<<< К списку стенограмм

Домашний концерт у Владимира Сергеевича Ивашова и Светланы Афанасьевны Светличной

г. Москва, ул. 2-я Фрунзенская, д. 7, кв. 12

Июль 1967 г.

 

Стенография: Виталий Рыбин

Дополнения и уточнения: Евгений Донченко,

               Андрей Сёмин

(редакция: 3 ноября 2013 г.)

 

 

1. Такова уж воровская доля (исп. Н. Губенко)

2. На братских могилах не ставят крестов (исп. В. Высоцкий)

3. Обожаю я природу (фрагмент) (исп. В. Ивашов)

4. Течёт речечка по песочечку (фрагмент) (исп. Н. Губенко и В. Высоцкий)

5. А у дельфина (исп. В. Высоцкий)

6. Я спросил тебя: «Зачем идёте в гору вы?» (фрагмент) (исп. В. Высоцкий)

 

 

Стенограмма

 

[Женский голос:] На моё место можно.

 

[Высоцкий:] Вот сейчас, вот сейчас...

 

[Несколько человек разговаривают одновременно]

 

<...>

 

[Губенко:]

<...>овская доля,(1)

В нашей жизни всякое бывает:

Мы частенько расстаёмся с волей,

Но наш брат нигде не унывает.

 

Мы частенько расстаёмся с волей,

Но наш брат нигде не унывает.

 

               Пусть судьба погибель мне готовит,

Солнца луч [сверкает мне тут — ?] редко.

Дорогая, ведь ворон не ловят,

Только соловьи — сидим по клеткам.

 

Дорогая, ведь ворон не ловят,

Только соловьи — сидим по клеткам.

 

<...>

 

[Высоцкий:]

                                             На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,—

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

 

                                             Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

 

                                             А в Вечном огне - видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,(2)

Горящее сердце солдата.

 

                                             У братских могил нет заплаканных вдов —

Сюда ходят люди покрепче,

На братских могилах не ставят крестов...

Но разве от этого легче?!

 

На братских могилах не ставят крестов...

Но разве от этого легче?!

 

<...>

 

[Ивашов:]

Обожаю я природу,(3)

Бережёт она здоровье,

Регулярно, по субботам,

Выезжаю в Подмосковье.

Чтобы в речке искупаться,

Чтоб облазить лес и горы,

Только к ним не подобраться,

Ведь кругом одни заборы!

Кирпичные, здоровые заборы трёхметровые,

Досчатые, брусчатые, почти километровые,

И нет дороги и пути,

И ни проехать, ни пройти,

Из-за заборов, вот беда,

Природы не видать!

 

<...> заборы?—

Заборы мешают людям.

Я верю, что очень скоро

Заборов у нас не будет.

 

<...>

 

[Губенко; в конце фрагмента ему подпевает Высоцкий:]

 

                                             <...>

«Ох, пустил бы, эх, отпустил бы тебя на волю я —(4)

Да воровать ты будешь.

А ты напейся воды холодненькой —

Про любовь забудешь.

 

Эх, а ты напейся воды холодненькой —

Про любовь забудешь».

 

«А пил я воду, да пил я воду, да пил холодную,

Пил — не напивался.

А молодой жульман, да с комсомолочкой

Ночью наслаждался.

 

Эх, а молодой жульман, да с комсомолочкой

Ночью наслаждался.

Эх...» <...>

 

<...>

 

[Высоцкий:]

                              А у дельфина

Взрезано брюхо винтом!

Выстрела в спину

Не ожидает никто.

На батарее

Нету снарядов уже.

Надо быстрее

На вираже!

 

                              Парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

 

                              Даже в дозоре

Можно не встретить врага.

Это не горе —

Если болит нога.

Петли дверные

Многим скрипят, многим поют:

Кто вы такие?

Вас здесь не ждут!

 

                              Парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

 

                              Многие лета —

Всем, кто поёт во сне!

Все части света

Могут лежать на дне,

Все континенты

Могут гореть в огне,—

Только всё это —

Не по мне!

 

                              Но — парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

 

<...>

 

                              Я спросил тебя: «Зачем идёте в гору вы?—

А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.—

Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово...»(5)

Рассмеялась ты — и взяла с собой.

 

                                             И с тех пор ты стала близкая и ласковая,

Альпинистка моя, скалолазка моя,—

Первый раз меня из пропасти вытаскивая,

Ты бранила меня, скалолазка моя!

 

                              А потом за эти про́клятые трещины,

Когда ужин твой я нахваливал,

Получил я две короткие затрещины —

Но не обиделся, а приговаривал:

 

«Ох <...>»

 

<...>

 

 

Примечания и комментарии

 

Запись производилась предположительно в июле 1967 г. в московской квартире актёров В. С. Ивашова(6) и С. А. Светличной(7) (г. Москва, ул. 2-я Фрунзенская, д. 7 — см. «Приложение 1») для «Польской кинохроники» (пол. «Polska Kronika Filmowa»). Съёмку осуществлял польский кинооператор Е. Гощик(8). Помимо вышеперечисленных, а также В. С. Высоцкого, во время записи присутствовали В. О. Абдулов(9), Л. В. Абрамова(10), Н. Н. Губенко(11) и Г. М. Ялович(12). ([1-5], а также «Приложение 2») По воспоминаниям С. А. Светличной, встречу с польскими кинодокументалистами организовал Э. Г. Кеосаян(13), однако сам в ней не участвовал. [6]

Часть материалов этой киносъёмки вошла, как эпизод, в 17-ти минутную кинохронику Польского телевидения под названием «Московский пейзаж» (30b/67; выход на экраны в Польше — в конце июля 1967 г.), а позднее (1980 г.) — в документальный фильм Польского телевидения. [2, 3] В конце 2006 г. оба документальных фильма, а также неиспользованные в хрониках «рабочие» материалы, были обнаружены М. Зимной в архивах центрального телевидения Польши и студии документальных фильмов Польши. [2]

Фонограммы кинохроники Польского телевидения 1967 г. и «рабочих» материалов Е. Гощика представлены на WEB-сайте В. Чейгина и И. Водина «Владимир Высоцкий. Когда? Где? Кто? Электронный Каталог» [1], а с августа 2009 г. в интернете появились и видеоматериалы: польские кинохроники 1967, 1980 гг. и «рабочие» материалы Е. Гощика. Судя по комментарию публикатора («TVRip»), это запись телепередачи. [3] Съёмка «домашнего концерта» у Ивашова и Светличной включена в документальные фильмы  творческого объединения «Ракурс», «Владимир Высоцкий. Неизвестный, которого знали все...» (кроме фрагмента песни «Течёт речечка по песочечку» в исполнении Губенко) и «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. “Дорожная история”». [4, 5]

Публикуемая стенограмма основана на «рабочих» материалах Е. Гощика и кинохронике 1967 г., которые дополняют друг друга, а также на фонограммах из фонотеки В. Чейгина, И. Водина. [1, 3] Эпизоды приведены в такой же последовательности, как в источнике [5] (см. также «Приложение 3»). Стенограммы фрагментов из кинохроники 1967 г. «набраны» зелёным шрифтом. Фрагменты записи, которые сопровождаются видеоизображением исполнителя, выделены жирным текстом. В публикуемой стенограмме места явных перерывов записи обозначены, как <...>.

Строфика произведений Высоцкого приводится по источнику [7], а остальные произведения публикуются:

• «Такова уж воровская доля» (авт. пер. с груз. неизв.) — по [8, 9].

• «Обожаю я природу» (авт. М. И. Ножкин) — по [10].

• «Течёт речечка по песочечку» (авт. неизв.) — по [11].

 

 

(1) Песня «Такова уж воровская доля...». Слова — по мотивам текста песни «ასეთია ქურდი კაცის ბედი...» (груз. «Асетия курди кацис беди…» — «Вот какая доля воровская...»). Автор текста — Пётр Петрович Грузинский [Багратион-Грузинский; груз. პეტრე გრუზინსკი (ბაგრატიონ-გრუზინსკი); 1920 – 1984]. [9] Песня прозвучала в художественном фильме «განაჩენი» (в пер. с груз. — «Приговор», 1959. Название дублированного варианта — «Случай на плотине»). Исполнители: Эммануил Элисеевич Апхаидзе (1899 – 1970) и Ираклий Нижарадзе (?), музыка — предположительно Бидзина (Александр Александрович) Квернадзе (груз. ბიძინა კვერნაძე; 1928 – 2010), композитор фильма. [9] Автор русского перевода текста не установлен.

 

(2) “Горящий Смоленск и горящий рейхстаг”. Рейхстаг (нем. «Reichstag» от «Reich» — «государство»; и «tagen» — «заседать») — немецкий парламент и заседания этого парламента. Здание парламента в Берлине также называется рейхстаг. («ВикипедиЯ»)

 

(3) Песня «Обожаю я природу...». Слова и музыка — Михаил Иванович Ножкин (род. 1937). [10]

 

(4) Песня «Течёт речечка по песочечку...» — народная. [11]

• “А молодой жульман, да с комсомолочкой”. Жульман (арготизм) — вор.

 

(5) “Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово”. Эльбрус — двувершинный вулкан на Кавказе, на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, высочайшая вершина России (5642 м). Вероятное происхождение названия — от иранского «сверкающий, блестящий».  («ВикипедиЯ»)

 

(6) Владимир Сергеевич Ивашов (28 августа 1939, Москва –23 марта 1995, Москва) — актёр, Народный артист РСФСР. В 1963 г. окончил ВГИК (актёрская мастерская М. И. Ромма). Ещё будучи студентом, получил интернациональную известность, сыграв роль юного солдата в фильме «Баллада о солдате» (1959). Песня «Русское поле» из фильма «Новые приключения неуловимых» (1968) в исполнении Ивашова стала его «визитной карточкой». Прослужил 30 лет в в Театре-студии киноактёра. Супруг С. А. Светличной [см. Примечание (7)].

 

(7) Светлана Афанасьевна Светличная (род. 15 мая 1940, Ленинакан) — актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР. В 1963 г. окончила ВГИК (курс М. И. Ромма) и стала актрисой «Театра-студии киноактёра». В кино дебютировала в 1960 г. Одна из запоминающихся ролей Светличной — роковая соблазнительница Анна Сергеевна в кинокомедии «Бриллиантовая рука» (1968). Первый супруг — В. С. Ивашов [см. Примечание (6)].

 

(8) Ежи Гощик (пол. Jerzy Gościk, 24 февраля 1934, пол. Bielewicze, Польша – 4 июля 2003) — польский кинооператор. В 1953 г. поступил  в школу кинематографии в г. Лодзь (пол. Lodz), но проучился в ней меньше года. В 1954 г. уехал в Москву и поступил во ВГИК, который закончил в 1959 г. Начиная с 1960 г. был оператором многих документальных и художественных фильмов, а также популярных телесериалов.

 

(9) Всеволод Осипович Абдулов (29 декабря 1942, Москва – 27 июля 2002, Москва) — актёр театра и кино. В 1964 г. закончил Школу-студию МХАТ. После окончания учёбы играл в московском Театре на Таганке и на сцене московского Художественного театра. Принимал участие во множестве радиоспектаклей, занимался закадровым чтением и дубляжём, мастерски исполнял стихи различных поэтов. Как киноактёр, он наиболее известен зрителям по телевизионному фильму С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (роль: Петюня, опердежурный Пётр Соловьёв). Познакомился с Высоцким во время учёбы в Школе-студии МХАТ и дружил с ним много лет. Высоцкий посвятил Абдулову ряд песен.

 

(10) Людмила Владимировна Абрамова (род. 16 августа 1939) — актриса. В 1963 г. окончила ВГИК (мастерская М. И. Ромма). Была замужем за В. С. Высоцким. В 1960-е – 1970-е гг. снималась в художественных фильмах. Автор сценария фильма «Пока не выпал снег» (1984). Опубликовала книгу воспоминаний о Высоцком — «Факты его биографии» (1991).

 

(11) Николай Николаевич Губенко (род. 17 августа 1941, Одесса) — актёр театра и кино, режиссёр, сценарист и режиссёр, общественный деятель, последний министр культуры СССР. Народный артист РСФСР. В 1964 – 1968 гг. и с 1980-х — актёр Театра на Таганке, c 1987 по 1989 гг. — главный режиссёр театра. С 1992 г. — руководитель театра «Содружество актёров Таганки» в новом здании театра.

 

(12) Геннадий Михайлович Ялович (18 ноября 1937, Москва – 6 марта 2002, Москва) — актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист России. Однокурсник Высоцкого по Школе-студии МХАТ (окончил в 1960 г.; художественный руководитель курса — П. В. Массальский). Работал в театре «Современник». В 1964 г. вместе с сокурсниками организовал Московский молодёжный театр. В 1967 – 1970 гг. работал в Московском театре «Ленком», в 1970 – 1972 гг. — в Московском театре имени А. С. Пушкина. С 1978 г. Ялович работал в Московских концертных организациях, с 1989 по 1991 гг. являлся основателем и художественным руководителем Московского театра «Альбом», с 1992 г. был художественным руководителем театра «Товарищество артистов МХАТ».

 

(13) Эдмонд Гарегинович Кеосаян (арм. Էդմոնդ Գարեգինի Քյոսայանը, 9 октября 1936, Ленинакан – 21 апреля 1994, Москва) — кинорежиссёр, сценарист и актёр. В 1964 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Е. Л. Дзигана). В режиссуре дебютировал короткометражными телефильмами, отмеченными на международных кинофестивалях. В 1965 г. экранизировал пьесу А. Софронова «Стряпуха». Режиссёр знаменитой кинотрилогии про «неуловимых мстителей» (1966 – 1971), ставшей культовой для нескольких поколений кинозрителей. В 1970-х гг. Кеосаян работал на «Арменфильме», а с 1982 г. — вновь на «Мосфильме».

 

 

Литература

 

1. Владимир Высоцкий. Июль 1967  года. Москва, /2-я Фрунзенская ул. дом 7 кв. 12/ На дому у Владимира Сергеевича Ивашова и Светланы Афанасьевны Светличной. Съемки Польского телевиднния / Код: 01_0294 // Владимир Высоцкий. Когда? Где? Кто? Электронный Каталог / Ivan Vodin, Владимир Чейгин.

Режим доступа: http://vv.uka.ru/km/russ/page/phonogramm_01/0200--/0294/0_spisok.html

 

2. Марлена Зимна (Marlena Zimna). Первая зарубежная съёмка // MUZEUM WŁODZIMIERZA WYSOCKIEGO W KOSZALINIE. Режим доступа: http://wysotsky.com/koszalin/09-04.htm

 

3. Павел Матвеев. Владимир Высоцкий (съемка польского ТВ 1967 г., съемка у Ивашова и Светличной) //  rutracker.org / Шансон, Авторская и Военная песня / Видео (Шансон и Авторская песня).

Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2070167

 

4. Документальный фильм «Владимир Высоцкий. Неизвестный, которого знали все...» (творческое объединение «Ракурс», 2010).

• Участник “Sieman2006”. Владимир Высоцкий. Неизвестный, которого знали все //  Форум «rutracker.org» / Шансон, Авторская и Военная песня / Видео (Шансон и Авторская песня).

Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2678885

• Участник “seeder”. Владимир Высоцкий. Неизвестный, которого знали все... // Владимир Высоцкий. Народная фонотека / Документальные съемки / Игорь Антонов.

Режим доступа: http://vv.uka.ru/forum/viewtopic.php?t=633

 

5. Документальный фильм «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. “Дорожная история”» (творческое объединение «Ракурс», 2010).

• Участник “Евгений Давидович”. Владимир Высоцкий - "Дорожная история". Кадры неизвестной кинохроники. [DVD 5] //  Форум «rutracker.org» / Шансон, Авторская и Военная песня / DVD Видео (Шансон и Авторская песня). Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3248641

• Неофициальный компакт-диск «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. Часть первая. "Экспресс "Москва–Варшава"». Участник “seeder”. Владимир Высоцкий. Экспресс "Москва-Варшава", DVD5 // Владимир Высоцкий. Народная фонотека / Документальные съемки / Игорь Антонов.

Режим доступа: http://vv.uka.ru/forum/viewtopic.php?t=690

См. «Приложение 3».

 

6. Марк Цыбульский. О Владимире Высоцком вспоминает Светлана Афанасьевна Светличная // Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи.

Режим доступа: https://v-vysotsky.com/vospominanija/Svetlichnaja/text.html

 

7. Высоцкий, В.С. Сочинения: в 2 т. / Владимир Высоцкий; сост., подготовка текста и комм. А.Е. Крылова. – М.: Худ. лит., 1991. Т.1 : Песни / предисл. С.В. Высоцкого. – 639 с. Т. 2 : Стихотворения. Песни театра и кино. Поэма. Проза и драматургия. – 544 с. – Алф. указ.: с. 513 – 533. – Библиогр.: с. 534 – 537.

 

8. Такова уж воровская доля... // Владимир Высоцкий. Официальный сайт Фонда В.С.Высоцкого / Песни и стихи Высоцкого / Произведения других авторов, исп. Высоцким / Маша Школьникова – 1995-2005.

Режим доступа: http://www.kulichki.com/vv/pesni/other/takova-uzh-vorovskaya-dolya.html

 

9. Сёмин Андрей Борисович. «Чужие» песни Владимира Высоцкого. – Воронеж: «Эхо», 2012. – 296 с.

 

10. Михаил Ножкин: Заборы // Газета «Прогноз развития», № 11(39), декабрь 2009 г.

 

11. Течет реченька / Течет речечка по песочечку // a-pesni. Песенник анархиста-подпольщика.

Режим доступа: http://a-pesni.golosa.info/popular20/tetchretchka.htm

 

 

Фонограммы и видеоматериалы

 

mp3-фонограммы из фонотеки Владимира Чейгина и Ивана Водина: 01_0294_01.mp3 – 01_0294_10.mp3,

01_0294_01_1.mp3, 01_0294_04_1.mp3, 01_0294_08_1.mp3, 01_0294_10_1.mp3 - см. [1]

 

avi-видеоматериалы «Владимир Высоцкий (съёмка польского ТВ 1967 г., съёмка у Ивашова и Светличной)» - см. [3]

 

Документальный фильм «Владимир Высоцкий. Неизвестный, которого знали все...» - см. [4]

 

Документальный фильм «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. “Дорожная история”» -

см. [5]

 


Приложение 1. Дом 7 по 2-й Фрунзенской улице

 

 


Приложение 2. Кадры польской кинохроники из архива Студии документальных фильмов в Варшаве («Wytwornia Filmow Dokumentalnych i Fabularnych», WFDiF)

 

 

Источник: [3]

 


Приложение 3. Структура аудио/видеоряда фрагмента документального фильма «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. “Дорожная история”», относящегося к съёмкам в Москве в квартире Владимира Ивашова и Светланы Светличной в июле 1967 г. (см. [5])

 

00:12:20-00:16:33           Съёмка 1967 г. (июль). В Москве в квартире Владимира Ивашова и Светланы Светличной.

Видеоряд:

00:00:50-00:01:09            (Без звука) Светличная, Высоцкий, Абрамова, Ивашов, Губенко, Ялович за столом. Светличная говорит в кадр.

 

00:01:09-00:01:29            (Голос диктора по-польски: Наконец-то нас пригласили в московскую квартиру на вечеринку, без которой невозможно получить представление о молодой Москве. Наши хозяева — актёр Владимир Ивашов, известный по фильму «Баллада о солдате», и его жена, тоже киноактриса, Светлана Светличная.) Собравшиеся приветствуют нового гостя; Высоцкий передаёт гитару Губенко.

 

00:01:29-00:02:30            Губенко, исполняющий песню «Такова уж воровская доля». (На строки 5, 6 наложен голос диктора по-польски: Николай Губенко, сыгравший в фильме «Мне двадцать лет». Баллада о братской доле и о соловьях, которые сидят в клетках.)

2                  В нашей жизни всякое бывает:

...

8                  Только соловьи - сидим по клеткам. [повтор]

 

00:02:32-00:03:41            Высоцкий, исполняющий песню «На братских могилах». (Перед началом исполнения и с наложением на строку 1 — голос диктора по-польски: Поёт Владимир Высоцкий — актёр Театра на Таганке, поэт и исполнитель своих песен.)

1                  На братских могилах не ставят крестов,

...

16               Но разве от этого легче?.. [повтор]

 

00:03:42-00:04:32            Ивашов, исполняющий песню «Обожаю я природу». (На строку 15 наложен голос диктора по-польски: Владимир Ивашов: «Зачем людям нужны заборы?»)

1                  Обожаю я природу:

...

18               Заборов у нас <…>

 

00:04:32-00:04:36            (Звучит окончание строки 18: ...не будет.) С. Светличная (крупный план).

 

00:04:36-00:05:46            Губенко, исполняющий песню «Течёт речечка по песочечку».

11               <…> а ты напейся воды холодненькой — [повтор]

...

16               Ночью наслаждался. <…> [повтор]

 

00:05:47-00:07:01            Высоцкий, исполняющий песню «А у дельфина». (Перед началом исполнения — голос диктора по-польски: Ещё раз Высоцкий. Его собственная песня о порванном парусе.)

1                  А у дельфина

...

30               Каюсь! Каюсь! Каюсь!

 

00:07:02-00:08:03            Высоцкий, исполняющий песню «Я спросил тебя: “Зачем идёте в гору вы?”».

1                  Я спросил тебя: “Зачем идёте в гору вы? —

...

12               Но не обиделся, а приговаривал:

<...>

 

00:08:03-00:08:18            Крупные планы: Светличная, Губенко, Абдулов.

(Фонограмма: отрывок исполнения песни «Я спросил тебя: “Зачем идёте в гору вы?”» - из другого выступления!)

 

00:08:57-00:09:16            Крупные планы: Абдулов, Светличная, Абрамова.

(Фонограмма: отрывок исполнения песни «Я спросил тебя: “Зачем идёте в гору вы?”» - из другого выступления!)

 



<<< К списку стенограмм