На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
Дата публикации – 2.05.2013 г.
О Владимире Высоцком вспоминает Юрий Борисович ИЛЬЯШЕВСКИЙ
М.Ц. – В начале 1960-х гг. Вы с Владимиром Высоцким работали в одном театре и участвовали в одном спектакле. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Ю.И. – Театр образовался так. На курсе Высоцкого учился Гена Ялович. И был такой человек – Женя Радомысленский, сын ректора Школы-студии МХАТ. Папа ему покровительствовал и очень хотел, чтобы у Жени был свой театр, и на этой почве они с Геной объединились. Женя в связи с папой обладал административными связями, и они придумали создать некое объединение актёров.
В основном, это были актёры МХАТа, но не только – вот тот же Володя, Рома Вильдан и Валя Буров, которые работали в Театре имени Пушкина. Из известных уже актёров были Лев Борисович Круглый и Михаил Николаевич Зимин. Выбили репетиционное помещение при клубе КГБ на Лубянке.*1 Женя решил ставить "Белую болезнь" Чапека. И вот мы собирались ночами, пытались что-то сделать, пока это не развалилось совсем.
М.Ц. – Но спектакль-то был поставлен и игрался на публике. Было даже несколько рецензий.
Ю.И. – Если что-то и вышло, то я как-то не очень в курсе дела. Там начались разногласия между Яловичем и Радомысленским по поводу идей, тактики и так далее… А ребята все начали в своих театрах работать нормально, всё утряслось, и это стало никому не нужно. Да, кажется, Вы правы – сыграли спектакль несколько раз, но это всё было в стадии обкатки. А как продать полусделанное? Там не было у нас больших интриганов и деятелей.
Вдруг Женя придумал, что надо ехать в Дубну – там примут театр. Мы туда и ездили, но ничего не вышло. Было много разных мелочей, которые, в конечном итоге, это дело и погубили. Ну и разошлись без особой грусти.
М.Ц. – Помимо "Экспериментальной студии молодых актёров" у Вас с Высоцким было общение?
Ю.И. – Я с ним познакомился ещё в 1959-м году. Я занимался в театральном кружке у мхатовского актёра Владимира Николаевича Богомолова. В то время я был студентом циркового училища и играл у Богомолова в чеховском спектакле "Моя жизнь". Володя приходил туда и учил меня, как надо играть, а я всё думал: "Какого чёрта он меня учит? Кто он такой вообще?"
А потом вышло так, что Володя в 1960-м году студию окончил, а я как раз поступил туда. В 1962-м году начался этот театр Яловича и Радомысленского. Репетиции иногда кончались в три часа ночи. Ну куда ехать? А у Жоры Епифанцева, который тоже участвовал в этом деле, была квартира на Большом Каретном, в которой он жил со своей женой, балериной. Ну, брали водки и ехали туда, а утром – на занятия.
Тогда Володя ещё не был большим поэтом, но мы уже пели "Где твои семнадцать лет..." и ещё несколько песен. А вообще о том, что Володя поэт, я узнал, когда он написал очень хорошие стихи своей преподавательнице сценической речи Елизавете Фёдоровне Саричевой.*2
М.Ц. – Об этой квартире Епифанцева Высоцкий написал песню "В этом доме большом раньше пьянка была..."
Ю.И. – Да-да-да! Помню, конечно. Эту песню мы тоже там пели.
М.Ц. – Кто входил в эту компанию? Только члены студии, или были и другие люди?
Ю.И. – Чужих там не было. Только актёры и жена Епифанцева. Жорка был очень интересный человек. Он уже сыграл Фому Гордеева очень хорошо, но актёром себя не считал, а считал себя художником-абстракционистом. Все стены и все двери у него были расписаны в абстрактном стиле. Такая атмосфера была богемная.
В 1964-м году мы расстались, и встречались с Володей уже очень редко. Мне запомнились два эпизода. Однажды в ресторане ВТО я встретил их с Мариной Влади. Я даже не поверил, что это она. Такая странная полупьяная компания – кто-то на руках борется, кто-то кричит что-то...
М.Ц. – А второй эпизод?
Ю.И. – А второй эпизод был примерно в то же время, в конце 1960-х годов, и в том же месте. Это было время, когда Володю сажали в какие-то поезда, самолёты, везли куда-то... Популярность уже была огромная. И вот однажды я увидел, как он входит в ресторан ВТО. Смотрю – очень грязные руки у него. Подходит ко мне: "Я сяду?" – "Конечно, – говорю, – садись. А почему руки грязные?" – "Сейчас увидишь, почему".
И тут же вокруг нашего столика начали собираться какие-то люди: "Володя, давай, поехали!" А он всем показывал руки и говорил: "Машину чиню. Не могу, не могу. Машина, машина..." Такой способ он придумал, чтоб не очень приставали.
Я его спросил: "Володя, как ты к этому относишься?" А он мне: "Старик, не поверишь! Как страшный сон!"
А потом все как-то разошлись по своим закуткам, по своей жизни. Когда Володя стал известным, я уже о нём узнавал только через Севу Абдулова.
28.04.2013 г. Беседу вёл Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2013)
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|