- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

публикуется впервые - 23.11.2010 г.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2010)

На съёмках "Войны под крышами"

Кадр из к/ф ''Война под крышами''         В биографии Владимира Высоцкого его кинороль в картине Виктора Турова "Война под крышами" по-своему уникальна. Уникальна она тем, что это, собственно, не роль и даже не эпизод, а просто участие в массовке. Чуть больше 30 секунд виден на экране Высоцкий в униформе полицая. Вроде бы, и говорить не о чем, тем более что и сам он, предваряя исполнение песни, сказал на одном из выступлений:

        "Первая песня – это "Песня о новом времени". Песня, которая будет в новом фильме, он ещё не вышел на экраны. Это фильм "Война под крышами", фильм Минской киностудии. Снимал его тот же режиссёр, что и другую мою картину – "Я родом из детства". Но в этом фильме "Война под крышами" я не играю роль, ничего не делаю. Там чуть-чуть меня на свадьбе сняли, во время свадьбы там поётся песня. Вот. И больше меня нет там".*1

        Через три года Высоцкий выразился ещё точнее: "Скоро выйдут два фильма, называются "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой". В этих фильмах я не играл никаких ролей, но писал туда песни".*2

        Казалось бы, всё ясно, но есть информация, что изначально роль Высоцкого не должна была ограничиваться тридцатью секундами экранного времени.

        Много лет назад у меня состоялась беседа с белорусским журналистом Владимиром Левиным, отрывок из которой я хочу привести здесь.

        М.Ц. – В статье "Владимир Высоцкий. Неизвестная песня" (журнал "Вестник", Балтимор, 17.05.1994) Вы пишете, что у Высоцкого была довольно большая роль в фильме В.Турова "Война под крышами", которая потом была почти целиком "вырезана" по приказу "сверху". Между тем, сам В.Туров говорил, что у Высоцкого была роль полицая в массовке.
        В.Л. – Дело тут вот в чём. Высоцкий всегда был, так сказать, "под колпаком". В тот момент, когда Туров давал это интервью, нельзя было предсказать изменение официального отношения к Высоцкому. Туров хотел, что называется, "отмазаться" от этого имени. Речь ведь шла о различных благах – звание народного артиста, ну и прочее. На самом деле, было не так, как говорил Туров. В этот фильм Высоцкого пригласил мой очень хороший товарищ, к сожалению, уже покойный Алесь Адамович. Это был его сценарий фильма. Я говорю Вам как очевидец – роль Высоцкого была значительной, но её "вырезали"".*3

        Многое из того, что рассказал мне тогда В.Левин, не соответствует действительности (например, слова о попытках В.Турова "отмазаться" от Высоцкого, с которым он дружил пятнадцать лет), так что можно было бы и не принимать во внимание его слов, если бы не одно "но" – примерно то же самое рассказывал и сам Алесь Адамович.

        "Песни для фильмов Виктора Турова Высоцкий начал писать давно – "Я родом из детства", "Война под крышами". Помню, как года за два-три до новогрудских встреч (сентябрь 1969 года, – М.Ц.) приезжал Высоцкий в Минск, даже снимался в нашем первом фильме "Война под крышами", но потом его "вырезали" те, кто и всё кино "резали без ножа", ибо лучше, чем художники и чем сам народ, знали, "что нужно народу"".*4 Кадр из к/ф ''Война под крышами''

        "Да, там вырезали, это точно, – подтвердил в беседе со мной народный артист России Юрий Горобец, исполнивший в картине роль комиссара. – Довольно много убрали. Володя часто приезжал в группу, потому что там же песни его были. Фильм снимался на натуре в белорусских деревнях, и он с удовольствием там бывал. А роль была вырезана... Просто поменяли акцент сценария, роль оказалась не нужна".*5

        Но есть и мнение, подтверждающее слова Высоцкого. "Роль Высоцкого не кромсали, – сказала мне вдова В.Турова актриса Ольга Лысенко (в фильме у неё роль Ксении). – Он писал для Турова, для его фильмов песни. А так... Он просто делал на съёмочной площадке что-то. Володя был начинающий актёр, и Витя не мог отказать ему в возможности заработать какие-то деньги".*6

        Как соединить диаметрально противоположные точки зрения? С одной стороны, можно предположить, что у сценариста была идея дать Высоцкому большую роль, но это не сложилось, и в процессе работы над сценарием линия персонажа Высоцкого (а не отснятый материал роли) была вырезана. С другой стороны, не исключено, что роли у Высоцкого не было с самого начала, но выпал эпизод, в котором он исполнял песню.

        На заседании художественного совета студии "Беларусьфильм" от 6 октября 1967 года эпизод "Свадьба", в котором снимался Высоцкий, подвергся критике. Общее мнение выразил М.Лужанин: "Материал неровен. Интересно смотреть, где есть накал борьбы. В других местах фильм уходит в быт. Он хорош, достоверен, но не всегда работает на всё произведение. Хороша свадьба, но для чего она в фильме? Смысловая нагрузка есть, но нет сюжетной".*7

        В результате, 27 октября 1967 года на имя директора киностудии было отправлено письмо, которое подписали директор картины А.Жук и режиссёр Ю.Рыбчёнок. В письме, в частности, указано: "В связи с изъятием из эпизода "Свадьба" песни Высоцкого "Карты" произвести запись двух довоенных песен..."*8

        Высоцковеду В.Тучину удалось выяснить, где именно снималась сцена, в которой Высоцкий был снят в массовке. Об этом ему написала актриса Любовь Малиновская, исполнившая в фильме роль Любови Карповны:

        "Единственный раз, когда я была в его (Высоцкого, – М.Ц.) обществе – это в Друе, "Война под крышами", когда он нам прекрасно пел свои новые песни. Остался он у меня в памяти очень обаятельным, светлым, и талантливым, и молодым".*9

        Согласно плану работы над фильмом, экспедиция в Друю проходила с 10 мая по 6 июня 1967 года, таким образом мы с точностью до трёх недель устанавливаем, когда была снята вошедшая в картину сцена с участием Высоцкого.

        Удалось обнаружить короткие воспоминания бывшего каскадёра киностудии Анатолия Шахрая, встречавшегося с Высоцким во время съёмок картины "Сыновья уходят в бой".

        "Первый раз я видел Высоцкого на "Беларусьфильме". Ох, как давно это было! Помню, как он играл на гитаре и пел. Да и вообще он с гитарой, можно сказать, не расставался. Бледный, худой, откуда только силы у него брались – просто непонятно. Мне он запомнился сдержанным, немногословным. В Браславе его несколько раз забирали сотрудники КГБ и съёмки отменялись, а потом он снова появлялся, и работа продолжалась.
        ... Снимали фильм летом. Не знаю, хорошо ли плавал Высоцкий, но то, что он подолгу купался в Браславских озёрах, – это запомнилось. Во время съёмок фильма мы жили одной семьёй, не отличали, кто актёр, а кто – технический работник. Высоцкого часто можно было видеть задумчивым, казалось, что он всё время творит. Не было такого, чтоб он на кого-то голос повысил, или злился, или ссорился с кем-то..."*10

        Как относиться к воспоминаниям А.Шахрая? Наверное, как минимум, с осторожностью. Трудно себе представить, что в 1967 году в маленьком провинциальном Браславе сотрудники КГБ вдруг являлись на съёмочную площадку и забирали с собой – да ещё и не один раз – Высоцкого. А вот то, что Высоцкий купался в озере и сочинял стихи, звучит абсолютно правдоподобно!

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Фонограмма выступления. Москва, завод им. Орджоникидзе, 1968 год.
  2. Фонограмма выступления. Жуковский, Московская обл. Дом культуры, 1971 год.
  3. Фонограмма беседы от 19.09.1994 г.
  4. Адамович А. "И живое стало историей" // ж. "Новое время", Москва. 1987 г. № 5.
  5. Фонограмма беседы от 7.11.2010 г.
  6. Фонограмма беседы от 14.11.2009 г.
  7. "Владимир Высоцкий. Белорусские страницы". Минск 1999 г. стр. 147.
  8. Там же, стр. 148.
  9. "Владимир Высоцкий. Из архива В. Тучина. Переписка" // сб. "Белорусские страницы". Вып. № 41. Минск. 2006 г. стр. 41.
  10. Абдулаева С. "Марына Уладзi не хацела пакiдаць Навагрудчыну..." // газ. "Народная воля", Минск. 2007 г. 26 января.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум