- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

Дата публикации – 29.12.2014 г.

О Владимире Высоцком вспоминает
Владимир Михайлович ТАТОСОВ

Фото - на сайте kinozal.tv В.Т. – С Высоцким мы познакомились на съёмках "Интервенции" в Одессе. Там, в основном, и происходили съёмки. В Ленинграде были только павильонные съёмки, да и то не все, часть павильонов была в Одессе.
С Высоцким контактов у меня почти не было. У меня с ним не было ни одной общей сцены, потому что я "принадлежал" к лагерю Филиппа. Наша троица была: Филипп – Копелян, Нифонтова – мадам Токарчук и я – Имерцаки, а Высоцкий в роли Бродского, естественно, принадлежал к большевикам.

М.Ц. – А между съёмками контакты с Высоцким были?
В.Т. – Очень мало. Вы знаете, я никогда не считал его даже своим товарищем. В отличие от многих, которые стремились попасться ему на глаза, общаться с ним, ходить куда-то. Хотя я к нему никаких негативных чувств, никакой неприязни не испытывал. Просто так получилось почему-то. Он сам по себе, а я сам по себе. Хотя на съёмочной площадке мы, конечно, разговаривали, сидели за столом. Володя играл на гитаре, пел песни, пил украинскую минеральную воду "Куяльник". Во время съёмок он вообще ни разу не выпил, хотя все боялись, что что-то будет, но он вёл себя очень благородно.
Помню такой случай. Я выхожу из гостиницы "Красная", а он стоит на выходе. Подошёл ко мне: "Владимир Михайлович, пожалуйста, окажите любезность – возьмите мою гитару и отнесите её вон в тот микроавтобус. Это за мной приехали. Если я выйду с гитарой, я не смогу сесть в автобус – там очень много людей меня подкарауливает".
Я говорю: "Пожалуйста". Взял гитару, вышел. Ко мне кинулись какие-то молодые люди, – увидели, что ничего общего с Высоцким я не имею. Я зашёл в микроавтобус и сказал парню, который там был: "Это гитара Высоцкого, а сами подъезжайте прямо к воротам гостиницы, оттуда он выйдет".
В те времена каждый третий бил себя кулаком в грудь и кричал, что он друг Высоцкого. В моём окружении это было очень часто – в Доме кино, в Доме актёра, особенно среди актёров. Мне это было очень противно, и я даже никому не говорил, что снимаюсь с ним в одной картине.
И вот мы с ним как-то закончили съёмку и летим вместе в Ленинград. Он мне говорит: "Вот Вы сейчас домой прилетите. А я – в гостиницу". Я говорю: "Нет, Володечка, я сейчас домой не поеду, а прямо из аэропорта поеду в театр. Я очень давно там не был. Там как раз только спектакль начался. Увижу актёров, узнаю, как дела". Потом говорю: "А Вы спешите куда-нибудь? Давайте вместе поедем. Я познакомлю Вас с актёрами". Он согласился.
Мы сели в такси, подъехали к БДТ, через служебный вход вошли в театр. А по дороге я ему сказал: "А Вы знаете, у меня есть мысль. Сейчас идёт спектакль, а по окончании мы на малой сцене сделаем встречу с Вами". Он говорит: "Да неудобно как-то. Вроде, я навязался". Я говорю: "Почему навязались? Мы с Вами прилетели вместе, мы коллеги. Театр на Таганке у нас известен. Почему бы Вам не побывать в гостях у актёров Товстоногова?"
Мы входим в театр – и первое, что бросается мне в глаза, было огромное объявление: "Внимание! По окончании спектакля на малой сцене состоится встреча с Георгием Александровичем Товстоноговым, который расскажет о своей поездке в Японию".
Высоцкий говорит: "Вот так..." Я ему: "Нет, минуточку". Иду в кабинет Товстоногова. Он мне: "Ну что, закончились съёмки?" – "Да, всё закончено. Я привёз Высоцкого, он здесь. Я хотел устроить его встречу с актёрами на малой сцене, но висит объявление, что после спектакля Вы будете рассказывать о своей поездке в Японию". Товстоногов говорит: "Ну и что? Я расскажу о поездке в Японию, а потом выйдет Высоцкий и будет продолжать этот вечер. Я сейчас дам распоряжение, чтобы обзвонили актёров. Может быть, кто-то пожелает приехать специально послушать Высоцкого".
Обзвонили актёров, многие приехали. Кажется, я никогда никому не рассказывал, что первый творческий вечер Высоцкого состоялся на малой сцене БДТ, и организован этот вечер был мной,*1 но об этом будет рассказано в моей книге мемуаров над которой я продолжаю работать.
И вот вечер. Сначала о Японии прекрасно рассказал Товстоногов, а потом он сел в первый ряд партера слушать Высоцкого. Я вышел, объявил, что, дескать, представляю вам нашего коллегу, известного актёра, поэта, музыканта Владимира Высоцкого.
Ему предложили на выбор три гитары, он выбирал долго. Выбрал, долго настраивал, потом пошли на малую сцену. Высоцкий вышел и сказал: "Честно говоря, я волнуюсь". Товстоногов спросил: "Потому что Вы видите меня в первом ряду?" – "Да, не скрываю".
И он начал петь. Он имел, в общем, успех, но сенсация произошла потом. Высоцкий вдруг остановился и сказал: "Я хочу попробовать показать вам новую песню. Называется она "СОС. Спасите наши души"". Он впервые исполнил эту песню в БДТ.*2 Зал был в восторге, а Товстоногов коротко, но очень выразительно крикнул: "Браво!" Вот это моё самое яркое впечатление от Володи Высоцкого.

М.Ц. – После "Интервенции" Вы с Высоцким встречались?
В.Т. – Встретились на "Мосфильме". Я работал у Тарковского на фильме "Солярис". Я там озвучивал одну из главных ролей, которую сыграл замечательный актёр Юри Ярвет. Там однажды я встретил Высоцкого. Он говорит: "Владимир Михайлович, Вы что, опять Дзержинского играете?" Я говорю: "Я, вообще-то, никогда Дзержинского не играл, потому что он был почти два метра ростом. Я играл в нескольких фильмах Свердлова. Но сейчас я работаю у Тарковского". У него изменилось выражение лица: "У Тарковского? Вот как..."
А потом была ещё одна встреча в ресторане, уже незадолго до его кончины, но я об этом рассказывать не хочу.

М.Ц. – Какое Ваше мнение об актёрском мастерстве Высоцкого?
В.Т. – Как Вам сказать, чтобы Вы меня правильно поняли... Я восторгался некоторыми его песнями. Я просто даже любил его песни. Но, скажем, спектакль "Гамлет" с Высоцким меня абсолютно не взволновал. Может быть, потому что я до этого в Варшаве видел Гамлета, которого играл Даниэль Ольбрыхский. Тот мне понравился больше.
Единственную актёрскую работу Высоцкого, которую я принял на сто процентов, это в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Это, я считаю, актёрская работа высшего класса. А так, в основном, он мне нравился, как бард.

19.11.2014 г.
Беседу вёл Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2014)

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Это ошибка мемуариста: сольные концерты Высоцкий давал, начиная с 1965 года.
  2. Песню "Спасите наши души" Высоцкий написал летом 1967 г. и, по воспоминаниям членов съёмочной группы "Интервенции", исполнял её во время съёмок очень часто.


  3. ТАТОСОВ, Владимир Михайлович. Актёр театра и кино. Родился 10 мая 1926 г. в Москве. В 1946 г. окончил театральную студию при Свердловском драматическом театре. В 1947 г. был принят в труппу Ленинградского театра комедии, спустя некоторое время перешёл в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. В 1963 г. стал артистом Большого академического драматического театра. В 1971 г. перешёл на киностудию "Ленфильм". В 1993 г. вновь стал актёром Санкт-Петербургского академического театра комедии им. Н.П.Акимова.
    Снимался в кинофильмах "Кочубей", "Татьянин день", "Интервенция", "Шестое июля", "Татьянин день", "Крах инженера Гарина" и многих других. Народный артист РСФСР. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум