- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

В Интернете статья публикуется впервые – 18.03.2004 г. (дополнена 11.04.2017 г.),
первоначальный вариант статьи опубликован в журнале "Зеркало",
Миннеаполис, штат Миннесота, США, март 2000 г., № 3 (106), стр.9-10

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2004-2017)

Высоцкий в Татарии

Набережные Челны, июнь-июль 1974 г.''        Читатели, возможно, уже обратили внимание на одну фразу, встречающуюся в различных вариантах во многих моих публикациях: "по теме, вынесенной в заглавие статьи, написано очень мало". Допускаю, что звучит надоедливо, но, увы, это правда. Тысячи авторов (это не преувеличение, если учитывать статьи в изданиях всех уровней – от многотиражных до центральных) уже почти четверть века на все лады склоняют одну лишь мысль: как жаль, что замечательный поэт ушёл так рано. Мысль, замечу, бесспорная, но, как писал А.Гаррос, "фраз про нервы, натянутые на его гитаре заместо струн, я уже слышать не могу. Дёргаюсь".*1 Казань, 18.02.1962 г. (на снимке крайний слева – З.Высоковский, крайний справа – В.Высоцкий).
Фото из коллекции И.Попова (Москва)

       Итак, к сожалению, вынужден повторяться: материалов о приездах Высоцкого в Татарию крайне мало. Отчасти, это, конечно, объясняется и тем, что бывал там Высоцкий всего дважды (не считая двух проездов через Казань на гастроли: в феврале 1962 г. с Театром миниатюр и в июле того же года с Театром имени Пушкина). Разбросанные по различным источникам крохи информации до сих пор не собраны воедино.

       Первый визит Высоцкого на землю Татарстана состоялся летом 1974 г. С 24 июня по 4 июля того года Театр на Таганке выступал в Набережных Челнах.

       Это были очень важные для театра гастроли. "Как бы тренировка. Вот, мол, съездите в Набережные Челны, у вас всё получится с рабочим классом, тогда вы будете достойны поехать, может быть, и в Париж", – вспоминал В.Смехов.*2

       "Об этих гастролях написано немало", – писал московский журнал "Вагант".*3 С этим утверждением трудно согласиться уже хотя бы потому, что о том, насколько понравились челнинцам спектакли "Таганки", мы не знаем. До сегодняшнего дня специалистам не удалось обнаружить ни одной статьи из городской прессы о визите московского театра. Лишь многотиражка "Рабочий КамАЗа" опубликовала несколько блиц-интервью с ведущими артистами театра, в том числе, с Высоцким.

       "Меня здесь поразила даже не столько грандиозность, сколько чистота труда. Здесь я встретился с очень интересными людьми. Популярность театра подтверждает то, что нас понимают. А это главное".*4

       Через много лет, 23 января 1988 г. городская газета "Знамя коммунизма" сообщила некоторые подробности тех гастролей. Труппа "Таганки" прилетела в город 19 июня. Высоцкого с ними не было, он приехал через пять дней, прямо к началу гастролей. Спектакли проходили во Дворце культуры "Энергетик", причём, сцена и зрительный зал были капитально переоборудованы, чтобы москвичи играли в условиях, максимально приближённых к тем, к которым они привыкли в своём театре.

       О самих спектаклях опять не прозвучало ни слова, зато немало говорится в статье о концертах московских актёров. Точнее, о выступлениях Владимира Высоцкого.

       О популярности Высоцкого в Набережных Челнах писалось много. Самый известный пример: на всем пути от гостиницы "Кама", где жили артисты, до Дворца культуры "Энергетик" из магнитофонов, выставленных в окнах домов, неслись песни Высоцкого. "Он шёл, как Спартак в городе!" – сказал Ю.Любимов в речи на гражданской панихиде, вспоминая тот случай.

       Популярность Высоцкого действительно превосходила все мыслимые и немыслимые пределы.

       "Слухи таковы: это приехал театр имени Высоцкого. Это приехал театр, где главным режиссёром Высоцкий. Это приехал Высоцкий".*5

       "Наш автобус стоял на площади, которая была вся запружена народом. Многие стучали в окна и кричали: "Распишитесь!" Он открыл верхнюю часть окна, подтянулся руками, чтобы расписаться удобнее было, и исчез! Его просто вытащили, вынули из автобуса", – рассказывал бывший актёр "Таганки" В.Спесивцев.*6

       "Ажиотаж в городе был жуткий, – вспоминает Л.Ризаева, бывшая в те годы заведующей отделом культуры горисполкома. – Около кинотеатра "Чулпан" тогда стояла трибуна, на которой и должен был выступать Высоцкий. Площадь была полностью заполнена молодёжью.... Вдруг ко мне подходит руководитель вокально-инструментального ансамбля и сообщает, что Высоцкого после выступления понесут на руках до ДК "Энергетик", где должен был состояться концерт. Необходимо было предпринимать какие-то меры предосторожности, чтобы с национальным героем что-нибудь не случилось. Я поднялась на трибуну и сказала Высоцкому: "Володя, позади нас стоит синий микроавтобус "Кубань". Быстро садись в машину, по дороге я всё объясню. Микроавтобус окольными путями доехал до ДК. Толпа, безусловно, была очень недовольна".*7 Во время выступлений в Набережных Челнах, июнь-июль 1974 г.
Фотографии из коллекций В.Федющенко (Набережные Челны) и И.Попова (Москва)

       Организатор частного музея Высоцкого в Набережных Челнах В.Федющенко писал мне об одном из выступлений Высоцкого в их городе, в парке "Гренада":
       "В открытом летнем кинотеатре собралось намного больше народа, чем можно было вместить. Но челнинцев ничто не могло остановить. В ход пошли строительные леса. Их подтащили как можно ближе к стенам кинотеатра и "загрузили" так, что они скрипели под тяжестью желающих услышать Высоцкого. Рассказывают, что в какой-то момент леса чуть не рухнули, но, слава Богу, всё обошлось".*8

       О другом выступлении Высоцкого мне рассказывал устроитель многих выступлений Высоцкого в Ленинграде ныне покойный М.Орлов: "Концерт был прямо в цеху. Там сделали сцену, перед ней было несколько рядов стульев. Остальные размещались кто как мог. По верху цеха проходили какие-то металлические конструкции, и на них сидели люди".*9

       "Ещё одно выступление было на строительной площадке литейного завода, – продолжает В.Федющенко. – Во время концерта пошёл дождь, и кто-то надел на Высоцкого плащ, чтобы не намок он сам и его гитара, чтобы не прервался концерт. Во время выступления оператор Н.Грива делал киносъёмку. Фильм этот под названием "Подвиг на Каме" был дважды показан в узком кругу и, по одним сведениям, был смыт, по другим – просто исчез".

       Как выяснилось совсем недавно, съёмку вели и операторы казанской студии документальных фильмов. Несколько кадров, запечатлевших поющего Высоцкого, вошло в киножурнал "По Волге широкой" (№ 22, 1974 г.).

       Естественно, что при такой сверхпопулярности Высоцкого выступления таганских актёров могли проходить лишь по одному сценарию: сначала выступали артисты театра, потом Высоцкий. Таких выступлений было довольно много. К сожалению, и сегодня известно не обо всех. Помимо вышеперечисленных, точно известно о концертах в ДК "Автозаводец",*10 на открытой площадке "Металлургстроя" и на ремонтно-строительном заводе.*11 Не исключено, что появится информация и о других выступлениях. Строители КамАЗа разъехались по всей стране, живут они и в странах рассеяния, так что будем ждать их воспоминаний.

       Один концерт Высоцкого в Набережных Челнах не состоялся. Казалось бы, ничего особенного: выступления отменялись в разных городах на протяжении всей его жизни – но только не по той причине, о которой рассказал организатор концерта челнинец Леонид Колоднер. Случай настолько невероятный, что я решил привести очень большую цитату из этого рассказа, опубликованного в газете "Челнинская неделя" 23 июля 2010 года под названием "Высоцкий, или сорванный концерт".

       "В июне 1974 года, когда в Набережные Челны с гастролями приехала труппа московского Театра на Таганке, в составе которой был и Владимир Семёнович Высоцкий, я работал механиком в специализированном управлении механизации № 3 (СУМ-3), – начал свои воспоминания Леонид Колоднер, которому тогда было 28 лет. – К тому же меня только избрали неосвобождённым председателем профкома СУМ-3 и закрепили за мной в качестве подшефного общежитие 29/17. В то время там был отличный красный уголок, в котором можно было проводить различные культурные мероприятия. И, естественно, я как общественный работник отвечал за их организацию. С этого-то всё и началось.
       На сцене Дворца культуры "Энергетик" актёры знаменитого Театра на Таганке летом 1974 года играли такие спектакли, как "А зори здесь тихие", "Антимиры", "Добрый человек из Сезуана", "Павшие и живые" и другие. Но я не забывал и о своем общественном долге. Неудивительно, что именно мне в голову пришла шальная мысль – договориться с бардом о концерте в закреплённом за мной общежитии. С другом, Володей Черемных, мы подкараулили его после спектакля в ДК "Энергетик". Подошли и начали разговор.
       ... Мы рассказали о своём желании организовать творческий вечер барда в общежитии 29/17. Он на минуту затих, будто что-то прикинул в уме: "Ну, давайте". И назначил удобный для него день. Я сразу уточнил, по сколько нам скинуться на выступление. Он, естественно, сначала отказался, но когда я стал настаивать, в шутку ответил: "Чем больше, тем лучше!" Я был непреклонен, и мы сошлись на плате в три рубля с человека.
       Помнится, на работу в это общежитие только заступила воспитательница, которая приехала после окончания московского института. Кто-кто, а уж она-то смогла в полной мере разделить мою радость, когда я примчался и сообщил, что договорился о встрече с Владимиром Высоцким в красном уголке. Сначала, она подумала, что я её разыгрываю. Но я был убедителен, и она побежала разносить эту потрясающую новость по общежитию.
       Увы, нам не повезло! Возможно, день был выбран неудачно, так как он совпал с каким-то массовым гуляньем... Или аудитория в общежитии подобралась не самая прогрессивная... В общем, когда я в назначенный час заглянул в 29/17, то застал воспитательницу в слезах. "Они не хотят идти", – рыдая, выдавила она.
       Я ушам своим не поверил! Когда мы затевали эту встречу, я боялся только одного: что люди пригласят друзей и знакомых, и всем желающим в красном уголке не хватит места. Я даже воспитательницу попросил заранее приготовить побольше стульев. Думал, уговорим вахтёра никого в общежитие не впускать и организуем подпольный концерт...
       Это сейчас я понимаю, что в 29/17 тогда жили механизаторы, водители и другие рабочие, которые приехали из окрестных сёл и деревень. И учитывая то, что не до каждого города доходило то, что было под запретом, они могли просто не знать о существовании такого таланта.
       А тогда у меня самого чуть слёзы на глазах не выступили. Внутри меня всё кипело: "Как же так?! Да молодёжь Москвы и Ленинграда всё бы отдала за такую встречу, а эти люди променяли Высоцкого на какой-то городской праздник!" Это просто не укладывалось в моей голове!
       Делать нечего: надо было как-то предупредить барда о том, что встреча сорвалась. Естественно, эта "почётная" миссия была возложена на меня. Володя Черемных довёз меня до дверей гостиницы "Кама", но остался ждать в машине. Я подошёл к стойке администратора, объяснил ситуацию, но к Высоцкому меня пускать не собирались. И вдруг он сам появился наверху, возле лестницы. Услышал, что хотят пройти в № 38, увидел меня и крикнул: "Пропустите! Это ко мне".
       Я прошёл в его номер – одноместный, без особых условий. Помню, в нём стояла большая тахта, и Владимир Семёнович в халате и с книгой в руках, не стесняясь меня, свободно расположился на ней: "Новую роль учу, старик". Мне очень понравилось такое необычное обращение. Оказывается, оно было общепринятым в Москве, но мне показалось абсолютной диковинкой. Меня поразил и его голос. Я думал, что он специально поёт с хрипотцой, а оказалось, что он и говорит так же.
       Не теряя времени, я начал извиняться, ну и о своём личном отношении к нему сказал, как бы в оправдание жителей общежития. Он сначала выслушал, потом проговорил: "Вы, наверное, несерьёзные ребята". А я продолжал что-то лепетать. Ещё бы! Я был абсолютно растерян. Спасло то, что я шёл извиняться не с пустыми руками. Мне удалось через знакомых достать сумасшедший по тем временам дефицит – бутылку настоящего коньяка, а не той дряни под названием "Коньячный напиток "Южный", которая была общедоступной. Пока я лепетал, Владимир Семёнович заметил припасенный мною гостинец. Он достал две рюмочки, и мы выпили.
       "Ну, старик, надеюсь, ты не унесёшь его с собой? Ты уж извини, я сейчас роль учу. Раз уж не получается, что теперь... Приезжай ко мне в театр, когда в Москве будешь", – начал прощаться он. Я засомневался, мол, вы нас забудете! Но он очень уверенно объяснил, что в Набережных Челнах ему понравилось: город отличный и публика замечательная. А сам видел, что я весь зажался от неудобства: "Да не расстраивайся, старик, всякое бывает!""

       Любопытный случай рассказала гримёр Театра на Таганке Г.Альферавичуте: "Там на КамАЗе пиво продавали прямо в целлофановые мешки, стаканов не было. Володя тут же сочинил песню и спел её вечером в "Антимирах", вклинил между номерами. А на спектакле были люди с магнитофонами, песню записали, и на следующий день она уже всюду звучала. Это был такой скандал!... Но через два дня появились и стаканы, и бокалы".*12

       Кстати, запись этой песни, как и все прочие фонограммы Высоцкого, сделанные в Набережных Челнах, до сих пор не обнаружена. Может быть, кто-то из читателей знает, о чём идёт речь?

       Помимо Набережных Челнов, Высоцкий выступил и в расположенном неподалёку Нижнекамске. "Гидромонтаж", где он дал концерт 28 июня, был организацией весьма солидной, и её представители однажды "умыкнули" Высоцкого к себе на пару часов – благо, расстояние между двумя городами всего сорок километров. Зрителей, присутствовавших на концерте, пока обнаружить не удалось, но зато существуют фотографии, сделанные на выступлении, и даже фонограмма.

       27 июня 1974 г. корреспондент "Комсомольца Татарии" Н.Тиунов взял у Высоцкого интервью. Оно было опубликовано в номере от 5 июля, но, к сожалению, в значительном сокращении. Всё, что было сказано критического, на страницы газеты не попало. Лишь через 15 лет, 22 января 1989 г., интервью было опубликовано целиком в той же газете. Только тогда мы узнали мнение Высоцкого о бардах ("Поэзии у них почти нет. Исключения крайне-крайне редки"), о А.Галиче ("Один элемент у него сильный и преобладающий – сатирический. Может, поэтому музыкальный и текстовой отстают"), о М.Анчарове ("Были у него интересные вещи. Правда, и пижонство было. Со временем оно переросло, и всё заслонило").

       1 июля группа таганских актёров, в том числе и Высоцкий, отправились в Елабугу, на могилу М.Цветаевой. Из города туда, как писала актриса А.Демидова, можно добраться только на катере. (Я слышал, что можно ехать и автобусом). По словам А.Демидовой, "всю дорогу Высоцкий пел – "отрабатывал" катер".*13 4 июля труппа "Таганки" вернулась в Москву.

       19 сентября 1989 г. решением горсовета Набережных Челнов площади перед гостиницей "Кама" было присвоено имя Владимира Высоцкого,*14 а незадолго до того, в январе 1988 г., в самой гостинице перед комнатой № 38 была установлена мемориальная доска: "В этом номере в июне 1974 года жил поэт, актёр и гражданин Владимир Семёнович Высоцкий".

       Ничто не вечно под Луной, особенно в нынешней России. В 1997 г. гостиница была отдана под станцию переливания крови. Мемориальную доску сняли... Кто спорит: станция переливания крови – учреждение важнейшее. Но неужели в целом городе другого здания для неё не нашлось?

       В упомянутом выше интервью для "Комсомольца Татарии" Высоцкому был задан вопрос: не хотел бы он приехать в Казань? Он ответил, что хотелось, да боится, что потом его гастроли преподнесут так, как это было в 1973 г. в Новокузнецке. (Тогда Высоцкого, давшего за 4 дня 16 концертов, обвинили в рвачестве, незаконной продаже местному театру своих стихов и даже пытались завести уголовное дело). Высоцкий в Казани, октябрь 1977 г.
Фото из коллекции В.Чейгина (Санкт-Петербург)
(опубл. в газ. ''Высоцкий: время, наследие, судьба'', Киев, 1994 г., № 17, стр.5)

       И всё-таки в Казань Высоцкий приехал. Случилось это в октябре 1977 г., незадолго до знаменитых гастролей "Таганки" во Франции. Ритм работы был очень напряжённый: Высоцкий выступал во Дворце спорта и Молодёжном центре, давал по четыре концерта в день.

       Как вспоминала позднее актриса казанского Большого драматического театра Ю.Карева, она попросила Высоцкого выступить перед актёрами их театра. Тот согласился, но предупредил, что из-за большой концертной нагрузки сможет приехать лишь поздно вечером. Договорились начать выступление в 22 часа, а приехал Высоцкий ещё на час позже. Оказалось, что во время выступления ему стало плохо, и во Дворец спорта даже вызывали "Скорую". О выступлении перед актёрами театра речь впереди, а пока припомним любопытный случай, описанный ныне известным певцом А.Кальяновым.

       Как известно, Высоцкий нередко выходил на сцену со слегка расстроенной гитарой (это, кстати, отметил и корреспондент "Нью-Йорк Таймс", слушавший Высоцкого в Нью-Йорке в январе 1979 г.). Музыканты из ансамбля "Шестеро молодых", выступавшие вместе с Высоцким, решили помочь и настроили ему гитару. Высоцкий, спев одну песню, тут же перестроил инструмент, но и музыканты не дремали – в антракте снова сделали всё по-своему. Высоцкий в Казани, октябрь 1977 г.
Фото из коллекции В.Чейгина (Санкт-Петербург)

       "Высоцкий вышел на сцену, – рассказывал Кальянов, – взял один аккорд, другой... Тут же со сцены громко сказал: "Если кто ещё хоть разок мою гитарку подстроит, получит по морде. Ясно, нет?".*15

       По мнению Кальянова, "слегка расстроенная гитара изумительно гармонировала с доверительной хрипотцой артиста. Нарочно создавалась атмосфера дворовости. Что притягивало". Естественно, такая мысль не могла прийти в голову американскому журналисту.

       Существует мнение, будто Высоцкий не планировал заранее программу концерта, а включал в него те или иные песни в зависимости от своего настроения и реакции зала. Это не так. Знатоки фонограмм согласятся со мной, что концерты одного года, иной раз, похожи друг на друга, как близнецы.

       Объяснение тому, конечно, простое: Высоцкий не хотел иметь неприятностей в связи со своей концертной деятельностью. Те, кто в СССР руководили культурой, имели в своих руках определённые рычаги, чтобы эту деятельность, если уж не прекратить совсем, то, во всяком случае, свести до минимума. Kазань, октябрь 1977 г.
Фото из коллекции И.Попова (Москва)

       Иное дело, когда Высоцкий выступал среди своих, – тут он чувствовал себя куда свободнее. Приехав в казанский ВТО, он спросил: "Ну, здесь-то всё можно говорить?" – "Всё!" – ответили ему.

       Гораздо подробнее, чем обычно (ведь в зале сидели профессионалы), рассказал он о Ю.Любимове, о становлении театра на Таганке, о предстоящих гастролях во Франции.

       "Вы знаете, ведь сейчас уже все те времена прошли, что приезжает кто-нибудь из Советского Союза, и уже говорят: "А! Интересно!" Вот сейчас поехал Владимиров из Ленинграда (И.Владимиров – главный режиссёр Театра им. Ленсовета, – М.Ц.) в Париж и ещё, кстати, – в дни визита э-э... нашего Председателя Президиума Верховного Совета, Первого Секретаря... э... Леонида Ильича Брежнева (сказано всё, "как положено", но интонация неподражаемая, – М.Ц.). И был визит, а в это время, значит, привезли спектакль, который написал Генрих Боровик про Чили. Ну и что? И там – человек двадцать людей. И всё. Не пошли, и не сгонишь. Никакая компартия не сгонит, там солдат нет" (хохот в зале).

       Приведенный отрывок цитировался по фонограмме выступления перед казанскими актёрами 17 октября 1977 г. С этой фонограммой, кстати, связана любопытная история, которую поведал М.Тазетдинов, сотрудник казанской филармонии и один из организаторов гастролей Высоцкого.

       По его словам, после концерта администратор Высоцкого В.Гольдман насчитал в зале 12 магнитофонов и попросил сдать плёнки, чтобы у Высоцкого не возникло неприятностей. Все 12 плёнок были немедленно сданы, но наутро Тазетдинову позвонили из КГБ: ""Что за концерт был?" Всё нормально, говорю, пел, что положено. Уверенно так соврал, плёнки же все сдали. "Ладно, ладно, – слышу в ответ, – знаем мы, что он пел, но ничего, нам понравилось". Значит, был и тринадцатый магнитофон".*16

       От себя добавлю, что был и четырнадцатый. Фонограмма того выступления, известная всем высоцковедам, исходит явно не из КГБ.

       В числе прочих, в Казани была сделана фонограмма, долгое время бывшая загадкой для коллекционеров. Известно место, дата, даже точное время записи. Не было известно одно: зачем Высоцкий напел по одному куплету из шести своих песен?

       Ответ даёт тот же Тазетдинов. Оказывается, казанская филармония, чтобы помочь Высоцкому финансово, купила у него права на эти шесть песен. Клавира у Высоцкого, естественно, не было, поэтому для отчётности сделали фонограмму. (Понятное дело, что никто из казанских певцов и актёров даже и не пробовал петь столь "специфически-высоцкие" песни, как "Марш аквалангистов" или "Песню летчика-истребителя").

       В Казани Высоцкий простудился, но концерты отменять не хотел. Приходилось лечиться между концертами. Помог врач Ю.Алашеевский, работавший в медпункте при бассейне Молодёжного центра.

       "Владимир Семёнович жаловался на неважное самочувствие – побаливало горло, беспокоила небольшая температура, насморк. Доктор Алашеевский поставил артисту диагноз "ОРЗ" и прописал обычные в таких случаях лекарства,... медсёстры помогли воспалённому горлу барда физиопроцедурами". В благодарность Высоцкий подарил врачу свою фотографию с надписью: "Юре добра и успехов. В.Высоцкий".*17

       Информацией о том, что Высоцкий в тот приезд в Татарию выступал, помимо Казани, и в других городах, специалисты не располагают. Есть, однако, газетный материал, который, на мой взгляд, следует упомянуть.

       "В 1977 году Высоцкий приезжал в Зеленодольск, дав три концерта – утром, днём и вечером одного дня. Он выступал в ДК "Родина", пишет "Зеленодольская правда" в выпуске от 29 июля 2003 г.

       При ДК был детский хор, с которым работала молодая преподавательница музыки. Не всё у неё ладилось, и она, узнав о приезде Высоцкого, обратилась к нему за помощью.
       "И он ответил: "Я в этом ни бельмеса не понимаю, но пойдём, попробуем". И получилось! После того, как Владимир Семёнович некоторое время поработал с хором, голоса зазвучали гармоничнее. И на память об этом артист презентовал две своих пластинки".*18

       Как относиться к этой информации? Ну, наверное, с осторожностью. Лично меня настораживает не то, что Высоцкий работал с детским хором, и даже не то, что он руководительнице этого хора подарил пластинки (зачем бы он их брал с собой в Зеленодольск?). Совершенно необъясним тот факт, что ныне покойный Ю.Антипов, очень активный в 1980-1990-е гг. высоцковед, никогда ни словом не обмолвился о выступлениях Высоцкого в его родном городе.

       В интервью, опубликованном в "Комсомольце Татарии" 16 октября 1977 г., Высоцкий сказал: "В Татарии я не впервые: был на КамАЗе и уже оценил гостеприимство. И сейчас выступаю с большим удовольствием. Думаю, это не последние наши встречи".

       Через много лет стали известны ещё два факта, имевшие место во время гастролей в Казани. В один из дней Высоцкий побывал в гостях у актрисы Н.Беспаловой, жившей в доме на проспекте Ямашева, где располагался магазин "Океан".

       "В 1973 году Наталья Евгеньевна снималась в известном фильме "Жили три холостяка" вместе с другом Высоцкого Всеволодом Абдуловым. Они встречались с Высоцким в Москве в общих компаниях. И когда Высоцкий уезжал в Казань, Абдулов попросил передать привет Наталье и её семье".*19

       Актриса пришла за кулисы к концу одного из концертов Высоцкого, они решили продолжить общение у неё дома вместе с мужем Н.Беспаловой. В конце вечера Высоцкий пригласил хозяев на его концерт в КХТИ, который состоялся на следующий день.

       Об этом выступлении мы прочитали в казанской газете "Технологический университет":
       "Высоцкий дал концерт в КХТИ в зале Д-корпуса, причём больше Владимир Семёнович не выступил ни в одном вузе Казани. "Зал был переполнен, студенты и преподаватели были в восторге, заняли все ступеньки", – рассказывает Станислав Япаров, который пригласил Высоцкого в наш вуз, организовав концерт вместе с профкомом и студклубом".*20

       Долгие годы считалось, что после 1977 года в Татарии Высоцкий не был. Однако в дни празднования 75-летия со дня его рождения в газете "Казанские ведомости" появились воспоминания бывшего директора Молодёжного центра Зуфара Бухараева. По его словам, Высоцкий был в Казани весной 1979 года по приглашению Казанского клуба самодеятельной песни.

       Как вспоминает З.Бухараев, Высоцкий дал один концерт в Молодёжном центре. "Там перед сценой была гримёрка. Зашли. Владимир Семёнович сидит один, в чёрной водолазке, худощавый, я бы даже сказал, худой. Перед ним на столе бутылка водки, закуска. Меня ему представили: "Наш новый директор. У него сегодня первый рабочий день". Высоцкий посмотрел на меня. Ни слова ни говоря, налил мне три четверти стакана водки и протянул его: "А вот посмотрим, какой ты директор". Я растерялся от такого приёма. Чуть-чуть пригубил. – "Не-е-т, так из тебя нормального директора не получится". Что делать, пришлось махнуть стакан водки залпом. Он улыбнулся: "Вот теперь чувствую: получится директор. На концерт приходи".*21

       Звучит очень странно. Если в 1960-е годы Высоцкий, и точно, мог позволить себе "расслабиться" перед выступлениями, то в последние годы жизни здоровье было уже не то, давать концерты делалось всё труднее. Не придумана ли эта история от начала до конца?

       На всякий случай я позвонил известной казанской актрисе Юноне Каревой. В её квартире в доме 13 по Театральной улице Высоцкий бывал неоднократно. – "Да, – подтвердила Юнона Ильинична, – Высоцкий приезжал в 1979 году. Мне кажется, не весной, а в начале года. Насчёт концертов я не знаю. Помню, что он был болен, очень плохо себя чувствовал".*22

       Ещё одно свидетельство приезда Высоцкого в Казань в 1979 г. принадлежит Василию Мартышкину, выпускнику Казанского университета, впоследствии заместителю председателя Верхового суда Мордовии. В. Мартышкин отметив, что весной 1979 г. он встречал Высоцкого в Казани в составе студенческого актива, добавил:
       "В отличие от октября 1977 г., когда Высоцкий давал концерты в течение недели, последнее его пребывание в Казани было скоротечно. После единственного выступления в МЦ (молодежном центре) он почувствовал недомогание. Тогда же Высоцкого спросили: "Какой бы вопрос вы задали себе на творческом вечере?" Он ответил: "Вопрос, на который хотел бы получить ответ: сколько мне ещё отмерено годов, месяцев, дней?"*23

       Таким образом, факт приезда Высоцкого в Казань в 1979 году подтверждается, но рассказ о распитии бутылки водки в гримёрке не становится правдоподобнее... Памятник в Набережных Челнах.
Фото В.Федющенко

       В Татарии Высоцкого помнят. Специалистам известны десятки статей о нём, выходивших в разных городах этой республики. Уже упомянутый выше В.Федющенко открыл в Набережных Челнах частный музей. В 2005 году музей, наконец, заинтересовал городские власти. "Как сообщил корреспонденту агентства "Татар-информ" начальник Управления культуры администрации города Рашат Файзрахманов, для музея выделяются две комнаты в бывшем здании Интернет-клуба". В том же городе 25 января 2003 года, в день 65-летия Владимира Высоцкого, открыт самый крупный в России (высота 8,5 метров) памятник поэту.*24 В 2008 году поэт Мансур Сафин издал сборник "Владимир Высоцкий: яростное сердце", в котором опубликовал свои переводы девятнадцати стихотворений Высоцкого на татарский язык.

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Еженед. "Пятница-экспресс", Лос-Анджелес, 31.07.-6.08.1998 г.
  2. Цит. по музыкально-публицистической программе "Четыре вечера с Владимиром Высоцким", 1987 г., Гостелерадио СССР, автор и ведущий Э.Рязанов.
  3. Ж. "Вагант", Москва, 1992 г., № 10.
  4. многотиражка "Рабочий КамАЗа", Набережные Челны, 6.07.1974 г.
  5. В.Смехов в музыкально-публицистической программе "Четыре вечера с Владимиром Высоцким", 1987 г., Гостелерадио СССР, автор и ведущий Э.Рязанов.
  6. Цит. по ж."Вагант", Москва, 1992 г., № 9, стр.6.
  7. Цит. по газ. "Вечерние Челны", № 52 (216), 16.06.2004 г.
  8. Цит. по письму В.Федющенко.
  9. Цит. по фонограмме беседы.
  10. Инф. из газ. "Знамя коммунизма", Набережные Челны, 23.01.1988 г.
  11. Инф. из газ. "Брянский комсомолец", 24.01.1988 г.
  12. Цит. по ж. "Вагант-Москва", 1996 г., №№ 7-9, стр.34.
  13. Цит. по кн.: А. Демидова. "Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю", Москва, 1989 г., стр.105.
  14. Инф. из газ. "Бизнес-класс", Набережные Челны, февраль 1997 г., № 2, стр.18.
  15. Газ. "Собеседник", Москва, май 1997 г., № 18, стр.11.
  16. Цит. по газ. "Известия Татарстана", Казань, 25.07.1992 г.
  17. Цит. по газ. "Вечерняя Казань", 7.02.2004 г.
  18. Цит. по газ. "Зеленодольская правда", 29.07.2003 г.
  19. Иванычева О. "Чаепитие с Высоцким на "Океане" // газ. "Казанские ведомости" 2017 г. 26 января № 9 стр. 4.
  20. "Владимир Высоцкий: "Других песен не пою" // газ. "Технологический университет", Казань. 2013 г. №1, январь. стр. 11.
  21. "Казанская неделя Владимира Высоцкого" // газ. "Казанские ведомости" 2013 г. 24 января стр. 5.
  22. Фонограмма беседы от 2.02.2013 г.
  23. "Юрист по призванию. Малков и Высоцкий дали мне вводную в профессию юриста" // газ. "Казанский университет". Казань. 2016 г. 21 января.
  24. Цит. по интернет-сайту ИА "Татар-информ" – tatar-inform.ru/news/culture/?id=1281.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум