На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
публикуется впервые - 31.01.2015 г. (дополнено 27.12.2015 г.)
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2015)
"Иван да Марья"
Не существует ни одного свидетельства того, как Высоцкий оценивал снятый на киностудии имени Горького фильм режиссёра Б.Рыцарева "Иван да Марья".
Своим участием в этой картине Высоцкий, безусловно, доволен не был. Это была неудача, которая произошла вовсе не по его вине. Он написал для картины четырнадцать песен. В картину попало только семь из них, – и при этом ни одна не вошла целиком! Хоть и была изначально договорённость, что не все песни войдут в фильм, но, надо полагать, автор никак не рассчитывал, что использованы будут одни отрывки, да ещё и с переставленными строфами.
О работе Высоцкого в этой картине существует очень немного свидетельств. Самое важное из них принадлежит режиссёру-постановщику картины Борису Рыцареву:
"Мы пригласили Владимира написать песни для кинофильма "Иван да Марья" и сыграть там одну из главных ролей – Соловья-разбойника. Фильм вышел в 1975 году (премьера состоялась 28 июля 1975 г. – М.Ц.), значит, познакомились мы в 74-м.
– А кто решил заказать песни именно ему – вы или автор сценария А.Хмелик?
– Мы обсуждали это с Хмеликом. Позвонили Высоцкому – он согласился. Но играть спустя некоторое время раздумал. Мы как-то затронули этот вопрос, и Володя сказал, что выбрал для себя такую линию: играть только положительных героев...
– Кто в результате сыграл Соловья-разбойника?
– Николай Лавров из Ленинграда. Тогда он был молодым актёром ТЮЗа, а сейчас играет в театре Додина, стал известен (Н.Лавров скончался в 2000 г. – М.Ц.) Как ни странно, в то время он был даже внешне похож на Володю Высоцкого. И песни в картине пел, подражая ему.
– Вы встречались с Высоцким вне студии?
– Однажды мы провели почти целые сутки у него дома на Матвеевской. Прямо при мне он работал над песнями для картины, шло обсуждение, какая-то корректировка...
– Алексей Чердынин, оператор вашего фильма, говорил мне, что запись ваших разговоров на Матвеевской должна была сохраниться.
– Я об этом ничего не знаю.
– Почему в фильм включены далеко не все песни, а те, что вошли, – сокращены?
– Тут мы с Хмеликом занимали единую позицию. Дело в том, что Володя написал прекрасные песни, но они – как и все его вещи – были достаточно злободневными. А сказка требует всё-таки некоторой абстракции. Вот на эту тему у нас и были не антагонистические, но противоречия. Володя с трудом расстался с некоторыми своими находками. Мы упорно гнули собственную линию и довели дело до конца.
Одну свою песню Володя даже доработал – эту "Песню Марьи" потом спела Марина Влади, записывая пластинку. А, в общем, с самого начала была такая договорённость, что Высоцкий сделает много песен, среди которых будет произведен какой-то отбор.
По окончании работы мы расстались друзьями, но ощущение некоторой неудовлетворенности у Владимира Семёновича сохранилось. А при мне осталось моё упрямство. И когда я снова смотрю эту картину, то всё-таки думаю, что мы с Хмеликом были правы..."*1
Иначе причину неучастия в картине Высоцкого рассказал сценарист Александр Хмелик в беседе с высоцковедом Л.Черняком:
"Была идея, чтобы он снялся у нас в картине с Рыцаревым. Была моя идея предложить ему написать песни, и чтобы он сыграл Соловья-разбойника. И даже попробовали, и даже он пробовал грим. Он поверх век зрачки нарисовал. Нельзя сказать, что был удачный грим, но даже не в этом дело. Просто режиссёр выбрал другого совершенно актёра... Взял композитора, младшего Чайковского, который хотел самовыразиться в этой картине. На мой взгляд, вообще совершенно не попал ни в эстетику фильма, ни в песни Высоцкого.
... Я говорил режиссёру: "Ты пойми, что участие Высоцкого в картине даёт лишних десять миллионов зрителей, – как минимум". Но ему было бесполезно говорить. Он был воспитанник Роу (Александр Роу (1906-1973) – кинорежиссёр, постановщик 16 фильмов-сказок – М.Ц.), а они все снимали в определённой стилистике".*2
У оператора картины Алексея Чердынина сложилось своё мнение, почему Высоцкий отказался от роли Соловья-разбойника:
"Володя написал в картину четырнадцать песен, сам хотел сниматься... Но тогда произошла история с автором сценария Хмеликом. Володя принёс не тексты, а уже готовые песни. Показал. Сидели: Хмелик, режиссёр фильма Борис Рыцарев и я. Хмелик сказал: "Ты, Володя, тянешь одеяло на себя... Из сказки хочешь сделать мюзикл..."
Володя тоже что-то сказал; он ведь, если задумал, то отстаивал это дело до конца! В общем, они крупно поговорили, во многом разошлись... Володя окончательно решил не играть. Да я думаю, что тогда Володе уже не очень хотелось тратиться на эту работу...
Да, где-то у меня должна быть очень интересная кассета. Ещё до этого разговора мы сидели у Бориса Рыцарева, и Володя пел эти песни, вернее, ещё эскизы... И они всё это обсуждали – то есть, крутились мозги, работала мысль... Ну а в фильме все Володины песни были порезаны – много сокращений и переделок... Жаль, ведь песни были очень хорошие, без дураков..."*3
Ещё одна версия принадлежит Борису Грачевскому, который совместно с автором сценария А.Хмеликом примерно в тот же период организовал киножурнал "Ералаш":
"Там (в картине – М.Ц.) было действующее лицо Соловей-разбойник. Володя должен был играть Соловья-разбойника и написал все песни. А потом сцепились они из-за того, что режиссёр фильма Борис Рыцарев сказал, что музыку к фильму будет писать Борис Чайковский "Кто? Какой Чайковский? Да пошёл ты к чёрту тогда". И они поругались".*4
В разговоре со мной Б.Грачевский сказал так:
"Мы работали вместе с Хмеликом, поэтому я был в курсе всех этих событий. Я помню весь этот скандал, и как мы вдвоём уговаривали Рыцарева отказаться от его идеи. Он – ни в какую. "Нет" – и всё. "Всю музыку напишет Борис Чайковский". (Музыку к фильму написал композитор Александр Владимирович Чайковский, племянник Бориса Чайковского – М.Ц.) Хмелик махнул рукой, Владимир Семёнович психанул. Он должен был играть Соловья-разбойника и хотел несколько поднять уровень этой картины, потому что изначально в этой сказке был некий второй смысл для взрослых – немножко капустник, немножко пародия. Но потом всё развалилось".*5
На вопрос, почему Высоцкий не стал сниматься в картине, мне лично гораздо ближе точки зрения А.Хмелика, А.Чердынина и Б.Грачевского, чем Б.Рыцарева. Слова Высоцкого о желании играть только положительные роли (если они и были сказаны в действительности), по всей вероятности, были простой отговоркой. Соловей-разбойник в фильме в исполнении Н.Лаврова получился неплохим, но в исполнении яркого характерного актёра Высоцкого мог стать просто великолепным. А если ещё к этому добавить исполнение собственных песен... Но – не сложилось, как не сложилось очень многое в творческой биографии Высоцкого.
Актёр Иван Бортник, исполнивший в картине главную роль, о несостоявшейся работе Высоцкого высказался кратко:
"Володя не стал сниматься, что-то ему помешало... Хотя песни для фильма он написал – песни, на мой взгляд, – замечательные. Но режиссёр пригласил профессионального композитора, который сделал аранжировки... Некоторые песни вообще не вошли, другие были сокращены".*6
Сам Высоцкий о той работе на концертах высказался несколько раз и всякий раз – с явной досадой.
"Такая же судьба постигла вот "Мак-Кинли" (к фильму "Бегство мистера Мак-Кинли" Высоцкий написал девять баллад, но там звучат только полторы из них – М.Ц.), такая же судьба постигла очень большое количество вещей, которые я написал в кино, в детское кино, в сказку "Иван да Марья". И в ней есть, осталось что-то такое – две-три вещи, но там было их намного больше".*7
"Значит, вот была такая картина, "Иван да Марья" называлась она. В этот фильм я написал примерно семнадцать музыкальных номеров, текстов песен. Это должен был быть такой сказка-мюзикл в кино. Но, к сожалению, от этого осталось опять с гулькин нос, почти ничего не осталось, всё выстригли".*8
"Я не знаю, какого мнения он был о картине, не уверен даже, видел ли её полностью, – сказал режиссёр Б. Рыцарев. – Но натура-то у Володи широкая и добрая. После окончания работы он приехал в группу и привёз ящик шампанского".*9
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|