На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
Дата публикации – 26.10.2010 г.
О Владимире Высоцком вспоминает Игорь Николаевич ЯСУЛОВИЧ
М.Ц. – В 1962 году Владимир Высоцкий, будучи с театром на гастролях в Свердловске, писал в письме к супруге, Людмиле Абрамовой: "Привет всем родным, и Ясуловичу с Харитоновым". Через несколько дней в другом письме отмечает: ""Белые слоны" и пантомима – ндравится мне".*1 О чём идёт речь?
И.Я. – "Белые слоны" – это наша курсовая работа по рассказу Хемингуэя. Ставил этот рассказ студент режиссёрского факультета Ваязов Антон. Не знаю, жив он или нет, – с момента окончания института я с ним практически не пересекался. Там мы играли с Людмилой Абрамовой.
Пантомиму у нас на курсе преподавал Александр Александрович Румнев.*2 В своё время он был актёром Камерного театра, которым руководил Таиров. Во ВГИКе был предмет "Пластическая культура актёра", который он преподавал в течение двадцати лет. Думаю, что все испытывали шок от экзамена по пантомиме, потому что, по моим воспоминаниям, это было самое яркое театральное впечатление вообще. Это были такие мелодрамы с замечательным музыкальным сопровождением – концертмейстером был Арий Михайлович Беляев, прекрасный пианист.
Мы настолько увлеклись этим предметом, что по примеру "Современника" захотели создать театр, и каким-то чудом нам удалось это сделать – благодаря, конечно, Ивану Александровичу Пырьеву,*3 который своей властью учредил этот театр в недрах Союза кинематографистов.
М.Ц. – Высоцкий посещал спектакли Театра пантомимы?
И.Я. – Не помню, врать не буду. Может быть, они с Абрамовой на нескольких спектаклях были. Мы в ту пору встречались, пересекались в разных компаниях. Собирались и на квартире у Люды, и у меня тоже. Ещё собирались на квартире у тестя моего, и там мы записывали песни Володи на магнитофон, но не знаю, куда это всё подевалось. Это было где-то в 1962-1963 годах.
М.Ц. – В Театре пантомимы работал Зосим Злобин, который был артистом театра Мейерхольда и занимался упражнениями по биомеханике. А.Румнев работал у Таирова в Камерном театре. Это же была живая театральная история! Высоцкий интересовался этими театральными экспериментами? Были у Вас с ним разговоры на эту тему?
И.Я. – Нет, не помню таких разговоров. Не говоря уже о том, что Володя и Люда если и были на наших спектаклях, то только на самых первых, потом они их не посещали. А Зосим Павлович Злобин передавал эти упражнения из рук в руки. Это были рутинные повседневные тренажные работы. Причём, в тренаж входило и многое другое. Там была работа у станка, элементы акробатики, балета и так далее, в том числе, и биомеханические упражнения, которые он разрабатывал. Кое-какие киноматериалы сохранились, их можно увидеть в Бахрушинском музее.
М.Ц. – То есть, это всё происходило на репетициях, и видеть этого Высоцкий не мог?
И.Я. – Думаю, что нет. Я не помню, чтоб он был у нас на репетициях.
М.Ц. – Я просто подумал об этом в связи с "Таганкой", где мейерхольдовское начало очень сильно присутствовало.
И.Я. – Ну видите ли... Это могло быть таким образом... Коля Губенко учился во ВГИКе на курс младше нас и тоже прошёл школу Румнева. Там в спектакле своего курса он блистательно играл Артура Уи, демонстрируя пластическую виртуозность. Вот таким образом, Володя мог с этим познакомиться – не непосредственно, а опосредовано.
М.Ц. – Вы помните первые актёрские работы Высоцкого?
И.Я. – Я его ранних работ не видел, он тогда в театре никак не проявлялся. Пожалуй, первую его работу я увидел в "Пугачёве", а потом был "Гамлет". Это были особого рода работы...
М.Ц. – Что Вы имеете в виду?
И.Я. – В "Пугачёве" – это неистовость, мощь. В "Гамлете"... Если честно говорить, я не помню, чтоб это тогда произвело впечатление. Нет, не так – спектакль производил впечатление как целое. Вот недавно я посмотрел спектакль Остермайера*4 – вот там всё держится именно на Гамлете. А если говорить о Высоцком в роли Гамлета, то, скорее, накладывается впечатление от всего Володиного творчества. Вот так я это вижу, если говорить честно.
Я не слишком проникался любимовским творчеством. То, что делал Румнев, очень отличалось от того, что делал Любимов. "Карьера Артура Уи" сделан был в явно брехтовской манере, с рисованными белыми масками. Это отличалось от того, что было в "Добром человеке из Сезуана" на Таганке.
Песни Высоцкого, безусловно, нам нравились. Мы их и слушали с восторгом и запоминали. А потом, когда они с Людой развелись, мы уже практически больше и не общались. Однажды даже произошла смешная такая история... Как-то с женой мы заночевали у тёщи в Каретном ряду. Потом я спустился вниз поймать такси. И тут Володя из подъезда выходит. Кажется, они там с Мариной квартиру снимали. И вдруг Володя обратился ко мне на "Вы". Настолько давно не виделись, что он даже забыл, что мы когда-то были на "ты"...
26.09.2010 г. Беседу вёл Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2010)
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|