Обсуждение "Я кричал: "Вы что там, обалдели?" [индекс фонограмм]

bioserge

написано 11-04-2004 22:06


Поскольку эта тема называется «Значение песен Высоцкого», то мое исследование по поводу значения известной дилогии ВВ об игре в шахматы в этой теме вполне уместно.

Во-первых, для того, чтобы понять основные принципы такой партии нужно прежде всего в общем понять правила шахматной игры. Я свёл правила игры в шахматы здесь –
http://bioserge.narod.ru/chess.html

В кратце приведу возможности некоторых фигур

Слон – это в переводе с английского означает «священник».
Конь – это единственная фигура, которая может переступить не только через
чужих но и через своих.
Ладья – (rook) в переводе с английского значит «жулик, мошенник, плут, шулер»
Ферзь – это фигура, которая может в зависимости от необходимости прикидываться
Слоном или Ладьёй. Единственное, чего не может Ферзь – это ходить конём.

Таким образом герой данной песни гововится к игре в шахматы. Его целью является очевидно победа над противником. Интересно правдо то, что методы его подготовки отличаюся по каким-то определённым причинам от традиционной шахматной стратегии.

Рассмотрим, какие именно качества тренирует герой песни для подготовки к матчу. Партнёр очень ярок – он даже спит с доскою, как с библией и умеет очень хорошо играть. Научится играть так, как это может Фишер герой не может и поэтому он ищет альтернативные пути. Он сразу упоминает о возможности так называемого хода конём.
Он сразу же упоминает про его «цепкие пальцы» и про «деревянные ладьи». Он советует играть «по краю напрямик» - это как извесно тактика «инсайда» из известной песни, когда

Они играют по системе «дубль вэ»,
А нам плевать – у нас «4-2-4»

Правда в той же песне указано, что

Не могу: меня тренер поставил в запас,
А ему сходят с рук перебитые ноги.

Но по видимому в данном случае как раз он выходит из запаса, если ему предстоит такой серьёзный матч. Очевидно, что первостепенное значение в данном случае имеет физическая подготовленность – он и вес в бане сбросил и позанимался хоккеем.

Боксёр научил его тому, что в ближний бой лезть не стоит и лучше всего работать на расстоянии, поскольку это значительно безопаснее. И коронный «прямой» - это очень важно.

Действительно на карту поставлено слишком много, чтобы без толку рисковать и поэтому специалист по игре в шахматы (Таль) с которым играл герой в домино, очко и на бильярде сказал, что «такой не подведёт» Его неумение игры по правилам противника было рассмотрено, как преимущество.

Повар убедил, что герой с его амбициями сможет враз проглотить всех «коней» противника. Главное он даёт герою «пасхальный» пирог. Поскольку его партнёр тоже покушать не дурак, то «пасхальный пирожок» уготовлен ему на вечную память.

Первая часть песни заканчивается утверждением, что вообще-то он засыпает, как пешка, но просыпается ферзём, то есть главная фигура, чью роль он будет играть – это ферзь.

После того, как он прилетел на эту партию очень важным фактом, является то, что «фишки» все стоят заранее. То есть карты надколоты в нужных местах и предварительная обработка территории уже подготовлена к матчу. «За моею спиною такое… Я пол-жизни отдал за тебя подлеца…»

«Неумение» в игре – это самое главное. Принцип «no brain, no pain» позволит вести партию совершенно естественно, как будто так и должно и быть.

Он конечно помнит, что «всех главнее королева» и на этом его знания формальной теории заканчиваются. «Классический дебют» - это очень важно и любой партии не начав «классически» выиграть ясно невозможно.

Вот эта его фраза «с дебютом путаю дуплет» может означать, что классический дебют – это дуплет.

Он разрушает «Старую Индийскую» защиту в момент. Это напоминает ему Индо-Пакистанский инцидент, то есть борьбу Индуистов с неверными на почве религиозных разногласий.

Он ясно осознаёт, что мата в этой партии быть не может, поскольку в этом случае последует «ход конём по голове», после чего наверное герой просто лишится своего противника.

Песня заканчивается очень оптимистично – герой сводит игру в ничью, используя те самые навыки на которые он делал акцент во время подготовки.

Я его фигурку смерил оком,
И когда он объявил мне шах -
Обнажил я бицепс ненароком,
Даже снял для верности пиджак.

И мгновенно в зале стало тише,
Он заметил, что я привстаю...
Видно, ему стало не до фишек -
И хваленый пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью.

Это ещё раз доказывает, что такое разнообразие доступных средств делает шахматы одной из самых увлекательных и распространенных игр во всем мире

Сергей

ymcafrisco

написано 09-07-2007 08:11


Вот, что писал Таль (это написано с статье об этой песне)
"Во время выступлений мне часто задают вопрос, как я попал в его песню и правда ли, что сыграл с ним "десять партий - в преферанс, в очко и на бильярде". В песню я, вероятно, попал из-за рифмы, потому что "мы сыграли с Флором...", наверное, не звучало. Во все упомянутые в ней игры мы с Высоцким не играли."
А в биографии Таля написаны воспоминания других гроссмейстеров о том, что причиной его проигрыша Ботвиннику ( 1961 )стало то, что он абсолютно не готовился к матчу-реваншу. Там же воспоминания очевидцев о том, что вместо шахмат он проводил все время за карточными играми. Естественно - это был преферанс.
Я всю книжку не читал, но главы об этой "подготовке" прочел. Карты, виски, сигары - вот такая подготовка.