На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
К оглавлению раздела
публикуется впервые - 12.09.2010 г. (дополнена 4.01.2014 г.)
Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2010-2014)
"Суров же ты, климат охотский..."
В ночь на 17 января 1960 года ураган сорвал с тросов самоходную баржу Т-36, стоявшую на якоре у острова Итуруп. Штормом баржу унесло в Тихий океан, где она дрейфовала 49 дней, пока, наконец, 7 марта не была случайно обнаружена американским авианосцем "Кирсардж" (USS "Kearsarge"). На барже было четверо советских военнослужащих: старшина катера младший сержант Асхат Зиганшин, и трое рядовых – мотористы Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и матрос Иван Федотов.
Песня Владимира Высоцкого "Сорок девять дней", в ироническом ключе повествующая об этом событии, известна всем почитателям его творчества. Этот текст был опубликован в пяти собраниях сочинений Высоцкого, подготовленных, соответственно, А.Львовым и А.Сумеркиным, А.Крыловым, С.Жильцовым и В.Новиковым. Каждая публикация снабжена комментариями.
Самая первая публикация "Сорока девяти дней" предпринята Аркадием Львовым и Александром Сумеркиным в первом томе "Собрания стихов и песен", выпущенном в 1988 году в США. Публикаторы не сообщают, откуда они брали публикуемый текст. В примечаниях песня датируется 1962 годом. Публикаторы сообщают: "Отклик на реальное происшествие – зимой 1959-60 четверо советских солдат – сержант А.Зиганшин и рядовые Ф.Поплавский, А.Крючковский и И.Федотов – на небольшом катере попали в шторм в Охотском море и дрейфовали в океане 49 дней, пока их не обнаружили спасатели".*1
В 1989 г. в 6-м номере выходящего в Москве журнала "Русская речь" была осуществлена публикация полного текста Высоцкого, который содержал значительно больше строф, чем имеется в любой из известных нам фонограмм.
В 1990 г. вышел подготовленный Андреем Крыловым двухтомник "Владимир Высоцкий. Сочинения в двух томах". В примечаниях публикатор пишет: "Печатается по одной из двух известных авторских фонограмм. Основана на фактическом материале... Автор исключал эту песню из основного периода своего творчества, считая своей первой песней более позднюю (имеется в виду "Татуировка", – М.Ц.). Тем не менее, известны фонограммы её исполнений 1964-1965 и 1967 гг."*2
В 1994 году в Германии выходит наиболее полное на сегодняшний день собрание сочинений Высоцкого, составленное Сергеем Жильцовым. В комментарии к интересующей нас песне он пишет: "Текст печатается по беловому автографу. Самая ранняя песня Высоцкого, написанная, судя по всему, сразу же после одноимённой легендарной эпопеи – в марте 1960 года. Фонограммы: первая – 10.1965 г. последняя – 11.1967 г."*3
Немецкому изданию почти полностью соответствует выпущенный в России в 1993-1998 гг. пятитомник под редакцией того же С.Жильцова. Примечание к "Сорока девяти дням" полностью повторяет процитированное выше.
Самый полный на сегодняшний день комментарий к рассматриваемой песне Высоцкого принадлежит Владимиру Новикову, который приводит текст обращения Н.Хрущёва к вернувшимся на родину солдатам, и сообщает о том, что в 1962 году по сценарию Г.Бакланова, Ю.Бондарева и В.Тендрякова режиссёр Г.Габай снял фильм "Сорок девять дней".
Далее публикатор пишет: "Сохранились фонограммы двух исполнений автором "песни-поэмы" (1965 и 1967 гг.) на мелодию песни А.Охрименко, С.Кристи и В.Шрейберга "Я был батальонный разведчик", при этом текст имел следующий вид..." – далее идёт текст песни.*4
Итак, текст мы знаем, комментарии прочитаны. Теперь давайте размышлять и сопоставлять факты.
Во-первых, все публикаторы, за исключением составителей нью-йоркского издания, единодушны в том, что "Сорок девять дней" – самая первая песня Высоцкого и датируется она 1960-м годом.
Во-вторых, А.Крылов, а следом за ним и В.Новиков объявляют, что сам Высоцкий своей первой песней считал "Татуировку", тем самым вынося "Сорок девять дней" за пределы своего раннего творчества.
Действительно, Высоцкий именно так и говорил. Впервые (исходя из известных на сегодняшний день фонограмм) – в 1967 году в Ленинграде:
"Я первую песню свою написал в Ленинграде, здесь, пять лет тому назад. Ехал однажды в автобусе и увидел впереди себя – это летом было – впереди себя человека. У него была распахнута рубаха, и на груди была татуировка – женщина нарисована была, красивая женщина. И внизу было написано: "Люба! Я тебя не забуду!". Ну, и... и вот. Потом я написал такую песню, которая называется "Татуировка", но, правда, вместо "Любы" для рифмы поставил "Валя"".*5
В 1971 году, то есть, через четыре года после того выступления в Ленинграде, Высоцкий, исполнив песню "Красное, зелёное...", говорит:
"Это вторая песня. А первая – такая песня была..." – и начинает петь "Татуировку".*6
Ещё через семь лет, в 1978 году, Высоцкий сказал на концерте:
"... Я начал писать из-за того, что услышал однажды Окуджаву и понял, что, оказывается, можно свои стихи, усиливать воздействие от них тем, что им подыгрывать, этим стихам, на гитаре. Таким образом сначала появилась первая моя песня, которая называлась "Татуировка"".*7
А что же "Сорок девять дней"? Может быть, автор вообще о ней позабыл, отнеся этот текст к раннему юношескому опыту, который и песней-то считать нельзя? Но – нет. Как минимум один раз упомянул он её публично, на выступлении в 1972 году:
"У меня была такая песня, вот... я начинал – "Сорок девять дней" была. Я писал про каждый день, когда вот Зиганшин, Поплавский, Крючковский плавали на этой барже. Тут очень все молодые, не помнят, вероятно".*8
То есть, вопросов с тем, какая песня у Высоцкого появилась первой, быть не может. Почему же текстологи с таким единодушием датируют эту песню 1960-м годом? Возможно, основания для датировки её написания содержатся в рукописи или в фонограммах?
С.Жильцов указывает, что текст публикуется по беловому автографу из архива Н.М.Высоцкой. Автограф недатированный – это понятно из того, что публикатор указывает дату "1960, после 8 марта" в квадратных скобках, которые используются в случае, когда дата не установлена.
А что даёт нам анализ фонограмм? Он выявляет интересную вещь: ни в одной из ранних фонограмм Высоцкого песня "Суров же ты, климат охотский…" не звучит! Ни в так называемой "СВВ", записанной в период с 1961 по 1963 год, ни в записи у Л.Кочаряна в 1962 году, ни в фонограмме, записанной в 1963 году во ВГИКе, ни в содержащей 49 песен записи, сделанной в 1964 году у В.Синельщикова, ни в почти такой же длинной (на одну песню короче) фонограмме, записанной в Москве у М.Дубровина в ноябре 1964 г.
И только в самом конце 1964-го (по мнению С.Жильцова, и ещё позднее – в октябре 1965-го года) на второй фонограмме дома у В.Синельщикова появляется песня "Сорок девять дней" – причём в той фонограмме она открывает блок из десяти песен. Не свидетельствует ли это о том, что именно тогда песня и была написана?
После этого песня появляется на фонограммах ещё два раза – 7 ноября 1965 года (Москва, дома у Л.Седова) и на недатированной домашней записи (так называемой "Псевдо-Шабельник") 1967 года.
Возникает вполне логичный вопрос: почему Высоцкий, который уже в 1972 году сомневался, что его аудитория помнит события, связанные с дрейфом баржи в Тихом океане, ни разу не исполнил её, что называется, по горячим следам события (во всяком случае, нет воспоминаний об этом и нет фонограмм), но зато пел в 1967 году?
Думается, что национальной чертой советских людей была способность отзываться юмором на официальную пропаганду. В конце концов, не было ничего потешного ни в жизни, ни в смерти Василия Чапаева, но одуревшее от бесчисленных рассказов о героизме гражданской войны население сложило о командире 25-й дивизии бесчисленное же количество анекдотов. Даже, казалось бы, абсолютно священная тема победы над фашизмом не была полностью защищена от народного юмора. Видимо, срабатывал закон сжатия пружины...
О дрейфе баржи Т-36 в Советском Союзе знали все. Участники дрейфа были награждены орденами Красной Звезды, к ним лично обратился глава государства Н.Хрущёв, о них писали все главные периодические издания страны, о них поставлен фильм.
Стоп... А не здесь ли надо искать исходный материал для песни Высоцкого? Да, разумеется, можно предположить, что Высоцкий вместе со всей страной оказался перекормленным бесконечными рассказами о стойкости советских солдат. Пела же вся страна частушки:
Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками,
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают.
Зиганшин-рок, Зиганшин-буги
Зиганшин – парень из Калуги,
Зиганшин-буги, Зиганшин-рок,
Зиганшин съел чужой сапог...
Однако всё это как-то мало похоже на Высоцкого, который с юности не сливался с толпой и умел сохранить своё личное мнение. Ведь действительно – молодые парни проявили стойкость небывалую, не озверели и не сошли с ума от голода и жажды. И не их вина, что их историю официальные власти использовали в качестве очередного пропагандистского шоу.
Фильм "Сорок девять дней" в 1962 году поставил режиссёр Генрих Габай по сценарию Юрия Бондарева, Владимира Тендрякова и Григория Бакланова. После 1972 года фильм не демонстрировался по телевидению, поскольку режиссёр эмигрировал в США. Это была обычная практика тех лет: если уезжал актёр, то его имя вырезалось из титров, – если страну покидал режиссёр, то снятые им фильмы исчезали навсегда.
Впрочем, кажется, в данном случае потеря была невелика. "Командованию картина понравилась, – вспоминал через много лет один из участников дрейфа А.Крючковский. – А нам, если честно, не весьма. Сюжет художественного фильма сильно отличался, был сильнее закручен, чем реальные события".*9
Аналогично отозвался о фильме и А.Зиганшин: "В фильме есть неточности. Конечно, за 1,5 часа невозможно передать то, что происходило в течение 49 дней. А режиссёр с нами встречался только, чтобы взять разрешение на съёмки, в создании самого фильма мы участие не принимали. Потом, конечно, нас пригласили в Москву на премьеру. Там мы и с актёрами познакомились, они нам говорили, что надо было всё-таки до съёмок встретиться".*10
В общем, получился обычный советский фильм тех лет – героический, пропагандистский и – халтурный.
А теперь откроем ещё раз полный текст произведения "Сорок девять дней". На бумаге оно открывается словами "Пособие для начинающих и законченных халтурщиков".
В беловом автографе содержится больше строф, чем в любой из трёх известных фонограмм. Автограф заканчивается ироничным обращением к халтурщикам:
"Все отступления в прозе можно рифмовать по принципам:
океан – Асхан – Иван;
картошку – гармошку – крошку – ножку;
1) чаще употреблять фамилии героев;
2) герои должны петь и помнить о доме;
3) Зиганшин – старший, его употреблять чаще.
Таким же образом могут быть написаны поэмы о покорителях Арктики, об экспедиции в Антарктиде, о жилищном строительстве и о борьбе против колониализма. Надо только знать фамилии и иногда читать газеты".*11
Мне подумалось, что эти строки Высоцкого говорят о том, что истинными героями его песни были не те, кто дрейфовал на барже, а те, кто создал очередной трескучий "патриотический" фильм. И если это так, то песня не могла быть написана до 1962 года, когда фильм вышел на экраны. А может быть и позднее – мы же не знаем, когда именно Высоцкий увидел ту картину.
25 января 2011 г. в газете "Комсомольская правда" появились короткие воспоминания друга юности Высоцкого поэта И.Кохановского о том, как он впервые услышал песню "Суров же ты климат охотский…":
"Володя прибежал однажды, счастливый, весь светится от радости: "Ребята! Послушайте, что я написал". Читал нарочито серьёзно: "Суров же ты, климат охотский..." Конечно, мы посмеялись от души. Он сумел весь партийный пафос этого события свести до остроумной пародии на сухие штампы газетных статей".*12
Зная, как журналисты "Комсомолки" могут исказить текст оригинала, я позвонил Игорю Васильевичу, и попросил его рассказать то, что он помнит о первом исполнении Высоцким этой песни.
Оказалось, на этот раз "Комсомолка" всё передала правильно. По словам И.Кохановского, Высоцкий написал эту песню "немедленно, как только объявили (о дрейфе, – М.Ц.). Он пристукивал темп рукой и пел её нам".*13
Я продолжал опрашивать тех, кто потенциально мог услышать песню сразу после её написания. Подруга И.Кочарян З.Попова сказала мне, что песню Высоцкий написал не сразу, а через несколько месяцев после событий, и пел её на Большом Каретном в доме Л.Кочаряна под гитару.
Фотограф В.Кузин и инженер О.Лавзин, тесно общавшиеся с Высоцким именно в 1960 году, вообще не помнят, чтобы Высоцкий пел им эту песню.
Зато песня запомнилась Г.Ромодиной, однокурснице и подруге И.Высоцкой, первой жены Владимира Высоцкого:
"Иза и Володя были моими друзьями. Я дружила ещё с Маргаритой Володиной, которая сейчас живёт в Париже, и Кариной Филипповой, но больше всего мы дружили с Изой.
Мы, кстати, были первыми слушателями первой песни Высоцкого. Была у него такая песня про Зиганшина ("Суров же ты, климат охотский..." – М.Ц.). Было это у меня дома. Он, как обычно, пришёл с гитарой. Он спел, мы посмеялись".*14
Позднее (но ещё до окончания Школы-студии МХАТ, – т.е., в том же 1960 году) Высоцкий исполнил эту песню на студенческом капустнике. По словам И.Высоцкой, "песня была принята замечательно".*15
Таким образом, моё предположение о том, что песня "Суров же ты, климат охотский..." появилась под влиянием фильма "Сорок девять дней", оказалось неверным. Теперь мы можем с уверенностью сказать: она написана в марте-апреле 1960 года и стала самой первой авторской песней Владимира Высоцкого.
_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)
|