- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
Форум

<<< К I-й части статьи

публикуется впервые - 22.04.2008 г.

Андрей Сёмин (Москва)
(Copyright © 2008)

Из Вознесенского в Высоцком

Часть II (литературная)

Июнь 1967 г., фото Генриетты Перьян, 
опубл. на сайте ''irrkut.narod.ru''         Когда читаешь произведения Андрея Вознесенского, созданные до примерно середины 70-х годов, очень часто и неожиданно отдельные строки и фрагменты вызывают (по крайней мере, у меня – А.С.) ассоциации с теми или иными стихами и песнями Владимира Высоцкого. Это достаточно интересный момент – так сказать, «отклик второго порядка»: нечто, появившись сначала у одного поэта (в данном случае у Вознесенского), затем в какой-то форме отразилось у другого (Высоцкого), осветив встречными бликами своё начальное содержание. Такое случается – например, читая классику, мы иной раз видим какие-то отблески её в современной литературе. Однако такие случаи единичны (чаще бывает наоборот). В Вознесенском же 60-х «ретроотражения» из Высоцкого приобрели без преувеличения массовый характер. Москва, аэропорт Шереметьево, июнь 1976 г. 
Фото Л.Мончинского, опубл. на сайте ''vsvysotsky.ru''

        Попробую подкрепить сказанное примерами замеченного сходства в текстах двух поэтов, не претендуя на подробный разбор, чем оно в каждом конкретном случае обусловлено – намеренными «перекличками», определённого рода реминисценциями или же, возможно, лишь чисто индивидуальными ассоциативными особенностями автора данной статьи.

        Итак, таблица. Слева – Вознесенский,*1 справа – Высоцкий.*2



Осенний воскресник. 1953

Прямо
на затылки
падают балконы!

Эскиз поэмы. 1965

Но неужели, чтобы заметили, –
надо, что голову раскроило?!
                                                                                     

Баллада о гипсе. <февраль1972>

Балкон бы, что ли, сверху, иль автобус – пополам...
Вот это боле-мене подходяще!

Эх, жаль, что не роняли вам на череп утюгов...

Зато я, как ребёнок – весь спелёнутый до пят
И окружённый человеколюбьем.

Путешествие в прошлое. <до 24 мая 1967>

Я, как раненный зверь, напоследок чудил:
Выбил окна и дверь, и балкон уронил!


И осталось лицо, и побои на нём...

Хорошо, что вдова всё смогла пережить,
Пожалела меня и взяла к себе жить!

Первый лёд. 1956

Первый лёд. Это в первый раз.
...
первый лёд от людских обид.


Эх, раз,
ещё раз,
ещё много, много раз.

Несостоявшаяся свадьба. <осень 1964>

Потому что – плохо,
Хоть не в первый раз уже,
Получал Алёха
Дырки новые в душе.

Поговори хоть ты со мной... <по мотивам А.Григорьева, первые фонограммы ноябрь 1966>

Моя цыганская. <декабрь 1967>

Пожар в архитектурном. 1957


Жизнь – смена пепелищ.
Мы все перегораем.
Живёшь – горишь.

Пятнадцать лет – не дата, так... <до 23 апреля 1979 года>

А мы живём и не горим,
Хотя в огне нет брода,
Чего хотим, то говорим, –
Свобода, брат, свобода!

Песня Офелии. 1957

искала –
орла,
да вот не нашла...
Мои дела –
как зола – дотла.

Дела,                             <ноябрь 1966>
меня замучили дела –
                каждый день, каждый день...

Дотла
сгорели песни и стихи –
                дребедень, дребедень.
...
Из рук
из рук вон плохо шли дела,
                у меня шли дела,
И вдруг
сгорели пламенем дотла –
                не дела, а зола...

Туманная улица. 1958

Туман.
Который век? Которой эры?

Туман. <март 1968>

Не потеряй веру в тумане,
Да и себя не потеряй!

Я прожил целый день в миру... <октябрь 1975>
Скажи-кось, милый человек, –
Я, может, спутал? –
Какой сегодня нынче век,
Какая смута?
...
В двадцатом веке я, эва!
Да ну вас к шутам!

Елена Сергеевна. 1958

Ленку сшибли, как птицу влёт...
Елена Сергеевна водку пьёт.




Песня акына. 1971

Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб вытянул петь со мной!

Прерванный полёт. <декабрь 1973>

Конь на скаку и птица влёт – по чьей вине, по чьей вине?

Театрально-тюремный этюд на Таганские темы. <до 23 апреля 1974>

От наших лиц остался профиль детский,
Но первенец не сбит, как птица влёт –
Привет тебе, Андрей, Андрей Андреич
Вознесенский,
И пусть второго Бог тебе пошлёт!

Лобная баллада. 1961

«Мальчик мой государь великий
...
обожаю тебя
царуй!..»

Мой Гамлет. <апрель 1972>

Я знал, мне будет сказано: "Царуй!" –
Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег.
                                                                                     

Антимиры. 1961

Зачем среди ночной поры
встречаются антимиры?
Зачем они вдвоём сидят
и в телевизоры глядят?

Семейный цирк (Диалог у телевизора) . <до марта 1973> (1)

Рок-н-ролл. 1961

Мы – продукты атомных распадов.
За отцов продувшихся –
                                расплата.

Монолог битника. 1961

плевало время на меня,
плюю на время!
Политика? К чему валандаться!
                                Цивилизация душна.
...










Мы – битники. Среди хулы
                мы – как зверёныши, волчата.
...







Вы думали – я шут?
Я – суд!
Я – Страшный суд.
Молись, эпоха.

Баллады для к/ф "Бегство мистера Мак-Кинли", и, в частности, Мистерия хиппи. <декабрь 1973>
...
Мы – сыновья своих отцов,
Но блудные мы сыновья.
...

Нам ваша скотская мораль –
От фонаря до фонаря!
...
Враньё ваше вечное усердие,
Враньё безупречное житьё!
Гнильё ваше сердце и предсердие!
Наследство – к чёрту! Всё, что ваше – не моё!
...
Долой ваши песни, ваши повести!
Долой ваш алтарь и аналой!
Долой угрызенья вашей совести,
Все ваши сказки богомерзкие – долой!
...
Плевать нам на ваши суеверия!..

Мы – как изгои средь людей, пришельцы из
иных миров.

Мы бегством мстим, мы – беглецы.

Мы – исчадия ада, мы – чада чертей... <набросок лета 1976>

Песня-басня про козла отпущения. <апрель-май 1973>
Не один из вас будет землю жрать,
Все подохнете без прощения!
Отпускать грехи кому – это мне решать,
Это я Козёл отпущения!

Второе вступление. 1961

Ты прочти и прости,
                если что в суматохе не понял...

Письмо. <21 октября 1967>

"...Ты ж спокойно воюй и прости, если что!.."

Сирень «Москва – Варшава» . 1961




Таможник вздрогнул:
                «Живьём? В кустах?!»
Таможник ахнул, забыв устав.




Портрет Плисецкой. 1966

«Я знаю, что Венера – дело рук,
Ремесленник – я знаю ремесло!»

Экспресс "Москва-Варшава", тринадцатое место... <весна 1966>

Общаюсь с тишиной я... <май 1980>

Врачи чуть-чуть поахали:
"Как? Залпом? Восемьсот?"

Таможенный досмотр. <осень 1974>
Но таможник вынул из дупла,
Чуть поддев лопатою,
Мраморную статую –
Целенькую, только без весла.
...
Один мулла триптих запрятал в книги.
Да, контрабанда – это ремесло!

Потерянная баллада. 1962

Потерять себя – не пустяк,
вся бежишь, как вода в горстях...

Туман. <март 1968>

Не потеряй веру в тумане,
Да и себя не потеряй!

Разбойничья. <конец 1975>

Жизнь текёт меж пальчиков
Паутинкой тонкою.

Он обиды зачерпнул
Полные пригоршни...

Водой наполненные горсти <июнь 1974>
Ко рту спешили поднести,
Впрок пили воду черногорцы...

Новый год в Риме. 1 января 1963

Может, будет год нелёгким?
Будет в нём погод нелётных?
Не грусти – не пропадём.
Образуется потом.
...




А над Римом, а над миром –
Новый год, Новый год...

Я из дела ушёл. <весна 1973>

Я подвёл одного – ненадолго, сочтёмся потом.

Про чёрта <осень 1965>

Кончился коньяк – не пропадём:
Съездим к трём вокзалам и возьмём!

Когда наши устои уродские... <1961?>

Жили в Риме евреи Высоцкие, (2)
Неизвестные в высших кругах...

Песенка травести из спектакля «Антимиры». 1963

Стоял Январь, не то Февраль,
Какой-то чертовый Зимарь.

Дворянская песня. <март 1968>


Стоял июль, а, может – март,
Летели с юга птицы.
...А в это время Бонапарт
А в это время Бонапарт
Переходил границу.

Возвращение в Сигулду. 1963

«мой милый, теперь не денешься,
ни к другу и ни к врагу,
тебя за щекой, как денежку,
серебряно сберегу»

Песня о друге. <июль 1966>

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так... (3)

Баллада о маленьком человеке. <декабрь 1973>

Откуда денежка?
Куда ты денешься!
Тебе полвека, друг, а ты ещё надеешься!

Реальней сновидения и бреда... <август 1977>

А помнишь ли, голубушка в денёчки наши летние
Бросал я в море денежку – просила ты сама?

Баллада-диссертация. 1963

И, говорят, у эскимосов
есть поцелуй посредством носа...
Но это нам не привилось.

Песенка про йога. <начало 1967>

Говорят, что раньше йог мог...
...
Очень много может йог штук...
...
А что же мы? И мы не хуже многих.

Больная баллада. 1964

Что, укачало? Но это пройдёт.
Всё образуется, полегчает.

Лечь на дно. <лето 1965>

Друг подавал мне водку в стакане,
Друг говорил, что это пройдёт,
Друг познакомил с Веркой по пьяни –
Мол, Верка поможет, а водка спасёт.

Оза. Март 1964
Гл. XII.

«Что же с Зоей?»
                        Та, физик давняя?
До свидания, до свидания.

Лес ушёл, и обзор расширяется... <апрель-май 1973>

И Варшава – мечта моя давняя,
До свидания, до свидания!

Зов озера. 1965

то, что было теплом, глазами,
на колени любило сесть.

Гербарий. <начало 1976>

И, кстати, вдруг из коконов
Родится что-нибудь
Такое, что из локонов
И что имеет грудь?

Монолог актёра. 1965

Чтоб трусиками, в примерочной
Меня перематюгав,
Зарёванная премьерша
гуляла бы по щекам! (4)

Певец у микрофона. <до осени 1971>

Но лишь сбиваюсь с искреннего тона –
Мне сразу больно хлещет по щекам
Недвижимая тень от микрофона.

Не пишется. 1967

Я – в кризисе. Душа нема.
«Ни дня без строчки», – друг мой точит.
А у меня –
ни дней, ни строчек.

В восторге я! Душа поёт! <начало 1971>
Противоборцы перемерли,
И подсознанье выдаёт
Общеприемлемые перлы.

<В автографе – вариант первой строки:
[Я в кризисе]! Душа поёт!>

Морская песенка. 1967.

Страшись, художник, подлипал
                        и страхов ложных,
Работай. Ты их всех хлебал
большою ложкой.

Набросок августа 1976:

Что я хлебаю мир огромной ложкой,
Как в самый разнаипоследний раз.

Сколько свинцового яда влито, 1968
Сколько чугунных лжей...

Сколько великих выбыло! <начало 1971>
Их выбивали нож и отрава...

Сколько вырвано жал, <осень 1975>
Сколько порвано жил!

Всё возвращается на круги свои, 1968
только возвращаются круги сии...

Возвратятся на свои на круги <1976>
Ураганы поздно или рано...

Оплавляются свечи... <июль 1972>
Если ломке не сбыться –
Торжествую не я:
И опять возвратится
Всё на круги своя...

Райский яблоки <1977>
Всё вернулось на круг, и Распятый над кругом висел.

Ялтинская криминалистическая лаборатория. 1968

Знают правые, что левые творят,
но не ведают, где левые, где правые...

Новые левые – мальчики бравые... <1978>
Не разобраться, где левые, правые...
Знаю, что власть – это дело кровавое.

Вариант:
Я сомневаюсь, что левые – правые.
Знаю, что власть – это дело кровавое.

Грипп «Гонконг-69» . 1969

ты – грипп,
я – грипп.
на трёх
могли б...

Песня мужиков из спектакля <театра на Таганке> "Пугачёв". <до декабря 1967>

И-их! На троих!
А ну их! На троих!
На троих – так на троих!
И-их, и-их!

Подвох! Не пойдёт!
На трёх не возьмёт!

Конец охоты на волков. <1977-1978>
Тот, кого даже пуля догнать не смогла б –
Тоже в страхе взопрел, и прилёг, и ослаб.

Я верю в нашу общую звезду... <июль 1979>

И судьба всех обманет – финита,
Нас она обмануть не смогла б!

Скупщик краденого. 1970

Неразборчивая цифра –
          списанная машина шифера,
          пешка Бобби Фишера,
          ключ от сейфа с шифром,
          где деньги лежат.

Честь шахматной короны <август 1971 – начало 1972>

Этот Шифер ни за что не сможет
Угадать, чем буду я ходить.
...
И хвалёный пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью!

Как белоснежно, как бездонно 1974
благословила нас в порту
двутрубно-белая мадонна
с младенцем-шлюпкой на борту.
...









она, спокойная, ушла
не шибко, в 32 узла.

Жили-были на море... <до 7 июля 1974>

Белоснежнотелая,
Словно лебедь белая...
...
...в каждый порт уже давно влюблённо
Прийти к нему под черное крыло
Опаздывает белая мадонна!
...
Пришла к нему под черное крыло –
И встала рядом белая мадонна!

Всему на свете выходят сроки... <декабрь 1973>
Два корабля так и ушли из дока,
Как и стояли, – вместе, к борту борт.

Этот день будет первым всегда и везде... <лето 1976>
Многотрубные увальни вышли в почёт.

Мы говорим не "штормы", а "шторма"... <лето 1976>
Ход безумный – на двадцать узлов.
Толкали нас не тайные пружины,
Не только жажда славы и призов,
Не призрачные миражи наживы. (5)

Баллада о брошенном корабле. <лето 1970>
С хода в девять узлов сел по горло на мель.

Оза. Март 1964
Гл. X.
Ты сегодня, 16-го, справляешь день рождения в ресторане «Берлин» . Зеркало там на потолке... В центре потолка нежный, как вымя, висел розовый торт с воткнутыми свечами... И под этим подвешенным миром внизу расположился второй, наоборотный... Где я?.. Что за наоборотная страна?!

Париж без рифм. 1963
Париж, как ты наоборотен...

Языки. 1967
...промокашка с лиловой кляксой и
наоборотным отпечатком цифр.

Прощание с Политехническим. 1962.

Придут другие – ещё лиричнее,
но это будут не вы –
другие.

Как лейтенант милиции справлял день рождения в ресторане "Берлин" <март 1965>

Побудьте день вы в милицейской шкуре –
Вам жизнь покажется наоборот. (6)







Препинаний и букв чародей, <февраль 1975>
Лиходей непечатного слова
Трал украл для волшебного лова
Рифм и наоборотных идей.
...

Придут другие, ещё лиричнее,
Но это будут не мы – другие.
Пришли дотошные "немыдругие",
Они – хорошие, стихи – плохие. (7)


        Некоторые примечания к таблице:

        (1)         На фонограммах зафиксирован ряд свидетельств Высоцкого об использовании (или всё же о нескольких попытках использования?) песни «Диалог у телевизора» в спектакле Театра на Таганке «Антимиры»: «...её послушал наш главный режиссер и взял её в спектакль».*3 «Я её спел – первый раз – когда мы ездили на КамАЗ (конец июня – начало июля 1974 года – А.С.)... Мы её взяли в наш спектакль, который называется "Антимиры". И Вознесенский тоже не возражал... Там... я её исполняю... с женщиной, с актрисой с нашей».*4 «Она в "Антимирах" звучит. Мы её играем...»*5 «...вдвоем с девушкой».*6
        (2)         «Жили в Риме евреи Высоцкие...» – насколько основательна датировка наброска – <1961?>? И, может быть, всё-таки «в мире», а не «в Риме»? Тем более что, по Вознесенскому, между Римом и миром не такое уж и большое расстояние... Рукопись бы посмотреть!..
        (3)         «...и не друг и не враг...». Вообще-то здесь – обыкновенные антонимы. Однако употребление их в железной привязке между собой и с отрицанием восходит ещё к знаменитому, приписываемому Суворову, девизу: «Ни пяди родной земли, ни врагу, ни другу!», повторенному Карамзиным в письме императору Александру. Кроме того, следует учесть, что в 1963 году Михаилом Ножкиным была написана и сразу приобрела чрезвычайную популярность песня:

                А на кладбище так спокойненько –
                Ни врагов, ни друзей не видать,
                Всё культурненько, всё пристойненько –
                Исключительная благодать!..

        (4)         «...гуляла бы по щекам!» Такого произнесения строки не зафиксировано ни на одной из известных фонограмм исполнения В.Высоцким стихотворения Вознесенского «Монолог актера» («Провала прошу, провала...»), везде (а всего таких записей девять) – «...хлестала бы...».
        (5)         Приведённый вариант строфы – по фонограмме В Высоцкого 00_0517*7 (17 июня 1976 года, Иркутск, на дому у Леонида Мончинского)
Для справки: 9 узлов – не наивысшая, но вполне приличная скорость для парусника, с такою на мель можно «въехать» капитально; 20 узлов – ход для барка «Товарищ», действительно, «безумный»; 32 узла – это отнюдь не «спокойная», а запредельная скорость, недостижимая для любого типа водоизмещающих судов гражданского назначения. Хотя – чего не бывает в поэзии?
        (6)         В выступлении 19(?) апреля 1970 года в Москве в Клубе Академии Министерства внутренних дел СССР (фонограмма 00_00217 *8)Владимир Высоцкий говорил, что песню "Как лейтенант милиции справлял день рождения в ресторане "Берлин"" он "писал для одного спектакля". Может быть, этот спектакль – «Антимиры», для которого В.Смеховым и В.Высоцким готовились (и затем игрались) фрагменты из «Озы»?
        (7)         «Препинаний и букв чародей...» – очевидно, это стихотворение В.Высоцкого адресовано непосредственно А.Вознесенскому. Авторская пунктуация у него, действительно, весьма своеобразна, а «чародейство букв» – возможно, имеются ввиду «видеомы», «кругометы», анаграммы и палиндромы поэта. По какому конкретному поводу это посвящение появилось на свет (оно записано в дневнике Высоцкого от февраля 1975 года следом за посвящением другой поэтессе – Белле Ахмадулиной) и было ли в то время передано (или хотя бы известно) адресату – вопрос, требующий выяснения.

        Как видно из таблицы (хотя она наверняка и не полна, и субъективна), текстовых и смысловых «пересечений» двух поэтов, Высоцкого и Вознесенского, очень много. С одной стороны, это не удивительно. Слова Вознесенского множество раз приходилось Высоцкому произносить самому и слышать из уст своих коллег-актёров. Он рассказывал: «Семьсот раз выходить на сцену, трижды в неделю, и говорить одно и то же – это можно с ума сойти просто, обалдеть... Эти стихи нас извели...» «Читать одни и те же стихи, даже прекрасные, семьсот раз или, там, петь песни на музыку, написанную даже самим собой – все равно противно, потому что – ну, так надоедает! Так навязнет на зубах, что иногда прочтешь и думаешь: «А что я читал только что?» Ну, уже есть мотор такой».*9 Вот, подобный «мотор» и мог «провезти» отдельные слова, идеи и мысли одного поэта в произведения другого – так сказать, «зайцами», без билетов.
        Однако считать такой «параллелизм» следствием лишь одной только этой причины было бы слишком опрометчиво. На Таганке немало играли и произведений других авторов (поэтов «военного поколения», Маяковского, Окуджавы, Есенина, Шекспира в переводе Пастернака и т. д.), но ни с кем из них у Высоцкого и близко нет ничего подобного. Очевидно, мир образов и сам по себе «поэтический метод» Высоцкого испытывал какую-то особую, внутреннюю «приязнь» к поэзии Вознесенского. Скорее всего, Высоцкий нимало не кривил душой, когда в цитированном выше стихотворении «Препинаний и букв чародей...» писал:

        В мир реальнейших фантасмагорий
        Первым в связке ведешь за собой!

        Стонешь ты эти горькие, личные,
        В мире лучшие строки! «Володя, милый Спасибо за Ваш талант, подлинность, Вашу распахнутость - 
страшно за Вашу незащищённость в этом мире. Андрей Вознесенский» 
Дарственная надпись А.Вознесенского В.Высоцкому на сборнике «Антимиры», 1964 год. - 
из кн. «Добра! Высоцкий... Документы, фотографии, воспоминания». – 
М., ''ГКЦМ В.С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке»'', 2008

        В первоначальном варианте предпоследняя из приведённых строк выглядела ещё более однозначно: «[Для меня это самые] личные...». Видимо, в этом – истинное отношение одного поэта к другому – как к первопроходцу, как к «старшему», как учителю в чём-то.
        В июле 1980 года Андрей Вознесенский в стихотворении на смерть Владимира Высоцкого написал: «...меньшого потеряли брата...» – безусловно, он, в отличие от других, и вопреки расхожим возражениям, имел на это право...

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Цитирование и датировка по собранию сочинений А.Вознесенского, в 3 томах, Ленинград, Художественная литература, 1983 г.
  2. Цитирование и датировка (кроме отдельно оговоренных случаев) по собранию сочинений В.Высоцкого в 8-ми томах / Сост. С.Жильцов. - Вельтон В.В.Е., Германия, 1994.
  3. Фонограмма http://vysotsky.km.ru/russ/page/phonogramm/0500--/0514/0_spisok.html (00_0514, 12 июня 1976 года, 18 часов, Московская область, г. Коломна, Дворец культуры Тепловозостроительного завода имени В.В.Куйбышева).
  4. Фонограмма http://vysotsky.km.ru/russ/page/phonogramm/0400--/0481/0_spisok.html (00_0481, 4 февраля 1976 года, Московская область, г. Химки, ЦПКиО имени Льва Толстого, ДК "Родина").
  5. Фонограмма http://vysotsky.km.ru/russ/page/phonogramm/0500--/0513/0_spisok.html (00_0513, 6 июня 1976 года, Калинин, Военная командная академия противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова).
  6. Фонограмма http://vysotsky.km.ru/russ/page/phonogramm/0500--/0515/0_spisok.html (00_0515, 29 (26 ?) июня 1976 года, 15 часов, Московская область, Коломна, Дворец культуры и техники имени В.И. Ленина Коломенского завода тяжёлого машиностроения (ДК КЗТС)).
  7. Фонограмма http://vysotsky.km.ru/russ/page/phonogramm/0500--/0517/0_spisok.html
  8. Фонограмма http://vysotsky.km.ru/russ/page/phonogramm/0200--/0215/0_spisok.html
  9. Фонограммы http://vysotsky.km.ru/russ/page/phonogramm/0500--/0509/0_spisok.html и http://vysotsky.km.ru/russ/page/phonogramm/0500--/0508/0_spisok.html (00_0509 и 00_0508, 14 марта 1976 года, Московская область, Щёлковский район, г. Щёлково-3 (пос. Чкаловский), Гарнизонный дом офицеров Авиагородка, соответственно 1-е (10 часов) и 3-е (14 часов) выступления).


  10. <<< К I-й части статьи


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум