Обсуждение "Лихие пролетарии…" [индекс фонограмм]

Алексей Романенко

написано 14-01-2003 14:56


Вопрос к любителям и знатокам биологии (или биологической лексики) по песне "Гербарий"

Ведь гербарий - это о засушенных растениях, то есть ВВ ошибся. А какое слово означает собрание засушенных насекомых?

Спасибо.

kommentarij

написано 14-01-2003 15:51


Называется "лаборатория". Из рукописной редакции:
"Я мок в Японском Море и
Подсох в пустыне Гоби я,
Но не к чужому - к нашему
Я вышел шалашу.
И вот - в лаборатории
наглядное пособие.
Я злой и ошарашенный
На стеночке вишу."

Алексей Ляхов

написано 20-01-2003 02:18


Алексею Романенко. По поводу гербария.

Никакого специального термина нет. Коллекция засушенных растений - гербарий, а коллекция насекомых - энтомологическая коллекция.

Кропотов

написано 12-05-2003 22:31


А по-моему, песня о бессмысленнсоти жизни. Нет в жизни смысла. И все тут.

Нет смысла в классовой борьбе
(Лихие пролетарии (карбонарии)

Чужие карбонарии,
Закушав водку килечкой,
Спешат в свои подполия
Налаживать борьбу,-

Нет смысла в национально-освободительнойц борьбе

И, как всегда в истории,
Мы разом спины выгнули,-

Нет смысла в борьбе за выживание

Нет, не ошибка - акция
Свершилась надо мною,-
Чтоб начал пресмыкаться я
Вниз пузом, вверх спиною,-
Вот и лежу, расхристанный,
Разыгранный вничью,
Намеренно причисленный
К ползучему жучью.

Нет смысла в научных экспериментах

А может, все провертится
И вскорости поправится...

Нет смысла в расовой сегрегации

Червяк со мной не кланится,
А оводы со слепнями
Питают отвращение
К навозной голытьбе,-
Чванливые созданьица
Довольствуются сплетнями,-
А мне нужны общения
С подобными себе!

Ну и так далее, по списку.

P.S. Кстати, стркои, строфы, и отдельные слова в этой песне можно смело менять местами без какого-либо ущерба для нее.
Произведение воистину великое!

Igor_A

написано 13-05-2003 12:48


Гербарий интересен сюрреалистичной фантазией, игрой образов, а смысл там простой в пересказе - коллизия аналогична "Чужой колее", только в иных обстоятельствах и временах. И там, и там герой попадает в ловушку неподлинного бытия и вырывается из неё. В "Колее" - "сам виноват...попал в чужую колею", в "Гербарии" - внешней силой "к доске пришпилен шпилечкой". В "Колее" герой, увлекая за собой других, прорывается в открытое пространство, к новым горизонтам жизни. В "Гербарии" дела хуже, там возможность "жить не насекомо" отвоёвывается как островок личной свободы в мире, где "над моею планочкой другой уже прибит."
Есть и параллели в тексте:
"За мною - прочь со шпилечек, товарищи жуки!.." и "Эй, вы, задние, делай, как я..."

apn

написано 13-05-2003 03:46


А что имелось в виду здесь?

Пригрел сверчка-дистрофика -
Блоха сболтнула, гнида,-
И глядь - два тертых клопика
Из третьего подвида,-
Сверчок полузадушенный
Вполсилы свиристел,
Но за покой нарушенный
На два гвоздочка сел.

Igor_A

написано 13-05-2003 08:11


Ничего совсем конкретного из реальной жизни в виду не имелось. А что касается образа, так тут всё ясно. Если трактовать песню вульгарно-социологически, можно сказать, что имелись ввиду репрессии тоталитарного государства против свободомыслящей творческой интеллигенции, например, судьбы Мандельштама или Пастернака. Но песни Высоцкого к фиге в кармане не сводятся. Поэтому, такая трактовка - одна из возможных проекций образа не реальность.

apn

написано 13-05-2003 08:40


Смысл "Гербария" - в общем ясен. Просто я не совсем понимаю смысл приведенной мною строфы. На мой взгляд, эта строфа - просто набор слов. Развития сюжета в ней нет (ну разве что про сверчка), каких-либо авторских идей - тоже. Тогда зачем она?

Igor_A_

написано 13-05-2003 13:06


Почему же? Эта строфа дополняет общую картину "Гербария". Попытка как-то скрасить пребывание там путём свободного общения "с подобным себе" сверчком воспринимается как нарушение заведенного порядка, "покой нарушенный". Она пресекается стукачеством блохи и последовавшими за ним репрессивными действиями двух клопиков.

А.Ляхов

написано 13-05-2003 20:09


А еще клопики из третьего подвида могут ассоциироваться с Третьим жандармским управлением. (Или с ГБшным )

kommentarij

написано 14-05-2003 12:08


А еще, почему "С трех гвоздей, как водится, дорога в небеса"? Намек на Св.Троицу?

Sergey_T

написано 14-05-2003 12:19


Почему Троицу? Скорее - на три гвоздя, которыми был прибит к кресту Иисус... (По католической традиции на распятии - именно три гвоздя).

svetliok

написано 15-05-2003 02:43


Вначале был ahaos и он спросил: О чем поет Высоцкий в песне “Гербарий”? Какой там заложен смысл?

Поскольку я как был, так и остался “гомо читающий“, натуральная моя реакция – игнорировать подобного ребяческого вопроса. Да там и так все ясно – песня о человеке, который превратился в насекомо. Его история рассказана подробно и последовательно: он в детстве давил насекомых, а теперь сам таким оказался, что отделило его от борящегося и закусывающего водку пролетариата. Несмотря на строгой научности классификации и полученные в драке полезние познания о ядовитости ему новое положение не нравится. У него не очень четкие воспоминания о его битности как млекопитающего и читающего гомо сапиенсом – то ли в лицо дуло, то ли в спину, в бушлате или в робе одевался, в большой постели ли валялся или стремился к шалашу – не совсем ясно, но его стыд и взгляд со стороны на его разумные и двуногие прежные собратя вызивает просветление, что он не только не сам в насекомые попал, но это даже не роковая ошибка, а намеренная акция вследствие его необщительности, склонности к ЧП и девиантности мышления, с целю ограничения его действий к пресмыкании и вртении на пупе. Однако его прежные наклонности и нужда в общении с себеподобными, несмотря на совет солидных шмелей подчинится опять его толкнули в ЧП и только бдительность блохи восстановила порядок. Но вера в его двуногости, любовь к непахнущим псиной иностранкам и надежда, что все слюбится да стерпится побудили его напрячься и воскресть, хотя и понимал, что путь к воскресении – через тригвоздное распятье. Но скандал уляжется и все дома поживают без всяких обид. А что там прибит другой – “вот только жаль распятого Христа “.

Вот и все – ничего особенного, кроме чудовищного числа нагроможденных Ж, Ч, Ш, Щ, заодно с целую серию З, Ц, С. Кроме того такой же случай превращения человека в насекомым произошел когда-то с бедным Грегором Замза и уже был описан Францом Кафка в рассказе “Превращение”. Не знаю знал ли ВВ о Грегоре, но процитирую, что пишет Набоков в своей рецензией о “Превращении”:

“Как бы тонко и любовно ни анализировали и ни разъясняли рассказ, музыкальную пьесу, картину, всегда найдется ум, оставшийся холодным, и спина, по которой не пробежит холодок. "...воспримем тайну всех вещей", - печально говорит себе и Корделии король Лир, - и таково же мое предложение всем, кто всерьез принимает искусство. У бедняка отняли пальто ("Шинель" Гоголя), другой бедняга превратился в жука ("Превращение" Кафки) - ну и что? Рационального ответа на "ну и что?" нет. Можно разъять рассказ, можно выяснить, как подогнаны одна к другой его детали, как соотносятся части его структуры; но в вас должна быть какая-то клетка, какой-то ген, зародыш, способный завибрировать в ответ на ощущения, которых вы не можете ни определить, ни игнорировать. Красота плюс жалость - вот самое близкое к определению искусства, что мы можем предложить. Где есть красота, там есть и жалость, по той простой причине, что красота должна умереть: красота всегда умирает, форма умирает с содержанием, мир умирает с индивидом. Если "Превращение" Кафки представляется кому-то чем-то большим, нежели энтомологической фантазией, я поздравляю его с тем, что он вступил в ряды хороших и отличных читателей.”

Прокурор

написано 15-05-2003 02:46


... гербарий - это вы,
люди страны своей,
такие, какие есть.


И вы друг дружку изучаете,
грязью поливаете,
думаете, что один другого умнее...

kommentarij

написано 03-02-2005 17:39


//И вы друг дружку изучаете,
грязью поливаете,
думаете, что один другого умнее...//

Вопрос в том, какое право человека первичнее - изучать или не быть изучаемым. Т.е., имеют ли право на существование гуманитарные науки, в какой мере челочество хочет знать о себе правду.

kommentarij

написано 22-07-2005 17:14


Недавно видел мультфильм про Ивана, который сидел в сундуке, и к нему приходили -
"...Комиссия по щелочкам,
Коллегия по дырочкам,
Инспектор по отверстьицам
Для маленьких жучков..."
Интересно, это до "Гербария" написано или после?

Книгочей

написано 23-07-2005 03:24


Уважаемый kommentarij,

Мультфильм этот я помню, но мне почему-то кажется (не столь хорошо знаю его творчество, как творчество Высоцкого), что это стихи Хармса - тогда это определённо "до" "Гербария".

kommentarij

написано 01-08-2005 19:19


Да не... у Хармса я бы нашел. А вот здесь намекают, что автор - Юрий Коваль. Может такое быть? http://www.livejournal.com/community/suer_vyer_/5118.html

kommentarij

написано 12-08-2005 23:12


Кстати, о Хармсе. Нашел у него вот что: http://xapmc.philology.nsc.ru/prose/1244/default.htm

"В журнале «Тапир» не допускаются вещи содержания:
1) Антирелигиозного
2) Либерального
3) Антиалкогольного
4) Политического
5) Сатирического
6) Пародийного

Желающим сотрудничать в «Тапире» следует запомнить, что каждая вещь
должна удовлетворять шести условиям запрещения и быть такой величины, чтобы
умещалась на двух столбцах одной журнальной страницы. Выбор страницы
производится Д. И. Хармсом...."

Интересно, должен Высоцкий обидеться на эти шесть условий запрещения? Означенные категории покрывают внушительную часть его творчества. С другой стороны, лучшие произведения ВВ - как раз ни к одной из них не принадлежат...

без имени

написано 12-08-2005 23:58


Не лучшие, а многие. Тем более что многие нельзя отнести к одной только категории.