Обсуждение "Я только малость объясню в стихе..." [индекс фонограмм]

svetliok

написано 10-10-2007 10:30


Как вы считаете, в стихе "Как оспою, болело время нами" какая именно оспа имеется ввиду - тяжелая, смертельная variola или легкая, несколько досадная детская болезнь?

kommentarij

написано написано 10-10-2007 14:23


Видимо, да - имеется в виду "болезнь роста". Хотя это штамп.

svetliok

написано 10-10-2007 18:20


Т.е. - время молодое, оспой болеет. Это как левизна при коммунизме.

kommentarij

написано 10-10-2007 19:26


Явно неслучайная параллель. Но к чему бы это?

Я только малость обьясню в стихе.
На все я не имею полномочий.
Я был зачат, как нужно, во грехе,
В поту и нервах первой брачной ночи.

Час зачатья я помню неточно,
Значит, память моя - однобока.
Но зачат я был ночью, порочно,
И явился на свет не до срока.

Mark_Tsibulsky

написано 10-10-2007 19:58


Насчёт оспы трудно сказать. Всё зависит от того, насколько Высоцкий разбирался в медицине и в истории. Если предположить, что он не мог не слышать, про "Чёрную смерть", периодически опустошавшую Европу ( в том числе, и во времена Гамлета), то ответ ясен. Но мог он, конечно, иметь в виду и ветряную оспу.

Petja1

написано 10-10-2007 20:48


"как оспою болело время нами" скорее всего связано с той временной вседозволенностью, относительным отсутствием авторитетов, относительным пренебрежением принятых правил,котоpые типичны для юношей в любом обществе в любые времена. Обществу (любому) это как ветрянная оспа - приятного мало, но проходит.

adik-mage

написано 10-10-2007 21:23


Возможно, Высоцкий хотел сказать, что на то время они наложили отпечаток (отметили «оспинами»).

Pavel Evdokimov

написано 11-10-2007 15:44


Уважаемый Кommentarij!
А в чём Вы увидели параллель? В том что ночью и греховно? Ну про греховно-то всё понятно - речь о первородном грехе.

svetliok

написано 11-10-2007 16:49


Мне в контексте данного стиха не видится, что они - юноши были угрожающе-опасни для своих времен, скорее были "ветряные" и пугали ночные сторожа, но никак не королей. Что наложили отпечаток тоже можно принять, но отпечаток не самый красочный.

kommentarij

написано 11-10-2007 17:09


В одном случае он не помнит точно, в другом не имеет полномочий. Но результат один - он что-то нам не может сообщить. Наверное, принц тоже не все помнит, но в этом ему неудобно признаться. Невозможность что-то сделать он оформляет, как недостаток полномочий.

necrazyfan

написано 11-10-2007 17:22


Уважаемый Павел,
Не думаю, что у Высоцкого - отсылка к "первородному греху", который заключался в нарушении запрета вкушать от древа добра и зла; не вижу связи текста ВВ с этим "событием".
Мне кажется, что Высоцкий просто полу-иронически противопоставляет факт своего (или Гамлета) появления на свет - легенде о НЕ-порочном зачатии, подчёркивая свою изначальную "обыкновенность", нормальность - всё, мол, как у людей :-) - "как нужно, во грехе", "не до срока".

Относительно оспы - согласен с Petja1, тем более, что после "оспы", по сути, говорится о трансформации героя, о приходе к другим идеалам, к "зрелости". Т. е., не как "холера косит стройные ряды", а всего лишь фактор роста, которым приходится переболеть.

Pavel Evdokimov

написано 11-10-2007 17:35


Уважаемый Necrazyfan!
Спасибо, что Вы меня поправили, я именно это - греховность cамого факта зачатия, т.е. в процессе соития - и имел в виду. Конечно, Вы правы.

necrazyfan

написано 11-10-2007 18:27


<<В одном случае он не помнит точно, в другом не имеет полномочий.>>

"Не помню" - конечно, о зачатии, но "не имею полномочий" объяснить - не о зачатии, а о всём последующем, так что вряд ли можно говорить о параллели. Хотя сходство этих "кусков" - несомненно. :)