<<< К списку стенограмм

Театр драмы и комедии на Таганке. Сцена из спектакля «Жизнь Галилея»

г. Москва, ул. Чкалова, д. 76

Декабрь 1975 г.

 

Стенография: Виталий Рыбин

Дополнения и уточнения: Евгений Донченко

(редакция: 6 октября 2013 г.)

 

 

Стенограмма

 

[Высоцкий:] Это всё — на том же месте.

 

[Мужской голос, неразборчиво]

 

[Высоцкий:] И кончается это так: «Андреа(1), установи́те латунное зеркало и экран, мы получим... Чтобы... Это твой метод, Андреа!..

 

[Мужской голос:] Так...

 

[Высоцкий:] ...Нравится тебе моё... Оно [неразборчиво

 

<...>

 

[Мужской голос:] Предупреди меня, что, мол, начали...

 

[Высоцкий:] Да — «мотор» я скажу...

 

[Мужской голос:] Не прячтесь за кулисами...

 

[Высоцкий:] Пожалуйста, сделайте тишину на минуточку, да! Потому, что... И не ходите здесь.

 

[Мужской голос:] Фонограмму давай, Володя.

 

[Мужской голос:] Да, да, да.

 

[Мужской голос:] Да, конечно. Да, да, пожалуйста.

 

[Мужской голос:] Да, да.

 

[Высоцкий:] Сейчас не проходи́те.

 

<...>

 

[Высоцкий?:] «Лёд, лохань, иглу»... И музыку включи́те. Не забудешь?

 

[Мужской голос:] Не суетиться...

 

[Высоцкий:] Она спрашивала...

 

[Мужской голос:] «Лёд, лохань, иглу»... И скажу всё, да. Однозначно...

 

[Высоцкий:] Значит, начинается с... с этого самого, и я скажу: «Какие ещё новости в святом городе». А ты ставь эти бокалы пока — я буду...

 

[Мужской голос:] Чуть-чуть левее...

 

<...>

 

[Высоцкий – Галилей(1):] Ну, а какие ещё новости в святом городе, если не считать надежд на мои будущие прегрешения?

 

[Щербаков – Людовико(1):] Ну, вы, конечно, слышали, что святейший отец умирает?

 

[Золотухин – маленький монах(1):] О!

 

[Высоцкий – Галилей:] Известно, кто будет преемником?

 

[Щербаков – Людовико:] Большинство называет Барберини(2).

 

[Высоцкий – Галилей:] Барберини.

 

[Погорельцев – Андреа:] Господин Галилей знаком с Барберини.

 

[Золотухин – маленький монах:] Кардинал Барберини математик.

 

[Филатов – Федерцони(1):] Учёный на папском престоле!

 

[Высоцкий – Галилей:] Итак, теперь им нужны такие люди, как Барберини, люди, которые смыслят в математике. Федерцони, мы ещё доживём до времени, когда не придётся оглядываться, как преступнику, утверждая, что дважды два — четыре. [К Людовико] Мне по вкусу это вино, что ты думаешь о нём?

 

[Щербаков – Людовико:] Хорошее вино.

 

[Высоцкий – Галилей:] Я знаю этот виноградник. Он расположен на крутом каменистом склоне, и ягоды почти синие. Люблю это вино.

 

[Щербаков – Людовико:] Да, сударь.

 

[Высоцкий – Галилей:] В нём есть легкие оттенки. Оно почти сладкое, но именно только «почти». Андреа, Федерцони, Фульганцио(1): уберите всё это — лёд, лохань, иглу.

 

[Золотухин – маленький монах? Погорельцев – Андреа?:]

Писание гласит: она недви́жима; послушно

Профессора твердят...(3)

 

[Высоцкий – Галилей:] Я ценю утехи плоти. Я не терплю трусливых душонок, которые называют их слабостями. Я говорю вам: наслаждаться тоже нужно уметь.

 

[Золотухин – маленький монах:] Что вы хотите делать?

 

[Высоцкий – Галилей:] Я знаю, почему твоя мама послала тебя ко мне. Барберини — папа! Теперь наука станет страстью, а исследования — наслаждением. Клавиус(4) прав, эти солнечные пятна очень меня интересуют. Андреа, установи́те латунное зеркало и экран! Мы получим на нём изображение Солнца, чтобы пощадить наши глаза. Это твой метод, Андреа. Нравится тебе моё вино, Людови́ко?

 

[Щербаков – Людовико:] Да, нравится.

 

[Высоцкий – Галилей:] В самом деле нравится. И ты пойдёшь настолько далеко, что примешь моё вино и мою дочь, не требуя, чтобы я отказывался от своего призвания? Что общего между моей астрономией и моей дочерью? Фазы Венеры ведь не меняют форм её ягодиц, а?

 

[Ульянова – госпожа Сарти(1):] Не говорите таких гадостей. Я сейчас позову Вирджинию(1).

 

[Щербаков – Людовико, удерживает её:] Госпожа Сарти, господин Галилей. Бракосочетания в таких семьях, как моя, заключаются не только на основании плотских влечений. В своё время в Риме вы давали подписку, что не будете вмешиваться в эти споры о вращении Земли вокруг Солнца.

 

[Высоцкий – Галилей:] А, значит, все эти восемь лет тебе запрещали жениться на моей дочери, пока я не пройду испытательный срок? Но тогда ведь у нас был папа-реакционер!

 

[Ульянова – госпожа Сарти:] Был! Был! Да его святейшество ещё даже не умер!

 

[Высоцкий – Галилей:] Почти, почти умер. Андреа!

 

[Погорельцев – Андреа:] Да, господин Галилей!

 

[Высоцкий – Галилей:] Нанесите на экран сетку меридианов и параллелей. Мы будем исследовать систематически.

 

<...> [См. «Приложение 2»]

 

[Золотухин – маленький монах, у приборов:] <...>м папой будет просвещённый человек.

 

[Высоцкий – Галилей:] Итак, мы приступаем к наблюдению над солнечными пятнами, которые нас интересуют, приступаем на свой страх и риск, не слишком надеясь на покровительство нового папы. Я вовсе не собираюсь доказывать, что был прав до сих пор; я только хочу проверить, был ли я прав. Я говорю вам: «Оставь надежду всяк сюда входящий»(5) — сюда, где исследуют. Мы будем всё снова и снова подвергать сомнению. И мы не помчимся семимильными шагами в сапогах-скороходах, нет, мы будем продвигаться со скоростью улитки. И то, что мы обнаружим сегодня, мы завтра зачеркнём и только тогда запишем снова, когда обнаружим то же самое ещё раз. И особенно недоверчивы мы будем, обнаруживая именно то, что бы нам хотелось. Итак, мы приступаем к наблюдению над Солнцем с твёрдой решимостью доказать неподвижность Земли! И только если это нам не удастся и мы будем окончательно и безнадёжно разбитыми, то, зализывая раны, в самом печальном состоянии мы спросим себя: а не́ были ли мы всё-таки пра́вы, а не вращается ли всё-таки Земля? Я должен, должен узнать!

 

[Высоцкий:] Всё.

 

<...>

 

 

Примечания и комментарии

Спектакль «Жизнь Галилея» поставлен Юрием Петровичем Любимовым по одноимённой пьесе Бертольда Брехта в сотрудничестве с Маргарет Штеффин (Bertolt Brecht, Margarete Steffin «Leben des Galilei») в переводе Льва Зиновьевича Копелева (стихи — в переводе Давида Самойлова). Художник спектакля — Энар Георгиевич Стенберг. Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Премьера состоялась 17 мая 1966 г. [1]

В декабре 1975 г. на сцене Театра драмы и комедии на Таганке состоялись съёмки сцены из спектакля для документального фильма «У Володи» телекомпании «WDR» [ФРГ; режиссёр Хорст Шварцингер (нем. Horst Schwartzinger)]. В сцене «Кабинет Галилея во Флоренции» [2] принимали участие В. С. Высоцкий, В. С. Золотухин(6), В. А. Погорельцев(7), И. И. Ульянова(8), Л. А. Филатов(9) и Д. А. Щербаков(10) — см. Приложение 1. Оператором предположительно являлся Ю. Д. Королёв(11). [3] Часть отснятого материала была использована в передаче «Welt Spiegel» («Зеркало мира»), показанной в ФРГ по телеканалу «WDR» в феврале 1976 г. [4, 5] Видеоматериалы, относящиеся к данной записи, опубликованы в нескольких изданиях. [5, 6] О судьбе фильма «У Володи» у публикатора сведений нет.

      Представленная здесь стенограмма основана на фонограмме «01_0169_01.mp3» из архива В. Чейгина, И. Водина. [3] Продолжительность аудиозаписи — 4 минуты 57 секунд. Ближе к концу имеется разрыв (см. “<...>” в стенограмме). Судя по объёму текста пьесы (см. «Приложение 2»), утерян фрагмент продолжительностью в 370-380 секунд. Таким образом, можно предполагать, что общая продолжительность исходной съёмки составляла 667-677 секунд, то есть, 11 минут 7-17 секунд.

Фрагменты записи, которые сопровождаются видеорядом, выделены в стенограмме жирным текстом. Из доступных публикатору, наиболее полно киносъёмка представлена на неофициальном компакт-диске творческого объединения «Ракурс». [7] Места явных перерывов записи в публикуемой стенограмме обозначены, как <...>.

 

 

(1) Действующие лица и исполнители:

• Андреа Сарти — ученик Галилея. Исполнитель — В. А. Погорельцев.

 Галилео Галилей (итал. Galileo Galilei; 15 февраля 1564, Пиза — 8 января 1642, Арчетри) — итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Своими экспериментами Галилей заложил фундамент классической механики. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело его к серьёзному конфликту с католической церковью. («ВикипедиЯ») Исполнитель — В. С. Высоцкий.

• Людовико Марсили — ученик Галилея, жених его дочери. Исполнитель — Д. А. Щербаков.

• Фульганцио, маленький монахученик Галилея. Исполнитель — В. С. Золотухин.

• Федерцонишлифовальщик линз, помощник Галилея. Исполнитель — Л. А. Филатов.

• Госпожа Сарти — экономка Галилея, мать Андреа Сарти. Исполнительница — И. И. Ульянова.

• Вирджиния — дочь Галилея, невеста Людовико Марсили.

 

(2) “Барберини”. Маффео Барберини (итал. Maffeo Barberini; 5 апреля 1568, Флоренция – 29 июля 1644, Рим). Получил юридическое образование, затем выполнял функции апостольского нунция в Париже. В 1606 г. получил кардинальскую шапку и епископскую кафедру в Сполето. В 1623 г. взошёл на папский трон под именем Урбана VIII (лат. Urbanus PP. VIII).

 

(3) “Писание гласит: она недви́жима; послушно / Профессора твердят”. В пьесе песенку напевает Андреа Сарти [2], а в разыгранной сцене — по-видимому, Фульганцио (В. С. Золотухин).

 

(4) “Клавиус”. Христофор Клавий (нем. Christophorus Clavius; 25 марта 1537, Бамберг, Германия – 6 февраля 1612, Рим, Италия) — германский математик и астроном, которому папой Григорием XIII было поручено преобразование календаря. По существу является автором григорианского календаря.

 

(5) «Оставь надежду всяк сюда входящий» (итал. «Lasciate ogni speranza, voi ch'entrate»; букв. перевод: «Оставьте всякую надежду, вы, входящие сюда») — из «Божественной комедии» (итал. «La Commedia», позже «La Divina Commedia»; 1307-1321) Данте Алигьери (итал. Dante Alighieri; 1265–1321): надпись на вратах ада («Ад», песнь 3, строка 9). В переводе Дмитрия Егоровича Мина (1855) эта строка выглядит так [8]:

Оставь надежду всякъ, сюда идущій!

 

(6) Валерий Сергеевич Золотухин (21 июня 1941, с. Быстрый Исток, Алтайский край  – 30 марта 2013, Москва) — актёр театра и кино, народный артист России. В 1963 г. окончил ГИТИС. После окончания ГИТИСа Золотухин проработал год в Театре имени Моссовета. С 1964 по 2013 г. Золотухин являлся актёром Театра на Таганке (роли в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Герой нашего времени», «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий» и др.) С 2003 г. он был художественным руководителем Государственного молодёжного театра Алтая, а с 2011 г. — также директором и художественным руководителем Театра на Таганке. Золотухин — автор нескольких книг воспоминаний, в том числе о Высоцком. С конца 1960-х гг. он активно снимался в кино (роли в фильмах «Хозяин тайги», «Интервенция», «Бумбараш», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Маленькие трагедии» и др.).

 

(7) Валерий Александрович Погорельцев (15 июля 1940, Харьков – 4 января 2011, Москва). В 1962 г. окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Служил в Театре на Таганке, затем в театре «Содружество актёров Таганки». Снимался в кино (роли в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово!» , «Волшебный голос Джельсомино», «Хождение по мукам», «Жаворонок» и др.).

 

(8) Инна Ивановна Ульянова (30 июня 1934, Горловка, Донецкая область – 9 июня 2005, Москва) — актриса театра и кино, исполнительница комических и характерных ролей, заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии России. В 1957 г. окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина. С 1957 по 1963 гг. играла в Ленинградском государственном театре комедии, с 1964 г. — в московском Театре драмы и комедии на Таганке, с 1993 г. — в театре «Содружество актёров Таганки». Ульянова снималась в кино («Семнадцать мгновений весны», «Покровские ворота» и др.).

 

(9) Леонид Алексеевич Филатов (24 декабря 1946, Казань – 26 октября 2003, Москва) — актёр, режиссёр, поэт, публицист, народный артист России, лауреат Государственной премии России в области кино и телевидения, лауреат премий «Триумф» и ТЭФИ. В 1969 г. окончил актёрский факультет Театрального училища им. Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой и Л. М. Шихматова) и стал актёром московского Театра на Таганке. С 1985 по 1987 г. служил в театре «Современник», затем вернулся в «Таганку». Играл в спектаклях «Павшие и живые», «Гамлет», «Жизнь Галилея» и др. В 1993 г. вместе с другими актёрами создал творческое объединение «Содружество актёров Таганки». Филатов занимался литературным творчеством, писал стихи, пародии на известных советских поэтов. С 1960-х гг. писал песни в соавторстве с Владимиром Андреевичем Качаном. Филатов — автор сценария, режиссёр и исполнитель одной из ролей фильма «Сукины дети».

 

(10) Дальвин Александрович Щербаков (род. 26 августа 1938, г. Тайга Кемеровской области) — актёр театра и кино, заслуженный артист России. В 1966 г. окончил ВГИК (мастерская Б. Чиркова, Я. Сегеля, Б. Бабочкина). С 1965 г. — актёр московского Театра драмы и комедии на Таганке. В кино — с 1963 г. («Первый троллейбус», «Доживём до понедельника» и др.).

 

(11) Юрий Дмитриевич Королёв (1923, Москва – 8 ноября 1994, Московская область) — фотокорреспондент и фотохудожник. Со школьной скамьи ушёл добровольцем на фронт, был оператором фронтовой кинохроники. После демобилизации из армии в 1951 г. закончил операторский факультет ВГИКа. С 1951 г. — сотрудник отдела фотохроники журнала «Советский Союз», где проработал более 30 лет. Позднее Королёв руководил отделом иллюстрации журнала «Деловые люди». Он был участником и членом жюри многочисленных фотовыставок в СССР и за рубежом. Трагически погиб в 1994 г. Подробнее — см.  [9, 10]

 

 

Литература

 

1. История. Жизнь Галилея // Театр на Таганке / Спектакли / Жизнь Галилея / Редактор сайта Светлана Сидорина. Режим доступа: http://taganka.theatre.ru/history/performance/life_of_galilei/

 

2. Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. т. 2. – М.: «Искусство», 1963 // Электронная библиотека WebReading / Брехт Бертольд / Жизнь Галилея.

Режим доступа: http://readr.ru/bertold-breht-ghizn-galileya.html

 

3. г. Москва /ул. Чкалова, 76/, Театр драмы и комедии на Таганке, Съёмка  с/п ТнТ "Жизнь Галилея" телекомпанией  WDR  ФРГ для документального фильма "У Володи" / Код: 01_0169 // Владимир Высоцкий. Когда? Где? Кто? Электронный Каталог / Ivan Vodin, Владимир Чейгин.

Режим доступа: http://vv.uka.ru/km/russ/page/phonogramm_01/0100--/0169/0_spisok.html

 

4. Сообщение Игоря Рахманова от 11 мая 2010 (№94; 12:46) // Форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» / Творчество /  Аудио и видео Высоцкого / Видеозаписи Высоцкого.

Режим доступа: http://vysotsky.ws/index.php?showtopic=32&view=findpost&p=12901

 

5. Документальный фильм «Мне есть, что спеть... Часть 1» (творческое объединение «Ракурс», 2003; MOROZ Records, MR 04003 DVD; 2004).

Участник “Leha_torrents”. В.Высоцкий, "Мне есть, что спеть...", 3 Части (ЧАСТЬ 1) // Форум «rutracker.org» /  DVD и HD Video / Документальные (DVD). Режим доступа:  http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=29088.

 

6. Документальный фильм «Гамлет с Таганской площади» (творческое объединение «Ракурс»; MOROZ Records, OMd 08105 DVD; 2008).

Участник “ jd250872jd”. Владимир Высоцкий - Гамлет с Таганской площади // Форум «rutracker.org» /  DVD и HD Video / Документальные (DVD). Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1382795.

 

7. «Видеоархив. Часть 1» (неофициальный компакт-диск творческого объединения «Ракурс»).

Участник “seeder”. Владимир Высоцкий. Архивные видеозаписи Диск 1. Съёмки 1962-1980 годов // Владимир Высоцкий. Народная фонотека / Документальные съемки / Игорь Антонов.

Режим доступа: http://vv.uka.ru/forum/viewtopic.php?t=253.

 

8. Адъ Данта Алигіери. Съ приложеніемъ комментарія, матеріаловъ пояснительныхъ, портрета и двухъ рисунковъ. / Перевёлъ съ италіянскаго размѣромъ подлинника Дмитрій Минъ. – Москва: Изданіе М. П. Погодина. Въ Университетской Типографіи, 1855.

Перепечатано в: Божественная комедия (Данте/Мин)/ДО // Викитека. Режим доступа:

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F_(%D0%94%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5/%D0%9C%D0%B8%D0%BD)/%D0%94%D0%9E

 

9. Перевозчиков, В. К. Неизвестный Высоцкий. – М.: Вагриус, 2005.

 

10. Фронтовой корреспондент Юрий Королев (9 апреля 2010 г.) // Союз журналистов Москвы / К 65-летию Великой Победы. Режим доступа: http://ujmos.ru/index.php?id=154&print=1&no_cache=1.

 

 

Фонограммы и видеоматериалы

 

mp3-фонограмма из фонотеки В. Чейгина, И. Водина: 01_0169_01.mp3 - см. [3]

 

Компакт-диск «Видеоархив. Часть 1» (неофициальный компакт-диск творческого объединения «Ракурс») - см. [7]

 

Документальный фильм «Мне есть, что спеть... Часть 1» - см. [5]

 

Документальный фильм «Гамлет с Таганской площади» - см. [6]

 


Приложение 1. Сцены из спектакля «Жизнь Галилея».

 

 

Источник: кадры киносъёмки для телекомпании «WDR» (ФРГ). [6, 7]

 

 

Приложение 2. Текст фрагмента пьесы, который не сохранился на фонограмме 01_0169_01.mp3

(публикуется по [2])

 

Галилей. <…> И тогда уж мы сможем отвечать на их письма. Не так ли, Андреа?

 

Госпожа Сарти. «Почти»! По пятьдесят раз он взвешивает свои кусочки льда, но слепо верит во всё, что ему нравится!

 

 Ученики устанавливают экран.

 

Людовико. Если его святейшество умрёт, господин Галилей, то следующий папа — кто бы он ни был и как бы велика ни была его любовь к наукам — должен будет считаться и с тем, как велика любовь к нему со стороны знатнейших семейств Италии.

 

Маленький монах. Бог создал физический мир, Людовико; бог создал человеческий мозг; бог разрешит физику.

 

Госпожа Сарти. Галилео, а теперь послушай меня. Я видела, как мой сын погряз в грехах со всеми этими «экспериментами», «теориями», «наблюдениями», и я ничего не могла поделать. Ты восстал против властей, и они уже однажды тебя предостерегли. Самые высокие кардиналы увещевали тебя, заговаривали, как больного коня. На какое-то время это помогло, но вот два месяца назад, сразу после благовещенья, я тебя поймала на том, как ты украдкой опять начал свои «наблюдения». На чердаке. Я ничего не сказала, но я всё поняла. Я побежала в церковь, поставила свечку святому Иосифу. Но это уже выше моих сил. Когда мы бываем с тобой вдвоём, ты рассуждаешь довольно здраво, говоришь, что не должен так себя вести, потому что это опасно. Но стоит тебе дня два повозиться с твоими «экспериментами», и всё опять как было. Если уж я лишаю себя вечного блаженства, потому что не расстаюсь с тобой, еретиком,— это моё дело, но ты не имеешь права растаптывать своими ножищами счастье твоей дочери!

 

Галилей (ворчливо). Принесите телескоп!

 

Людовико. Джузеппе, отнеси вещи обратно в карету.

 

Слуга уходит.

 

Госпожа Сарти. Она этого не вынесет. Можете сами сказать ей! (Убегает, не выпуская из рук кувшина.)

 

Людовико. Как я вижу, вы уже всё приготовили. Господин Галилей... Мы с матерью большую часть года живём в имении в Кампанье и можем засвидетельствовать вам, что наших крестьян никак не беспокоят ваши трактаты о спутниках Юпитера. У них слишком тяжёлая работа в поле. Однако их могло бы встревожить, если бы они узнали, что остаются безнаказанными легкомысленные посягательства на священные устои церкви. Не забывайте, что эти жалкие существа в своём полуживотном состоянии всё путают. Они ведь почти животные, вы вряд ли даже можете себе это представить. Услышав, будто где-то на яблоне выросла груша, они удирают с работы, чтобы почесать языки.

 

Галилей (заинтересован). Вот как?

 

Людовико. Они — животные. Когда они приходят в имение жаловаться на какой-либо вздор, мать вынуждена приказывать, чтобы на их глазах отхлестали бичом одну из собак, чтобы напомнить им о послушании, порядке и вежливости. Господин Галилей, выглядывая из дорожной кареты, вы, может быть, иногда замечали поля цветущей кукурузы. Вы, ни о чём не думая, едите наши оливки и наш сыр и даже не представляете себе, сколько труда нужно, чтобы их получить, какой бдительный надзор требуется.

 

Галилей. Молодой человек, когда я ем оливки, я вовсе не перестаю при этом думать. (Грубо.) Ты меня задерживаешь. (Кричит ученикам.) Ну что, установили экран?

 

Андpea. Да, вы идёте?

 

Галилей. Ведь вы хлещете не только собак, добиваясь послушания? Не так ли, Марсили?

 

Людовико. Господин Галилей, у вас великолепный мозг. Жаль его!

 

Маленький монах (изумленно). Он угрожает вам!

 

Галилей. Да. Ведь я мог бы смутить его крестьян, возбудить новые мысли у них, у его слуг, у его управителей.

 

Федерцони. Но как? Ведь никто из них не знает латыни.

 

Галилей. Я ведь мог бы писать на языке народа, понятном для многих, а не по-латыни для немногих. Для новых мыслей нужны люди, работающие руками. Кто ещё захочет понять причины вещей? Те, кто видит хлеб только на столе, не желают знать о том, как его выпекают. Эта сволочь предпочитает благодарить бога, а не пекаря. Но те, кто делает хлеб, поймут, что ничто в мире не движется, если его не двигать. Твоя сестра, Фульганцио, которая работает у пресса, выжимающего оливки, не станет удивляться и, вероятно, даже посмеётся, когда услышит, что Солнце - это не позлащённый герб, а рычаг и что Земля движется потому, что её двигает Солнце.

 

Людовико. Вы навсегда останетесь рабом своих страстей. Извинитесь за меня перед Вирджинией — я полагаю, будет лучше, если я её не увижу.

 

Галилей. Приданое в вашем распоряжении в любое время.

 

Людовико. Всего хорошего. (Уходит.)

 

Андреа. Кланяйтесь от нас всем Марсили!

 

Федерцони. Которые приказывают Земле стоять неподвижно, чтобы их замки не свалились!

 

Андреа. И всем Ченчи и Виллани!

 

Федерцони. И Червилли!

 

Андреа. И Лекки!

 

Федерцони. И Пирлеоии!

 

Андреа. Всем, кто целует папе ноги, только если он ими топчет народ!

 

Маленький монах (у приборов). Новы<...>

 



<<< К списку стенограмм