На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
публикуется впервые - 14.03.2010 г.
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2010)
Музей Высоцкого в кубанской станице
С 24 по 31 января 1990 года в подмосковном Щелыково проходил семинар на тему "Каким быть музею Высоцкого". Выступавший на нём первый директор Государственного культурного Центра-Музея В.С.Высоцкого Пётр Леонов выделил несколько направлений работы, среди которых было намечено создание научного зала с библиотекой ("доступ будет открыт как для специалистов, так и для тех, кто таковыми не являются"), создание видеоцентра и фотостудии ("технические студии будут выполнять разнообразные задачи: во-первых, обеспечивать возможность просматривать и прослушивать записи Высоцкого, во-вторых, изготовлять копии записей и фотографий для посетителей"), создание зоны общения почитателей Высоцкого...*1
Знакомые с положением дел в сегодняшнем ГКЦМ знают, что ничего подобного там нет и в помине. Доступ к фондам имеют избранные, число которых значительно меньше числа членов бывшего Политбюро бывшей КПСС. О том, чтобы получить копию фотографии или фонограммы, не приходится и мечтать, а общаются любители творчества Высоцкого где угодно, но только не в Центре-Музее.
Существует, однако, другой музей, создатель которого не присутствовал на семинаре в Щелыково, и вряд ли даже читал процитированную выше брошюру. Просто человек этот действовал, держа в уме не меркантильные расчёты, а любовь к Владимиру Высоцкому.
Звали этого человека Евгений Петрович Люцко. Был он фельдшером в станице Нововеличковской Краснодарского края. Музейному делу обучен он не был, просто услышал однажды песни Высоцкого и понял, что теперь они будут с ним всегда.
"С творчеством Владимира Высоцкого я познакомился в юности. Будучи студентом краснодарского краевого медицинского училища, шёл в военный госпиталь в 6 утра на практику, слушал "Голос Америки", – рассказывал Евгений Петрович. – Услышал, что кто-то поёт красивым грубым голосом под гитару песню с довольно-таки серьёзным содержанием. Я остановился, как вкопанный и слушал… Потом ведущий по-польски объявил, что перед слушателями выступал русский певец Владимир Высоцкий.
Следующая встреча с его творчеством произошла в "Детском мире", – продолжает основатель музея. – Я зашёл туда купить что-то, а ко мне подошли двое парней и предложили купить записи Высоцкого. Предложили за это немалую цену: 1 рубль – пластинка, а у меня тогда стипендия была всего 23 рубля. Но я согласился и купил у них две. Они мне тихонько закинули эти пластинки за пазуху, и мы разошлись. Но не успел сделать и двух шагов, как подошли двое, представились, показали удостоверения, попросили показать, что у меня за пазухой. Пригрозили в случае отказа и сопротивления не только отвести в милицию, но и посодействовать отчислению из университета (так в тексте, на самом деле, речь шла об отчислении из медицинского училища, – М.Ц.). Пришлось отдать. И лишь потом я узнал, что пластинки, да и любые материалы, связанные с Высоцким, были запрещены, за их распространение и приобретение карали".*2
Как справедливо заметил Е.Люцко в другом интервью, "до 80-го года не было информации. Только ищи да слушай. Единственное, что мы могли, – это печатать самиздат. На рынке продавались стихи Высоцкого на бумаге и на фото. Я отдавал их перепечатывать машинистке, по рублю за лист. Никаких единомышленников. Сам себе режиссёр. Все единомышленники появились только после 80-го года".*3
Хранившаяся до поры до времени в доме Е.Люцко коллекция всё росла. С 1984 года она получила статус домашнего музея.
22 июля 2005 года в Краснодаре "при огромном скопленье народа" был торжественно открыт музей Высоцкого, куда, по идее, должно было переехать собрание материалов основателя экспозиции. Однако не вышло... Предполагалось, что музею Высоцкого в краевом центре будет отведено больше места, чем было выделено на самом деле, так что музей в станице Нововеличковская продолжал функционировать. В конце концов, музей в Краснодаре и вообще закрыли, а станичный музей жив и здравствует.
Правда, помещение у музея весьма неподходящее – бывший мужской туалет в доме культуры. Однако, что есть, то есть. В тесноте, да не в обиде.
"Удивительно, как всё это богатство размещалось в скромных трёх комнатах станичного Дома культуры. А посетители ехали сюда не только с Кубани, но и из других регионов страны, из-за рубежа. Об этом свидетельствуют записи в книге отзывов: Москва, Южно-Сахалинск, Петербург, Ельня, украинский Житомир, белорусский Витебск...
А первые экспонаты, с которых начиналось уникальное собрание, сегодня не сразу и найдёшь на стендах среди сотен других памятных предметов. Эти первенцы – пластинки на рентгеновских плёнках, или "на рёбрах", как говорили раньше, записанные фанатами Высоцкого лет тридцать с гаком назад. Именно их в своё время добыл рядовой Люцко, проходя службу в армии.
В экспозициях сотни редких фотографий и рукописей (понятно, что речь идёт о копиях, – М.Ц.), десять тысяч записей песен барда. В том числе – фоноархив, собранный знаменитым художником, энтузиастом творчества Высоцкого Михаилом Шемякиным, который сам скопировал его специально для станичного народного музея".*4
В музее Высоцкого побывали Валерий Золотухин, Давид Карапетян, Леонид Мончинский. Отзывы именитых гостей были самые добрые.
В 2007-м году случилась беда – скоропостижно скончался основатель музея Е.Люцко. Однако музей выжил. Теперь у него новый руководитель – Алексей Журавлёв. Я позвонил ему и попросил рассказать о нынешнем положении дел.
"Экспозиция музея, в основном, состоит из фотографий, книг, видеоматериалов, – рассказал он мне. – Мы покупаем все книги Высоцкого и о нём, которые нам доступны.
Фотографий у нас много, собирались они долгие годы. Особенно гордимся мы набором из сорока фотографий, лично переданных мне Леонидом Васильевичем Мончинским, соавтором Высоцкого по повести "Чёрная свеча". Он передал нам негативы снимков, сделанных им самим летом 1976 года, когда Высоцкий приезжал на Байкал. Мы с ребятами эти негативы восстанавливали, потому что они уже потеряли качество, но после восстановления кадры вышли отличные.
Недавно к нам из Самары приезжал Всеволод Аронович Ханчин, привёз нам несколько плакатов, изданный им фильм "Владимир Высоцкий. Первый стадион", написанные им книги "Носил он совесть близко к сердцу" и "Когда я отпою и отыграю", несколько афиш. У нас, кстати, особый раздел экспозиции – это афиши, связанные с именем Высоцкого.
Ещё один раздел – звуковой. Фонограммы выступлений, виниловые пластинки, компакт-диски.
Люди приходят в музей, берут читать книги, я выдаю их под расписку. Также можно взять напрокат видеоматериалы. Всё, что я смог добыть в Москве и в Краснодаре, – всё это, так сказать, в обороте. Можно прийти, взять домой, посмотреть, потом вернуть. То же самое с дисками – СД, ДВД... Все желающие могут слушать Высоцкого, смотреть фильмы с его участием. Ну а как же может быть иначе? (Как может быть иначе – про то в ГКЦМ в Москве могут рассказать подробно, – М.Ц.)
Помещение у нас небольшое. Собственно, помещений два. Экспозиция музея и клуб "Вертикаль".
М.Ц. – А что представляет собой этот клуб?
А.Ж. – Цель клуба – популяризация творчества Высоцкого. В клубе две секции – детская и взрослая. В детской секции у нас человек пятнадцать ребятишек. Ходят регулярно, учатся играть на гитаре, я их учу. Я не профессионал, но Высоцкого пою. Вот на своём уровне учу детей.
Когда мы организовываем концерты, они помогают мне в организационных делах – афиши развешивают, приглашения разносят...
С взрослым отделением клуба мы три-четыре раза в год проводим концерты и встречи с интересными людьми, встречавшимися с Высоцким. Всё это делается на общественных началах. Не сказать, что у нас всегда аншлаг, но вот когда мы делали концерт, посвящённый семидесятилетию Владимира Высоцкого, то участвовало восемьдесят артистов. Тут уж был аншлаг полный. Зал был забит битком.
Ещё на базе клуба мы устраиваем детские конкурсы исполнителей произведений Высоцкого. Два районных конкурса мы уже провели, теперь я хочу поднять вопрос о проведении краевого конкурса юных исполнителей произведений Высоцкого. Такого же нет нигде! Есть конкурсы исполнителей песен Высоцкого, но это среди взрослых, а детский конкурс – это только у нас.
Поскольку дети поют не все, а участвовать хотят многие, то мы делаем две номинации – пение и художественное чтение. Возраст участников – от семи до семнадцати лет. Так что стараемся по мере сил".*5
А.Журавлёв смотрит в будущее. "Если нынешние дети, подростки его полюбят, то вырастут и передадут свою увлечённость Владимиром Высоцким своим ребятишкам. Ведь он писал о вечном – о дружбе и любви, о честности и подлости, о правде и лжи", – ответил он на вопрос журналиста, почему в Нововеличковской устраиваются именно детские конкурсы.*6
Вот так поставлено дело в станице. Музей для всех – а не только для его сотрудников. Клуб для всех – а не только для его руководителей. И Высоцкий тоже для всех. Добавить к сказанному нечего.
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|