Обсуждение "Там у соседа - пир горой…" [индекс фонограмм]

Сибиряк

написано 20-07-2006 18:24


Вот в песне "Смотрины" есть такой куплет:

Тут у меня постены появились,
Я их гоню и так и сяк - они опять,
Да в неудобном месте чирей вылез-
Пора пахать, а тут - ни сесть ни встать.

C чирием все понятно,а вот что такое эти ПОСТЕНЫ и почему их надо гнать?

sio-min

написано 20-07-2006 19:04


"Постены" - обойная разновидность галлюцинаций, предшествующая Белой Горячке. (Яндекс)

А ещё есть песня Андрея Земскова "Добрая песня" http://www.bards.ru/archives/part.php?id=17305

Igor_A

написано 20-07-2006 21:42


Насчёт "постенов".
Я думаю, речь не о галлюцинациях, скорее имеются ввиду тараканы.
Контекст, по-моему, больше располагает к такому варианту.
И вот пара текстов, где слово "постены" употребляется именно в этом смысле:

"Постены - они, зараза, живучие... У меня бабка их как только ни травила. Все отравой залила. Сама заболела, кошка сдохла, а постены..."
____________

"Таракан - он ведь домашняя скотина. Где русский человек поселится, там, глядишь, и таракан по cтене ползет. Ежели не слишком брезговать, с ними, с постенами, даже веселее."

Parafoil

написано 21-07-2006 09:54


А мне казалось что ПОСТЕНЫ это клопы.Хотя мог и ошибаться но ult nj слышал что все таки клопы.

Danuta

написано 21-07-2006 10:19


http://www.bards.ru/forums/viewtopic.php?t=714&start=0

Вообще-то слово "постены" имеет очень древние корни, восходящие к древнерусской мифологии. В словаре Даля оно означает домового. Я же это слово позаимствовал из лексикона моей бабушки (бабушка Оля - мама моей мамы), которая употребляла его в качестве описания своеобразного сумеречного состояния души человека находящегося в состоянии депрессии. Нет, это не галлюцинации, а просто состояние души, при котором весь мир выкрашен лишь в один серый цвет.

Nikol

написано 21-07-2006 11:38


"Тут у меня постены появились" Мне кажется, в этой песне ВВ постены - это глюки. Потому что тараканы с клопами и мокрицами не появляются, они от основания избы живут и их не ГОНЯТ ( как в стихах ВВ), а МОРЯТ. И потом :"А у меня - и в ясную погоду Хмарь на душе, которая горит".

Sergey_T

написано 21-07-2006 12:36


ПАСТЕН (ПОСТЕНЬ) - в славянской мифологии призрак, привидение.
(Источники: М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003).

ПАСТЕНм. новг. пск. постен, дедушка, хозяин, домовой. Пастень ж. твер. тень человека. Он пастенью ходит, исхудал, чуть бродит.(Толковый словарь В. Даля ON-LINE)

А ведь, похоже, что у героя песни в доме появились не тараканы (как, кстати, я тоже считал последние 30 лет), а барабашки Если это так, то случай уникален: неправильное понимание употреблённого Высоцким редкого русского слова обогатило язык его новым значением (для тараканов "постены" - очень даже подходящее название )

GDB

написано 21-07-2006 13:10


Компьютер повис при отправке. Мне кажется, что есть варианты "гоню" и есть "давлю", но с ходу не нашёл.

GDB

написано 21-07-2006 13:31


По словарям "пастены" - домовые и тогда это выражение надо понимать как аналог "допился до чёртиков". Но таковых не давят, а крестят, в крайнем случае стряхивают.
А я, и те, с кем я на эту тему разговаривал, всегда думали, что здесь речь идёт о клопах. Герой вполне трезво и здраво перечисляет чисто бытовые неприятности, от некормленных гусей до чирья на нехорошем месте. Вот и клопы появились.
А тараканов скорее не давят, а "прихлопывают" - они ведь быстро бегают, таракана пальцем по стене не размажешь.

Почему-то никто не задавал таких вопросов самому ВВ.

Вспоминается, как Куняев в одном из своих высказываний перенебрежительно фыркал, что для понимания стихов Высоцкого ничего знать не надо. Дескать, всё так упрощённо, что ни знать ничего не надо, ни думать не над чем.

Так может к Куняеву и обращаться по спорным вопросам?

Сибиряк

написано 21-07-2006 13:33


В том-то и дело,что не "давлю",а "Я их ГОНЮ и так и сяк..."А гнать можно и чертей,и привидения в том числе.

Danuta

написано 21-07-2006 13:50


GDB,,домовой само по себе доброе существо, "в противоположность баннику функциями положительного начала наделялся в народной культуре домашний дух,охраняющий семейное счастье" (L.Wojcicka,"Из истории русской культуры.Языческое наследие в традиционной культуре",Bydgoszcz 2002,с.61),а такое в песне отсутствует.Так "постены" негативное явление."Я их гоню и так и сяк"- можно сказать и о духах и о насекомых,лучше уже спросить у Куняева

Sergey_T

написано 21-07-2006 13:50


Уважаемый Геннадий,
не знаю, сколько раз было спето "давлю", надо посчитать по индексу фонограмм, или спросить у Павла, но впервые исполняя эту песню 9.10.73 г. в Алма-Ате, Высоцкий спел:
Тут у меня постены появились,
Я их гоню и так, и сяк - они опять ...

(см.: Vladimir Vysotsky. WWW)
а гонять чертей – это как раз то, что надо

Nikol

написано 21-07-2006 14:28


=="Я их гоню и так и сяк" - можно сказать и о духах и о насекомых== Мне кажется данное утверждение неверно. Насекомых можно ОТгонять (летающих), ИЗгонять(уничтожать), но не ГНАТЬ. Гнать - это обязательно НАПРАВЛЕНИЕ и КОМАНДА ( так мне думается). КУДА их гнать? И КАК их гнать? Они же не понимают. Видят человека и сами убегают, прячутся куда им надо. Да и то - не всегда. Гнать насекомых в каком-то направлении - невозможно. Их можно либо уничтожать, либо не обращать никакого внимания.Не скажешь же клопу или таракану :"Пошёл вон, противный!" и на дверь ему показать? Если я неправа - объясните, пожалуйста, в чём?

kommentarij

написано 12-10-2004 18:45


В песне "Мой сосед" рассказчик - отрицательный герой, а богатый сосед - положительный.
В песне "Про Жигули" - аналогично.
А вот в песне "Смотрины"? Обычно считается наоборот: рассказчик-завистник - положительный, а богатый сосед - отрицательный. Почему?

Sergey_T

написано 12-10-2004 18:54


Потому что
Сосед другую литру съел —
И осовел, и опсовел,
Он захотел, чтоб я попел, —
Зря, что ль, поили?!

kommentarij

написано 12-10-2004 20:24


Разумно. Пение песен - смягчающее обстоятельство. Хотя, того, который в параллельной песне гармошку терзал, оно не спасло.

Sergey_T

написано 12-10-2004 22:32


Вообще-то я имел в виду не героя-гармониста (возможно, и он - тип отрицательный, вон - птиц голодом морит), а соседа - ярко выраженного жлоба.

без имени

написано 12-10-2004 22:42


А где в этих песнях указано, что богатые - положительные? Там, по-моему, акцент на том, что завистники - плохие. И все характеристики богатых исходят от них, а характеризующих богатых поступков, поведения, мыслей (богатых) нет.
А в "Смотринах" - все уродами выглядят: и богатые, и бедные. Но там рассказчик - не говорит, что богатые соседи плохие, хотя по презрительным характеристикам понятно, что они ему не нравятся (хозяйка хвост трубой, тощенький жених, невеста вся в прыщах, хруст в хрящах). Больше того, он же говорит, что "все хорошее в себе доистребили". То есть даже по его мнению что-то хорошее в них было.
А вот интересно, это что же такое он "пошептал на ухо жениху", что его аж ветром сдуло?