- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 17.03.2016 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2016)

Виктор Большаков

В.Большаков, Л.Евгенина, А.Иванов, Г.Портер, В.Высоцкий, Т.Додина, М.Добровольская и Г.Ялович в спектакле ''Свадьба''. 1960 г.

        Из всех студентов, учившихся на курсе Высоцкого, судьба этого человека, безусловно, самая драматичная. Практически единодушное мнение всех сокурсников выразила Марина Добровольская:
        "Конечно, самым талантливым у нас на курсе был Виктор Большаков – он был парень необыкновенной органики – от смешного до трагичного... Среднего роста, очень пластичный, музыкальный, Вите удавались все сценические дисциплины... Всё, что он делал в студии, было классно и не вызывало никаких сомнений в его незаурядной одарённости и блестящем будущем".*1

        Из воспоминаний сокурсников и анализа документов Школы-студии МХАТ 1956-1960 гг. рисуется образ человека, правильно выбравшего цель, и идущего к ней, несмотря на достаточно неблагоприятные обстоятельства.

        "С ним рядом просто никто не стоял, – сказала мне Аза Лихитченко. – Мы считали, что это молодой Москвин. Он был очень бедный, Витя Большаков. Он из Сибири. Его матери не только было нечего прислать ему к его 27 рублям стипендии, а он ещё сам посылал ей пять рублей в месяц. Такая была нищета... И только благодаря тому, что у нас в Школе-студии была столовая, в которой всегда были бесплатный хлеб, бесплатная капуста, сахар и чай, иногородние ребята могли дожить до стипендии. Даже если не было ни копейки денег, то можно было прийти, налить чая, взять кусок хлеба... Что-то ещё поварихи плеснут..."*2 В.Высоцкий (Ямщик) и В.Большаков (Дьячок) в инсценировке по рассказу Чехова ''Ведьма''. 1958 г.

        Оценил В.Большакова и Владимир Высоцкий. Об этом рассказал мне известный спортивный журналист Александр Нилин, когда-то учившийся в Школе-студии МХАТ:

        "Первоначальная конкуренция у Высоцкого на курсе была очень сильной. Выделялись несколько человек: Валя Буров, Гена Ялович с его оригинальным комическим даром, Жора Епифанцев, конечно, сыгравший в кино Фому Гордеева, и наиболее отмечаемый Высоцким Витя Большаков... Однажды мы сидели с Высоцким во время занятий в коридоре студии. Я в тот день был дежурным, а Володя просто подсел поболтать, у него в тот день утренней репетиции не было. Я дал звонок – и в коридор вышли Валя Никулин и Витя Большаков. Они продолжали начатый на репетиции спор – и Валя, по своему обыкновению, излишне кипятился. Высоцкий заметил: "Зря Валька на него орёт – Витька из нас самый способный. Мы испорчены самодеятельностью, а он сохранил непосредственность"".*3

        Протоколы заседаний кафедры мастерства актёра свидетельствуют, что молодой человек обратил на себя внимание практически сразу. Фото опубл. в кн.: Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий ''Молодость''. В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая. Москва 2012 г. стр. 73

        Протокол производственного совещания педагогов от 5 ноября 1956 г. Б.Вершилов: "Сильно вырос Большаков, студент малокультурный. Он с большой выразительностью показался в самостоятельной работе".*4

        Протокол от 16 мая 1957 г. П.Массальский: "Очень понравилось чтение Большакова – осмысленное, органическое, творческое".*5

        Протокол от 30 мая 1957 г. "Большаков ни у кого не вызывает сомнения, целесообразность его пребывания в Школе ясна".*6

        Протокол от 30 октября 1957 г. "Большаков очень хорошо, с увлечением работает по мастерству актёра, повышает свой культурный уровень, много читает, старается восполнить пробелы своего образования и воспитания; очень хорошо занимается на сценическом движении, ловок, хорошо физически подготовлен; очень хорошо работает на "Истории музыки", по дикции, по французскому языку".*7

        В конце 2-го курса две студенческие работы обратили на себя внимание всей студии. Об одной из них знатоки творчества Высоцкого прекрасно знают – это отрывок из постановки "Преступления и наказания", в котором Высоцкий сыграл Раскольникова, а Роман Вильдан – Порфирия Петровича. Вторая работа, которая произвела огромное впечатление на тех, кто её видел, – это исполнение В,Большаковым роли царя Фёдора в отрывке из пьесы А.К.Толстого "Царь Фёдор Иоанович", показанном 6 мая 1958 г.

        "У него на втором курсе действительно был взлёт, – сказал мне Владимир Комратов. – Он играл царя Фёдора и покорил кафедру, и вообще всех".*8

        С этим мнением согласны сокурсники В.Комратова Елена Ситко и Николай Мохов, которых я расспрашивал об этой работе Большакова. А вот мнение сотрудников кафедры:

        Протокол заседания кафедры от 6 мая 1958 г. "Г.Герасимов говорит о чрезвычайно интересных данных Большакова и его праве на роль царя Фёдора, считает возможным включение пьесы Толстого в дипломный репертуар".*9

        На заседании кафедры, проходившем 26 августа 1958 г., П.Массальский сказал: "Надо обязательно предложить во втором семестре повторить "Царя Фёдора", интересно, что осталось от работы. Большаков меня очень интересует".*10

        Через полгода следует новый успех – исполнение роли дьячка Савелия Гыкина в инсценированном рассказе Чехова "Ведьма", показанном на экзамене 3-го курса по мастерству актёра 27 ноября 1958 г.

        "Я Витю помню очень хорошо, – сказал мне народный артист России Евгений Лазарев, учившийся в Школе-студии на курс младше Большакова. – Он хорошо играл один отрывок на курсе...
        М.Ц. – Царя Фёдора?
        Е.Л. – Нет, я это не видел. Я имею в виду его роль в "Ведьме". Просто грандиозно! Может быть, он был актёром одной роли..."*11

        Во всяком случае, в студии В.Большаков актёром одной роли не был: как мы видим, роль царя Фёдора он исполнил, как минимум, не хуже. Об успехе в постановке "Ведьмы" свидетельствует и стенограмма заседания кафедры мастерства актёра, состоявшегося в день экзамена:

        А.Карев: ""Ведьма" – очень хорошая работа со стороны Большакова".
        А.Белкин: ""Ведьма" – это отличная вещь. Во всех отношениях. Додина несравнима с Большаковым, который играл чрезвычайно сильно".
        Н.Чушкин: "Я понял, что Большаков – это надежда для студии, и, что вероятно, его ждёт большое будущее".*12

        Всё шло к тому, что Виктор Большаков по окончании студии будет служить во МХАТе. На заседании кафедры 17 мая 1960 г. ректор Школы-студии В.Радомысленский предлагает обсудить кандидатуры выпускников, которых можно рекомендовать во МХАТ. "Считает Большакова, Бурова, Комратова, Епифанцева нужными для МХАТ актёрами. Большаков и Комратов не вызывают сомнений, их нужно рекомендовать первыми".*13

        31 мая директор МХАТ А.Солодовников отправляет письмо на имя зам. министра культуры РСФСР В.М.Стриганова и ректора Школы-студии В.З. Радомысленского:
        "Руководство МХАТ просит Вас закрепить за нашим театром 6-7 выпускников школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко из состава перечисленных ниже:
        1.Большаков В. 2. Буров В. 3. Вильдон (так в тексте – М.Ц.) 4. Епифанцев Г. 5. Комратов В. 6. Высоцкий В. 7. Попов В. 8. Портер Г.
        Окончательный отбор будет произведён не позднее 7.06 с.г. – после просмотра членами художественной коллегии МХАТ дипломных спектаклей. Художественный театр надеется, что он будет в полной мере располагать приоритетом в отборе выпускников школы, созданной нашим театром и постоянно находящейся с ним в творческой связи".*14

        Видимо, именно дипломная работа и оказались камнем преткновения. Похоже, что роль Луки в пьесе "На дне" Горького оказалась молодому актёру не под силу. Ещё за два месяца до выпуска 27 апреля 1960 г. А.Карев сказал на заседании кафедры: "Не удовлетворил Большаков в роли Луки, он выработал определённый тон в этой роли, но в его исполнении не было эмоциональной заразительности". В.Богомололов согласен с Каревым насчёт Большакова-Луки. Большаков нажимает, торопится, кричит".*15

        Не понравился созданный В.Большаковым образ и журналисту "Советской культуры": "Не во всём удался образ Луки. В игре В.Большакова проявляется явное равнодушие к тем местам роли, которые окрашивают главное в Луке, эгоистичность его ко всему притерпевшейся холодной души".*16

        "Ну, вот он играл Луку в "На дне", и все надеялись... Ну хорошо сыграл, но это не было уже фурором. Если бы он играл так, как он сыграл царя Фёдора, так он бы во МХАТ попал", – сказал В.Комратов.*17

        Думается, эта неудача подкосила молодого актёра. А, возможно, были и другие причины. "Может, его талант оказался выше его культуры: в таком случае талант, как растущий ребёнок, сжирает свои внутренности, если у него нет внешнего питания. Может, Вите и не хватило какой-то человеческой базы. Талантлив он был сумасшедше", – сказал его однокурсник Геннадий Ялович.*18

        Судьба В.Большакова после окончания Школы-студии МХАТ практически неизвестна. Лишь некоторые подробности удалось мне выяснить у Лолы Евгениной, ещё одной студентки того курса. На выпускной фотографии они с В.Большаковым стоят рядом и смотрят не в объектив, а друг на друга.

        "Его судьба сложилась очень неудачно. Он по возрасту должен был играть мальчиков, а он был острохарактерный актёр. Не знаю, можно ли назвать его гениальным, но он был очень талантлив. Его вообще считали почти Москвиным. Он играл Мышкина, потом царя Фёдора, Луку в выпускном спектакле "На дне". И всё это было великолепно. А в театре у него не сложилось.
        Он был распределён в театр "Красный факел" в Новосибирске, потом работал в Риге, потом его призвали в армию. Он служил в Ленинграде. Потом где-то занимался документальными фильмами, а дальше я не знаю".*19

        "Что случилось? Где он? Что с ним стало? Почему не сбылось?" – вопрошает М.Добровольская.

        Где сейчас Виктор Большаков, действительно, не знает никто из выпускников Школы-студии МХАТ. Его сокурсник Валентин Буров однажды сказал в беседе с В.Тучиным, что последний раз он видел Большакова среди массовки во время съёмок фильма Георгия Буркова "Байка" (фильм вышел на экраны в 1987 году).*20

        На сайте kino-teatr.ru есть страничка актёра Большакова Владимира (выделено мной – М.Ц.), не содержащая никакой биографической информации, за исключением указания на то, что актёр в 1960 году окончил Школу-студию МХАТ.*21

        В фильмографии актёра за период 1982-2014 гг. указаны 7 фильмов. Я позвонил на студию, где снимался последний сериал с его участием. Увы, – актёр снялся не в эпизоде, а в массовке, и никакой информации о нём не сохранилось. Студии, где поставлен предпоследний фильм с участием актёра, похоже, давно не существует. Звонок во Всероссийскую гильдию актёров ничего не дал – В.Большаков в ней не состоит. Таким образом, круг замкнулся – бывшую "звезду" курса Школы-студии МХАТ обнаружить не удалось...

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Марина Добровольская: "На нашем курсе был культ дружбы" // в кн. "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 678.
  2. Фонограмма беседы от 3.03.2013 г.
  3. Фонограмма беседы от 16.06.2013 г.
  4. Цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 43.
  5. Там же. стр. 100.
  6. Там же. стр. 110.
  7. Там же. стр. 151.
  8. Фонограмма беседы от 30.03.2013 г.
  9. Цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 189.
  10. Там же. стр. 221.
  11. Фонограмма беседы от 5.10.2014 г.
  12. Цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 352, 353 и 355.
  13. Там же. стр. 476.
  14. Цит. по Тучин В. "Владимир Высоцкий. Летопись жизни. 1938-1960 гг." Сб. "Белорусские страницы" вып. № 6. Минск 2002 г. стр. 141.
  15. Цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 470 и 471.
  16. Сергеев Л. "Девятнадцать из МХАТ" // газ. "Советская культура" 1960 г. 28 июня. стр. 3.
  17. Фонограмма беседы от 30.03.2013 г.
  18. Геннадий Ялович: "Начались занятия, и каждый день – счастье..." // цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 630.
  19. Фонограмма беседы от 7.11.2009 г.
  20. Инф. из сб. "Белорусские страницы" Минск. 2006 г. вып. 43. стр. 17.
  21. http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/12293/bio/


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум