- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 16.07.2013 г.

Марк Цыбульский (Миннесота, США)
Константин Семынин (Челябинская область, Россия)
(Copyright © 2013)

"Это было незабываемо!"
(Владимир Высоцкий и ансамбль "Фестиваль")

Северодонецк, Ледовый дворец спорта, 24.01.1978 г.
Фото Владимира Шуранова (Северодонецк)         О том, что Владимир Высоцкий выступал с концертами в Северодонецке Луганской (тогда – Ворошиловградской) области в январе 1978 года, известно давно и казалось, что добавить к уже найденным фактам нечего. Не всё, однако, было понятно с тем, какие вокально-инструментальные ансамбли выступали в первых отделениях тех концертов.

        Согласно анонсу в северодонецкой газете "Коммунiстичний шлях" от 19 января 1978 года, на сцену Ледового дворца спорта выходила группа "Алые маки" Северо-Осетинской филармонии. В статье в той же газете от 24 января 1978 года упомянута ещё кемеровская группа "Арго". Через много лет известный звукорежиссёр Леонид Сорокин сказал, что вместе с Высоцким выступал ансамбль "Фестиваль". Существуют несколько снимков, на которых запечатлены Высоцкий и музыканты ансамбля. Вопрос – какого?

        Один из авторов статьи, в круг интересов которого входит и эстрадная музыка, уверенно ответил: на снимках с Высоцким сфотографированы музыканты из полтавского "Фестиваля".

        "Фестиваль" – группа известная, причём не только по выступлениям на эстраде, но и по работе в кино. В ноябре 1977 года музыканты рок-группы "Краяны", как первоначально назывался "Фестиваль", получили предложение от композитора Максима Дунаевского принять участие в записи музыки для художественных и мультипликационных фильмов.

        В исполнении "Фестиваля" была записана музыка к ныне широко известным лентам "Д’Артаньян и три мушкетёра", "Ах, водевиль, водевиль!", "Ипподром", "Операция "Южный гром"", мультфильму "Летучий корабль" и многим другим. В гастрольных турах с "Фестивалем" работали такие "звёзды", как Михаил Боярский, Николай Караченцов, Ирина Понаровская, Павел Смеян. На фирме "Мелодия" выходили пластинки этой группы, "Фестиваль" часто гастролировал в стране и за рубежом.

        Возвращаемся, однако, к совместным снимкам, сделанным в Северодонецке. Прежде всего, требовалось точно установить, кто же запечатлён рядом с Высоцким. Вопрос был задан известному звукорежиссёру, записавшему песни более чем для пятидесяти картин, Леониду Сорокину: В.Высоцкий и участники ВИА ''Фестиваль''.
Слева направо: Олег Шеременко, Николай Лепский, Марк Айзикович, Владимир Высоцкий, Виталий Зайков, Леонид Сорокин, Валентин Приходько, Дмитрий Данин.
Северодонецк, 21 января 1978 г. 
Фото Светланы Май, из коллекции М.Цыбульского

        "На снимках слева направо: Олег Шеременко (клавишные, саксофон, флейта), Николай Лепский (вокал, труба, гитара), Марк Айзикович (вокал), Владимир Высоцкий, Виталий Зайков (бас-гитара), Леонид Сорокин, Валентин Приходько (ударные, вокал), Дмитрий Данин (клавишные), – ответил Леонид Анатольевич. – "Алые маки" и "Фестиваль" работали первое отделение, потом, по просьбе Высоцкого, "Фестиваль" аккомпанировал ему первую песню и далее Высоцкий сам работал второе отделение".*1

        Существуют воспоминания Светланы Май, отрывки из которых мы приведём здесь, о том, как ей удалось сделать упомянутые фотографии.

        "У Высоцкого было запланировано около пятнадцати концертов в северодонецком Ледовом дворце спорта на шесть тысяч зрителей – по четыре концерта в день. В первом отделении группа "Арго" (потом они стали известны как "Фестиваль"), а во втором – Высоцкий. (Как видим, автор снимков внесла свою долю в создании путаницы с ансамблями, участвовавшими в концертах: ансамбль "Арго" никакого отношения к "Фестивалю" не имел, – авт.)
        Северодонецкий Дворец спорта находился на балансе самого крупного предприятия города – химического комбината. В бухгалтерии этого комбината работала моя соседка по лестничной площадке Рая, которая была хорошо знакома с его директором Бондаренко. Она и снабдила меня ключом номер один – запиской с простым содержанием: "Вера, помоги этой женщине. Спасибо. Раиса Аркадьевна".
        Мы пришли на последний концерт 21 января за полчаса до начала. Я легко нашла Веру – администратора Дворца спорта. Вера прочитала записку и посмотрела на меня с уважением. В ответ на мою просьбу, показала, как пройти за кулисы и велела сказать охранникам, что она разрешила. Мне нужно было найти администратора гастролей – москвича по имени Володя (имеется в виду Владимир Гольдман, – авт.)
        Муж-фотограф навесил на меня все свои камеры, так что вид у меня был боевой. С именем Веры я легко прошла мимо охраны за кулисы. Для москвича-администратора сработал мой ключ номер два – фраза, которую я придумала заранее и произнесла, не моргнув глазом: "Здравствуйте, Володя. Мне нужна Ваша помощь. Дело в том, что шведский журнал для женщин объявил конкурс на лучший мужской портрет. Я решила сфотографировать Владимира Высоцкого. Будьте добры, расскажите, как его тут найти". Моя безаппеляционность сработала – администратор подвёл меня к кучерявому брюнету Валере (Янкловичу, – авт.) и представил его мне как администратора Высоцкого. Я повторила свою наглую ложь про шведский журнал. На Валеру это не произвело никакого впечатления: "У вас ничего не получится – Высоцкий не любит фотографироваться". В ответ я предъявила свой ключ номер три – пожелтевшую, двенадцатилетней давности, вырезку из "Вечерней Москвы" с рецензией на "Галилея" на Таганке. "Может, у Высоцкого нет этой заметки, – я ему её подарю". Валера подумал и сказал: "Ладно, подойдите после концерта вон к той двери и постучите три раза. Дверь будет закрыта, но я вас впущу".
        ...Минут через двадцать к двери подошли музыканты из "Арго". Дверь вскоре открылась, и Высоцкий вышел с гитарой в коридор. Он обратился к музыкантам: "Ребята, а что если вы подыграете мне в "Братских могилах""? (Снова неточность: "Фестиваль" аккомпанировал Высоцкому в песне "Мы вращаем Землю", – авт.) Они пошли всей группой в сторону сцены, и я за ними.
        ...На прощанье музыканты попросили меня сфотографировать их с Высоцким на память, что я и сделала".*2

        "Когда Света Май принесла нам групповые фото с Высоцким, – рассказывает Л.Сорокин, – кто-то попросил у него автограф, и тогда он первый написал над своей головой "Володя" и расписался. Потом понадписывали клички и автографы на всех фотографиях и обменялись снимками.
        Концерт Володя заканчивал сам, и все были счастливы, что не надо выходить на сцену, потому что каждый день было по 3-4 концерта, и артисты уставали. А Володя успевал между концертами ездить на творческие встречи на заводы и в школы. "Надо заработать денег, чтобы поехать к Марине", – говорил он.
        Я тогда записал все концерты, предварительно договорившись с Высоцким, чтобы он в каждом концерте пел несколько новых песен, и из всего этого смонтировал почти двухчасовой концерт, который хранится в фонотеке Полтавского радио. Правда, качество там не очень хорошее, потому что с этой плёнки переписали много тысяч копий, и они разъехались по всему миру. У меня эта запись куда-то пропала, а на Полтавское радио я не вхож".*3

        При всём несомненном удобстве переписки по электронной почте, непосредственного общения она заменить не может. В разговоре обычно всплывают интересные для биографа подробности.

        "На эти концерты в Северодонецке съезжались со всей округи, – сказал Л.Сорокин, – из Донецка, из Луганска... В том числе, были все крупные партийные начальники, секретари райкомов и горкомов. В первом отделении работали "Алые маки" и "Фестиваль". Потом у "Алых маков" барабанщик, что называется, упал в алкогольную яму, и наш ударник Валя Приходько буквально за несколько часов выучил их программу и работал с ними оставшиеся концерты.
        С Высоцким было так... Он подошёл и говорит: "Ребята, у меня две проблемы. Во-первых, я не умею настраивать гитару, а во-вторых, если я работаю с каким-то коллективом, то они делают со мной одну песню, и я пою её под аккомпанемент ансамбля". Мы с ним сделали песню "От границы мы Землю вертели назад..."
        Общения у нас особого не было, потому что пока шло первое отделение, Володя мотался и выступал где-то на заводах, на фабриках. В общем, грёб деньгу. Говорил, что хочет поехать в Париж к Марине, но не хочет залезать ей в карман. Он прибегал за десять минут до выхода, чем-то мазался, выпивал водички и выходил на сцену. Северодонецк, Ледовый дворец спорта, 24.01.1978 г.
Фото Владимира Шуранова (Северодонецк)
        Не пил тогда – хотя сорокалетие его тогда было. Я помню, как во время концерта на электронном табло появилась надпись-поздравление с Днём рождения. Зал встал и очень долго аплодировал. Володя даже прослезился.
        Он всегда был в прекрасном настроении, никакой подавленности. И вот ещё на один момент я обратил внимание – может быть, как звукорежиссёру мне это заметно было. Помните, как в фильме "Место встречи изменить нельзя" – все кричат, а он говорит очень тихо, но все слушают. В жизни было то же самое: он говорил тихо, но все мгновенно к нему прислушивались.
        А один раз Володя нахулиганил. Сам не видел, но мне рассказывали. Дело было в январе, в номерах ещё стояли ёлки – в том числе, в номере у Володи. И вот он из пластилина вылепил здоровенный детородный орган и прилепил его на самый верх ёлки, вместо верхушки.
        В номер пришла горничная – очень противная тётка, которая до того работала в горкоме партии. Задела шваброй ёлку – и всё это хозяйство свалилось на неё. Она с диким визгом, прижимая это изделие к груди, побежала в горком партии: "Что это такое?! Кого вы в город приглашаете?!" В общем, устроила дикий скандал.
        Приехали разбираться из горкома – ну, вроде, старая коммунистка требует, чтоб отменили концерты. Долго совещались, а Володя говорит: "Да что вы мучаетесь? Дайте ей путёвку в санаторий. Пусть она поедет и отдохнёт". И тут же дали машину и увезли её на отдых. А концерты продолжались".*4

        Из того состава "Фестиваля", что общался с Высоцким, уже ушли из жизни солист и руководитель ансамбля Марк Айзикович и ударник Валентин Приходько. С помощью Л.Сорокина удалось пообщаться с двумя музыкантами – Дмитрием Даниным и Олегом Шеременко.

        Д.Данин был немногословен. "Это всё было замечательно и неповторимо. Это всё, что я могу Вам сказать. Сейчас времена уже не те. Такую атмосферу любви, творчества и искренних отношений повторить теперь уже невозможно".*5

        Несколько подробнее о контактах с Высоцким припомнил О.Шеременко. "В то время мы в Полтаве записывали музыку к фильму "Д’Артаньян и три мушкетёра". Денег не хватало. Максим Дунаевский связался с администратором Высоцкого Василием Васильевичем Кондаковым и попросил как-то нам подсобить. И он нас пристроил – мы с Высоцким сделали одну песню. Там, помимо нас, было ещё несколько команд на "разогреве". Одна, как я помню, была с Северного Кавказа ("Алые маки", – авт.).
        Совместные фотографии с Высоцким были сделаны, как мне помнится, в день его сорокалетия. Потом у него в номере был маленький банкетик, там и пообщались. Сам юбиляр не пил, а нам пришлось выпить основательно. У него был обычный номер, не "люкс" никакой. И вот когда все собрались, он закрыл дверь на ключ и сказал: "Так, пока за моё здоровье всё не выпьете – отсюда никто не выйдет". А наставлено было изрядно. Ну, мы были молодые, печень работала нормально.
        Он был великим актёром и великим человеком. А кроме всего – мастер анекдота колоссальный! Особенно одесских – это было просто бесподобно. Наржались, насмеялись и разошлись. Общение с Высоцким – это незабываемо!"*6

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Электронное письмо Л.Сорокина К.Семынину от 26.06.2013 г.
  2. Май С. "Как я фотографировала Высоцкого" – https://jshare.johnshopkins.edu/smay2/public_html/Vysotsky_v_Severodonetske.html.
  3. Электронное письмо Л.Сорокина К.Семынину от 27.06.2013 г.
  4. Фонограмма телефонного разговора М.Цыбульского с Л.Сороиным от 30.06.2013 г.
  5. Фонограмма телефонного разговора М.Цыбульского с Д.Даниным от 7.07.2013 г.
  6. Фонограмма телефонного разговора М.Цыбульского с О.Шеременко от 4.07.2013 г.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум