На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
публикуется впервые - 28.05.2011 г.
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2011)
На съёмках "Сверстниц"
Дебют Владимира Высоцкого в кино состоялся, вероятно, в ноябре или декабре 1958 года. В этот период снимались павильонные сцены фильма "Сверстницы" режиссёра Василия Ордынского. Премьера картины состоялась в московском Доме кино 8 марта 1959 года. Высоцкий (по роли – Петя, студент театрального училища) в общей сложности виден на экране менее 15 секунд.
"Молоденький Петя остался незамеченным, промелькнув в одном из кадров фильма и задав собеседнику единственный вопрос: "Ну, как там дела?"" – пишет киновед А.Блинова.*1
Попутно заметим, что описание первой роли Высоцкого дано неверно. Высоцкий занят в двух сценах и текст он произносит другой. Любопытно, однако, что и сам Высоцкий допустил неточность в рассказе о своём кинодебюте.
"Моя первая работа в кино. Фильм "Сверстницы", где я говорил одну фразу: "Сундук и корыто". Волнение. Повторял её на 10 интонаций. И в результате – сказал её с кавказским акцентом, высоким голосом и ещё заикаясь. Это – первое боевое крещение".*2
Возможно, неточность допущена сознательно, чтобы было смешнее. Этот текст Высоцкий писал для программы своих концертов. Правда, неизвестно, произносил ли он эти слова со сцены хоть один раз – ни на одной из известных фонограмм нет упоминания об участии в фильме "Сверстницы", а своим первым фильмом Высоцкий всегда называл "Карьеру Димы Горина".
На самом деле Высоцкий не говорил в картине с кавказским акцентом. Его диалог с актёром, исполняющим роль другого студента, звучит так:
– Петь, ты что носишь после первой картины?
– Сундук и корыто. А что?
– Правильно.
– А что там слышно?
– Ждут директора.
В принципе, на этом месте заметки о роли студента Пети можно было бы закончить, если бы не одно обстоятельство: как сказано выше, это первая роль Высоцкого в кино и очень бы хотелось знать о ней хоть что-то ещё, кроме простого и голого факта.
"Летопись жизни" Высоцкого, составляемая В.Тучиным, в решении нашей задачи помогла мало. Обычно очень красноречивый, на сей раз автор ограничился несколькими словами. "21 марта 1959 г. В ДК МГУ обсуждение "Сверстниц" после просмотра. Здесь Высоцкий (т.е. на этом фильме) контачил с режиссёром-постановщиком Ордынским, режиссёром Никитой Орловым, оператором Игорем Слабневичем. Из актёров с Ритой Кошелевой, с которой затем встретится на "Вертикали"".*3
Если б всё было так просто... На самом деле, как сообщил мне киевский высоцковед Вадим Ткаченко, М.Кошелева очень удивилась, когда ей сказали, что она снималась с Высоцким в "Сверстницах". Она его даже не заметила, хотя в одной из сцен они сидят на расстоянии метра друг от друга!
Зато интересную вещь рассказал Кирилл Столяров, исполнивший в картине роль Юрочки: « В "Сверстницах" был эпизод в театральном институте, куда поступала одна из героинь. Эпизод близкий нашему быту: мы иной раз сами играли в "приёмную комиссию" – разыгрывали доверчивых простаков и простушек. Я посоветовал Ордынскому (режиссёру фильма) взять в массовку курс школы-студии МХАТ, в которой в то время учился Высоцкий. Деталей массовки не помню, но идея была моя".*4
Деталей К.Столяров действительно не помнит – в фильме нет сцены приёма в училище, а есть сцена экзамена по актёрскому мастерству, но благодаря ему мы узнаём, как именно Высоцкий попал в картину.
Теперь бы хоть какие-нибудь детали съёмок узнать, но... никто не помнит в картине Высоцкого! То, что об его участии в картине не знают исполнители главных ролей Людмила Крылова и Лидия Федосеева-Шукшина, это понятно – у них нет с Высоцким общих сцен. Я, конечно, задал свой вопрос и Людмиле Ивановне, и Лидии Николаевне, но на положительный результат не рассчитывал. Как сказано выше, Маргарита Кошелева (роль Киры, студентки театрального училища) не помнит Высоцкого, сидевшего рядом, что было, по правде говоря, неприятным сюрпризом, но оставались надежды на Клавдию Блохину (роль студентки театрального училища Оли Аксёновой), которая участвовала в той же сцене. Увы, ответ был тот же: "Нет, я там не помню Высоцкого". Николай Сморчков (роль студента Аникина) и вовсе беседовать отказался.
Казалось бы, поиски подошли к унылому концу, но тут неожиданно улыбнулась удача. Режиссёр Никита Викторович Орлов помнит решительно всё и о картине "Сверстницы", и о первой кинороли Владимира Высоцкого!
Н.О. – На той картине я был вторым режиссёром, а в то время второй режиссёр отвечал и за подбор актёров. Картину снимал мой друг Вася Ордынский, а я занимался актёрами, в том числе, и актёрами второго плана. В фильме был эпизод, который назывался "Театральное училище". Я отправился в мхатовское училище и встретил там двух студентов – Портера и Высоцкого. Володя держался очень солидно и, если так можно сказать, "второпланово". Мы с ними договорились, что они придут на съёмку – и тут появился Радомысленский (ректор школы-студии МХАТ, – М.Ц.), который мне прочёл длинную и нудную лекцию о том, что я бандит и разбойник, и мешаю учиться будущим великим актёрам.
Тем не менее, на съёмку они пришли. Портер всё время старался быть поближе к камере, а Володя прятался от камеры. Иногда появлялся где-то между двумя актёрами. Я к нему подошёл и спрашиваю: "Володя, Вы же настоящий студент. Почему Вы прячетесь?" Он говорит: "Вы знаете, Радомысленский по утрам ходит в кино и смотрит, не снимаются ли студенты, которым это запрещено". Ну мы посмеялись над этим и разошлись.
М.Ц. – С главным режиссёром фильма В.Ордынским Высоцкий не общался?
Н.О. – Нет. Понимаете, я не знаю, как сейчас, а в то время второй план целиком зависел от второго режиссёра. Главный же режиссёр общался только с актёрами, которые вели диалог перед камерой.
М.Ц. – Значит, из Школы-студии МХАТ Вы пригласили только Портера и Высоцкого?
Н.О. – Да, больше никого. Понимаете, я воспитывался в лоне Вахтанговского театра и притащил на съёмки много вахтанговцев. Вася их не знал, но выбор одобрил. Говорил: "О, это настоящие актёры!" В общем, это была очень приятная картина, приятное воспоминание о моей молодости.
Риту Кошелеву тоже я привёл, и Люсю Крылову. А вот Корниенко мне не отдали. Я очень её выклянчивал, но директриса Щукинского училища не отдавала её ни в какую! Сказала, что она и так уже отдала Люсю, свою золотую студентку, что это против всех правил и больше она никого на съёмки не отпустит. Тогда я взял Кошелеву, которая только что кончила училище Большого театра, но из-за своего большого роста никуда не могла устроиться.
Ордынский попросил, чтобы я пригласил Блохину, где-то он до этого с ней работал. Это была его креатура, а больше ничего по актёрскому ансамблю он не менял.
М.Ц. – Ни Блохина, ни Кошелева Высоцкого в фильме не помнят совершенно...
Н.О. – Потому что он прятался. Я его несколько раз видел просто в щели между другими актёрами.
Там ещё была сцена с эспадронами. Я хотел, чтобы Володя фехтовал на эспадронах, но он как-то ушёл в тень. Может быть, ему было неудобно сниматься в массовке, но он ссылался на Радомысленского. Ну что я мог сделать? Жалко, конечно, потому что он уже тогда был очень колоритен. Если Портер был такой мальчик весёлый, то от Володи исходило ощущение, что он уже знает себе цену. Хотя, возможно, это было напускное.*5
Фильм "Сверстницы" стал не только первой лентой, в которой снялся Высоцкий, но и первой картиной, в которой его увидели зарубежные зрители. В моей коллекции есть кинопрограммка, выпущенная в 1960 году в ГДР, и продававшаяся в кинотеатрах перед показом "Сверстниц". Правда, Высоцкий там не упомянут даже самым мелким шрифтом...
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|