- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

Дата публикации – 6.12.2014 г.

О Владимире Высоцком вспоминает
Николай Николаевич ВАЩИЛИН

Фото - на сайте stunt-info.ru Н.В. – Рассказать о Высоцком? Но я уже всё написал в нескольких рассказах, они есть в Интернете.*1
М.Ц. – Ну, рассказы – это же литературные произведения. В рассказах не всегда всё описано так, как было на самом деле.
Н.В. – Вы, кстати, правы. В одном из рассказов я свёл события, связанные с несколькими приездами Володи Высоцкого в Ригу, в один. Я сдвинул всё во времени, поэтому биографической точности в рассказе нет.
М.Ц. – Ну вот видите! А меня как биографа Высоцкого интересуют даже самые незначительные подробности.
Н.В. – Ну что ж, спрашивайте.

М.Ц. – Вы с Высоцким, как я понимаю, познакомились на съёмках "Интервенции"? В Одессе или в Ленинграде?
Н.В. – В Одессе меня не было, я работал в Ленинграде. Там был эпизод драки в кабачке "Дарданеллы", который снимали, по-моему, недели две. В это время мы с ним и познакомились. В этой сцене Высоцкий чуть не травмировался очень серьёзно. Там лесенка и площадка на втором этаже были. Высоцкий двоих солдат как бы отталкивает ногой, прыгает со второго этажа вниз, опираясь на перила. И эти перила лопнули, Высоцкий полетел вниз головой, но как-то вывернулся и упал на живот. Массарский пишет, что это произошло во время одного из дублей, но это не так.*2 Именно этот дубль был единственным. Если медленно прокручивать ленту, то видно, как ломаются перила, и прыжок Высоцкого оказывается перекошенным. Всё обошлось, однако. Володя встал, продолжил сцену, и она вошла в фильм.
Однажды ранней осенью – говорю так, потому что мы ещё были не очень тепло одетые, – мы шли по Невскому до гостиницы "Октябрьская", где он жил, и встретили моего друга Стасика Домбровского. Он тогда был президентом джаз-клуба "Восток". Я их познакомил, и Домбровский устроил Высоцкому концерт в "Востоке",*3 где, кроме джаз-клуба, был ещё и клуб туристской песни.
Я помню тот концерт очень хорошо, зальчик такой небольшой мест на двести. Стасик обещал Володе заплатить за концерт. Директор, когда узнал, что это поёт Высоцкий, то отказался платить. Тогда Сасик обратился к своей сестре Стелле, которая работала в каком-то НИИ на Марсовом поле. Она Володю позвала, тот дал концерт и через профком получил 20 рублей. Вот так конфликт был исчерпан.
В тот же период мы с Высоцким заходили в такое заведение, которое называлось "Советское шампанское". Это заведение работало с утра до вечера. Все, кто хотел, заходил туда. Это не считалось пьянством никаким, это воспринималось, как кафе-мороженное. Все граждане, прогуливавшиеся по Невскому, там бывали. Там предлагалось два коктейля: "Белый медведь" – это шампанское с водкой, и "Бурый медведь" – шампанское с коньяком. Стоили эти коктейли 68 копеек. Давно это было...
А ещё, когда мы гуляли по Невскому, то глядели, естественно, на девочек, так вот что интересно – Володя был весьма застенчивый. Собственно, там и не было ничего. Просто: "Ой, смотри какая! Девушка, а что Вы делаете сегодня вечером?" – "Ха-ха-ха!" – и шли дальше.

М.Ц. – Что Вам запомнилось из общения с Высоцким в период работы над "Стрелами Робин Гуда"?
Н.В. – Однажды в Ригу прилетела Марина Влади, мы пошли в ресторан – Боря Хмельницкий, мы с женой и Володя с Мариной. Володя очень возбуждённо рассказывал про то, как он купил машину БМВ. Он рассказывал, что купил ту машину в комиссионке в Москве. Такая яркая была история: кто-то эту машину сдавал, а Володе кто-то позвонил, сказал, что машину завтра будут сдавать и нужно приехать именно к этому моменту. Машину привезли, но её не выкатывали, Володя на кого-то "надавил" и в итоге, в общем, купил.

М.Ц. – Сколько раз Высоцкий бывал в Риге в тот период?
Н.В. – Три раза. Я помню, что он приезжал туда примерно в мае 1975 года. Потом он был ещё раз вместе с Мариной Влади – незадолго до того, как мы уехали в Польшу. Затем он приехал уже в конце съёмок и тогда возник вопрос с музыкой. Когда мы снимали сцены фильма, музыка Высоцкого и его баллады звучали. И вдруг через очень короткое время оказалось, что ни музыки, ни баллад Высоцкого в фильме не будет. Я видел его, когда он узнал, что его работы в фильме не будет. У него лицо стало бордовым. Он сидел на диване и повторял: "Суки, суки..."*4 В моём рассказе я написал, что Марина в это время была с ним, но на самом деле её не было.
Сергей Сергеевич Тарасов, режиссёр фильма, очень хотел, чтобы была музыка Высоцкого. Сейчас мы имеем возможность посмотреть авторскую версию с балладами Высоцкого и тот, что с музыкой Паулса. Это же просто два разных фильма. С Высоцким – это хорошее кино, сказочно-балладный фильм, а с Паулсом – это просто дерьмо.
Хмельницкий из дружеских соображений отказался озвучивать фильм, и роль Робин Гуда озвучивал Белявский.

М.Ц. – После этого у Вас были встречи с Высоцким?
Н.В. – Однажды в самолёте вместе летели. Я работал в Одессе на "Трёх мушкетёрах", а он, очевидно, снимался в "Место встречи изменить нельзя". Перед полётом он мне жаловался, что его в Одессе плохо приняли – не встретили в аэропорту, поселили непонятно где. Мы случайно совпали на этом рейсе и сидели в разных рядах. Понимаете, я ни в коем случае не рисуюсь его другом. Я бывал на "Таганке" и видел все его спектакли, но доставал билеты не через Высоцкого, а через Кончаловского. В театре я больше общался с Борей Хмельницким. Может быть, он меня даже недолюбливал. Не знаю почему, но я чувствовал иногда его нерасположенность.
М.Ц. – В связи с чем?
Н.В. – Возможно, из-за того, что на "Робин Гуде" я что-то такое ляпнул про Марину. Она всем нравилась, по ней весь Союз с ума сходил, а я не знал, что Володя на ней был женат. Ну не знал я этого, не залетало мне это в голову! И вот когда она вошла, а Володя был рядом со мной и всё слышал, я что-то такое сказал. Хмельницкий, который тоже стоял рядом, начал толкать меня в бок: "Тихо, тихо! Это же жена Володи". – "Что?! С какого хрена?!" Я подумал, что это шутка. Возможно, после этого он меня недолюбливал.

М.Ц. – В последний раз когда Вы с Высоцким общались?
Н.В. – Я его видел за день или два до смерти. Я уже в те годы близко дружил с Никитой Михалковым, а он жил в том же доме, что Высоцкий. Я работал на московской Олимпиаде, а в свободное время шёл к Никите. Около парадного встретил Володю с компанией. Там было двое или трое мужчин и женщина. Я ту историю хорошо запомнил, потому что я его спросил, как Марина поживает, но этот вопрос ему почему-то очень не понравился – он насупил брови. Он был не пьяный, но в очень плохом состоянии, как будто после жуткого опохмела. Этой девушке, что с ним была, он всё время повторял, показывая на меня: "Смотри, какой он высокий".

М.Ц. – На похоронах Вы были?
Н.В. – Когда я услышал, что Володя умер, я позвонил Хмельницкому. Он практически не мог даже говорить. Я едва сумел узнать у него, когда прощание и когда похороны. Я поехал на похороны. При этом я знал, что общаться с Высоцким для советского человека, который хочет жить хорошо и не иметь проблем, было небезопасно. Я был в полной уверенности, что на прощании с Высоцким каждый человек будет на виду.
Когда я вышел из метро, я увидел, что вся улица была запружена народом. Я подумал, что, наверное, сегодня на Олимпиаде бегут марафон, и народ собрался посмотреть. Только потом я понял, что это всё люди, которые пришли к Высоцкому. И это меня поразило до глубины души. Мимо гроба с Высоцким я так и не прошёл, только увидел похоронную кавалькаду.

22.11.2014 г.
Беседу вёл Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2014)

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. "Песнь о Высоцком" – http://www.proza.ru/2010/08/31/866; "Весь наш джаз" – http://www.proza.ru/2010/04/10/415.
  2. А.Массарский описывает эту сцену несколько иначе. См. Массарский А. "Не боялся ли слова, ни пули и в привычные рамки не лез..." в кн. "Четыре четверти пути" Москва. 1988 г. стр. 60.
  3. Очевидно, речь идёт о концерте, который состоялся 3 октября 1967 г.
  4. Режиссёр фильма С.Тарасов в беседе со мной историю с удалением из фильма баллад Высоцкого изложил иначе. "В Риге фильм приняли, хотя на меня как-то косо поглядывали. Приезжаем в Москву, показываем фильм ещё до сдачи в Доме кино. Володя там был, Марина Влади, из посольства французского пришли люди. Смотрели, сказали, как всё хорошо и замечательно, а мне Володя на ушко говорит: "Завтра картину не примут". – "Да ты что?! Почему?!" – "Не примут".
    Что-то там произошло... Короче, начинается просмотр, сидят все чины киношные во главе с зампредом Павлёнком. И только начался фильм, пошла первая баллада, уже шепотки пошли: "Опять Высоцкий!"
    После просмотра – обсуждение. "Это полное безобразие. Хрип какой-то!" И все – как по команде. Я встал и из зала вышел. Они без меня пригласили монтажёршу вырезать баллады". (Фонограмма беседы от 17.07.2011 г.)


  5. ВАЩИЛИН, Николай Николаевич (1947-2023). Каскадёр, постановщик трюков. Родился 7 апреля 1947 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения в 1972 г., доцент, кандидат педагогических наук, руководитель курса трюковой подготовки актёра в ЛГИТМиК с 1973 по 1985 г. подготовил многих мастеров трюков. В 1964-1996 гг. – каскадёр и постановщик трюков киностудии "Ленфильм", в 1994-1996 гг. – заместитель председателя правления киностудии ТРИТЭ Никиты Михалкова, в 1996-2001 гг. – генеральный директор баскетбольного клуба "Спартак" Санкт-Петербург, в 2002-2005 гг. – PR-директор баскетбольного клуба "Балтийская звезда", с 2005 г. – директор Санкт-Петербургского отделения ООО "Спортивная Россия". Член Союза кинематографистов России. Мастер спорта СССР по самбо. Подготовил десятки каскадёров в студиях при ЛГИТМиК, "Ленфильме" и Союзе театральных деятелей РФ. Ставил и выполнял трюки в многочисленных кинофильмах, в т.ч., "Стрелы Робин Гуда", "Легенда о Тиле", "Д'Артаньян и три мушкетёра", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Остров сокровищ". Умер 22 июля 2023 года в Санкт-Петербурге.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум