- Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи -
На первую страницу сайта "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"

К оглавлению раздела

В Интернете статья публикуется впервые – 11.03.2003 г. (дополнена 29.11.2005 г.),
первоначальный вариант статьи опубликован
в газете "Гомельские ведомости", Гомель, Беларусь,
8.10.1998 г., № 51-52, стр.8.

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2003-2005)

Владимир Высоцкий
и генеральные секретари

Владимир Высоцкий во время выступления во ВНИИ электротермического оборудования.
Москва, 1.02.1980 г. Фото – на сайте Павла Евдокимова         Разговоры о том, что после смерти Владимира Высоцкого количество его "друзей" увеличилось в десятки раз, давно стали общим местом. Правдой, однако, является тот факт, что тысячи людей действительно, – хоть большинство и весьма мимолётно, – с Высоцким встречались и разговаривали. В отличие от современных "попсовиков", поэт людей не избегал (разумеется, речь не идёт о фанатичных поклонниках и поклонницах). Не было, вероятно, в Советском Союзе такой профессии, с представителями которой Высоцкий не беседовал. Космонавты, егеря, физики, учителя, – список можно продолжать и продолжать. Любопытно, что общался он даже с представителями самой редкой профессии в СССР – генеральными секретарями ЦК КПСС. У гроба Сталина.
Фото – на сайте ''Stalin''

        Правда, самого первого из них – Иосифа Сталина – Высоцкий видел лишь в гробу. Причём, – в прямом смысле этого слова. "Великий вождь" скончался 5 марта 1953 года. Народу сообщили об этом только 7-го, а уже 8-го марта восьмиклассник Володя Высоцкий, пройдя мимо гроба с телом покойного, вернулся домой и написал стихотворение "Моя клятва":

                Опоясана трауром лент
                Погрузилась в молчанье Москва,
                Глубока её скорбь о вожде,
                Сердце болью сжимает тоска...


        "Особой доблестью среди ребят считалось пройти в Колонный зал, – вспоминал через много лет друг Высоцкого В.Акимов. – Мы с Володей были дважды – через все оцепления, где прося, где хитря; по крышам, по чердакам, пожарным лестницам; чужим квартирам, выходившими чёрными ходами на другие улицы или в проходные дворы; под грузовиками; под животами лошадей; опять вверх-вниз, выкручиваясь из разнообразнейших неприятностей, пробирались, пролезали, пробегали, ныряли, прыгали, проползали. Так и попрощались с вождём".*1

        Стихотворение впервые опубликовано в 1-м томе пятитомного собрания сочинений Высоцкого (Тула, 1993 г.). Оно состоит из семи строф, причём публикатор С.Жильцов указывает, что текст печатается по авторизованной машинописи.

        Более никакой информации Жильцов не даёт, а жаль. Известно ведь, что тексты свои Высоцкий практически никогда не перепечатывал даже в зрелые годы, не говоря уже о стихах, написанных в школе. То, что "Моя клятва" оказалась напечатанной, может, на мой взгляд, свидетельствовать только об одном, – стихотворение предназначалось для публикации. Разумеется, может оказаться, что оно вышло всего лишь в школьной стенной газете, но нельзя исключить и публикацию в периодической печати (в те дни подобных стихов печаталось очень много в самых разных изданиях). Если это так, то это было первое опубликованное стихотворение Высоцкого. Очень хотелось бы, чтобы кто-нибудь, кому доступна советская пресса того периода, проверил моё предположение.

        Впрочем, даже если такая публикация состоялась, вряд ли Высоцкий относил её впоследствии к своим удачам. Повзрослев и узнав отечественную историю получше, он просто возненавидел героя своего юношеского стихотворения. Даниэль Ольбрыхский

        Известный польский актёр Д.Ольбрыхский, хорошо знавший Высоцкого, в одной из своих книг припоминает любопытный эпизод. Однажды Высоцкий вёз его и других польских актёров по Подмосковью. Путь пролегал мимо дачи Сталина. ""Тут сдох Сталин", – сказал Володя. – "На этой даче умер Сталин", – перевёл я. – "Ты переводи как следует! – взорвался Высоцкий. – Я сказал: сдох!"".*2

        С Никитой Хрущёвым, следующим после Сталина Первым секретарём, Высоцкий встречался лично. Правда, произошло это, когда Хрущёв был уже простым пенсионером союзного значения. А за пару лет до того Высоцкий написал о Хрущёве песню. Однако посвящением её назвать трудно, ибо песня эта "Жил-был добрый дурачина-простофиля...": Никита Хрущёв
                Но был добрый этот самый простофиля –
                Захотел издать Указ про изобилье...
                Только стул подобных дел
                Не терпел:
                Как тряхнёт – и, ясно, тот не усидел...


        В январе 1998 года во многих изданиях появились отрывки из интервью, которое в 1996 году незадолго до своей смерти дал кинорежиссёр В.Туров (полностью интервью опубликовано в альманахе "Мир Высоцкого"). Туров утверждает, что его информация о встрече Высоцкого с Хрущёвым наиболее достоверная, поскольку получил он её от самого Высоцкого на следующий день.

        "Помогла ему внучка Никиты Сергеевича... Сначала охрана растерялась – кто да что? Но потом, увидев внучку Хрущёва, пропустили... Хрущёв расспросил Высоцкого о театре, о новых спектаклях, попросил что-нибудь спеть, Володя спел". Леонид Брежнев вручает награду Никите Хрущёву. 1964 г.

        Высоцкий приехал к Хрущёву, конечно, не песни петь. Он приехал за советом: с кем из членов правительства стоит ему поговорить, чтобы добиться легализации собственного творчества. По словам Турова, Хрущёв в ответ на это произнёс фразу, достойную Шекспира: "А ты их портреты видел?"

        Несколько по-иному рассказывает об этой встрече сын Н.Хрущёва Сергей: "В 1970 году Юлия (внучка Н.Хрущёва, – М.Ц.) привезла Высоцкого к отцу. Они провели вместе почти целый день. О чём они беседовали, я не знаю. Знаю только, что Володя отцу не пел, – он приехал без гитары. Не думаю, что его стиль понравился бы отцу".*3

        О визите к Хрущёву очень подробно, во всех деталях, рассказал в книге "Владимир Высоцкий. Между словом и славой"*4 знакомый Высоцкого – Д.Карапетян, посвятивший этому событию целую главу и утверждавший, что к Хрущёву он ездил вместе с Высоцким. Может и так, но друг Высоцкого той поры И.Кохановский утверждает, что вместе с Высоцким в гостях у бывшего Первого секретаря был он... Так что, тайна сия велика есть... Галина Брежнева с отцом

        На вопрос, встречались ли Владимир Высоцкий и Леонид Брежнев, точного ответа пока нет. Вероятность таких встреч (или хотя бы одной из них) не исключена. Высоцкий с 1969 года был знаком с дочерью Брежнева Галиной, знал и её мужа Ю.Чурбанова, бывал у них в гостях. Может быть, встретился там и с "лично Леонидом Ильичом".

        Во всяком случае, Брежнев сыграл в жизни Высоцкого роль весьма значительную, разрешив тому регулярно выезжать за рубеж. О том, что вопрос о визе для Высоцкого решался именно на таком – высочайшем – уровне, мы знаем из воспоминаний Марины Влади. Когда Высоцкому в 1973 году было отказано в визе для поездки во Францию, Влади сумела связаться с Генеральным секретарём французской компартии Ж.Марше. Жорж Марше и Франсуа Миттеран (в центре), 1973 г.

        "Позже мы узнали, что Жорж Марше хлопотал за нас перед самим Брежневым", – пишет Влади. Брежнев дал "добро", и Высоцкий получил возможность увидеть мир.

        А вот ещё одно любопытное свидетельство. "Как-то мне позвонил Высоцкий и сказал, что их театр закрывают, – рассказывает близкая подруга Г.Брежневой Н.Федотова. – Вечером за ужином при Леониде Ильиче я рассказала об этом Гале. Она ахнула. А Леонид Ильич прямо из-за стола пошёл звонить Суслову: "Михаила Андреевич, что у вас там за безобразие с театром?" И театр остался!".*5

        Конечно, времена были уже не те, закрыть театр одним махом, как когда-то поступили с Камерным или 2-м МХАТ, вряд ли было возможно, но "оргвыводы" действительно могли последовать зубодробительные...

