На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
на этом сайте публикуется впервые - 28.07.2021 г.
ранее статья опубликована в альманахе "В поисках Высоцкого",
Пятигорск, № 42, февраль 2020 г.
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2021)
Владимир Высоцкий в спектакле "Послушайте!"
В читательском сознание роль Маяковского в спектакле Театра на Таганке является одной из самых значительных в его творчестве. Видимо, причиной тому – большое количество фотографий Высоцкого в этой роли, причём многие из них перепечатывались в различных изданиях. Я думаю, немалое количество читателей будет весьма удивлено, когда узнает, что в этом поставленном в 1967 году спектакле (премьера 16 мая 1967 г., последний спектакль состоялся уже после смерти Высоцкого – 14 апреля 1985 г.) Высоцкий, начиная с июня 1968-го, появлялся не чаще, чем 1-2 раза в месяц, а после июня 1969-го он из спектакля вообще вышел.
Почему? Причина, я думаю, та же, по которой Высоцкий не участвовал в спектакле о Пушкине "Товарищ, верь!", в который изначально был утверждён на роль одного из Пушкиных: как актёр и как личность к тому времени он уже перерос коллективный театр и играть одну ипостась хоть Маяковского, хоть Пушкина было ему уже неинтересно.
О том, почему Маяковских в спектакле было пятеро, сказал Ю. Любимов:
"Некоторые артисты приходили ко мне и говорили: "А зачем нам впятером играть? Я и один могу сыграть..." Но там была главная мысль: как умирает по частям душа человека:
И мне
агитпроп
в зубах
навяз,
и мне бы
строчить
романсы
на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной
песне.
Вот и донаступался, что застрелился".*1
Для тех читателей, кто не видел таганского спектакля, будет любопытно познакомиться с фрагментом записок О. Ширяевой, описавшей сценографическое решение спектакля:
"Пустая сцена. Чёрный задник. Пол сцены затянут чёрной байкой. По центру проложены две белые полоски, спускающиеся по лесенке и проходящие через весь зал – ориентир, по которому ровно выложат кубы для сцены "Война".
На сцену выходит рабочий в белом фартуке, выносит куб со знаком вопроса. Ставит его справа. Ритмичная музыка. Появляется второй рабочий. На плечах несёт куб с восклицательным знаком. Ставит его слева. Одновременно выходят пять поэтов и рабочие. Поэты – синтетический образ Маяковского.
Первый поэт – ученик училища живописи, юный, наивно-восторженный, влюблённый в жизнь (роль В. Золотухина – М.Ц.).
Второй поэт – в полосатой жёлтой кофте и цилиндре, молодой, озорной, долговязый, по-мальчишески нескладный (роль Б. Хмельницкого – М.Ц.).
Третий поэт – в белой рубашке, без пиджака, в кепке, с бильярдным кием и мелком в руках. Таким он был и за бильярдным столом, и на эстраде Политехнического, когда, сняв пиджак, читал стихи и полемизировал с залом (роль В. Высоцкого, в дальнейшем после его выхода из спектакля, роль перешла к В. Шаповалову – М.Ц.).
Четвёртый поэт – репрезентативный Маяковский, в элегантном американском костюме. Таким он был в последние годы жизни. Таким знали его Америка и Европа (роль В. Смехова – М.Ц.).
Пятый поэт – молчаливый, сдержанный (роль В. Насонова – М.Ц.).
Рабочие выносят белые с чёрными буквами кубы и начинают строить стенку из алфавита. Когда уложен первый ряд, на него встают поэты и поднимаются вместе со стенкой".*2
Теперь почитаем, как вспоминал об этом спектакле Владимир Высоцкий:
"Поставили мы спектакль о Маяковском, который называется "Послушайте!", где впервые, по-моему, Маяковского играл не один человек опять в гриме и в костюме, а пятеро людей, потому что одного поэта... Поэта сыграть невозможно, повторяю, и играли мы просто различные грани его таланта, его дарования. Скажем, Золотухин был лиричный Маяковский, Веня Смехов всё время сердился. Я играл иронического Маяковского, и всю сцену, значит, в "Облаке в штанах" в раю вёл. И так далее, и так далее. Одевались мы, как Маяковский был одет в различное время своей жизни по фотографиям. Один из нас, Борис Хмельницкий, был в жёлтой кофте и в цилиндре. Я в кепке и с кием. И так далее, и так далее. Спектакль был замечательный. Он был так наивно сделан, ну вот, вы знаете, там были кубики такие увеличенной детской азбуки. И написаны буквы. И вот иногда мы из этих кубиков составим чего-нибудь, будет написано там: "Печь". Садились на неё и играли:
Две морковинки несу
За зелёный хвостик...
Вот на этой печи. Или, предположим, из этих же кубиков делается два постамента. На одном стоял Пушкин, на другом – Маяковский. И шёл разговор: "Александр Сергеевич! Разрешите представиться, Маяковский!..", и так далее.
Вот, значит, такой был спектакль. Он был правда прекрасный. Там было очень много музыки, очень много прекрасных стихов Маяковского".*3
"Композиция, написанная Юрием Любимовым и Вениамином Смеховым, состоит из четырёх частей – Любовь, Война, Революция и Искусство. Части разделены путём использования различных цветов (зелёный, красный/чёрный, красный и радуга), различных иллюстративных поз артистов и различных в каждой части цитат – соответственно, из Шекспира, Маркса, Энгельса и Гюго, – пишет британская исследовательница Бирджит Бемерс. – Роль Маяковского распределена между пятью актёрами в соответствии с описаниями, которые дал Маяковский самому себе в 1915 г. в пьесе, озаглавленной "О разных Маяковских".
…Мотивы самоубийства тоже у всех разные. Первым уходит Насонов, исключивший себя из числа поэтов, Золотухин уходит, получив обвинение в том, что у него "железный" характер, Высоцкий уходит третьим, получив обвинение в демагогии, Хмельницкий уходит, чувствуя, что родная страна его не понимает, наконец, убегает Смехов, убегает от "дряни", советской буржуазной аудитории".*4
Разбор спектакля в целом в мою задачу не входит, это дело историков театра. Мне же, как высоцковеду, интересна в данном случае только работа в нём Владимира Высоцкого и воспоминания очевидцев о ней.
Скажем сразу, что информация такого рода весьма скудна, но всё-таки она есть. В первую очередь, хочется привести большую цитату из книги театрального критика А. Гершковича, о которой мало кто знает по причине ограниченного её тиража.
"Начинается Пролог.
Четыре "других" Маяковских помогают взойти на пьедестал пятому из них – тому, кто воплощает его "железобетонную" стать. Его стихи – "Читайте, завидуйте..." заставляют зазубривать в школе, он навсегда заклеймён "лучшим и талантливейшим поэтом нашей эпохи", и от этого звания, казалось, ему не уйти. Таким и показывает его в начале пролога Высоцкий.
...Есть, однако, в его статуарной серьёзности, в монументальной позе, в которой застывает Высоцкий на пьедестале, что-то тревожное, смущающее нас (и его), какое-то ожидание грозящего взрыва, перемен, но каких – пока неведомо. Только кажется, что парадно-казённый Маяковский такой же нонсенс, как и Высоцкий, играющий эту роль. И мы уже не очень удивимся, когда в следующую минуту он (Маяковский? Высоцкий?) не выдержит мистификации, заиграет желваками "азиатских" скул, закусит губу и, сжав кулачищи, сбежит с пьедестала за кулисы.
Во второй сцене он совсем другой. Мы видим его читающим "Юбилейное" Маяковского, посвящённое Пушкину. Любимов "разбил" стихотворение на диалог и предложил двум поэтам по душам объясниться друг с другом.
...Лунная ночь. Тишина. Тверской бульвар. Маяковский и Пушкин в партикулярном платье.
Владимир Высоцкий читает за Пушкина. Мягкий, размеренный голос, чуть приподнятая манера речи, едва приметная улыбка, тёплый и немного печальный юмор во взгляде. Высоцкий играет Пушкина с памятника на площади его имени в Москве.
...Между большими поэтами, как далеко ни стоят они друг от друга по времени, обстоятельствам и характеру, всё равно существует некая тайна, невидимая связь. Им ведомо то, что недоступно другим. Высоцкий проливает доверчивый лирический свет на "круговую поруку" поэтов, и неожиданный вставной эпизод, казалось бы, совсем необязательный и даже чуждый стилистике спектакля, вдруг оказался необходим. Без него все остальное публицистическое повествование Любимова потеряло бы символическую остроту".*5
"Виктор Шкловский, писатель, друг Маяковского, после премьеры "Послушайте!" опубликовал в "Известиях" статью, где выделил этот эпизод как сильнейшую сцену в спектакле", – пишет Вениамин Смехов.*6 Он же рассказывает об участии Высоцкого в сцене "Искусство": "Высоцкий как живописец в этой сцене творил абстрактную картину, выплёскивая краски из четырёх баночек и смело соединяя их на вертикальном листе:
Я сразу смазал карту будня! (Шарах красной краской)
Плеснувши краску из стакана! (Шарах – синей)
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана! (Зелёной!)
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы новых губ! (Жёлтой!)
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?!
Музыка. Володя быстро малярной кистью смешал цвета, и вышла (как после премьеры объяснил друг и художник, уличённый при Хрущёве в "абстракционизме" Юрий Васильев) – "красота валютной стоимости".
В других сценах – "Любовь", "Революция" – Володя выходил с бильярдным кием в руке: так сказать, визитная карточка безумного игрока Маяковского".*7
Театральная критика, в целом, приняла спектакль благожелательно, но из-за того, что построен он был как коллективное действо, работы отдельных актёров практически не рассматривались. Мне известны лишь две рецензии, в которых был упомянут Высоцкий, в обоих случаях – очень кратко.
"Высоцкий более опытный, чем другие, имеющий школу "Галилея", – писала Т. Шах-Азизова. –- Он может быть и патетичным, и театральным – без фальши, при полной искренности, хотя и не обладает, как и другие, пламенным "нутром" трагика ХХ века".*8
Корреспондент "Советской культуры" отметил Высоцкого в сцене разговора Пушкина и Маяковского:
"В. Высоцкий очень умно ведёт эту сцену. Актёр не старается походить на Пушкина, он лишь намёком, чуть-чуть сливается с пушкинским образом".*9
В общей сложности в роли Маяковского Высоцкий выходил на сцену 72 раза. Первый раз – в день премьеры 16 мая 1967 года, последний раз – 27 июня 1969 г.
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|