Pahidla |
написано 20-02-2005 11:24 А вот вопрос по другой песне: Некий чудак и поныне за Правду воюет,- аВы соласны, что последние две строчки - это цитата, а не просто высказанное мнение автора? Если это да цитата, то получается, что автор как раз с этим не согласен. (Разумеется, я не спращиваю о мнении ВВ. Я спрашиваю, о мнении человека, от чьего имени он поёт.) Но всё-таки, по-моему, поётся не как цитата. Я это понимаю так: "чудак" совсем не так наивен, и понимает, что говорить только правду нецелесообразно. Ведь Чистая Правда со временем восторжествует, |
kommentarij |
написано 20-02-2005 18:08 Pahidla Тут такие дела: наука пришла к выводу, что "чистая правда со временем восторжествует" - это говорит "чудак", а "если проделает..." - уже обламывает его автор. Об этом были две статьи в МВ (Томенчук и еще чья-то), их аргументы убедили Крылова, и он внес поправки в свои издания. А лично мне вообще не кажется, что в этой песне автор действительно сочувствует "Правде". Слово "правда" ведь давно девальвировалось до названия газеты "Правда" и т.п. То есть, в этой песне есть два слоя, первый - "перестроечный" (правда Ленина против лжи Сталина), второй - "постперестроечный" (между "правдой" Ленина и "ложью" Сталина на самом деле нет разницы). |
sio-min |
написано 26-02-2005 10:23 Наука, похоже, как всегда, намудрила. И kommentarij, на мой взгляд, пошел вслед за ней и даже дальше. Сдаётся мне, что «ленинизм», «сталинизм» и «perestroyka» тут ни при чём, а было всё гораздо «обыденней», но глубже… Я, кстати, «Притчу о Правде и Лжи» всегда воспринимал как подражание Окуджаве лишь по форме, и не более того - например, «Виноградную косточку в тёплую землю зарою / И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву…», и т. п. По содержанию я чего-то у Окуджавы ничего подобного не помню. А по смыслу - "смыслю примерно так": СмотрИте – кто такая тут эта Правда? Крайне бестолкова, патологически инфантильна, беспечна, доверчива и наивна до дури, как в народной поговорке: «Простой, как правда», имея ввиду ту простоту, что хуже воровства. И нужды в ночлеге, судя по всему, она особо не испытывала – Ложь же её «заманила»! Стало быть, эта Правда, как Любовь, слепа – не распознала, кому доверилась, с кем «отправилась в путь», с кем «затеяла рискнуть»? Ан согласилась, улеглась, слюни пустила… Ну а дальше – что? Что, собственно говоря, стряслось-то? Ну, раздели её, обокрали – эка невидаль! Протокол ещё составили, оклеветали… Тоже бывает. Не смертельно. Так что в общем и целом ничего «особливого» с Правдой не приключилось. Дело житейское. Не она первая, не она последняя. Так чего же тогда так расстраиваться-то? Тут поступить бы, как герой другой, не менее загадочной, притчи – «снести» всё это «весело и гордо» да забыть, и дело с концом. А она – вишь, кричать, рыдать, оправдываться… Аж заболела, бедолага. Для чего, кому этакие страсти? Раз такое дело, нашёлся и «чудак» - заступничек, типа «бескорыстный». Тоже - кричать, доказывать: она, мол, хорошая, её оклеветали… Из себя пУпом вперёд лезет, себя «пУпуляризирует». Видали мы таких! «В речах его правды на ломаный грош». Наговорил «с три короба, десять бочек арестантов, семь верст до небес, и всё лесом». В итоге договорился до того, что, мол, «правда восторжествует, если проделает то же, что явная ложь!» Аж сам удивился: лозунг! И очень может быть, что в дальнейшем заблудшая Правда (теперь ЕГО Правда) этому лозунгу последует… Ну а в конце – что? Шутка, чистая шутка. Сказка. ЛОЖЬ. Только в ней намёк: «не ходи на совет нечестивых, не участвуй и в делах их». А уж, коли так случится – держи ухо востро: могут раздеть, отобрать деньги, штаны, коня, часы, документы, и ТВОЮ Правду… |
Danuta |
написано 26-02-2005 11:11 "Шутка, чистая шутка. Сказка. ЛОЖЬ" Сказка не ложь!!!!сказка-аллегория жизни человеческой. "Правда и Ложь у ВВ " в подражание Окуджаве" тоже алегория, правда-наивная Правда, но правда в огне не горит и в воде не тонет.... "Добро и зло в стране чудес - как и везде встречается". |
без имени |
написано 26-02-2005 14:58 >>>>>СмотрИте – кто такая тут эта Правда? Крайне бестолкова, патологически инфантильна, беспечна, доверчива и наивна до дури, как в народной поговорке: «Простой, как правда», имея ввиду ту простоту, что хуже воровства.>>>>> А какой же ещё быть Правде: недоверчивой, подозрительной? В том и неразрешимый парадокс: Правда не врёт окружающим, но и сама им верит безоговорочно, и в этом её фатальная уязвимость. Именно поэтому в речах "чудака" правды на ломанный грош. Она в принципе не может проделать то же, что явная Ложь, иначе тут же перестанет быть Правдой. А людям, разок наученным Ложью, уже наплевать на Правду. В реальном мире как раз в отличие от "Алисы..." невозможно провести точную грань между Правдой и Ложью, получается такая Правдаложь или Ложьправда. И самое главное, из этой строфы (о чудаке) следует, что вернуться назад в рай к Правде и Лжи невозможно. P.S. |
Danuta |
написано 26-02-2005 15:16 без имени, статья Л. Томенчук "Нежная Правда в красивых одеждах ходила" помешена в И томе "Мира Высоцкого",Москва 1997, с.84-96. |
kommentarij |
написано 26-02-2005 19:44 sio-min: у Вас тоже в какой-то степени получилось, что "Правда" своей "чистотой" притягивает к себе добро, лучшие чувства - и "сдаёт" их "Лжи", рассеивает вольно или невольно. Т.е. действует противоположно Енгибарову. Cкорее всего такая "Правда" - пиар-проект "Лжи". |
kommentarij |
написано 26-02-2005 19:44 А почему песня посвящена Окуджаве? Окуджава же писал: "Комиссары в пыльных шлемах сколнятся молча надо мной" или "Если я погибну, пусть красные отряды отплатят за меня". |