На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
публикуется впервые - 13.04.2022 г.
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2022)
О том, как Владимир Высоцкий стал актёром Театра на Таганке
1964-й год начинался для Владимира Высоцкого неважно, и перспективы просматривались весьма туманные. По причине абсолютного безденежья Высоцкий со своим товарищем Михаилом Туманишвили даже не встречали Новый год дома, а отправились в двухмесячные гастроли по городам Сибири и Казахстана.
В апреле Высоцкому удалось вернуться в театр имени Пушкина – правда, не в штат, а на договор, но в его отчаянном положении и это было хорошо. Впрочем, в мае с ним договор расторгли. С помощью друзей удалось попасть в съёмочную группу фильма "На завтрашней улице". Киноэкспедиция началась в июне, закончилась в августе – и впереди снова маячили уже так знакомые безденежье и безработица.
И вдруг всё изменилось, и Новый 1965-й год Высоцкий встречал уже в качестве артиста набирающего популярность Театра на Таганке, на его счету было уже два ввода, одна небольшая роль и стабильный оклад – 75 рублей в месяц.
Вспоминает Людмила Абрамова:
"Володя к лету 64-го года был беспредельно безработным, у него уже была запись в трудовой книжке – он не имел права работать по профессии. Там было написано: "За систематическое нарушение трудовой дисциплины..." В общем, страшно сказать. И, единственное, чего я не знаю, – кто привёл Володю на "Таганку". ...Я просто не помню этого момента. Я только помню, что Володя пришёл и сказал: "Да, берут". И я не верила, что это на самом деле состоялось, и он сам боялся, что это не состоялось".*1
В теме появления Высоцкого на "Таганке" существуют три вопроса: во-первых, кто привёл его в этот театр? Во-вторых, что именно происходило на показе, и, в-третьих, почему именно Таганка?
На первый вопрос, вроде бы, ответ простой, потому что исходит он от самого Высоцкого:
"В общем, кончил я Студию МХАТ… Стал выбирать театры. Было масса неудач, но тут уже я не хочу разговаривать, потому что приглашали туда, сюда, – я выбрал совсем, самый худший вариант из всего, что мне предлагалось. Тогда начинался новый театр (я всё в новые дела куда-то суюсь, понимаете) – Равенских начинал, наобещал сорок бочек арестантов, ничего не выполнил, – в общем, ничего интересного из этого театра не сделал – поставил несколько любопытных спектаклей, и всё. Я оттуда ушёл, начал бродить, бродить по разным театрам – даже работал в Театре миниатюр, – театрам, кино, ездил снимался в маленьких ролях. А потом, когда организовался вот этот театр, через месяц я сюда попал – по рекомендации Славы Любшина, он у нас работал тогда – и стал в нём работать".*2
В телефонном разговоре подтвердил это и сам С. Любшин:
"Я встретил Высоцкого. Он был без работы. А мы с Колей Губенко работали в Театре на Таганке. Я говорю: "Володя, хочешь, я скажу о тебе Любимову?" – "Скажи". И я рассказал Юрию Петровичу. Он говорит: "Приведи его..." И взял Высоцкого в театр, где тот счастливо работал до конца жизни".*3
Свою версию событий приводит режиссёр Анхель Гутьеррес. В его опубликованных дневниках читаем:
"Сентябрь 1964 года. Звонил Артур Макаров и Андрюша (Тарковский – М.Ц.). Встретились в кафе "Прага". Попросили устроить Володю Высоцкого в какой-нибудь театр (его Равенских выгнал из театра им. Пушкина).
Позвонил Любимову: "Приводи завтра". Я проводил Высоцкого в театр, познакомил их и сидел на просмотре в кабинете Юры. После прочтения стихов и текста Юра спросил, поёт ли он, и Володя предложил спеть свои песни. Спел – Любимов обалдел. Всё было решено мгновенно".*4
Можно ли доверять этому свидетельству? По моему мнению, – лишь с крайней осторожностью. В дневниках этих содержится слишком много явных небылиц. Одна из них касается, кстати, и Высоцкого. В записи от 24 декабря того же 1964 г. идёт рассказ о том, что под утро в компании кончилась водка, и на покупку её отправились Высоцкий и Гутьеррес. По его словам, водитель узнал Высоцкого и был счастлив отправиться за водкой сам и ничего не взял за проезд. Учитывая, что до выхода на экран фильма "Вертикаль" в 1967-м году Высоцкий никак не относился к числу узнаваемых на улице артистов, рассказ Гутьерреса я воспринимаю с большим скепсисом.
К тому же в этой версии показа в театре ни словом не упомянута однокурсница Высоцкого по Школе-студии МХАТ Таисия Додина, а ведь её участие в появлении Высоцкого на "Таганке" не подвергается сомнению.
"Юрий Петрович Любимов категорически не хотел брать на работу Володю Высоцкого, – рассказывал бывший директор Театра на Таганке Николай Дупак. – Говорил: "Зачем нам ещё один алкоголик нужен?" Мне Высоцкого порекомендовала его однокурсница Тая Додина. Она просила дать ему шанс, говорила, что он очень талантливый человек.
"Тая! – сказал я ей. – Куда ж я его возьму? У нас по штату пятьдесят человек, а фактически – семьдесят пять!" Но она нашла такие слова, которые меня тронули, и я пригласил Высоцкого на прослушивание. Он пришёл, показал Челкаша, вроде не очень. Любимов ему сухо так: "Спасибо". Тогда Высоцкий попросил разрешения спеть. Взял гитару и спел три песни. Любимов его спросил: "А чьи это слова?" Володя ответил, что слова его. На этом и расстались. Я убедил Любимова взять его на три месяца по договору. Получится – прекрасно, не получится – не судьба.
Тогда мы работали над "Героем нашего времени", ставили спектакль к юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова. Высоцкому дали крошечную рольку штабс-капитана. Там нужно было сказать одну фразу: "Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка, ну и дурак же ты, братец". Он сделал все просто гениально и остался в театре".*5
Примерно в тех же словах о показе Высоцкого Н. Дупак говорил и мне:
"Тая Додина ко мне раз пять или шесть подходила: "Николай Лукьянович, ну примите Володю". Я говорю: "Куда, Таечка? У нас штат 50 человек, денег на 50 человек, а у нас труппа 75". Ну, говорю: "Пусть приходит". На показе он с Епифанцевым играл Челкаша. А потом он говорит: "А можно я спою?" Любимов говорит: "Ну, пожалуйста". Пел он интересно, хорошо. Но куда его принимать? Юрий Петрович говорит: "У нас своих алкашей достаточно". Я говорю: "Ну давайте на договор возьмём, попробуем". И взяли на три месяца на договор".*6
Не могу исключить, что Н. Дупак вообще не присутствовал на показе Высоцкого, поскольку про показ на просмотре Челкаша говорит только он один, а сам Г. Епифанцев, который неоднократно весьма подробно рассказывал о дружбе с Высоцким, ни словом не упомянул свою помощь Высоцкому в показе на "Таганке".
Сама Т. Додина рассказывала так:
"Володя пришёл ко мне осенью. Это было, вероятнее всего, в сентябре. Говорил о том, что не у дел, что очень хочет всё же работать в театре. Я сказала: "Юрий Петрович такой человек – он тебя возьмёт, если ему понравишься. Володя говорит: "Но мне и показываться-то не с чем". Тогда я предложила сделать отрывок из чеховской "Ведьмы", который играла на выпускном спектакле в Школе-студии МХАТ. Там есть роль дьячка – как раз для него. Володя – характерный актёр и в этой роли мог показаться. Тем более, я эту сцену хорошо помнила и могла подсказать какие-то переходы, акценты помогла бы расставить.
...Не могу сказать, что Юрий Петрович принял нашу работу с восторгом. Да и чем, собственно, было восторгаться? Затем он вдруг спросил Володю: "Скажите – это вы автор песен, которые сейчас поют повсюду?" Володя ответил утвердительно. – "И Вы играете на гитаре?" – "Да". – "Ну, я Вас возьму"".*7
Вопрос о том, что же всё-таки происходило на показе Высоцкого, запутывается тем больше, чем больше людей вспоминают об этом.
Приведу отрывок из своей беседы с писателем Владимиром Войновичем:
"М.Ц. – Владимир Николаевич, когда началось Ваше знакомство с Высоцким?
В.В. – Я сначала с его песнями познакомился. Году в 1962-м мне проигрывал плёнки с этими песнями писатель Георгий Владимов. А через пару лет случилась вот такая история. Я тогда считался как бы автором Театра на Таганке. Я потом не состоялся как автор, но тогда Любимов хотел поставить пьесу по моей повести "Хочу быть честным". И вот меня как человека приближённого к театру Любимов однажды пригласил на просмотр актёров, желавших поступить к нему в театр.
Среди этих молодых людей был и Высоцкий. Они вдвоём с какой-то актрисой играли рассказ Чехова. Я забыл название, но это очень известный рассказ про лесника и охотника. Там охотник забредает в дом лесника, ночует у него. В это время кто-то стучится, просит о помощи, а лесник боится, – в общем, Вы это найдёте у Чехова.
М.Ц. – Вам понравилось, как Высоцкий это играл?
В.В. – Он хорошо играл. Так, традиционно играл. А я, услышав его фамилию, вспомнил о песнях, которые слышал у Владимова. И я сказал Любимову:
– Вы спросите его, не тот ли он Высоцкий, который пишет песни. Если это тот самый, то берите его не глядя.
М.Ц. – И он что-нибудь спел на просмотре?
В.В. – Нет-нет, в тот раз он ничего не пел. Просто Любимов его спросил, а он сказал, что он действительно пишет песни.
Уж я не знаю, имело ли значение то, что я сказал Любимову, но, во всяком случае, после этого Высоцкий оказался в Театре на Таганке".*8
Таким образом, Челкаша уже нет, а есть рассказ Чехова (правда, другой, – не "Ведьма", а "Беспокойный гость"), что подтверждается воспоминаниями Т. Додиной, – но зато нет песен.
А теперь послушаем Юрия Любимова:
"Его привели друзья его или дамы и, видимо, сказали, что шеф любит, когда поют. Сначала он прочитал мне Маяковского. Как обычно читают, ничего особенного. Потом я показываю на гитару, которая стоит в углу: "Это вам коллеги сказали, что шеф гитару любит?" "Да, – говорит, – сказали". – "Ну, раз принесли, сыграйте". Когда он стал петь, я его слушал сорок пять минут, несмотря на дела".*9
Как видим, возникает очередная версия, в которой нет места ни Челкашу, ни "Ведьме" и "Беспокойному гостю", но зато появляется Маяковский и возвращаются на место песни. Так что каждый читатель имеет возможность выбрать для себя тот вариант воспоминаний, который ему нравится больше.
Остаётся третий вопрос: был ли приход Высоцкого на "Таганку" случайным – не в его положении было выбирать, – или он сам хотел там работать?
В своё время режиссёр Е. Радомысленский, хорошо знавший Высоцкого в 1960-е годы, склонялся к первому варианту:
"Я считаю, что здесь присутствовал элемент случайности. Володя не искал "Таганку" – не было такого, чтобы шли поиски именно этого театра.
...Ощущение какого-то удивления от его поступления туда у меня было – именно удивление. Потому что, судя по его тогдашнему развитию – актёрскому, творческому, – я полагал, что он – актёр мхатовской школы".*10
В таком суждении, безусловно, есть логика, но она опровергается словами самого Высоцкого, сказанными в разные годы и для разной аудитории.
Высоцкий:
"Четырнадцать лет тому назад я пришёл в помещение театра имени Маяковского. Шел спектакль «Добрый человек из Сезуана». Это был первый спектакль Театра на Таганке, просто театр играл в этот день в другом помещении. Я тогда там не работал. И вдруг я увидел на сцене такое, что меня потрясло. По всем делам – и по режиссуре, и по актёрскому исполнению, и особенно по поводу того, как там использованы песни и музыка".*11
За несколько лет до этого, делая запись для телевидения в Таллине, Высоцкий сказал:
"Это такой был период поисков. С моей стороны поисков театра, который бы меня удовлетворял, ну и театра, которому бы я был тоже нужен и необходим. Ну и вот, несколько лет тому назад я поступил работать в московский Театр на Таганке, который к тому времени только организовался, где и работаю по сей день".*12
И ещё одна цитата:
"Я всё так вот болтался вначале, пока не открылся Любимов. Это очень скоро произошло, к счастью. Я не успел разочароваться в этом деле. Встретился с ним и он сразу как-то: "Давай, давай работать!" И начал работать с ним и очень счастлив".*13
10 сентября 1964 г Владимир Высоцкий официально становится актёром Театра на Таганке. 19 сентября он первый раз принимает участие в спектакле – срочный ввод на роль Второго бога в "Добром человеке из Сезуана". Впереди было шестнадцать лет работы...
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|