        Ещё одно свидетельство принадлежит кинорежиссёру Г.Полоке. Выступая на открытии конференции "20 лет без Высоцкого", он рассказал (правда, неясно, с чьих слов, потому что самого его там, конечно, не было), что однажды Высоцкий пел "на свадьбе в брежневском семействе. Сам Брежнев лежал тогда в "кремлёвке", но постоянно был на связи и первым делом заказал "Баньку"".*6

        Высоцкий, однако, оказался "неблагодарный", жестоко осмеял "дорогого Леонида Ильича":
                "Какие ордена ещё бывают?" –
                Послал письмо в программу "Время" я.
                Ещё полно – так что ж их не вручают?!
                Мои детишки просто обожают,
                Когда вручают – плачет вся семья.


        А однажды высказался значительно жёстче и определённей:
                Да, я осилить смог бы тонны груза,
                Но, видимо, не стоило таскать –
                Мою страну, как тот дырявый кузов,
                Везёт шофёр, которому – плевать!


        Об отношении Брежнева к песням Высоцкого судить трудно. Существуют прямо противоположные свидетельства. Одно принадлежит Ю.Чурбанову: "Когда внуки крутили кассету с песнями Высоцкого, и его голос гремел по всей даче, Леонид Ильич кривился".*7

        Друг Высоцкого В.Туманов в интервью для документального фильма сказал: "Мне лётчик рассказывал, с которым Брежнев летал. Однажды они летели, кажется, из Владивостока, и вдруг слышат – песня Высоцкого! Лётчики сразу: "Кто включил?!" А стюардессы говорят, что кассету кто-то из свиты Брежнева передал".*8

        С Юрием Андроповым, сменившим Брежнева на посту Генсека, Высоцкий был знаком лично. Об этом мне рассказал известный фотограф Л.Лубяницкий, получивший информацию из первых рук – от самого Высоцкого. "Андропов был в достаточной степени интеллигентный человек, чтобы понимать, кто такой Высоцкий, что это за явление", – сказал Л.Лубяницкий.

        Похоже, – так оно и было. Во всяком случае, глава КГБ вовсе не был заурядным партаппаратчиком. Имея почти неограниченное право "тащить и не пущать", пользовался он им не всегда, о чём становилось известным даже на Западе. Юрий Андропов

        "Глава КГБ Андропов испытывал странную любовь к главному режиссёру "Таганки" Юрию Любимову, что дало тому возможность поставить "Дом на набережной". Это смелая и новаторская пьеса о проблеме морального выбора в эпоху сталинского террора", – писал М.Волкер.*9

        Любопытные строки встречаем мы в воспоминаниях М.Горбачёва: "Музыку Юрий Владимирович чувствовал очень тонко. Но на отдыхе слушал исключительно бардов-шестидесятников. Особенно выделял Владимира Высоцкого и Юрия Визбора".*10

        "Высоцкого очень любил Андропов, что в те времена было очень существенно, – сказал мне писатель А.Львов. – Образно говоря, это была не только королевская грамота, но и папская индульгенция, – ему наперёд всё прощалось. Высоцкий оказался неприкасаемым, – не в индуистском понимании, а в большевистском".*11 Шемякин и Высоцкий. Париж, 1978 г.

        Сказано очень точно. Высоцкому и впрямь разрешалось всё. Загул в Марселе в ноябре 1977-го года во время гастролей "Таганки", в результате чего последний "Гамлет" оказался под угрозой срыва. Дебош, устроенный совместно с М.Шемякиным в парижском ресторане, где было всё, вплоть до стрельбы из пистолета (стрелял, правда, Шемякин). Выступления перед эмигрантами в Париже, Торонто, Западном Берлине. Турне по США, где Высоцкий заработал 38 тысяч долларов и всю сумму оставил себе. (Есть информация, что он все деньги отдал Марине Влади. Положим, что и так, да ведь всё равно же не сдал в "совейский банк", как делали в те времена все без исключения советские гастролёры). Задержание на таможне в Шереметьево перед вылетом в Париж с невнесёнными в декларацию соболиными шкурками.

        Любому советскому гражданину даже одного подобного случая хватило бы, чтобы забыть о загранице навсегда. (И это ещё при самом хорошем раскладе!) Высоцкому же прощалось всё, поэтому сомневаться в существовании его покровителя на самом верху Системы не приходится. Похоже, что Андропов и был этим покровителем.

        Кстати, именно к Андропову обратился Любимов с просьбой разрешить похоронить Высоцкого на Ваганьковском кладбище. ("Хозяин" Москвы В.Гришин в этом отказал). Через пятнадцать минут в театре лежали все необходимые в таких случаях документы.

        Но даже сам Андропов не всегда мог поступать в соответствии со своими желаниями. По правилам советской системы приходилось играть и ему.

        В начале 1981 года за подписью Андропова в ЦК КПСС поступил документ с грифом "Совершенно секретно": "По полученным от оперативных источников агентурным данным, главный режиссёр московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов при подготовке нового спектакля об умершем в 1980 г. актёре этого театра В.Высоцком пытается с тенденциозных позиций показать творческий путь Высоцкого, его взаимоотношения с органами культуры, представить актёра как художника-борца, якобы "незаслуженно забытого властями"".*12

        Позднее, в январе 1982 года, Андропов своей властью разрешил показ спектакля "Владимир Высоцкий". Правда, только в статусе вечера памяти и только один раз – в День рождения поэта, после чего спектакль был снова закрыт. Леонид Брежнев и Константин Черненко

        Спектакль оставался запрещённым и во время недолгого правления Константина Черненко, не сыгравшего никакой роли в жизни страны (и, добавим в скобках, жизни Высоцкого, а потому для нашего рассказа интереса не представляющего), и был восстановлен в репертуаре театра лишь во времена последнего Генсека – Михаила Горбачёва.

        Есть информация, что Горбачёв однажды разговаривал с Высоцким. В.Туманов в беседе с журналистом В.Перевозчиковым рассказал: "Я точно знаю, что после концерта в ставропольском цирке (в сентябре 1978 г., – М.Ц.) к Высоцкому подошли Горбачёв и Казначеев (второй секретарь обкома, – М.Ц.). Поблагодарили и спросили: "Мы ничего не могли бы для Вас сделать? Вот пришла партия шведских дублёнок...". – "Да нет, не надо... Спасибо"".*13

        Правда, администратор Высоцкого Н.Тамразов такую возможность отверг категорически, заявив в беседе с тем же журналистом, что о визитах первых секретарей на концерты всегда предупреждали заранее. На фото (слева направо): Станислав Говорухин, Михаил Горбачёв, Анатолий Ромашин, Леонид Филатов, Евгений Жариков

        Однако у меня есть информация, что встреча Высоцкого и Горбачёва всё же состоялась, хотя и не на концерте. Бывший первый секретарь Ставропольского крайкома комсомола Н.Пальцев припомнил в разговоре со мной, что эта встреча произошла в здании крайкома КПСС. Деталей Н.Пальцев не помнит.

        Когда Горбачёв осенью 1991 года принял художника М.Шемякина, тот подарил ему комплект из семи пластинок, куда вошли 105 песен Высоцкого, спетых в студии Шемякина в Париже. Так что теперь пенсионеру Горбачёву есть что послушать на досуге.

_______________________________________________
<<< (обратно к тексту)

  1. Цит. по кн. "Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр", Москва, 1989 г., стр.186.
  2. Olbrychski Daniel. "Parę lat z głowy", BGW, Warszawa, 1997 г., стр.154. Пер. с польского М.Зимной.
  3. Цит. по книге "Khrushchev on Khrushchev", Little, Brown and Company, 1990 г. Обратный перевод с английского.
  4. Д.Карапетян. "Владимир Высоцкий. Между словом и славой", Москва, 2002 г., стр.110-125.
  5. "Экспресс-газета", Москва, 1998 г., № 28.
  6. Цит. по "Литературной газете", ноябрь 2000 г., № 47.
  7. Ю.Чурбанов. "Я расскажу всё, как было", Москва, 1993 г., стр.71.
  8. Документальный фильм "Cher Volodia", телевидение Франции, 1997 г.
  9. "The Waking Giant" by Martin Walker, New York, 1986 г.
  10. М.Горбачёв. "Жизнь и реформы", Москва, 1996 г.
  11. Цит. по фонограмме беседы.
  12. Цит. по газете "Вечерний клуб", Москва, 25.01.98 г.
  13. Цит. по газете "Высоцкий: время, наследие, судьба", Киев, 1992 г., № 4, стр.7.


Книги наших авторов

Наш «Живой Журнал»

Форум