- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 24.05.2016 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2016)

Владимир Высоцкий
в телевизионных спектаклях

        В качестве актёра телевизионного жанра Высоцкий выступил всего два раза. Оба спектакля оказались неудачными, роли Высоцкого – весьма небольшими. Кроме самых дотошных знатоков его биографии, вряд ли кто-то сегодня помнит о тех давних постановках. Тем не менее, в биографии Высоцкого они были, а потому я решил обобщить ранее известную информацию и, если повезёт, отыскать что-то новое.

        Первый телеспектакль с участием Высоцкого снимался в мае 1961 года. Это была постановка по роману Михаила Бубеннова "Орлиная степь". Разумеется, с позиций сегодняшнего дня роман не стоит даже той бумаги, на которой он был напечатан, и представляет собой типичнейшее произведение времён социализма.

        ""Орлиная степь", роман о наших современниках. Главный его герой – Леонид Багрянов. Он беспредельно влюблён в жизнь, в свой труд, в человека-созидателя. У него орлиное мужество, орлиный взор, орлиный полёт мечты. Такой человек сумеет повести за собой, и он ведёт молодёжь на подвиги во имя родины, во имя счастья людей на земле".*1

        Вряд ли кто-то станет читать это сегодня, но когда-то роман был на слуху, в 1959 году по нему был создан радиоспектакль с участием Юлии Борисовой, Евгения Урбанского, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Олега Анофриева, Галины Волчек и других известных актёров. "Радиокомпозиция спектакля по одноимённому роману М.С. Бубенова (так в тексте – М.Ц.) посвящена теме послевоенного освоения малообжитых просторов Сибири", – сообщает анонс радиоспектакля, аудиозапись которого и сейчас широко доступна в интернете.*2 В 1961-м принято решение показать этот шедевр соцреализма и по телевидению.

        Автор "Орлиной степи" в истории литературы остался не этим романом и не знаменитой "Белой берёзой", которую даже в 1956 г. критиковали за "бесконфликтность", а всего лишь эпиграммой, приписываемой Э.Казакевичу и А.Твардовскому, написанной в результате пьяной драки писателя с другим прочно забытым деятелем советской литературы драматургом А.Суровым.

                        Суровый Суров не любил евреев,
                        Где только мог, их всюду обижал.
                        За что его не уважал Фадеев,
                        Который тоже их не обожал.
                        Но вышло так: сей главный из злодеев
                        Однажды в чём-то где-то не дожал,
                        И Бубеннов, насилие содеяв,
                        За ним вдогонку с вилкой побежал.
                        Певец "Березы" в ж.... драматургу,
                        Как будто иудею Эренбургу,
                        Фамильное вонзает серебро...
                        Но следуя традициям привычным,
                        Лишь как конфликт хорошего с отличным
                        Всё это расценило партбюро...

        Ставил "Орлиную степь" Леонид Аристархович Пчёлкин, ставший впоследствии одним из наиболее известных режиссёров отечественного телевизионного кино. В коридорах студии его уважительно называли "Пчеллини" и "Леонид Патриархович". Впрочем, это будет позднее, а к началу работы над инсценировкой романа за его плечами был лишь один телеспектакль да участие в картине "Поэма о море" в качестве второго режиссёра.

        "Репетировали мы примерно месяц на сцене театра имени Пушкина, и ещё доснимали дня 3-4 на натуре. Съёмки проходили в студии на Шаболовке, – рассказывал режиссёр в 1988 г.
        Хотя Володя был тогда совсем молодым актёром, но в нём ощущалась какая-то внутренняя сила и убеждённость. Помню, кто-то сказал: "А может быть, он и споёт?" Так родилась в этой сцене песня. Вечерняя сцена: колхозники сидят у костра, и Володя поёт "Белым снегом...", аккомпанируя себе на гитаре. Эту песню предложил он сам. Он так хорошо и задушевно пел, что просто украсил нам эту сцену. Кроме этого он был занят ещё в 1-2 сценах. Это были проходные эпизоды, но Володя отрабатывал их с полной творческой отдачей".*3

        Главную роль в телеспектакле сыграл Евгений Урбанский, а в одной из центральных женских ролей была занята актриса театра им. Пушкина Тамара Лякина. Логично было спросить её об участии в спектакле Высоцкого, но...

        "Я Володю там не помню вообще, – сказала мне Тамара Ивановна. – Урбанский играл с Тамарой Зябловой, а я снималась с Платовым. Там было две пары таких, а что делал Володя, я не помню. Возможно, я и не видела, потому что мы снимались порознь, по парам".*4

        Таким образом, удалось установить имена ещё двоих партнёров Высоцкого по телеспектаклю – актрисы театра им. Пушкина Тамары Михайловны Зябловой (1929-1971) и актёра театра на Малой Бронной Всеволода Николаевича Платова (1929-2004), но о роли Высоцкого никаких дополнительных подробностей узнать не удалось.

        Второй – и последний – телеспектакль с участием Высоцкого был поставлен в 1965 году. Назывался он "Комната". Пьеса написана Борисом Ермолаевым, который начинал как режиссёр, но был фактически выброшен из профессии и долгие годы боролся за своё возвращение.

        "Первый свой полнометражный фильм "Слепой дождь" он снял на третьем курсе ВГИКа. Картина была фактически запрещена в нашей стране. Вспомним: 1963 год, хрущёвско-ильичёвское совещание, "проблема отцов и детей", разгон выставки в Манеже. И гонения на кинематографистов: Марлена Хуциева с его "Заставой Ильича", Резо Эсадзе с его "Элегией", Бориса Ермолаева с его "Слепым дождём". От исключения из института спас С.А.Герасимов, и Ермолаева "сослали" на стажировку в Прагу. Смеётесь? Сослали за границу, куда поехать для советского человека всегда считалось удачей. Но пока молодой режиссёр стажировался, снимая одну часть из картины известного чехословацкого постановщика Иржи Вайса, его ровесники вовсю закладывали фундамент самостоятельной работы".*5

        В 1990-е гг. Б.Ермолаев эмигрировал в Канаду, где и живёт в настоящее время. К сожалению, он очень тяжело болен, и расспросить его возможности нет.

        О роли Высоцкого в "Комнате" мы знаем несколько больше, чем о его предыдущей телевизионной работе. Наиболее подробно рассказал о ней много лет назад участник спектакля Вениамин Смехов.

        "Вгиковец Боря Ермолаев, сразу сочинивший пьесу, сразу пробивший её, сразу взявший "лучших" артистов, пригрозил, чтобы все участники готовили манатки в Монте-Карло, ибо, даже не дойдя до первой репетиции, будущий шедевр обречен на мировое сногсшибательство. Но всё это – очень мило и даже с юмором. И репетируем мы охотно, ибо всё – впервые.
        Называлось это "Комната", и весь сюжет поместился бы в спичечную коробку: двое любят, нет квартиры; а вот и появилась, и друзья это отметили...
        Леонид Пчёлкин – режиссёр передачи – очень высоко оценивает всех любимовцев. Наш Эдик Арутюнян, как бы от автора и как бы неореалистически, но одновременно не теряя связи с сюрреализмом других сцен, что-то резюмирует на темы сюжета. А меж слов и меж умствований перед камерой поёт "Где твои 17 лет?..", и "Жил я с матерью и батей...", и что-то ещё. И даже называет Володю автором. А сам Володя тоже с нами, играет. И Люся его, прервавшая киноактёрскую судьбу двумя их сыновьями, тоже играет".*6

        "Володя играл художника, – рассказывала Людмила Абрамова. – Он был отрицательный. Он рисовал Олега Колокольникова, а картина должна была называться "Слава труду". И когда репетировали, перед Володей ставили мольберт. Володя такое рисовал, такие Колокошины портреты! А я изображала стюардессу – возлюбленную художника, более положительную, чем он. Всё было – совершенно кошкин навоз. ... [Фильм показали,] ... но совершенно напрасно. Это было, наверное, в июле 1965 года. Помню, что смотрели мы это на квартире у Юры Смирнова – таганского актёра. Но не помню, чтобы получили много радостных впечатлений".*7

        Дату показа "Комнаты" приводит в своих дневниках Ольга Ширяева: "03.07.65. По ТВ был показан спектакль "Комната" с участием таганских артистов. Был В.В.".*8 Эту информацию подтверждает и телепрограмма: "20.00 Б. Ермолаев "Комната". Премьера телевизионного спектакля. До 21.30".*9

        Анализ занятости актёра В.Высоцкого в Театре на Таганке свидетельствует о том, что 3 июля он был занят в спектакле "Десять дней, которые потрясли мир", который начинался в 19 часов. Таким образом, мы выясняем, что Высоцкий либо вовсе не видел этой своей роли, либо – в крайнем случае, если за кулисами театра был установлен телевизор, – видел отрывки из постановки.

        Главные роли в "Комнате" исполняли актёры "Таганки" Л.Комаровская и Д.Щербаков. Признаться, я рассчитывал на их воспоминания, учитывая, что главными ролями оба в театре избалованы не были.

        "Говоря откровенно, тут и рассказывать-то нечего, – сказала мне Людмила Георгиевна Комаровская. – Я помню, что мы со Щербаковым по роли любим друг друга, помню, какое красивое лицо было у Люси Абрамовой, я такого лица никогда больше не видела. А больше не запомнилось абсолютно ничего. Вы говорите, что там Володя Высоцкий играл? Не помню совершенно".*10

        "Очень смутно помню, – признался Дальвин Александрович Щербаков. – Никаких не осталось воспоминаний тёплых, как бывает: "Ох, как мы сыграли!" Это был какой-то вздор, обычная халтура. А Высоцкий разве там играл?"*11

        Я до сих пор не до конца убеждён, что обе телевизионные постановки с участием Высоцкого не сохранились. В архивах телевидения хранятся многие телеспектакли той поры, в том числе, и постановки Л.Пчёлкина, фрагменты из которых были использованы в посвящённой ему телепередаче, выпущенной в 2001 г. Разумеется, ни "Орлиная степь", ни "Комната" не представляют художественной ценности, но важны для тех, кого интересует творчество Владимира Высоцкого. К сожалению, все мои попытки подвигнуть работников российского телевидения на поиски в архивах успеха пока не принесли...

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Андреев А. Предисловие к роману "Орлиная степь", М., "Молодая гвардия", 1960.
  2. http://kinozal.me/details.php?id=1259514)
  3. Акимов Б., Терентьев О. "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы" // ж. "Студенческий меридиан", Москва. 1988 г. № 5 стр. 60.
  4. Фонограмма беседы от 22.05.2016 г.
  5. Цит. по ж. "Советский экран" 1990 г. № 18.
  6. Смехов В. Выступление в гарнизонном Доме офицеров. Новосибирск, 1981 год. Цит. по Акимов Б., Терентьев О. "Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы" // ж. "Студенческий меридиан", Москва. 1989 г. № 4 стр. 49.
  7. Интервью Л. Абрамовой В. Перевозчикову. 1987 г. Цит. по кн. Абрамова Л. "Факты его биографии", Москва. 1991 г. стр. 44-45.
  8. Ширяева Ольга (дневники). (Публикация подготовлена при участии В.Громова), http://otblesk.com/vysotsky/taganka.htm
  9. Цит. по газ. "Известия", 3 июля 1965 г. стр. 4.
  10. Фонограмма беседы от 8.08.2012 г.
  11. Фонограмма беседы от 9.12.2014 г.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум