- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 1.12.2021 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2021)

Первый учитель

Владимир Николаевич Богомолов

        О своём первом учителе театрального мастерства Владимир Высоцкий на выступлениях вспоминал нечасто. На сегодняшний день известно всего три таких упоминания.

        "У меня первый мой учитель был Богомолов, а самый оставивший след у меня в душе по-человечески, рядом с Любимовым – это Массальский Павел Владимирович, недавно умерший. Я у него учился и, в общем, он изумительный человек".*1

        Как видим, сказано о Богомолове немного – и, как я вскоре убедился, – не одним только Высоцким. Информацию о Владимире Николаевиче Богомолове пришлось собирать буквально по крохам.

        На сайте МХАТ о нём есть лишь короткая заметка:
        "Режиссёр, актёр, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1969).
        Окончил Школу-студию в 1951 г. вместе с Олегом Борисовым, Екатериной Еланской, Виктором Коршуновым. Был принят в труппу МХАТ, где сыграл 38 ролей, начиная с эпизодических (Симон Картинкин в "Воскресении" и др.). Многие роли были сыграны им как вводы в поставленные им же самим спектакли (например, Коровкин, Мизинчиков, Гаврила, Фома, Видоплясов в "Селе Степанчикове").
        Список поставленных Богомоловым на сцене МХАТ пьес довольно обширен. Это "Дмитрий Стоянов" Б. Левантовской, "Третья патетическая" Н. Погодина (под руководством М. Н. Кедрова, 1958), "Три толстяка" по Ю. Олеше (1961), "Иду на грозу" по Д. Гранину (1964), "Село Степанчиково" по Ф. Достоевскому (1970), "Кола Брюньон" по Р. Роллану (1972), "Жизнь Галилея" Б. Брехта (1975), "Последний срок" и "Живи и помни" В. Распутина (1977, 1978).
        Как театральный педагог Богомолов долгие годы работал в Школе-студии, наиболее охотно пользуясь как учебным материалом Чеховым и Тургеневым, а также экспериментируя на драматургии Шекспира и Пушкина. Руководил обучавшейся на здешнем актёрском факультете Молдавской студией; в последние годы жизни заведовал кафедрой сценической речи и пластической культуры".*2

        О ранних годах его жизни информации вообще практически никакой. Родился в Москве 10 мая 1926 г. Видимо, после 7 класса ушёл работать и учился в вечерней школе рабочей молодёжи. (Информация исходит от актёра Б. Авдюхова, занимавшегося в кружке Б. Богомолова. В интервью Л. Черняку, опубликованном в 78-м выпуске "Белорусских страниц", он сказал, что вечернюю школу В. Богомолов заканчивал на два года раньше его самого.)

        О студенческих годах В. Богомолова в Школе-студии МХАТ информация опять отсутствует, за исключением короткого замечания его однокурсника Леонида Топчиева, что дипломные работы были сделаны под руководством П. Массальского.

        "В свою педагогическую деятельность Павел Владимирович вносил мхатовское понимание профессии актёра, навыки той сценической школы, которую он прошёл в Художественном театре, вкус и высокую культуру", – писал он.*3

        Николай Алексеев, окончивший Школу-студию МХАТ на год позднее В. Богомолова, писал:
        "Огромное значение придавал Массальский сквозному действию (по Станиславскому это – единое действие, направленное на достижения сверхзадачи, которую персонаж ставит перед собой –М.Ц.). Был ли это отрывок, сыгранный на втором курсе или дипломный спектакль, просматривая работу, он всегда спрашивал: "Что здесь главное? Я хочу понять, куда движется исполнитель, какова его перспектива?"*4

        Здесь будет весьма уместным привести короткий отрывок из моей беседы с заслуженным артистом России Александром Сабининым, тоже занимавшемся в кружке В. Богомолова:
        "Я помню, мы были на гастролях в ГДР и переезжали автобусом из Берлина в Росток. Очень красивая дорога была, мы все веселились. И тут Володя ко мне подошёл и говорит: "А помнишь, как Богомолов учил меня сквозному действию?" И он процитировал большой кусок из этой роли (инсценировка рассказа А. Чехова "Из записок вспыльчивого человека" – М.Ц.) Я удивился, что он всё ещё помнил её через столько лет. И он с восторгом вспоминал, как Богомолов точно учил профессии".*5

        В. Богомолов воспринял уроки Станиславского от П. Массальского, передал эти знания Высоцкому, а тот, поступив в Школу-студию МХАТ в 1956 году, продолжил обучение у П. Массальского. В жизни иногда бывают чрезвычайно любопытные совпадения...

        По окончании Школы-студии В. Богомолов был принят во МХАТ, что свидетельствует о том, что на своем курсе он был одним из лучших – именно таких выпускников МХАТ оставлял у себя. Другое дело, что до серьёзных ролей молодые актёры в этом театре доходили лишь через много лет – если хватало терпения ждать. Скажем, однокурсники Высоцкого Р. Вильдан и В. Комратов ожидания не вынесли и перешли в другие театры.

        В. Богомолов не ждал. Занимаясь понемногу актёрской работой, он, в основном, переключился на преподавательскую деятельность. По приглашению П. Массальского В. Богомолов начал работать в Школе-студии МХАТ, а вдобавок к этому начал вести театральный кружок при Доме учителя Советского района Москвы.

        Историю здания, в котором располагался кружок (ныне это дом №16 по 1-й Тверской-Ямской улице, а во времена, когда сюда ходил Высоцкий – дом № 46 по ул. Горького), исследовал высоцковед В. Чубуков. До октябрьского переворота дом принадлежал купцу Н. Ф Капырину. По словам В. Чубукова, "особенно отличалась роскошью и архитектурным убранством квартира хозяина на втором этаже. Парадные помещения квартиры с окнами на улицу до настоящего времени сохранились в капыринском виде…
        ...Именно в этих комнатах второго этажа, чаще всего в главной зале, как рассказывал мне В.Н. Богомолов, происходили его занятия с кружковцами".*6

        Дополнительные детали рассказал участник кружка, в будущем Народный артист России Юрий Комиссаров:
        "Купеческий дом, и в нём была залка маленькая – колонны мраморные, огромные, зеркала... По кубатуре, по площади, может быть, метров 60, не больше, вот такой зальчик маленький совсем. Ставили стулья, сносили из всех кабинетиков. Занавеску вешали – растягивали верёвку, навешивали тряпку. 40, не больше, зрителей. Всё очень камерно... Но очень тёплая и очень интересная, очень творческая была вся эта атмосфера".*7 В.Н. Богомолов с учениками. Москва, 1955 г.

        Сохранилась очень плохого качества фотография, запечатлевшая В. Богомолова с учениками, в числе которых и Владимир Высоцкий (справа от учителя).

        Точную дату появления Высоцкого в театральном кружке выяснить невозможно. Видимо, это произошло в 1954-м или 1955-м гг. А вот обстоятельства его прихода туда известны сразу из двух источников.

        А. Утевский, друг юности Высоцкого, пишет в своих воспоминаниях:
        "Один из моих друзей, Александр Сабинин, занимался в студии художественной самодеятельности при Доме учителя. Руководил драмкружком профессор театрального училища при МХАТе Владимир Николаевич Богомолов (в описываемые времена В. Богомолов профессором ещё не был, а был начинающим преподавателем – М.Ц.), о котором Саша говорил часами: "Такой прекрасный педагог, организатор, талантливый человек, всеми любимый и уважаемый. ...Под влиянием театральных рассказов моего приятеля Саши Сабинина мне пришла в голову мысль попросить его показать Володю у них в студии".*8

        Воспоминания А. Утевского полностью подтверждается словами А. Сабинина:
        "С Толяном (Утевским – М.Ц.) мы дружили, и я приходил к нему. Вовка прибегал к нам туда и был совершенно застенчив и любил вертеться среди старших. И Толька Утевский говорит: "Слушай, вот это способный очень парень, ты вот как-нибудь бы его послушал, потому что, может быть, ты его к Богомолову отведёшь?"
        ...Я прихожу к Богомолову, говорю: "Владимир Николаевич, там есть паренёк очень смешной и занятный. Анекдоты рассказывает и потрясающе..." Он, когда читал басню, потрясающе показывал разные характеристики. ...И он: "Ну что, веди!" И я привёл, и он Богомолову понравился, и стал Володя туда ходить".*9

        Во МХАТе у В. Богомолова складывалась хорошая карьера. Рассказывает А. Сабинин:
        "Он был чрезвычайно одарённый человек. Когда он кончил школу-студию МХАТ, так как у него была хорошая родословная, – он вышел из рабочей молодёжи, тогда это было очень важно, – он сразу же вошёл в коллегию Художественного театра. Руководство МХАТом – это был Ливанов, это был Кедров, это был Станицын. Из молодых – это Богомолов... И естественно абсолютно органично поступил в Школу-студию МХАТ в качестве преподавателя".*10

        Как известно, Владимир Высоцкий по совету своего отца сначала решил поступать в технический вуз, но выдержал там только полгода. Он вернулся к своему первому учителю и начал активно готовиться к поступлению в театральный вуз.

        Высоцкий: "Это был Богомолов, руководитель этого коллектива. Он – артист Художественного театра, он был даже когда-то в Коллегии, подавал большие надежды, потом чего-то закис, а теперь он опять всплыл и вот вроде он будет даже главным режиссёром (если будет разделение Художественного театра, – по-моему, оно уже произошло даже) вот этого филиала – Художественного театра, только другого, значит, который в филиале. Я работал у него. Он на нас пробовал многие свои будущие спектакли. И работал с нами режиссёрски как с профессионалами. И я начал набирать у него очень сильно, по его словам. Конечно, это меня увлекало более, чем студенчество моё, и я оттуда ушёл. Ушёл. Просто ушёл, и стал поступать".*11

        Вспоминая об этих шести месяцах из жизни её сына, Н.М. Высоцкая сказала:
        "Это было очень напряжённое для него время. Он тогда занимался в драматическом кружке, которым руководил актёр МХАТа Владимир Богомолов. Я как-то зашла к ним на репетицию. Володя изображал крестьянина, который пришёл на вокзал и требует у кассирши билет, ему отвечают, что билетов нет, а он добивается своего. Я впервые увидела его на сцене и до сих пор помню своё удивление, настолько неожиданны были для меня все его актёрские приёмы. После репетиции я подошла к Богомолову и спросила (хотя уже знала ответ): "Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?"
        "Не только может, но должен! У вашего сына талант", – ответил актёр.
        Володя до глубокой ночи пропадал в кружке. Он много мне рассказывал, как они репетируют, как сами готовят декорации, как шьют костюмы. Это было время одержимого ученичества".*12

        В Богомолова его ученики были буквально влюблены. "Он был потрясающий человек, – рассказывал бывший участник кружка Виктор Тульчинский, впоследствии актёр театра "Современник". – Ни черта не играл в театре, там во МХАТе, он играл какие-то эпизоды, но по тому, как он показывал – конечно, артист он был блистательный".*13

        "Богомолов обладал очень мощным, очень своеобразным даром педагогическим, – отмечал А. Сабинин. – Он закладывал какие-то очень сильные фундаментальные такие вещи в профессию, которые очень интересовали людей".*14

        "Владимир Николаевич Богомолов был очень талантливым человеком. Это был настоящий представитель мхатовской школы. Мы собирались, и он нам читал стихи и прозу, – сказала мне заслуженная артистка России Людмила Селянская. – Мы были просто заворожены этим. Мы были просто в него влюблены. Он был необыкновенный человек. Это была настоящая мхатовская школа, которая теперь уже утрачена. Когда он читал, мы просто видели каждое слово!
        М. Ц. – Кого из участников студии Вы помните?
        Л. С. – Ну, конечно, Володю Высоцкого, Витю Павлова. Потом там был ещё Юра Авшаров.?Мы с ним заканчивали вместе Щукинское училище, и были приглашены в театр Сатиры вместе с Андреем Мироновым, который, правда, очень хотел поступить в Вахтанговский театр, но не получилось. Был ещё там Саша Биненбойм.
        М. Ц. – Потом он стал Сабининым...
        Л. С. – Ну да, он. Потом он стал актёром "Таганки" и преподавал долгие годы в Щукинском училище. Ещё был Витя Тульчинский,?он потом заканчивал Школу-студию МХАТ. Сева Шиловский был.?Из девушек помню Милу Васильеву, которая в студии МХАТ не поступила и вообще актрисой не стала, и Леру Ерохину, которая поступила, но не окончила. У неё была идея выйти замуж за иностранца. И действительно, она вышла замуж за итальянца, уехала с ним, и умерла в Италии довольно молодой.
        Надо сказать, что студию Богомолова приходили не только те, кто готовился к поступлению, но и те, кто уже поступил в театральные училища, – но они всё равно тянулись к Владимиру Николаевичу. Богомолов сам был талантлив и чувствовал таланты в других. Если он чувствовал это в человеке, он сам говорил ему: "Надо поступать".
        М. Ц. – Как были построены занятия в студии?
        Л. С. – Там делались спектакли или отрывки из них. Володю Высоцкого я помню в отрывке из Горького. Помню, что его мама приходила смотреть на эту работу.
        У нас был определённый день, когда мы собирались, и каждый показывал свою работу. Мы читали свои отрывки, а потом нам читал Владимир Николаевич.
        Образовалась такая творческая группа. Володя Высоцкий был весельчаком, центром этой компании. Когда мы собирались, то Володя что-то играл, напевал. Он был очень общительным парнем, добрым, открытым.
        Когда я была в студии Богомолова, – это был 1956-й год, – Володя уже учился во МХАТе, но всё равно приходил, участвовал в каких-то отрывках из спектаклей. Конкретно я не помню этих отрывков. Поскольку он уже был в училище, то он уже не стремился глубоко в это входить, у него уже были свои занятия.
        Тем не менее, у Володи было очень творческое отношение ко всему. Он не просто приходил туда провести время и побаловаться. Он очень внимательно относился ко всему и ко всем, он вбирал в себя то, что делали другие, помогал советом тем, кто только собирался поступать. Он был какой-то очень гуманный человек".*15

        По совету В. Богомолова, к вступительным экзаменам в Школу-студию МХАТ Высоцкий подготовил монолог Баяна из "Клопа". Дальнейшее известно.

        О своём самом знаменитом ученике В. Богомолов рассказал лишь однажды – в интервью авторам повести "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы":
        "Так случилось, что я оказался первым, кто увидел во Владимире Высоцком артиста, и артиста великолепного.
        Помню, как он пришёл в наш театральный кружок при Доме учителя – очень юный, обаятельный. Почти сразу стало ясно, что это ещё и необычайно искренний и жизнерадостный человек. Он любил смеяться и смешить других – последнее ему нравилось особенно, и поэтому он хохотал, кажется, громче и заразительнее тех, кого смешил.
        Первым моим вопросом к нему было: "Что ты умеешь?"
        – Утёсова могу изобразить, – отвечает.
        – Ну давай.
        – "Раскинулось море широко..." – это было очень похоже и очень смешно.
        – А ещё что можешь?
        – Аркадия Райкина могу показать.
        И опять – похоже и смешно. Радость и веселье, казалось, были его привычной атмосферой. Боюсь точно утверждать, но кажется, уже тогда он был с гитарой. Не знаю, сочинял ли он в то время, но если и сочинял, то наверняка это носило юмористический характер.
        Пятидесятые годы – это было удивительное время. Все мы, деятели театрального искусства, захвачены обсуждениями и дискуссиями по поводу публикующегося наследия К.С. Станиславского. Все эти "правда чувств", "правда живого человека на сцене" – это было так ново, остро, актуально…
        Я тоже оказался страстно увлечён этой проблемой, а значит, и весь мой театральный кружок и, конечно, Володя. Наши занятия строились по этим театральным принципам. И если удавалось кому-нибудь из ребят передать "правду жизни" в своей игре, то это была для нас большая победа в искусстве.
        И как же радовался Володя, если это удавалось ему: хлопал в ладоши, ходил ходуном – словом, предельно выражал восторг сделанного только что "по правде".
        Говорят, что сохранилась магнитофонная запись, где он называет своими первыми театральными учителями Павла Владимировича Массальского и меня. Так вот, я считаю, что меня он назвал не потому, что я готовил его ко вступительным экзаменам в Школу-студию МХАТа, а именно за это первое знание "правды жизни" и "правды чувства" на сцене.
        Прошло немало времени, и много стёрлось из памяти того, что касалось нашего кружка. Но я очень хорошо помню старинный купеческий особняк на улице Горького, где нам было очень хорошо с нашими ребятами, – занимались мы когда угодно и сколько угодно. Ставили самое разное: и сцены, и спектакли, большие и маленькие. Кружковцы всё делали сами, начиная от костюмов и заканчивая декорациями. Сцены у нас как таковой не было, действие шло прямо на полу, что привносило характер настоящей студийности.
        Хорошо запомнил я нашу работу по Чехову – "Из записок вспыльчивого человека". Это был настоящий спектакль – с замыслом, с музыкой, с оформлением, но не декорационным, а аксессуарным. Это очень смешное представление шло под свадебный марш Мендельсона.
        Когда Владимир стал уже известным киноактёром, он мне очень серьёзно предлагал сделать фильм по этому спектаклю – очень ему нравилась эта работа".*16

        Казалось бы, можно было ожидать, что расспрашивать первого театрального учителя Высоцкого будут чаще, но этого не произошло. 6 июля 1993 г. Владимир Николаевич Богомолов ушёл из жизни.

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Долгопрудный, Московский физико-технический институт (МФТИ). 29 февраля 1980 г. (19:30)
  2. https://mxat.ru/history/persons/bogomolov_v_n/
  3. "Павел Массальский. Документы. Статьи. Воспоминания". Москва. ВТО 1985 г. Стр. 211.
  4. Там же. Стр. 288.
  5. Фонограмма беседы М. Цыбульского с А. Сабининым, 23.04.1995 г.
  6. Чубуков В. "Драмкружок в капыринском доме" // газ. "Московская правда" 1995 г. 24 января. Стр. 3.
  7. Беседа Л. Черняка с Ю. Комиссаровым // "Белорусские страницы" 2009 г. № 79. Стр. 21.
  8. Утевский А. "...И снова на Большом Каретном..." Москва. 2008 г. Стр. 62.
  9. Беседа Л. Черняка с А. Сабининым // "Белорусские страницы" № 77 Минск. 2009 г. Стр. 32 и 33.
  10. Там же. Стр. 43.
  11. Москва. Театр на Таганке. Интервью В. Высоцкого И. Шестаковой. 7 января 1980 г.
  12. Высоцкая Н. М. "… носил он совесть близко к сердцу". Воспоминания матери". Записали С. Власов, Ф. Медведев // ж. "Огонёк" 1986 г. № 38 сентябрь. Стр.18.
  13. Беседа Л. Черняка с В. Тульчинским // "Белорусские страницы" 2009 г. № 76. Стр. 26.
  14. Беседа Л. Черняка с А. Сабининым // "Белорусские страницы" № 77 Минск. 2009 г. Стр. 58 и 59.
  15. Фонограмма беседы М. Цыбульского с Л. Селянской, 30.06.2012 г.
  16. Акимов Б., Терентьев О. "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы" // ж. "Студенческий меридиан", Москва. 1987 г. № 11 ноябрь. Стр. 52-53.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум