- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

на этом сайте статья опубликована 17.08.2012 г.
первоначальный вариант статьи опубликован в газете "Челябинский рабочий", Челябинск, 25.07.2012 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2012)

Высоцкий в Челябинске

        История визитов Владимира Высоцкого в Челябинск переполнена слухами и домыслами. Судя по имеющимся на сегодняшний день сведениям, Высоцкий был в Челябинске трижды. Не могу гарантировать, что эта информация абсолютно достоверная, но расскажу о том, что на данный момент известно.

        Обстоятельства самого первого приезда Высоцкого в Челябинск изучены досконально и никаких загадок не содержат. Итак, июль 1962 года. После неудачного начала артистической карьеры в московском Театре имени Пушкина, которым руководил Б.Равенских, молодой актёр Высоцкий оказался в московском Театре миниатюр, возглавляемом Владимиром Поляковым, и практически немедленно отправился вместе с театром на гастроли по Уралу.

        Работы в театре у Высоцкого практически не было – лишь небольшая роль в спектакле "Путешествие вокруг смеха", да участие в массовках. Вряд ли это удивительно, учитывая минимальный стаж работы Высоцкого в театре, но, видимо, он ожидал большего и постоянно жаловался на гастрольную жизнь в Свердловске в письмах к жене, Людмиле Абрамовой:

        "Поселили в гостинице "Большой Урал" в маленький номер с мизерными удобствами" (20 февраля). "В весёлом Театре миниатюр – мрачные личности. И я сник" (28 февраля). "Люсик! Как всё надоело!!! Разговоры об одном и том же... Все измотались, как собаки, но пыл стяжательства развит здесь беспредельно. Культ здесь – ставка с четвертью" (8 марта).*1

        Об истории ухода Высоцкого из театра неоднократно рассказывал народный артист России Зиновий Высоковский (кстати, именно он и содействовал принятию Высоцкого в труппу):
        "Поляков не пил. И верил, как ребёнок, когда похмельное недомогание артисты объясняли простудой. Но когда Полякову добрые люди нашёптывали истинную причину головной боли, худрук свирепел: "Домой отправлю! По шпалам!" Издавал свои знаменитые приказы. Так он уволил Высоцкого... Володя подписал на бумаге кровью клятву – не пить. Завязал. Но на гастролях в Свердловске сильно развязал. Поляков кричал: "По шпалам в Москву! Бандитизм!" И в результате приказ № 113/66: "Уволить артиста Высоцкого в связи с полным отсутствием чувства юмора"".*2

        Таким образом, в тот раз Высоцкий до Челябинска не добрался, а в литературе, ему посвящённой, этот рассказ об увольнении из театра цитировался так часто, что давно стал общим местом. Кажется, я был первым, кто усомнился в его достоверности...

        "Да ну что Вы, в самом деле... Я же пошутил! – даже обиделся на моё непонимание З.Высоковский. – Конечно, в приказе была формулировка другая. Я уже не помню, какая именно, но уж, во всяком случае, о чувстве юмора там речи не шло".*3

        Таким образом, попутно мы удаляем из биографии Высоцкого ещё одну легенду. Она не имеет прямого отношения к разбираемой теме, но сделать это всё же было нужно.

        Уйдя от В.Полякова, Высоцкий вернулся к Б.Равенских, и по окончании сезона снова – теперь уже с театром имени Пушкина – оказался на гастролях по Уралу. В тот раз он до Челябинска всё-таки доехал, хотя события на гастролях развивались почти по тому же сценарию, что и за полгода до того.

        "Поехали мы на гастроли в Свердловск и Челябинск, – рассказывал мне народный артист России Юрий Горобец. – А при Борисе Ивановиче (Равенских, – М.Ц.) в театре было строго. Володя раз в Свердловске пришёл поддатый на спектакль, но поскольку роль у него была небольшая, то его допустили играть. Но Борис Иванович его предупредил, у них на эту тему состоялся серьёзный разговор. Потом мы переехали в Челябинск, так он в таком состоянии пришёл играть, что его просто не пустили на сцену. И тут же Борис Иванович распорядился: "Взять ему билет и отправить в Москву".
        Мы пошли уламывать Бориса Ивановича, уговаривать его. Тамара Лякина (народная артистка России, супруга Ю.Горобца, – М.Ц.), я, ещё кто-то... Ну, уговорили мы его. Слава Богу, что это было уже ближе к окончанию гастролей, оставалось сыграть два или три спектакля. Равенских согласился в Москву его не отправлять, а дать доиграть. Мы вернулись в Москву, а после отпуска Володя в театр не вернулся. Но приказа об увольнении не было, удалось уговорить главного режиссёра не делать этого".*4 ССтарое здание Челябинского драмтеатра.
В июле-августе 1962 г. здесь проходили гастроли московского Театра имени Пушкина, в котором в то время служил актёр Владимир Высоцкий.
Фото - на сайте oksmih.livejournal.com

        Из анонса в газете "Челябинский рабочий" мы знаем, что Театр имени Пушкина находился в городе с 9 июля по 5 августа. Гастроли проходили на сценах драматического и оперного театров. Высоцкий участвовал в спектаклях "Свиные хвостики", "Дневник женщины", "Доброй ночи, Патриция" и, возможно, "Аленький цветочек". Ни в одной рецензии имя Высоцкого не упоминается.

        Таким образом, о его приезде в Челябинск в 1962 году мы знаем если не всё, то достаточно много. А вот дальше начинаются загадки и предположения...

        Будем отталкиваться от воспоминаний прославленного хоккеиста "Спартака" Вячеслава Старшинова. Впервые о встрече с Высоцким В.Старшинов припомнил в 1988 году:
        "Играли мы однажды в Челябинске, не помню уже, в каком году это было. Высоцкий там выступал. Пришёл на матч. В Москву летели вместе. Сидели рядом, и было несколько часов для разговоров".*5

        Звучит вполне достоверно, но через двадцать лет в беседе с журналистом "Советского спорта" В.Старшинов рассказал о встрече с Высоцким с точностью до наоборот!

        "Я пересмотрел на Таганке все спектакли с его участием. Там и познакомились.
        – Когда это было?
        – В начале 70-х, после спектакля "Десять дней, которые потрясли мир" в здании театра шли актёрские посиделки. Я сидел за одним столиком с Высоцким. Доводилось встречаться и позже. Но поговорили обстоятельно, пожалуй, лишь раз. "Спартак" летел на игру в Челябинск, в одном самолёте с нами оказался и Высоцкий, спешивший на концерт.
        – О чём говорили?
        – Ни о хоккее, ни о спорте вообще не было сказано ни слова. Я уже тогда чувствовал, что мне близка поэзия. И разговаривали в основном о ней. О стихах, о литературе, о театре".*6

        На этот раз летели вместе из Москвы... Есть от чего прийти в недоумение... Я позвонил Вячеславу Ивановичу сам.

        "Летели вместе из Москвы в Челябинск, – подтвердил он мне. – Расстались в аэропорту. Год не помню уже".

        Я попросил В.Старшинова оттолкнуться от возращения из Японии, где тот работал тренером. В.Старшинов уверенно сказал, что встреча с Высоцким совершенно точно была после возвращения. Ну что ж, это значительно сужает временной отрезок, поскольку мы знаем, что играющим тренером японского клуба "Оджи Сейси" В.Старшинов был в 1976-1978 гг., потом вернулся в "Спартак", где играл с осени 1978-го по май 1979-го года, после чего завершил карьеру игрока.

        Обнаружились сразу два свидетельства очевидцев приезда Высоцкого в Челябинск – и именно в указанный выше промежуток времени.

        Рассказывает челябинская учительница русского языка Татьяна Столярова:
        "Счастье побывать на Таганке подарил мне друг семьи, дантист Владимир Лисица. Во время учёбы в московской аспирантуре он познакомился с главбухом театра, потом она приезжала к нему в Челябинск ставить протезы и предложила свою помощь. В 78-м году я полетела в Москву на спектакли. Недалеко от главного входа спекулянты сбывали билеты по 250 рублей! А меня встретила дама и отвела в маленький зрительный зал.
        На "закрытый" концерт Высоцкого в одном из челябинских НИИ мы проходили с Лисицей в том же 78-м тоже по большому блату, через чёрный ход. Три часа просидели в ожидании. Потом на сцену вышел Он, невысокий, усталый, и своим хрипловатым голосом заполнил на два часа всё пространство. Пел, рассказывал байки, курил, смеялся и снова пел. Мы и не заметили, как пролетело время, а он засобирался на самолёт".*7

        В какой-то степени это подтверждается сообщением на одном из интернетовских форумов, на которое обратил внимание человек, очень помогавший мне в розысках информации о Высоцком в Челябинске (имя своё он просил не называть, поэтому назовём его К.)

        Житель города Сумы Владимир Литвиненко писал в Интернете следующее:
        "Магнитофонная запись концерта Высоцкого в Челябинске (на катушке – помните старый добрый, по тем временам крутой магнитофон "Юпитер"?) у меня есть. Точную дату концерта не знаю. Но это был 1979 год. НИИ в записи упоминается. Высоцкий говорил, что это второе выступление в Челябинске. До этого выступал в НИИ".

        Мои попытки вступить в контакт с В.Литвиненко успехом не увенчались – он сразу же обвинил меня в попытках нажиться на имени Высоцкого, и внёс мой электронный адрес в "чёрный список". Есть или нет у него фонограмма концерта, о которой до сих пор не было известно никому из ведущих коллекционеров, остаётся неизвестным...

        Чуть позднее К. помог мне связаться с Натальей Дурасовой, по её словам, присутствовавшей на концерте Высоцкого в Челябинском пединституте.

        "Может быть, я неточно назову год, потому что прошло уже больше тридцати лет, – сказала мне в телефонном разговоре Наталья Александровна. – Я училась на втором или третьем курсе, так что это либо 1978 год, либо 1979-й. Это была осень поздняя или начало зимы. Запомнилось, что концерт начинался около шести, и уже было темно. Мы удрали с какого-то институтского мероприятия, чтобы попасть на концерт Высоцкого. Концерт проходил в актовом зале Педагогического института. Зал был набит битком, при этом билеты не продавались. Нас было трое друзей, и мы были членами институтской агитбригады, поэтому и попали на концерт. Мы сидели довольно далеко, на балконе, но что меня поразило – это звенящая тишина во время исполнения Высоцким песен. Мне трудно передать какой-то фактический материал, но эмоционально это было очень сильно.
        Из песен мне запомнились "Песня про Правду и Ложь", я её тогда услышала впервые. Ещё он пел "Рвусь из сил и из всех сухожилий" и "Ноль семь". Видела я в зале магнитофоны, но записей этого концерта я никогда не слышала. И снимки поющего Высоцкого там делали..."*8

        Итак, Т.Столярова была на концерте Высоцкого осенью 1978 года, Н.Дурасова – либо в 1978-м, либо в 1979-м году – причём тоже говорит о том, что концерт был осенью. В.Старшинов, вернувшись из Японии, выступал за "Спартак" с сентября 1978 года по май 1979-го. Таким образом, мы выясняем, что рассматриваемые концерты Высоцкого в Челябинске осенью 1979-го состояться не могли, следовательно, уверенно называем 1978-й год.

        В тот год с "Трактором" в Челябинске "Спартак" играл три раза – 10 сентября, а также 6 и 22 ноября. Первые две даты отпадают сразу: с 8 по 15 сентября Высоцкий был за границей, а 6 ноября, согласно табели занятости, участвовал в спектакле. А вот в конце ноября у него были свободные дни с 20-го по 24-е.

        22 ноября 1978 года, в день игры "Трактора" со "Спартаком", Высоцкий давал концерт в подмосковном Троицке. Выстраивается логическая цепочка: 21 ноября по дороге в Челябинск состоялся разговор Высоцкого со Старшиновым в самолёте. "Спартак" остался в городе на игру, а Высоцкий, дав два концерта, в тот же день улетел в Москву (вспомним слова Т.Столяровой – "он засобирался на самолёт"). Последний рейс из Челябинска был в 22 часа по местному времени и, таким образом, Высоцкий прибывал в Москву в 22 часа по московскому времени (разница между Челябинском и Москвой два часа) и, естественно, ничто не мешало ему выступить на следующий день в Троицке.

        Таким образом, по имеющимся на сегодняшний день данным, два концерта Высоцкого 21 ноября 1978 года выглядят вполне возможным делом. Однако не исключено, что Высоцкий бывал в Челябинске ещё раз. Неутомимый К. обнаружил зрителя ещё одного концерта – Вадима Горфмана, с которым я немедленно связался.

        "Было это в марте 1968 года, – рассказал мне Вадим Анатольевич. – Я был студентом Челябинского Политехнического института. Я помню, что в тот день отрабатывал лабораторную работу, поэтому поздно задержался в институте. Было часов 10 вечера, и мы с приятелем уже уходить собирались. Смотрим – у актового зала какое-то шевеление, много народу. Спросили – что такое. Говорят: "Будет концерт Высоцкого". Я говорю: "А как попасть?" Дежурный говорит: "Давайте по рублю, но слушать будете стоя". Вот таким образом мы и попали на концерт.
        Высоцкий пел довольно долго, почти до часу ночи. При этом говорили, что у него в этот день это уже был третий концерт – но не у нас в институте, а вообще в городе. Песни он пел самые разные. Сначала он пел про войну, потом были студенческие песни – про физиков и археологов, затем шли спортивные песни – про конькобежца, про боксёра. Блатных песен не было".*9

        В.Горфман – выпускник энергетического факультета. Другой выпускник того же факультета Сергей Бочаров, однако, высказался о его воспоминаниях достаточно резко:
        "Простите за грубость, но товарищ несёт чепуху! Я имел с 1967 года прямое отношение к Клубу ЧПИ. Переговоры с Высоцким несколько раз проходили, но несколько позднее – в 1971-74 гг., на этом всё и кончалось... Даже если бы смогли договориться с Владимиром Семёновичем, то ни Мельников (тогдашний ректор ЧПИ), ни Воропаев (первый секретарь обкома) этого бы не позволили ни за какие коврижки!
        А то что "концерт закончился в час ночи" – это полная чушь! В 1970-м Визбор закончил встречу в 11-40 – был большой скандал..."*10

        Тому, что Высоцкий не выступал в ЧПИ в 1970-е годы, есть ещё одно подтверждение, опубликованное в челябинской версии "Аргументов и фактов":
        "Владимир Высоцкий на сцене ЧПИ не выступал – это я могу сказать точно! – говорит директор центра творчества ЮУрГУ Ольга Градская, которая в конце семидесятых пришла трудиться в студенческий клуб профкома студентов ЧПИ. – Возможно, кто-то и пытался пригласить, но факта самого выступления не было".*11

        Впрочем, насчёт выступлений в 1970-е годы мы и не спорили. У нас вопрос насчёт концерта в 1968 году. И тут – хочешь – верь Горфману, а хочешь – Бочарову. Проанализируем, однако, сказанное В.Горфманом. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что он совершенно точно описывает типичное начало концерта Высоцкого в 1966-1968 гг. Сначала шли военные песни, затем студенческие, далее – спортивные. Во-вторых, мемуарист точно называет сами песни. В-третьих, обратим внимание на время концерта – март 1968 г.

        20 марта 1968 года Высоцкий на репетиции спектакля "10 дней, которые потрясли мир" насмерть разругался с главным режиссёром "Таганки" Ю.Любимовым и директором театра Н.Дупаком. Согласно опубликованным дневникам В.Золотухина, "Высоцкий срывает костюм: "Я не буду играть, я ухожу... Отстаньте от меня..." Перед спектаклем показал мне записку: "Очень прошу в моей смерти никого не винить"". На следующий день В.Золотухин записывает: "Высоцкий летает по стране". Ещё через четыре дня: "Высоцкий в Одессе".*12

        Таким образом, в промежутке между 20-м по 25-м марта Высоцкий "летал по стране". При этом мы знаем, что 24-го и 25-го он был в Магадане в гостях у И.Кохановского, 26-го он уже действительно был в Одессе на досъёмках фильма "Служили два товарища". Где он был с 20-го по 23-е – совершенно неизвестно. Визит в Челябинск в этот период не выглядел таким уж невозможным, как об этом говорит С.Бочаров...

        25 июля 2012 года эта статья была опубликована в газете "Челябинский рабочий". В конце поместили моё обращение к читателям с просьбой написать мне, если им что-то известно о пребывании Высоцкого в Челябинске, – и буквально через несколько дней я получил электронное письмо.

        "Здравствуйте, господин Цыбульский, – писала мне читательница Любовь Шимова. – Я прочитала Вашу статью и могу подтвердить Ваше предположение о том, что В.Высоцкий давал концерты в Челябинске в марте 1968 года.
        Я была на его концерте, который состоялся в зале Культпросветучилища по улице Горького, причём это был его первый концерт, который должен был начаться в 17-00 часов. Владимир Высоцкий немного задержался, быстро вышел на сцену, сел на стул, поправил микрофон и попросил выключить магнитофоны. После выступления, продолжавшегося около полутора часов, В.Высоцкий сказал, что ему ещё сегодня давать концерт".*13

        Итак, концерты Высоцкого в марте 1968 года действительно были, но возникает вопрос: кто их организовывал? После скандала с Ю.Любимовым Высоцкий мог полететь куда угодно, но полетел он именно в Челябинск. Значит, был в городе человек, хорошо знавший Высоцкого и сумевший в кратчайшие сроки организовать несколько его выступлений. Кто он? Этого мы пока не знаем.

        Подведём предварительные итоги. В результате проделанной работы у нас появились весомые аргументы за то, что Высоцкий бывал в Челябинске, как минимум, три раза – в июле 1962-го, марте 1968-го и ноябре 1978 гг. Хотелось бы, конечно, отыскать больше очевидцев. Может быть, эта публикация поможет?

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Цит. по кн. Абрамова Л. "Факты его биографии" Москва. 1991 г.
  2. "Пан Зюзя" // ж. "Алеф", Тель-Авив, Израиль. 1996 г. № 615, январь, стр. 21.
  3. Фонограмма беседы от 18.11.2007 г.
  4. Фонограмма беседы от 7.11.2010 г.
  5. Старшинов В. "Забыть его невозможно" в кн. "Четыре четверти пути" Москва. 1988 г. стр. 87.
  6. "Я прийти не первым не могу!.." В день 70-летия Владимира Высоцкого о нём вспоминают герои и прототипы его песен" // газ. "Советский спорт" Москва. 2008 г. 25 января.
  7. "Мнения народа" // "Родная газета", Челябинск. 2005 г. 22 июля, стр. 33.
  8. Фонограмма беседы от 26.11.2010 г.
  9. Фонограмма беседы от 12.12.2011 г.
  10. Электронное письмо от 15.12.2011 г.
  11. Щапова Е. "Челябинка организовала концерт Цоя в восьмидесятые – и чуть не положила партбилет на стол" // "Аргументы и факты", Челябинск. 2012 г. 2 февраля.
  12. Золотухин В. "Дребезги". Москва. 1991 г. стр. 220.
  13. Электронное письмо Л.Шимовой М.Цыбульскому. 27.07.2012 г.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум