На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
публикуется впервые - 3.09.2015 г. (дополнена 18.07.2017 г.)
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2015-2017)
"Точка отсчёта"
Фильм "Точка отсчёта", снимавшийся в 1978-1979 годах на "Беларусьфильме" и вышедший на экраны в 1980-м (премьера состоялась 4 мая в минском кинотеатре "Октябрь"), получился, на мой взгляд, самым неудачным фильмом Виктора Турова.
Картина эта про армейскую службу, про солдат и офицеров. Хорошая тема, но совершенно беспомощный сюжет с массой надуманных, нереальных ситуаций. В фильме на "Вы" обращаются не только солдаты к офицерам, что естественно, и даже не только офицеры к солдатам (чего в жизни не бывает), но даже и солдаты друг к другу, что уже низводит фильм до уровня балагана и ненаучной фантастики.
Картина оказалась совершенно не такой, как планировалась в начале работы. Да и песни Высоцкого во многом оказались, что называется, притянутыми за уши.
"Мы вас ждём" ("Так случилось – мужчины ушли...") и "Песня о двух красивых автомобилях" звучат в исполнении Марины Влади, "Затяжной прыжок" – в исполнении самого Высоцкого. Вот только в картине они совершенно не к месту. Военная песня "Так случилось – мужчины ушли..." звучит на титрах фильма, когда идёт показ учений явно мирного времени. Слова
"Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомлённых, не целых, любых!
Лишь бы не пустота похоронных,
Не предчувствие их", –
звучат по меньшей мере странно...
"Песня о двух красивых автомобилях" исполняется, когда герои просто едут в такси. Даже намёка на какую-то драму нет в этом эпизоде!
Песня "Затяжной прыжок", которую в картине поёт сам автор, там и вообще ни к селу, ни к городу. Никаких парашютов и в помине нет, а учения идут на земле. Солдаты бегут, стреляют, водят автомобили – но при чём тут
"Но рванул я кольцо на одном вдохновеньи
Как рубаху от ворота или чеку..."?
Песни "Белый вальс", написанной специально для "Точки отсчёта" в картине и вовсе нет. Почему не вошла в фильм великолепная песня Высоцкого? Почему картина оказалась такой неинтересной и, по сути, лишённой внутреннего стержня? Проанализируем имеющуюся информацию.
Вспоминал режиссёр Виктор Туров:
"Я начал работать над картиной "Точка отсчёта". И тут он (Высоцкий – М.Ц.) вдруг предложил мне уже готовые песни, хотя и не все в тему. Картина имела рабочее название "Белый вальс", и я его единственно попросил написать песню именно "Белый вальс". На эту тему мы очень много разговаривали, какая требуется песня. Работал он над песней довольно долго, трудно и мучительно. Периодически звонил по телефону, напевал мелодию. Он обещал два раза приехать к нам на площадку. Первый раз, когда мы снимали в Витебске, и второй раз – в Смоленске. И оба раза у него не получилось. Он извинился и через ассистента передал мне звуковое письмо с песней".*1
Комментарий к звуковому письму звучит не вполне понятно. "Значит, что я считаю... Конечно, под это ты снимать никак не можешь, Витюша... Это нужно обязательно, чтобы композитор взял.
Вот. Самое точное вот что я тебе говорю: самое точное – это... Или пускай он выберет, что ему понравится и сделает все три куплета так. Ты сам мне должен позвонить и сказать, какой тебя больше устраивает припев, потому что я тогда чуть-чуть поменяю мелодию. Ты понял меня, Витя?!"*2
Звукооператор картины Борис Шангин вспоминает о работе с песней на "Беларусьфильме":
"Стали мы ваять буквально из комка глины этот "Белый вальс". Мы провели в ателье, два или три раза пытались. Высоцкий напевал, импровизировал. У него там была заготовлена эта тема, что наступает момент в жизни, когда офицер должен уйти в неизвестность, в "горячие" точки, как сейчас говорят.
У нас была оркестровая фонограмма, оркестр радио из филармонии И под неё работали".*3
Если мы посмотрим "Точку отсчёта" сейчас, то увидим, что "Белый вальс" вставить в имеющийся материал просто некуда. Но ведь писал его Высоцкий именно в эту картину! Давайте попробуем на основании имеющихся протоколов посмотреть, каким же фильм планировался изначально.
На заседании художественного совета ПТО художественных фильмов от 3 июля 1978 года (то есть, до начала съёмок, которые, согласно протоколам "Беларусьфильма" проходили с 18 сентября 1978 г. по 28 января 1979 г.) Виктор Туров сказал: "По поводу вальса. Если внимательно прочесть режиссёрский сценарий, то можно увидеть, что его мелодия возникает с первых кадров будущего фильма, с разными вариантами проходит через весь фильм и выливается в кульминационную смысловую сцену "Белового вальса"".*4
Однако, в протоколах Худсовета от 15 февраля 1979 г. и 30 марта 1979 г. "Белый вальс" не упоминается вовсе. Очевидно, от режиссёрского сценария мало что осталось. Это подтверждается словами Б.Шангина:
"Но в монтаж не вошёл (имеется в виду – не вошла песня – М.Ц.). И тема картины изменилась немножко, она стала не прощальной картиной офицерской судьбы... А она стала десантным боевиком. Порезали. Там основной конфликт, когда подрались солдаты, до смертоубийства дошло на учении – и исчез главный узел. А остальное осталось. ...Получился такой неизвестно про что фильм".*5
Из письма № 1/276, отправленного в апреле 1979 г. из Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам Госкино СССР:
"... Серьёзные претензии были высказаны в адрес музыкальной партитуры фильма. В частности, из трёх песен, звучащих в картине, одну (об автомобилях, уходящих из города) следует вообще исключить, как явно не соответствующую смыслу происходящего (на мой взгляд, очень здравое суждение – М.Ц.) Песню, исполняемую Высоцким, следует при перезаписи несколько смягчить по интонациям (а вот с этим согласиться никак нельзя. "Восходящие потоки" – сильная мужская песня. Как и, главное, зачем её смягчать? – М.Ц.).*6
Как оказались в картине песни в исполнении Марины Влади и Владимира Высоцкого? Об этом я получил два свидетельства от людей, имевших непосредственное отношение к "Беларусьфильму".
Костюмер студии Алла Грибова, работавшая с Высоцким на фильме "Я родом из детства", сказала:
"Володя приезжал к Турову во время съёмок. Я на той картине не работала, поэтому регулярных встреч у нас не было. Помню, что приезжал он несколько раз вместе с Мариной Влади, и она даже пела в картине. Директором фильма был Семён Исаакович Тульман, и он боялся, что она потребует большие деньги, поэтому он её попросил написать, что она будет петь для картины, но без гонорара. Так что существовала такая расписка, об этом все на студии знали".*7
Цитировавшийся выше Борис Шангин подтверждает слова А.Грибовой:
"Они как раз приехали с Мариной из Парижа. (Этот приезд был 16 апреля 1979 г.) Я пришёл в ателье звукозаписи, Виктор (Туров – М.Ц.) представил меня. Мне очень понравилось, как звучали песни из динамиков. Марина говорит: "Ой, как здорово звучит!" Я ещё подумал: "Да не может быть, чтоб звучало лучше, чем в Париже".
М.Ц. – Были ли у В.Турова проблемы с утверждением этих песен Высоцкого?
Б.Ш. – Ходили слухи, что Политуправление Советской армии было против песен Высоцкого. Ещё знаю, что Высоцкий и Влади не взяли ни копейки гонорара с условием, что их имена будут в титрах".*8
"Сейчас в новой его (В.Турова – М.Ц.) картине снова звучат мои песни в моём исполнении и в исполнении моей жены. На русском языке она поёт мои вещи", – рассказывал Высоцкий минской публике в июне 1979 года.*9
Через два месяца в том же Минске Высоцкий говорил: "Вот сейчас выйдет фильм новый Виктора Турова, который называется не то "Взлёт"... По-моему, ещё одно у него название – "Белый вальс". Там будут звучать три моих вещи. Они прежние, но их почти никто не знает из-за того, что я их писал для пластинки. Причём две из них будут исполняться моей супругой, моей женой. Она будет петь эти песни в этой картине. Мы записали этот диск пять лет назад и всё воюем, чтобы он вышел, – он никак не выйдет".*10
"Я очень рекомендую её (картину – М.Ц.) поглядеть. Не из-за того, что там звучат мои песни, а, по-моему, просто очень удачно сделана о современных десантниках картина".*11
Высоцкий успел "Точку отсчёта" увидеть, о чём рассказал в одном из интервью Виктор Туров:
"Когда он приехал в Минск на свою концертную гастроль (в августе 1979 г. – М.Ц.), позвонил мне домой и первым делом пожаловался, что у него у гостиницы "Минск" кто-то проколол шину. Потом попросил, чтобы, если есть возможность, часа в четыре дня организовать ему показ на киностудии некоторых частей моей картины "Точка отсчёта", в которых звучали его песни, а также моего раннего фильма "Звезда на прялке" по сценарию Гены Шпаликова".*12
На широкий экран картина вышла уже после смерти Владимира Высоцкого. На кинофестивале в Душанбе, проходившем в апреле 1980 года (ещё до премьерного показа), картина получила приз за лучший военно-патриотический фильм. Узнал ли об этом Высоцкий, судить не берусь.
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|