Ant_ |
написано 07-11-2002 16:29
Насколько я понимаю, существует 2 варианта этой песни. Один вариант - в записях Михаила Шемякина, а другой - в записях Вадима Туманова. Они сильно отличаются друг от друга. Хотелось бы подробнее узнать о создании этой песни.
|
Igor_A
|
написано 07-11-2002 18:34
В альманахе "Мир Высоцкого" опубликована работа С. В. СВИРИДОВ ПОЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ «РАЙСКИХ ЯБЛОК», в которой в частности рассматривается история вариантов этой песни. Эта статья есть в файле http://www.visotsky.ru/mv3/!38!inte.doc Всего сохранилось восемь исполнений. Все исполнения чем-то отличались. Запись у Туманова - первая, у Шемякина - вторая из известных. Она считается промежуточной между ранним вариантом текста (Туманов) и окончательным, исполнявшимся на концертах.
|
Мастер |
написано 07-11-2002 22:46
Игорь, а в интернете есть эти восемь исполнений?
|
Ant_ |
написано 07-11-2002 23:01
Уважаемый Мастер,
три из них есть на vv.uka.ru. В записях Михаила Шемякина, в записях у Вадима Туманова, и в записи у Вайнеров.
|
Igor_A
|
написано 08-11-2002 00:13
Уважаемый Мастер, всех восьми исполнений нет в интернете. Самое сильное на мой взгляд - исполнение на концерте в Дубне в феврале 79-го года было недавно в разделе "Ежедневник" на сайте vv.uka.ru. У меня есть в MP3 семь из восьми исполнений (кроме МГУ-78, которое есть на кассетах, только не оцифровано. Оно издавалось в составе советской серии пластинок). Если надо - могу выложить то, что есть у меня, для скачивания (на следующей неделе). |
Igor_A
|
написано 10-11-2002 21:42
По просьбе Мастера. Cписок ссылок на все сохранившиеся в записи исполнения «Райских яблок»:
1 Москва, для В.Туманова, 1977 год http://russia.nexus.org/vv/07/vv07_11.mp3 2 Париж, студия М.Шемякина, 15.07.78 http://russia.nexus.org/vv/16/vv16_11.mp3 3 Москва, МГУ, геологический факультет, 28.10.78 http://russia.nexus.org/vv/data/MGU78.mp3 4 Менделеево, ВНИИФТРИ ("Дом метролога"), 10.12.78 http://russia.nexus.org/vv/data/vniiftri.mp3 5 Дубна, ДК "Октябрь", 11.02.79 http://russia.nexus.org/vv/data/dubna.mp3 6 Москва, НИКИМП, 03.79 http://russia.nexus.org/vv/data/nikimp.mp3 7 Москва, у Г.Вайнера, 07.79 http://russia.nexus.org/vv/34/vv34_15.mp3 8 Опалиха, у С.Бабека, декабрь 1979 года http://russia.nexus.org/vv/data/BS1279.mp3
В полном объёме список будет доступен для скачивания две недели. |
Алексей Ляхов
|
написано 16-11-2002 00:46
По всей видимости существует еще как минимум одна запись этой песни: несколько лет назад в разговоре с одним из собирателей творчества ВВ зашел разговор о рифмах к этой песне:
В онемевших руках Свечи плавились как в канделябрах
Я подох на задах Не при старых свечах-канделябрах
????не помню??? ??? не рубился, не дрался на саблях
И вот этого-то последнего варианта среди выложенный Игорем нет. |
Igor_A
|
написано 16-11-2002 17:48
Звучащего варианта "Райских яблок" с "саблями" нет среди известных коллекционерам фонограмм. Может быть, речь шла о рукописных вариантах? |
Алексей Ляхов
|
написано 16-11-2002 22:49
Igor_A
Речь тогда шла именно о ПЕСЕННЫХ вариантах «Райских яблок». При этом автором (это один из известных собирателей творчества ВВ, его имя я не называю по его просьбе) было сказано, что он располагает достаточным количеством записей отсутствующих в каталоге Петракова. Ошибочно этот вариант («с саблями») тогда был отнесен к записи у Вайнеров. |
Мидриацил |
написано 08-10-2005 18:07
Здравствуйте! Попробую влезть в тему. Я хочу спросить участников форума, как они понимают строчку Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?! Никогда раньше я не видела здесь обращения, но один очень уважаемый мной человек сказал, что и по последующим строкам, и по интонации поэта можно понять, что никакого другого прочтения, кроме религиозного, эти слова не допускают. Я согласилась(авторитет, знаете ли), но, когда слушаю песню, постоянно забываю "правильное" толкование, потому что привыкла считать первую часть этого ССП не определенно-личной, а безличной. Прошу кого-нибудь, кому не жаль на это времени, рассказать мне, как нужно понимать здесь слово "подай".
|
sio-min
|
написано 08-10-2005 21:33
Уважаемая Мидриацил!
Чтобы все так, как Вы, с первого раза «влезали в тему»! Приходите ещё и почаще!
Сдаётся мне, что всё же правы Вы, а не Ваш знакомый авторитет. Вы второй раз правы, что с ним согласились (авторитеты надо уважать!), но всё же, по-моему, здесь имеет место именно безличная форма. Такая же, как (извините, что не нахожу навскидку примера из Высоцкого!) в известной песне Ножкина:
Заболели мы автомобилями: Дай нам «Волгу», «Москвич», «Жигули», Обеспечь запасною резиною И гараж вынь хоть из-под земли!
А на кладбище так спокойненько: Каждый в личном в своём гараже, Всё культурненько, всё пристойненько – Все наездились вдоволь уже!
Но мысль Вашего знакомого интересная. Что ж - как говорил ВВ: «Люди видят... то, что им ближе, и... наверное, это там есть, если они увидели», «Что вы увидели - это уже в меру образованности. Если вы увидели то, что вам показалось - значит, так оно и есть». |
Вера |
написано 26-07-2006 09:31
Райские яблоки Так какие же яблоки привез Владимир Высоцкий из «дивных райских садов»? Традиционно, яблоко - символ Знания, но какого? Вот что написано в Библии. «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». (3; 2,3). Но они, как известно, и прикоснулись к этим плодам, и поели. И стали умирать. Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем, - Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом: Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, - Не скажу про живых, а покойников мы бережем. Почему же герою песни нужно поскорее умереть? Ведь он мог бы не торопить события и еще пожить. Но ему почему-то непременно нужно попасть в рай. Не потому же, что он испугался ада. У него какая-то другая цель. В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок – И ударит душа на ворованных клячах в галоп, В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок, Жаль сады сторожат и стреляют без промаха в лоб. И опять Библия: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (3,24). В райском саду росло много деревьев: не только одно дерево, плоды которого заключают знание о смерти, но и деревья с плодами, хранящими знания о Жизни. Вот за ними-то и едет герой песни, ведь, именно, их охраняют, и, набрав их, можно получить пулю в лоб. Традиционно, «в дивных райских садах» должны расти спелые яблоки и уж тем более не мороженые. Но в тех райских садах, куда попадают люди после смерти, яблоки не созрели и замерзли. Истинное знание о Вечной Жизни недоступно смертным. А чтобы вернуться на Землю, надо умереть в раю, то есть получить пулю в лоб. Если вернуться без яблок, то есть без Знания о Жизни, история будет повторяться: жизнь-болезнь-смерть. Да и рай описан не как рай в традиционном представлении, а скоре, как ГУЛАГ, как концлагерь, куда людей загоняют силой, а если они туда добровольно рвутся, то превращаются в неорганизованную толпу: «И как ринутся все в распрекрасную ту благодать». Есть строки, как предвидение: Здесь малина, братва, нас встречают малиновым звоном! Все вернулось на круг, и Распятый над кругом висел. Малина, малиновый звон – это цвет и звон Души. И, если «вернулось на круг», значит, уже было. Герой песни услышал зов Души и получил Знание о Втором Пришествии, о Воскрешении, о Вечной жизни. Новое Знание О Вечной Жизни для людей «запечатано» в бледно-розовых, мороженых яблоках. Поэтому - для друзей, для жены: «Ну, а я уж для них наберу бледно-розовых яблок … Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок… Но сады сторожат - и убит я без промаха в лоб. И погнал я коней, прочь от мест этих гиблых и зяблых». Гиблые и зяблые места не пригодны для жизни. «Пазуху яблок для тебя я везу: ты меня и из рая ждала!» За пазухой яблоки отогрелись и ожили, он «распечатал» тайное Знание о Вечной жизни на Земле, которое было сокрыто в эпоху от Адама до Иисуса. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». («Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла», 15; 22,23). Герой песни, имея знание о Втором Пришествии Христа, не вновь рождается, а возвращается из смерти в том же физическом теле, то есть Воскресает. Владимир Высоцкий обладал великим даром чувствовать время, эпоху. Возможно, он «умел» получать знания из информационного пространства Вселенной. Он догадывался, что только Вечная Жизнь может решить все проблемы человечества, и поэтому его песни оптимистичны, и герои его песен никогда не теряют надежду. Высоцкий интуитивно знал о новой эпохе и понимал, что это время, время Бессмертия, уже наступает. Вера Новосибирск 26 июля 2006
|
Nikol
|
написано 26-07-2006 09:45
Уважаемая Вера, простите великодушно, я не совсем поняла: грядущая эпоха Бессмертия - это когда мы сначала умрём, а потом в прежнем физическом теле Воскресать будем? По Вашему, ВВ всё это знал и предсказал? Или ВВ один в прежнем теле Воскреснет и наступит Второе Пришествие? Что-то я совсем запуталась.
|
Лион Надель
|
написано 26-07-2006 09:46
Глубокая, интересная трактовка, но будет ли время её оценить моим друзьям - верующим христианам - не знаю. Я, уважаемая Вера, попробую узнать для Вас адрес христианского форума, где советую разместить для обсуждения Ваше толкование этого шедевра русской поэзии.
|
Лион Надель
|
написано 26-07-2006 21:23
Уважаемая корреспондент! Даю адреса сайтов. www.evangelie.ru http://community.livejournal.com/christianin_il/ http://antik.livejournal.com/ http://prokaznick.livejournal.com/
|
Вера |
написано 27-07-2006 06:54
Уважаемая Nikol! Эпоху Бессмертия я понимаю так: те люди, которые живут, не будут умирать. Те, кто родился, тоже не будут умирать. Те, кто уже ушел из жизни, Воскреснут в своих прежних физических телах. И Владимир Высоцкий Воскреснет. Эпоха Бессмертия – это Царствие Божие на Земле. Вечный Бог создал людей по образу и подобию Своему, значит, создал людей Вечными. Что же касается Второго Пришествия, перефразируя Пастернака, могу сказать: «Прислушивайтесь к отголоскам, что может случиться на нашем веку». Высоцкий слышал. Может, и вам удастся что-нибудь услышать. С надеждой на понимание, Вера 27 июля 2007 года
|
Вера |
написано 27-07-2006 06:57
Уважаемый Лион Надель! Спасибо за поддержку и положительную оценку. Адресами сайтов попробую воспользоваться. С благодарностью, Вера 27 июля 2007 года
|
Nikol
|
написано 27-07-2006 08:22
Спасибо за объяснение, уважаемая Вера! Но я Вас разочарую - ничего не слышу, никаких Голосов (и слава Богу!). Да и взаимопонимая у нас с Вами не получится : лично я считаю всё, что Вы написали (очень мягко говоря) - вымыслом не совсем адекватного человека.
|
сан-бабич
|
написано 27-07-2006 09:31
Вера,
Что-то я в "Райских Яблоках" про Второе Пришествие пропустил. Где Вы его там узрели? Или же Вы проповедуете?.. "Врежут там - я на этом, врежут здесь - я на том" - та же концепция, таково соотношение между мирами. А трагичное счастье ("гибельный восторг") поэта - в осмысленном движении по направлению к очередной смерти, "вдоль обрыва, с кнутом, по-над пропастью...", т.к. в раю ему нисколько не лучше, чем на земле. Ничего и близко мессианского в этом нет.
|
GDB
|
написано 27-07-2006 15:15
На странные мысли наводят меня подобные рассуждения. Такое впечатление, что автор «подгоняет под ответ», т.е. «аналитик» интуитивно приходит к какому-то мнению, а потом всё остальное он подтягивает на службу своей теории. Пример: «Почему же герою песни нужно поскорее умереть? Ведь он мог бы не торопить события и еще пожить». А где сказано, что он спешит? «Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем»» - «когда-то» – не значит «поскорей бы». Но вот когда всё же придёт время умирать, то уж тогда «...бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом...», - и не потому, что спешит а потому, что: «Убиенных щадят, отпевают и балуют раем».
Почему яблоки в раю оказались мороженными? Мне всегда казалось потому, что ничего хорошего от смерти герой не ожидает: хоть и рай, да всё равно, это смерть, могильный холод. И действительно, рай оказался «коллективным счастьем", наподобие лагерей, и малиновый звон ассоциируется не с радостью или «благостью», а с «малиной» - воровской хатой. И ещё: обычно, верующие ощущают себя носителями истины в первой, и окончательной инстанции. Почему? Ведь на земле столько людей, столько религий, столько течений внутри каждой из религий, но читаем: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».
Кстати, ВВ не был христианином, по крайней мере в ортодоксальном смысле этого слова.
Мне трудно рассуждать на темы о религии – я атеист. Но мне кажется, что глубокая вера не должна замыкаться в рамках определённых конфессий и ритуалов. Не может быть, что Господь настолько мелочен, чтобы придавать значение тому, в какую сторону обращается человек во время молитвы и сколько поклонов он делает.
К слову, уважаемая Вера, а вы «книгу» Лавровой читали? Та ведь уже давно всё объяснила. А недавно вот Корман тоже объяснил, только с других позиций.
А закончу, пожалуй, на благостной ноте. Как говаривал сам ВВ: «Если Вы это увидели, значит это там есть». Только не стоит свои мысли и толкования выдавать за мысли Высоцкого и непреложную истину. Правильнее было бы сказать что-нибудь вроде: я думаю, что лирический герой песни знал... и т.п.
|
Энтони
|
написано 27-07-2006 20:25
А вот я думал, что здесь будут обсуждать спектакль, поставленный 25-го июля. Кто-нибудь его смотрел? Кто-нибудь может рассказать, что за спектакль? |