На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
публикуется впервые - 23.07.2014 г. (дополнена 5.11.2015 г.)
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2014-2015)
Владимир Высоцкий в Горловке
Оба приезда Владимира Высоцкого в шахтёрский город Горловку – в марте 1973-го и в мае 1977-го гг. – были частью его гастрольных поездок по Донбассу. Оба визита в город были очень короткими, на события не слишком богатыми. Когда в 2011 году горловские журналисты Александрина, Алексей и Игорь Кругленко и фотокорреспондент Аркадий Нейман задумали издать буклет "Высоцкий в Горловке", то с проблемой дефицита материала они столкнулись в полной мере. Тем не менее, то неофициальное, не имеющее библиотечного номера, издание, вышедшее тиражом 1000 экземпляров, следует принять за основу при рассмотрении темы приездов Высоцкого в Горловку.
Итак, март 1973 года. Заключив договор с Донецкой городской филармонией, Высоцкий получил возможность выступать в городах Донбасса. Помимо Донецка, где было дано больше всего концертов, Высоцкий выступил в Макеевке, Мариуполе, носившем в те времена имя Жданова, Константиновке – и Горловке.
По всей вероятности, в Горловке в тот раз он был менее суток. Согласно анонсу, напечатанному в городской газете "Кочегарка", Высоцкий дал 13 марта два концерта в ДК шахты с тем же названием – в 12 часов и 14 часов 30 минут. Вечером того же дня он уже выступал в донецком театре им. Артёма.
О первом приезде Высоцкого в Горловку очень эмоционально рассказала ныне покойная поэтесса и педагог Алла Шевчук:
"Он был у нас! Он проходил по тем же улицам, по которым мы ходим каждый день по несколько раз. Моим ученикам трудно в это поверить. Для них это из серии фантастики.
...Дворец культуры переполнен. Все, как мне казалось, ждали и до последнего мгновения не верили в то, что вот сейчас на сцену выйдет Владимир Высоцкий. И он вышел! Просто, даже как-то очень просто, как выходят навстречу давно знакомым и желанным людям. Зал разразился аплодисментами.
...Он много и увлечённо рассказывал о Театре на Таганке, где начинался его путь к утверждению своего "я", хотя о себе, как об актёре, он почти ничего не сказал. Он преклонялся перед своим режиссёром Ю.П.Любимовым, говорил о духе творчества, которым постоянно жил театр, приглашал всех горловчан в гости на Таганку...
Он пел уже знакомые и не знакомые нам песни. И очень просил убрать магнитофоны, это мешало ему петь. И ещё просил, чтобы не задавали вопросы, сколько раз и на ком был женат. А вот о творчестве – пожалуйста.
Весь концерт его прошёл на одном дыхании. Зал гудел, зал скандировал: "Би-сс!" На "бис" он не пел. Просто так и сказал: "На "бис" я не пою".*1
Собственно, если абстрагироваться от избыточной напыщенности слога (почему ученики не могут поверить, что в город приезжал Высоцкий? Почему зрителям не верилось, что он выйдет на сцену, чтобы дать концерт, анонсированный в газете, за билет на который они уже заплатили деньги?), то воспоминание достаточно ценное. Оно вполне подтверждает то, что мы знаем о манере Высоцкого вести концерты. На "бис" он, и вправду, практически никогда не пел, действительно, всегда просил убрать магнитофоны и очень часто рассказывал о Театре на Таганке. Похоже, концерт в Горловке проходил по известному сценарию.
Гораздо менее достоверно другое приведённое в сборнике свидетельство. Автор его – Тедор Гланц, горловский поэт и публицист.
"Приезд Высоцкого в Горловку был событием не столько в культурной жизни города, сколько в жизни общественной. Дворец культуры "Кочегарка", где в день проходило по пять концертов Высоцкого, находился как бы в осаде. С огромным трудом, используя своё знакомство с директором Дворца, я приобрёл билет без места, на галёрке.
...Высоцкий начал выступление с рассказа о Таганке и таганских спектаклях. Он говорил о "Десяти днях, которые потрясли мир", спел песню на слова Вертинского "Я не знаю, зачем и кому это нужно" – о гибели московских юнкеров. Он рассказал о постановке "Гамлета", исполнил романс "Гул затих, я вышел на подмостки" на слова Бориса Пастернака. В частности, говоря о постановке "Гамлета", он отмечал, что единственная декорация спектакля – это рыбачья сеть, которая в зависимости от того, как её вывернут, становится то стеной дворца, то берегом моря".*2
Здесь уже, в отличие от предыдущего воспоминания, фантазий больше, чем истины. Во-первых, по пять концертов день в "Кочегарке" не проходило, а было их всего-навсего два. Во-вторых, упомянутую мемуаристом песню А.Вертинского Высоцкий публично никогда не пел.
Вот, собственно, и все воспоминания, которые отыскали составители сборника "Высоцкий в Горловке". Прямо сказать, негусто – да к тому же перепутали дату, указав, что в их городе Высоцкий был 17 марта 1973 года (хоть бы подшивку городской газеты посмотрели, что ли...)
Любопытный факт удалось обнаружить донецкому высоцковеду Владимиру Яковлеву:
"13 марта 1973 года актёр выступил с двумя концертами (в Горловке, – М.Ц.) – этот факт общеизвестен. Но, наверное, мало кто знает, что после этих концертов его почему-то сразу не увезли, и он ждал машину на ступеньках ДК. Вокруг собрался народ и В.Высоцкий ещё около часа раздавал автографы, отвечал на вопросы и пел. То есть, в какой-то мере можно считать, что состоялся ещё один – третий, импровизированный и незапланированный, концерт, который, к сожалению, вряд ли был записан на магнитофонную плёнку".*3
Второй приезд Высоцкого в Горловку состоялся в мае 1977 года. В этот раз Высоцкий, видимо, провёл в городе не менее двух дней. Более того, похоже, его гастроли по Донбассу начинались в тот раз с неофициального выступления в Горловке. Эта информация исходит от администратора Высоцкого Владимир Гольдмана: "...в Горловке Володя свой первый концерт работал прямо в шахте, в 6 утра!"*4
Звучит немного фантастически, но мы знаем, что в 1970 году Высоцкий, находясь в Макеевке, пел для горняков в нарядной шахты имени Бажанова. Почему бы не быть аналогичному выступлению и в Горловке?
Точное количество концертов Высоцкого в Горловке в мае 1977 года неизвестно. Из воспоминаний очевидцев, о чём пойдёт речь ниже, мы знаем о трёх концертах в том же самом ДК шахты "Кочегарка", в котором Высоцкий выступал в 1973 году, а также о посещения им народного театра "Юность". Из слов самого Высоцкого следует, что те выступления в городе были не единственными. "Кроме того, были встречи с ребятами из Донецкого политехникума, в профессиональном училище в Горловке (выделено мной, – М.Ц.), – рассказывал он в беседе с журналистом. – Мне очень нравится эта публика, одинаково хорошо воспринимает и шуточные, и серьёзные песни..."*5
Наиболее подробными воспоминаниями о концертах Высоцкого в Горловке в мае 1977 года поделился главный режиссёр Донецкого академического областного русского драматического театра Константин Добрунов, который в описываемое время был начинающим актёром народного театра "Юность". Первоначально они были опубликованы в журнале "Вагант-Москва" (2002 г. №№ 10-12 стр. 30-35), а затем были перепечатаны в вышеупомянутом сборнике "Высоцкий в Горловке".
Готовя материал для этой статьи, я решил поговорить с Константином Владимировичем лично – и это было правильное решение, поскольку мне удалось выяснить некоторые вещи, о которых К.Добрунов ранее не писал, и уточнить уже известную информацию.
"М.Ц. – Что представлял собой театр "Юность"?
К.Д. – Это был самодеятельный народный театр. Кстати, театр "Юность" и "Современник" – одного года рождения.
М.Ц. – Высоцкий был приглашён в "Юность". Как я понимаю, театр и помещение, где он давал концерты, были рядом?
К.Д. – Они были в одном здании. Это Дворец культуры шахты "Кочегарка". Совершенно изумительный Дворец с великолепной акустикой, с поворотным кругом, с красивым залом. Он очень напоминает зал Малого театра в Москве.
М.Ц. – Кто именно пригасил Высоцкого?
К.Д. – У Высоцкого в этот день было два выступления, мы присутствовали на обоих. После вечернего выступления наш главный режиссёр Валерий Семёнович Труфанов пригласил его на встречу с начинающими артистами.
М.Ц. – Как происходила встреча? Высоцкому задавали вопросы или он сам направлял беседу?
К.Д. – Так получилось, что нашлась тема для беседы. В театре "Юность" вышел спектакль "Свой остров". Владимир Семёнович создавал песни для этого спектакля в московском "Современнике". Наши актёры сказали: "У нас тоже звучат песни в спектакле, мы хотим Вам их показать". Для нашего города это был хороший спектакль, и на многие годы эта постановка стала визитной карточкой театра "Юность". Таким образом получилось некое пересечение творчества – его великого и нашего провинциального. Он отнёсся с вниманием, послушал, по-доброму кивал головой, улыбался, а потом он начал говорить об этом спектакле, точнее, о своём участии в том спектакле.
М.Ц. – Высоцкий на этой встрече пел?
К.Д. – Ну конечно. Пел он другие песни, не те, которые звучали на его выступлениях в тот день, но что конкретно, я уже припомнить не могу.
М.Ц. – На одной из фотографий я вижу, что на столе стоит микрофон. Значит, в театре "Юность" эту встречу записывали?
К.Д. – Да, эту встречу записывал Коровин – наш звукооператор. На фотографии, о которой Вы говорите, видна его макушка – между Высоцким и Бодровым. Запись велась на очень плохой аппаратуре. Это был магнитофон с широкой плёнкой на 16 дорожек, которым мы тогда очень гордились. Магнитофон вскоре разбили, запись исчезла. Я не уверен, что с оригинала были сделаны копии.
М.Ц. – Что было после выступления?
К.Д. – Мы с Юрой Добровым провожали Высоцкого в гостиницу.
М.Ц. – В какой гостинице он жил?
К.Д. – Это гостиница "Родина", лучшая в городе, она находилась на площади Победы. Там прекрасный фонтан, ивы – совершенно шикарное место, чистенькое, ухоженное. Это было любимое место горловчан.
М.Ц. – Я читал Ваши воспоминания, опубликованные в журнале "Вагант". Вы писали, что Вы втроём сидели, и Высоцкий что-то пел во дворе, а потом пел дома..
К.Д. – Сначала он пел дома, а потом во дворе.
М.Ц. – То есть, потом вы опять пошли его провожать?
К.Д. – Нет, мы вышли покурить. Дом стоял на улице Комсомольская, которая ведёт к фонтану на площади Победы, площадь была видна с этого места. Владимир Семёнович увидел, что там очень много людей стояло. Не скажу, что там были сотни народу, но человек пятьдесят точно было, ждали Высоцкого.
Только мы заворачиваем за угол – сразу видим этих людей. Владимир Семёнович говорит: "Ребята, давайте назад" – и мы возвращаемся на Комсомольскую. Высоцкий говорит: "А где чайку можно попить?" Юрий Семёнович (Добров, – М.Ц.) говорит: "А вот это мой дом".
Мы зашли домой к Юриным родителям, попили чай. Вы знаете, как-то симпатия Владимира Семёновича к Доброву была видна. Вот помните картину "Живёт такой парень"? Вот этот персонаж, которого Куравлёв сыграл, очень похож на Доброва. Он очень чистый и открытый человек. Наверное, Высоцкий это как-то почувствовал. Возникла некая искра, и они общались так, как будто знают друг друга очень давно, и когда Юра пригласил зайти, Владимир Семёнович сразу согласился.
Он достал свою гитару, что-то запел. Постучали соседи. Вероятно, Высоцкого не узнали. Точнее, не могли предположить, что здесь может быть Высоцкий. Тогда Юра предложил выйти из подъезда, а там буквально через 30-40 метров находился гараж, там Высоцкий тоже пел. Там уже никто не стучал, но вскоре туда начали собираться люди, и мы ушли".*6
К.Добрунов помнил, что студийцы подарили Высоцкому буклет, но он не знал, что этот буклет "Народный театр "Юность" (Горловка, 1977 г. 12 с.: ил.) сохранился в библиотеке поэта. Надпись "Владимиру Семёновичу Высоцкому от народного театра "Юность" с пожеланиями больших творческих успехов. г. Горловка 17/V/77 г." является единственным источником датировки концертов Высоцкого в ДК шахты "Кочегарка".
К сожалению. Юрий Добров о встрече с Высоцким беседовать отказался. Собственно, К.Добрунов сразу предупредил меня, что в силу каких-то причин он никогда на эту тему не говорит, но я всё же сделал попытку. Увы, неудачную.
Зато состоялся разговор с бывшей актрисой народного театра "Юность" Ольгой Гапоновой (в девичестве – Бондаренко), мельком упомянутой в буклете "Высоцкий в Горловке". Как оказалось, Ольга Дмитриевна была почти на всех выступлениях Высоцкого в Горловке.
"Концерты у Высоцкого были очень интересные. Если даже было два выступления подряд, то они были разные. Такое впечатление, что он отталкивался от публики, которая была в зале: одни песни, если в зале была молодёжь, другие – если в зале сидели шахтёры.
Однажды мы вручали ему шахтёрскую каску, я сама и вручала".*7
На фонограмме выступления Высоцкого 13 марта 1973 года сохранились слова Ольги Бондаренко:
"Дорогие горловчане, позвольте от вашего имени ещё раз поблагодарить замечательного нашего советского актёра и подарить ему памятные сувениры. (Зачитывает текст): "Уважаемому Владимиру Высоцкому от горловчан, в истории которых желаем найти новые темы для будущих песен".
Ну, а эта символическая шахтёрская лампочка пусть будет Вашим маяком".*8
Продолжает О.Гапонова:
"Приглашали мы Высоцкого к нам в театр "Юность". Он рассказывал о себе, о своём творчестве, говорил о своих ролях в спектаклях "Пугачёв" и "Гамлет". Он произвёл впечатление человека нервного, беспокойного, который не может спокойно сидеть, спокойно стоять. Как-то не чувствовалось в нём внутреннего удовлетворения – и мне это показалось странным.
М.Ц. – Он пел на этой встрече?
О.Г. – Нет. Мы попросили его спеть, но он сказал: "Нет, ребята, вы извините, я устал"".*7
Как видим, воспоминания К.Добрунова и О.Гапоновой имеют одно существенное различие: мемуаристы не согласны друг с другом относительно того, пел или не пел Высоцкий в "Юности". Остаётся надеяться на то, что с оригинала фонограммы встречи Высоцкого с участниками труппы народного театра всё-таки была снята копия, и когда-нибудь мы её отыщем и узнаем все пока неизвестные детали.
Присутствовавший на нескольких выступлениях Высоцкого в Горловке и на встрече в "Юности" Станислав Константинов, утверждает, что концертов в ДК "Кочегарка" было не два, как считалось раньше, а три:
"Концерты всех уровней в те времена, – а во Дворец "Кочегарки" регулярно приезжали самые разные актёры первой величины, – организовывала заместитель директора ДК Берта Исааковна Стерлина, прекраснейший человек и организатор, под общим руководством директора Гарри Александровича Кейля. Оба они ныне покойные, как и режиссёр "Юности" Валерий Семёнович Труфанов.
Я прекрасно помню этот день, и все три концерта Высоцкого, потому что был на его первом, и даже снимал из оркестровой ямы (снимал без вспышки – не мог хамить бликами в лицо, поэтому из ямы ничего не получилось), потом был на встрече в "Юности" и на вечернем концерте, куда Высоцкий нас пригласил.
А встретился с ним в коридоре, возле входа на сцену со стороны "театрального" входа в ДК, когда он, совершенно больной, приехал утром и шёл с Бертой Исааковной.
И я его не узнал! Честно!
Берта провела Высоцкого в гримёрку на сцене, возвращается, а я спрашиваю: "А это кто, Берта Исааковна?"
Зная мою постоянную готовность к розыгрышам, она ухмыльнулась: "Не скажу! Высоцкий просил, чтоб я тебе не говорила, кто он".
Концертов было три: утренний в 10.00, потом в 14 или 15.00 – точнее не скажу, и третий – после встречи в "Юности", начавшейся в районе 18.00-18.30, а сам концерт – около 20.00. Мы все дружно двинулись в зал прямо из театра. У меня, как у работника ДК того времени, были ключи от всех служебных помещений, и мы с женой и друзьями заняли левую световую ложу первого яруса. Работал Высоцкий с "Алыми маками", после них.
На третьем концерте Высоцкий пел много, в том числе, много новых песен – возможно, я на встрече спровоцировал его, сказав, что был на первом концерте, и все его песни уже слышал давно. Спросил, он что – ничего нового не пишет?
Третий концерт шёл где-то до 22 часов.
А о концерте в 6 утра на шахте я слышу впервые. Если бы такой концерт был, информация стала бы известна – такое не замалчивается. Тем более, в среде шахтёров. Но эта информация нигде и никогда не всплывала".*9
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|