то он был бледный, замученный, уставший. Мы ему начали объяснять, что у нас большая секция туризма, обещали ему заплатить. Он говорит: "Ребята, не могу никак. За мной тут надзор. У меня вот 16 песен, и я даже не могу поменять их местами. А уж выйти куда-то ночью и дать кому-то концерт – никак не могу".
Потом поговорили о туризме, об альпинизме. У ребят, которые со мной пришли, оказались с Высоцким общие знакомые – донецкие альпинисты, помогавшие при съёмках фильма "Вертикаль". (Эта деталь полностью совпадает с тем, что рассказывал журналист В.Вереникин, чьи воспоминания я цитировал выше – М.Ц.)
Потом я протянул ему программку, которая к этому концерту была выпущена. – "Подпишешь?" – "Подпишу. Как тебя зовут?" – Я говорю: "Матвей". – "Да, интересное имя". И он начал подписывать программку – и прямо там, где его фото было. Я говорю: "Только по морде не пиши". – Он говорит: "Не морда, а лицо". – Я говорю: "По-украински это морда". – Он мне: "Ты, видать, ушлый хлопец".
Сколько концертов было в "Искре", я не помню, а в легкоатлетическом манеже, кажется, было два выступления".*14
Чем больше очевидцев, тем меньше ясности... Непонятно уже не только, сколько концертов дал Высоцкий и в котором часу они начинались, но и где продавались билеты и по какой цене.
Анатолий Сидоров, рабочий: "Был на концерте в ДК "Искра", хотел воочию увидеть Высоцкого. Билет купил в кассе без труда, выбрал ряд поближе. Цена не смутила – рубль или полтора".*15
Николай Бубенков, инженер-конструктор: "Билеты на концерт в ДК "Искра" достал легко, желающих особенно не было: рабочий день, надо было отпрашиваться, да и цены по тем временам довольно высокие".*16
Юрий Дедов, инженер: "В кассах и в городе билеты нигде не продавались. Мне посоветовали люди знающие, что надо зайти в горисполком, там в каком-то отделе сидел любитель Высоцкого, и он распространял билеты, которые вполне можно было купить простому инженеру. Сейчас прикину... Рублей пять".*17
Таким образом, ситуация запутана до предела. Но, оказывается, и это ещё не всё! Как рассказывал И.Мачавариани, чьи воспоминания цитировались выше, в перерыве между концертами второй секретарь горкома попросил Высоцкого выступить прямо на территории завода. Что ответил Высоцкий, мы не знаем, но о концерте на заводе не упоминает больше никто.
Леонид Мордущенко, сотрудник Донецкой филармонии, ездивший в 1973 году в Москву, чтобы договориться с Высоцким о концертах в Донецке, рассказал: "В Жданове Владимиру Высоцкому из общежития "химиков", а это вредное производство, где работали осуждённые, принесли в "дипломате" деньги, чтобы он выступил у них. Он спросил у меня: "Что делать? Не хочу упускать такую возможность". У "химиков" он, конечно, выступил. "Деньги сближают людей", – говорил Высоцкий".*18
Насчёт сближения на почве денег мнения могут быть разные, но то, что воспоминания Л.Мордущенко очень близки к мемуарам барона Мюнхгаузена, лично у меня сомнений нет.
Вот такая удивительная история с географией. Чем больше погружаемся мы в выяснение деталей событий, связанных с визитом Высоцкого в Жданов 16 марта 1973 года, тем дальше отодвигается от нас истина. Так иногда бывает...
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|